Главные вкладки
Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов продуктивной деятельности" .
проект
"В чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее......
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 83.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством использования разных видов продуктивной деятельности»
По срокам: долгосрочный: 4 года.
По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность проекта
Пояснительная записка
В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речью.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ребенка грамотно говорить, использование всех частей речи, овладение элементарными навыками письма. Должна быть развиты волевые качества, познавательные процессы. Все это необходимо развивать в дошкольном учреждении.
Достаточно большая роль отводится сформированной мелкой моторике рук дошкольника.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
- Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
- Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
- Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями школы, семьи, государства.
Цель проекта:
создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Задачи:
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
- Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
- Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук);
- Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений
- Воспитывать умение работать в коллективе; привить нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
- Формировать положительные эмоции.
- Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
Данный проект рассчитан на 4 года и охватывает детей с младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: мелкая моторика рук.
Предмет исследования: влияние разных видов детской деятельности на развитие мелкой моторики рук.
Описание проекта
Особенность развития мелкой моторики рук
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста (2-3г.)
В 2–3 года ребёнок очень быстро изучает и овладевает навыками. Дети уже могут объяснить, что они хотят делать, что им интересно в данный момент. В этом возрасте развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
- нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы, или распределить фигуры одного цвета на верёвочке;
- игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
- строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
- лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
- занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну крупу и оставить в ней другую;
- игры с водой: ребёнок из ёмкости с помощью ложки или сачка вылавливает различные предметы.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (3-4 лет)
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
Развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста (4–5 лет)
В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:
- игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;
- работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
- аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
- рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
Мелкая моторика для дошкольников 6–7 лет
В 6–7 лет ребёнок идёт в школу, поэтому он должен быть морально и интеллектуально готов к новому этапу своей жизни. Уроки предусматривают соблюдение дисциплины, быстрое улавливание и понимание нового материала, способность хорошо запоминать и повторять задания. В этом возрасте все упражнения направлены на развитие речи и письма, навыков чтения. Именно поэтому родителям стоит уделить особое внимание совершенствованию мелкой моторики. Недостаточное развитие в этой сфере приводит в большинстве случаев к проблемам в обучении: ребёнок не может писать или делает это очень медленно, у него плохо развиты творческие навыки, фантазия и мышление.
Подготовить ребенка к школе помогут такие занятия:
- физические упражнения: пальчиковая гимнастика, массажёры для рук, пальчиковые игры, пальчиковый театр;
- мозаика: мелкие детали, которые нужно правильно собрать по инструкции — отличный способ развития маленьких пальчиков;
- конструктор: в этом возрасте привычные малышу крупные кубики заменяются на более мелкие детали, с помощью которых развивается не только мелкая моторика, но и фантазия;
- прописи: можно обводить не только буквы или цифры, но и разные фигуры, которые могут заинтересовать ребёнка; раскрашивание рисунков, штриховки
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствую мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения. Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
- Пальчиковые игры и упражнения;
- Массаж кистей рук и пальцев;
- Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
- Игры с верёвочкой, шнуровки
- Нанизывание бус, бисера
Продуктивная деятельность
- Лепка, аппликация, рисование;
- Раскрашивание ; работа с трафаретами
- Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
- Конструирование из лего-конструктора;
- Конструирование из бумаги;
- Конструирование из природного материала;
- Графические упражнения, штриховки;
- Собирание конструкторов и мозаик, пазлов
Театральная деятельность
- Показ разных видов театра (пальчиковые, теневые, рукавички)
Существуют средства развития мелкой моторики рук:
Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми дошкольного возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо подготовить:
- Дидактические игры со шнуровкой;
- Пальчиковые игры;
- Книжки-раскраски;
- Шипованные (массажные) мячики;
- Разные виды конструктора.
Следует изготовить разные виды театра: теневой театр, рукавички, пальчиковый театр, театр на палочке.
Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, соленое тесто, ножницы, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.
Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока.
Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений, художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд психолого-педагогической литературы:
Целевая группа: дети дошкольного возраста (3-7 лет.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.
Партнеры: Партнерами по реализации проекта являются родители. Они являются активными его участниками .
Этапы работы по проекту:
Проект планируется реализовать с 1.09.2016 -1.09.2020
Подготовительный этап: подготовительный – 1.09.2016
- Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук;
- Создание предметно-развивающей среды (насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
- Обследование детей.
- Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
- Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики.
- Подбор наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
- Диагностический этап:
- Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики каждого на момент обследования;
- Анкетирование родителей в компетентности по данной теме.
- Реализация проекта: основной – 1.09.2017 – 1.05.2020
- Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий.
- Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, картотек по пальчиковым играм, упражнениям, творческих альбомов;
- Подбор и оформление наглядно-информационного и консультативного материала для родителей.
- Оформление выставок.
- Организация кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки»
- Создание рабочей программы кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки»
- Заключительный: аналитический - с 01.05. 2020г. по 1.11.2020г.
- Подведение итогов по реализации проекту;
- Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта
- Представление опыта педагогической общественности;
- Публикация материалов;
- Участие в конкурсах;
- Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБДОУ № 19 «Василек»
Ожидаемые результаты
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
- Максимально использовать разные виды детской деятельности;
- Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития мелкой моторики;
- Развита мелкая моторика рук;
- Развиты психические познавательные процессы (память, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, воображение, речь);
- Сформированы волевые навыки:
- Воспитано умение работать в коллективе;
- Развита эмоциональная сторона ребенка;
Перспективный план работы на 2016 – 2017 учебный год
Октябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).
Занятие № 2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».
3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки».
3.Штриховка «Овощи».
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки» .
3.Штриховка «Фрукты».
Ноябрь
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».
3.Разбери пуговицы по цвету
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».
3.«Собери бусы».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Домашние животные».
3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).
2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».
3.Разберем счетные палочки по цвету.
Декабрь.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник».
3.Шнуровка «Пришей пуговицу».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель» .
3.Рисуем пальчиком по манке.
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Кто игрушки разбросал?».
3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.
2.Пальчиковая гимнастика « Котик», «Стирка».
3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .
Январь.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».
3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».
3.Шнуровка «Яблоня».
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки », «Кот Мурлыка».
3.«Собери бусы».
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «»Дикие животные».
3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
Февраль.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия».
3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
Занятие №2.
1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
2..Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».
3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
Занятие № 3.
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» ( нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
Занятие № 4.
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики », «Транспорт» .
3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
Март.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».
3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу », «Весна».
3.Штриховка «Цветы для мамы».
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика «Шарик», «Первые цветы».
3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».
3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
Апрель.
Занятие № 1.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».
3. Составление контуров предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».
3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
2.Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».
3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка (пружинка).
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Обувь».
3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
Май.
Занятие № 1.
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Колобок» .
3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
Занятие №2.
1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Алые цветки», «Домашние птицы».
3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
Занятие № 3.
1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».
3.Стирание ластиком нарисованных предметов.
Занятие № 4.
1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
2.Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».
3.«Самый ловкий». Доставание бусинок ложкой из стакана
Перспективный план работы
на 2017 – 2018 учебный год
Месяц | содержание работы | Цели и задачи деятельности |
Сентябрь Тема: «Осень» |
| 1.Учить детей мягкими массирующими движениями разминать каждый пальчик, ладошку. 2.Учить детей выполнять сложные элементы пальчиковой гимнастики, развивать плавность и координированность движений. 3.Учить детей составлять из отдельных фрагментов целое, развивать простейшие навыки анализа и синтеза. |
Октябрь Тема: Фрукты и овощи | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. 2. Пальчиковая игра «Апельсин», «Грибы», «Ягоды», «Капуста» 3.Трафареты «Фрукты»,»Овощи»
5. Аппликация «Весёлая гусеница» | 1.Формировать умение детей вращать карандаш между ладонями. 2.Учить детей имитировать движения повара (резать, мешать, отжимать), выдерживать ритм гимнастики. 3. Учить детей работать с трафаретами фруктов, овощей обводить точно по контуру. 4. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру 5. Воспитывать интерес к аппликации; вспомнить правила пользования кистью, клеем, салфеточкой; развивать творчество. |
Ноябрь Тема: «Поздняя осень» | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. 2.Пальчиковая игра «Вышел дождик погулять», «Деревья», За грибами» 3. Лепка «Ежик в лесу» 4. «Жучки и паучки» 5. Рисование в н/т «Дождь идёт» (ватными палочками) | 1.Формировать умение детей катать шишку между ладонями. 2.Учить детей широко раздвигать пальцы на руках, двигать ими в разных направлениях. 3. Учить детей лепить туловище ежа. Ломать макароны на равные отрезки. 4.закрепляем навыки приклеивания и украшения (усики, лапки, кружочки), основной детали; развиваем глазомер, чувство формы и композиции. 5. .Познакомить детей с рисованием в нетрадиционной технике – с использованием ватных палочек, учить рисовать аккуратно, развивать мелкую моторику. |
Декабрь Тема: «Зима» | 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками. 2. Пальчиковая игра «Погреем ручки», «Новогодние игрушки», «Наряжаем елочку» 3.Рисование в н\т «Снежинки» (пальчиками) 4. «Наша ёлочка» (аппликация с элементами рисования) 5. Лепка «Снеговик» | 1. Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками. 2.Упражнять детей в самомассаже отдельных частей тела (нос, шея, предплечья, плечи, колени), развивать мелкую моторику. 3. Учить детей рисовать кончиками пальцев снежнику по образцу, развивать мелкую моторику, усидчивость 4. продолжаем формировать навыки вырезывания: из квадратов разной величины вырезаем треугольники и складываем ёлочку, снег и снежинки дорисовываем карандашами; продолжаем вызывать у детей приятные воспоминания, связанные с новогодним праздником. 5.Сплющивание шариков пластилина и размазывание их на картоне |
Январь Тема: «Животные» | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. 2.Пальчиковая игра «Белочка», «Зайка серенький сидит», «Дикие животные» 3. Дорисуй узор «Дерево» 4. Аппликация «Шарфик для Мишутки» 5. Лепка «Зайчик» | 1.Продолжать формировать умение катать шишку между ладонями. 2. Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках. 3. Учить детей рисовать дерево. Вызывать любовь к природе. 4.Продолжаем закреплять навыки вырезывания и наклеивания; развиваем чувство цвета и ритма; воспитываем художественный вкус. 5. Закручивание жгутов в форме круга и овала, сплющивание маленьких кусочков пластилина |
Февраль Тема: «Родная армия» | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук мячиком-ежиком 2.Пальчиковая игра «Армия», «Транспорт, «Пальчики-бойцы» 3. Рисование в н/т «Салют» (ватные палочки) 4.«Парусник» (аппликация с элементами рисования) 5.Лепка «Танк» | 1.Формировать умение катать мячик-ежик между ладонями. 2. Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию. 3. Продолжать учить детей рисовать, используя ватные палочки, прививать любовь к творчеству. 4. учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя основные приёмы аппликации: срезание уголков для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса; продолжаем формировать навыки вырезывания 5.Учить лепить танк из отдельных частей, передавая их форму и пропорции |
Март Тема: «Семья» | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом. 2. Пальчиковые игры «Семья», «Первые цветы», «Мамочка» 3. Рисование в н/т «Мимоза для мамы» (ватные палочки) 4.Аппликация «Букет роз» 5.Лепка «Цветок для мамы» | 1.Прдолжать формировать умение детей катать орех между ладонями 2. Учить детей выполнять сложные движения в сочетании с текстом пальчиковой гимнастики, развивать коорд-ность и плавность движений. 3. Продолжать учить детей рисовать ватными палочками способом примакивания, развивать мелкую моторику, усидчивость. 4. Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания жгутика по кругу; развивать мелкую моторику, глазомер; воспитывать эстетический вкус. 5.Отщипывание маленьких кусочков пластилина и раскатывание их в форме жгутиков двумя пальцами. |
Апрель Тема: «Весна» | 1.Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. 2. Пальчиковая игра «Весна», «Луноход», «Космос» 3. Игра «Собери ракету» (мозаика) 4. Аппликация «Тучи по небу бежали» (коллективная композиция) 5.Лепка «Солнышко» | 1.Формировать умение прокатывать карандаши между ладонями. 2. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию. 3. Продолжать учить детей составлять из мелких частей изображение ракеты, проявлять сообразительность. 4. Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики; вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию. 5.Самостоятельное отщипывание кусочков пластилина и сплющивание их на листе картона. Раскатывание жгутиков двумя пальцами и выкладывание их по кругу. |
Май Тема: «Насекомые» | 1. Самомассаж ладоней и пальцев рук прищепками. рук. 2. Пальчиковая игра «Пчела», «Муха строит новый дом», «Насекомые» 3. Аппликация «Бабочка красавица» 4.Лепка «Божья коровка» | 1.Продолжать учить детей массажировать кончики пальцев прищепками. 2. Учить детей сочетать движения мелкой и крупной моторики, слушать словесную инструкцию. 3. Показать способ вырезывания бабочек из бумаги, сложенной пополам; развивать творческое воображение; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность. 4.Размазывание пластилина . Деление целого на части, сплющивание их. |
Перспективный план
на 2018 – 2019 учебный год
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы |
Октябрь | Знакомство с работой по развитию мелкой моторики рук. | Познакомить и заинтересовать родителей, привлечь к совместной работе. |
Обследование руки детей | Выявить отклонения для дальнейшей работы. | |
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, координацию движений, воображение. | |
«Загадки с грядки» (Рисование по содержанию загадок и стихов) | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; | |
Игр | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: « | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук», А.У Белая, В.И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дош-ков», И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с» | ||
Ноябрь | Знакомство с карандашом. Игры на развитие 3-х пальцев. | Учить детей правильно держать карандаш |
Работа с карандашом + готовые формы (закрашивание): «Овощи- фрукты», «Грибы», « Домашние и дикие животные»… | Закрепить навык закрашивания без пробелов, не выходя за контур. | |
«Листья превращаются в деревья» (лепка декоративная рельефная) | Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции | |
Игры: « Нанизывание бус, пуговиц», «Цветные ниточки» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Игрушки», «Дружные пальчики», « Наша группа». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. | ||
Декабрь | З | Учить выкладывать орнамент из полосок, кружочков, палочек - закрепить цвета. |
Шнуровка: «Платье», «Сапожок» | Развивать ручную умелость, фантазию | |
Рисование пальчиками «Снежок», «Ягоды» | Развивать тактильную чувствительность | |
«Снеговик» (лепка из соленого теста) | Закреплять умения детей работать с соленым тестом, изготавливать мелкие детали, используя разнообразные приемы лепки для создания целостного образа снеговика; развивать мелкую моторику рук, творческие способности; | |
Пальчиковые игры: «А на горке снег, снег...», «Пальчики спят», «Как у нас семья большая», «Елочка», «Дед Мороз» | Разви | |
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и правильно рисовать. | ||
Январь | Дорисовка до образа. Игры: «Обведи контуры фигур», «Яркое солнышко»; | Учить доводить образ до конца, закрашивать фигуру цветными карандашами. |
«Снежинки» (лепка) | Учить придумывать и воплощать на горизонтальной основе узор «снежинки», передавая её природные особенности посредством пластилина. Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, общую и мелкую моторику. | |
Выкладывание фигур из счетных палочек | Развивать воображение, сообразительность. | |
Игры: «Дом и ворота», «Елочка», «Качели». | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, сообразительность. | |
Пальчиковые игры: «Замок», «Подарки», «Компот », « Кошка». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарны | ||
Февраль | Работа в тетрадях: упражнения «Дорисуй узор», «Дождь». | Раз |
Трафареты «Дикие животные» | - учить дорисовывать до образа; развивать работу обеих рук, мышле | |
«Поздравительная открытка папе ко дню защитника отечества.» Аппликация из салфетки | Учить приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, учить катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. | |
Игры: «Дорисовка до образа», «Улица геометрических фигур» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, память | |
Пальчиковые игры: «Грибы», « Зайка», «Армия», Кот Мурлыка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторик | |
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | ||
Март | Оригами «Сложи квадра | Развивать сообразительность, мышление, конструктивные и творческие способности. |
Работа с бумагой «Мимоза», « Цыпленок», «Облако». | Учить комкать, отщипывать, вырезать бумагу (доведение до образа), развивать творческие способности. | |
«Ранняя весна». (по – мокрому) | Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа. Развивать творческое воображение. | |
Работа в тетрадях «Продолжи узор» | Развивать пространственную ориентацию, умение анализировать, пл | |
Пальчиковые игры: «Мамочка любимая», «Бабочка», «Одуванчик», «Сидит белка на тележке», «Мебель» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги | ||
Апрель | Ориентировка на листе бумаги, «Укрась платочек», « Кто нарисует больше». | Развивать координацию движений, сформировать внимание, глазомер. |
«Звезды и кометы» (Аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги) | Учить детей вырезать пятилучевые звезды: складывать квадратный лист бумаги по схеме и делать срезы. Вызвать интерес к созданию образа кометы состоящей из головы - звезды, вырезанной по схеме, и хвоста, составленного из полос рваной, мятой и скрученной бумаги или лоскутков ткани. | |
Работа с крупой «Золушка» « Дорожка», « Цветок». | Развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность | |
Пальчиковые игры: «Где обедал воробей», «Ласточка», «Космос», « | Развивать мелкую моторику | |
Литература: Дьяченко О.М. Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста. | ||
Май | Знакомство с силуэтами | Учить рисовать с помощью силуэтов, закрашивание их и вырезание по контуру. |
«Волшебная бабочка» (монотипия) | С помощью нетради | |
Рассказывание сказки пальцами | Раз | |
Обследование руки | Выявление изменений. | |
Пальчиковые игры: «», «Птички в гнезде», «Сороконожка»,»Что так | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | |
Литература: Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь., И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». |
Перспективный план работы
на 2019-2020 учебный год
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | |
Октябрь | Обследование руки | Выявить отклонения для дальнейшей работы | |
Рамки и вкладыши | Закрепить умения правильно держать карандаш и закрашивать без пробелов в определенном направлении | ||
Штриховка | Овладение 3-мя видами штриховки на геометрических фигурах | ||
Пальчиковые игры «Осенние листья», «Вышел дождик по | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
«Осенние фантазии» (из природного материала) | Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её | ||
Литература: Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. | |||
Ноябрь | Математическая мозаика | Продолжить создание предметов и сюжетов из геометрических фигур. | |
«Чайный сервиз»(аппликация). | Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. | ||
Работа в тетрадях – «Продолжи узор» | Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений | ||
Игры «Магазин», «Сделаем узор», «Украсим кукольное пальто» | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - мо | ||
Пальчиковые игры: «Наши пальчики», «Улитка», «Ягодки», «Игрушки» | Развивать чувст | ||
Литература: Щербина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Декабрь | Рисование пальцами, ладошкой «Снежинки», «Воробей», «Зайчик», «Слоник». | Развивать творческое воображение, тактильную чувствительность | |
Елочные украшения изготовление игрушек, гирлянд, снежинок своими руками, с помощью трафаретов, силуэтов, ножниц. | Развивать репродуктивное и творческое воображение, память, мышление, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Игры с мелким строительным материалом | Развивать ручную умелость, оптико-пространственное восприятие | ||
Пальчиковые игры: «Угощ | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Венгер И.Б., Венгер А.А. Сенс | |||
Январь | Штриховка косыми линиями | Развивать умение штриховать в определенном направлении. | |
Вышивка на бумаге, картоне «Тропинка», «Яркое солнышко» | Учить работать иглой и нитью, познакомить со швом «вперед иголкой» | ||
Работа в тетрадях. | Развивать координацию движений | ||
Пальчиковые игры: «Снежок», «Дом», «Снеговик». | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
« Дом в котором я хочу жить» (лепка) | Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | ||
Литература: Гаврилова С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. | |||
Февраль | Штриховка дугами | Закрепить знакомые виды штриховки познакомить с новым видом. | |
Поделки из проволоки | Развивать мышление, воображение, сообразительность, глазомер | ||
Оригами «Зайчик», «Грибок», «Птичка» | Закрепить умение изготавливать поделки из бумаги, формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога | ||
«Маленький солдат» (рисование) | Совершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет | ||
Пальчиковые игры: «Птичка», «Капитан», «Прогулка», « | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Дошкольное воспитание №9,11.1998. | |||
Март | Штриховка волнистыми линиями | Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. | |
Пуговицы, шнуровка | Закрепить умение составлять узор из пуговиц и научить пришивать их | ||
Подарок маме (вышивка на ткани) | Закрепить шов «вперед иголкой» и умение работать с иголкой и ниткой | ||
Открытка «Мак» (аппликация из картона) | Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного. | ||
Игры: «Цветок», «Сложи рисунок», « Нанизывание пуговиц», «Шнуровка». | Развивать репродуктивное и творческое воображение, зрительно - моторную координацию, глазомер | ||
Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник?». | Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма | ||
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Апрель | Книжки- раскраски | Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. | |
«Ракета» (оригами) | Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. | ||
«Кошечка» (лепка) | Продолжать учить детей лепить из пластилина. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), придавливание, загибание, соединение. | ||
Математический диктант | Учить выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление | ||
Пальчиковые игры: «Деревья в лесу», «Про кошку»», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Дом» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук | ||
Литература: Щербина С.В., Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры | |||
Май | Ориентировка на листе бумаги | Закрепить умение ориентироваться в тетрадях в клетку, развивать умение рисовать по клеткам в нужном направлении. | |
«Закладка для книги». (аппликация) | Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку | ||
«Весна» (рисование) | Продолжать учить рисовать гуашью, передавать в рисунке характерные изменения времени года | ||
Работа с ножницами | Закрепить умение работать с ножницами, вырезать фигуры по контуру, делить фигуры на части | ||
Рассказывание сказки руками | Развитие тонких моторных координаций обеих рук | ||
Обследование руки | Выявление изменений. | ||
Пальчиковые игры: «Цветок», «Слон», «Лакомка», «Птичка» | Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук |
Перспективный план с детьми по развитию мелкой моторики рук
2013-2014г.
месяц | № | Тематика работы |
Январь | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
Февраль | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
март | 1 |
|
2 |
| |
3 |
Создание объемных фруктов. | |
4 |
| |
Апрель | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
| |
май | 1 |
|
2 |
| |
3 |
| |
4 |
|
План работы с родителями на 2016 - 2020г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2016-2018г |
| Январь Февраль Март Апрель Май |
2018-2020г. |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель |
План работы с воспитателями на 2016 - 2020г.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2016-2017г |
| Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель
|
2018-2020г. |
| Сентябрь Декабрь Январь Апрель |
Диагностика уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
В определённом возрасте он должен уметь выполнять различные задания. Для того чтобы определить уровень развития мелкой моторики, проводят диагностику. В первую очередь смотрят, насколько у него развита мелкая моторика. Существуют специальные задания, по мере выполнения которых определяется уровень владения моторикой рук. Для каждого возраста сложность таких упражнений разная. Как правило, начинают диагностировать детей с трёхлетнего возраста.
Упражнения для 3–4 лет.
- Собери монеты в коробку. Малышу предлагается коробка небольшого размера и вокруг неё в хаотичном порядке разложены двадцать монеток. По сигналу он должен как можно быстрее собрать все их в коробку. Задание нужно выполнить сначала одной рукой, затем другой. В норме ребёнок складывает все копеечки активной рукой за 15 секунд, другой — за 20 секунд.
- Рисуем в воздухе. Ребёнок должен в течение десяти секунд рисовать пальцами круги в воздухе приблизительно одного размера, при это руки движутся одна по часовой стрелке, другая — против. Если малыш вращает пальцами в одну сторону, или круги сильно отличаются по размеру — задание считается невыполненным.
- Нарисовать на бумаге круг, горизонтальные и вертикальные линии.
- Упражнения со шнуровкой и пуговицами: ребёнок должен зашнуровать макет ботинка, расстегнуть и застегнуть пуговицы.
Упражнения для 4–5 лет.
1. Колечко. Нужно соединить указательный и большой пальцы в виде кружочка, а остальные поднять вверх. Ребёнку предлагают удержать пальцы в таком положении в течение 10 секунд.
2. Проверяют, как ребёнок умеет рисовать прямые, изогнутые линии, волны.
3.Вырезание ножницами: ребёнок должен уметь вырезать по контуру простые геометрические фигуры.
4. Согнуть лист пополам: малыш должен как можно ровнее сложить лист бумаги А4.
Упражнения для 5–7 лет.
- Рисовать прямые, ломаные, волнистые линии. Нарисовать человека.
- На каждой руке поочерёдно вытянуть одновременно указательный палец и мизинец, продержать их в таком положении пять секунд.
3. Вырезать из квадрата круг.
4. Вырезать и наклеить изображения.
5. Воспроизвести пальчиковую игру.
6. Заштриховать изображение.
7. Сложить бумагу пополам, гармошкой, по диагонали.
8. Выложить изображение из крупы, семян.
Заключение
Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники, сформировались условия для последующего овладения навыком письма, повысилась мотивация к процессу обучения.
Творческое сотрудничество совместно с семьей дали положительные результаты: родители научились проводить гимнастику и делают ее систематически, выучили много пальчиковых игр, сделали картотеки пальчиковых игр, упражнений, гимнастик, дидактические пособия.
В заключении хочу сказать, что на основе использования дидактических игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Используемая литература:
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
- Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»- СПб: Изд.дом «Литера», 2011г.
- Кольцова М.М. «Развитие моторики».- М.:Эксмо, 2002
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику». Эксмо-Пресс, 2001г
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики у ребенка». –М: Эксмо, 2011.
- Ткаченко Т.А. «С пальчиками играем, речь развиваем (для детей 3-5 лет). Екатеринбург:ООО Издательский до «Литур»,2016г.
- Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игра: идеи для развития мелкой моторики». Ростов н/Д:Феникс, 2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Методические рекомендации....
Мастер-класс "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности"
Мастер - класс...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности
Консультация для родителей...
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»
Развитие мелкой моторики у детей дощкольного возроста посредством игр через разные виды детской деятельности...
“Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности”
Сегодня к будущему первокласснику предъявляются высокие требования при поступлении в школу. У ребенка должна быть сформирована готовность к поступлению в школу. Немаловажным является наличие умения ре...
Статья «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности»
Мелкая (тонкая) моторика рук — это способность выполнять точные скоординированные действия пальцами и кистями. Навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, они оказывают большое влияние н...