Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»
проект по развитию речи
Задачи:
Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста, психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие)
Воспитывать умение работать в коллективе
Привлекать родителей к совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvit.mel_.motor_.ruk_.docx | 45.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия имени Ф.К.Салманова дошкольное отделение
«Солнечный город» город Сургут
Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»
Содержание:
- Введение
- Паспорт проекта.
- Реализация проекта:
Подготовительный этап:
Основной этап:
Заключительный этап.
- Список литературы.
«Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В.А. Сухомлинский
Актуальность.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно, и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.
От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
Начиная работу в группе младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась.
Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.
Паспорт проекта:
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2019г.)
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей.
Предметом – комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здровьесберегающих технологий.
Задачи:
Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста, психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие)
Воспитывать умение работать в коллективе
Привлекать родителей к совместной деятельности.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей, картотеки пальчиковых игр.
Прогнозируемый результат:
1. Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики (игры, упражнения).
3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
4. Обогатить предметно – пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
Реализация проекта.
I этап – подготовительный.
Изучение:
- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
- Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материал.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
- Изучение анализа полученных результатов, выводы.
- Создание предметно-развивающей среды;
- Изучить мнение родителей по данной проблеме.
II этап – основной.
Работа выстраивается в следующих направлениях:
- с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
- с родителями – посредством проведения консультаций, родительских собраний.
III этап – заключительный.
- Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики руки.
- Диагностика уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
План на 2017-2018 учебный год.
месяц | № | Тематика работы |
Январь | 1 | НОД «Путешествие в Подводный мир»; Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот». Игры со штриховкой. |
2 | Игры со шнуровкой «Застегни сапог», «Одень куклу на прогулку», «Помоги мышке найти сыр». Пальчиковая игра. | |
3 | Раскрасим силуэт, картинку. Пальчиковый театр. | |
Февраль | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Белка». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с бусами «Одень бусинку», «Ожерелье для Золушки». Пальчиковая гимнастика. Игры со скрепками «Ежик», «Солнышко». | |
3 | Штриховка «Кто спрятался?». Игры с мозаикой. Игры с прищепками «Цветочек», «Зайка», «Ежата». | |
4 | Игры с камешками «Выложи дорожку», «Составь рисунок». Игры с крупами: «Дорожка», «Подсолнух». | |
март | 1 | Рисование крупами. Конструирование из бумаги «Змея», «Солнышко». Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель». |
2 | Игры со штриховкой. Графические упражнения «Море», «Космос». | |
3 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. Создание объемных фруктов. | |
4 | Пальчиковый театр. Конструирование «Зоопарк». | |
Апрель | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с камешками «Чудесный цветок», «Составь рисунок». Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». | |
3 | Аппликация «Подснежник». Игра «Я-портной». Игры с крупой. | |
4 | Игры с пуговицами. Рисование пальцами «Весна пришла». | |
май | 1 | Игры с пуговицами, камешками; Игры со штриховкой. Графические упражнения «Подводный мир», «В лесу». |
2 | Пальчиковый театр Конструирование «Строим город». | |
3 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. |
План на 2018-2019 учебный год.
месяц | № | Тематика работы |
сентябрь | 1 | Дидактическая игра «Волшебное превращение верёвочки». Аппликация «Подсолнух». Массаж грецкими орехами. |
2 | Рисование фасолью «В лесу», «На лугу»; Игры со скрепками. Пальчиковая гимнастика. | |
3 | Игры с лего-конструктором «Вертолет», «Грузовая машина». Пальчиковый театр | |
4 | Игры с грецкими орехами «Однажды пошел гулять орех». Игры с мозаикой. | |
октябрь | 1 | Аппликация способом обрывания «Осень наступила». Игры с бусами «Одень бусы на нитку по схеме». Пальчикового театр. |
2 | Игры со штриховкой. Пальчиковые игры. | |
3 | Игры с прищепками. Конструирование поделок из природного материала | |
4 | Штриховка «Грибок», «Рыбка», «Белочка» Аппликация из бумаги «Цветок». | |
Ноябрь | 1 | Игры со скрепками. Пальчиковый театр |
2 | Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир». Аппликация «Матрешка». | |
3 | Вырезание ножницами силуэтов сказок. Пальчиковый театр. | |
4 | Игры с пуговицами. Графические упражнения «На реке», «На небе». | |
Декабрь | 1 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Дом», «Овощи». Самомассаж с использованием массажных мячиков. |
2 | Игры с бусами. Пальчиковый театр. | |
3 | Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». Игры с прищепками. | |
4 | Выкладывание из крупы снеговика, деда Мороза. Аппликация «Открытка». | |
Январь | 1 | Самомассаж рук. Пальчиковый театр. |
2 | Изготовление пальчикового театра «Теремок». Лего-конструктор «Дом будущего», «Робот». | |
3 | Конструирование из бумаги «Осьминог», «Медуза». Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». Лего-конструктор «Автомобиль»», «Мебель». | |
Февраль | 1 | Игры с крупами «Выложи по образцу», «Подводный мир». Пальчиковый театр. |
2 | Игра с мозаикой «Собери по образцу», «Цветы», «Лиса». Лепка «Животные нашей страны». Игры с шишками «Собери в корзинку». | |
3 | Игры с семенами: «Зима», «Дорога в лесу». Игры с прищепками. | |
4 | Рисование фасолью «В лесу», «На лугу»; Игры со скрепками. | |
март | 1 | Аппликация «Открытка маме». Игры со скрепками. |
2 | Игры с пуговицами. Рисование пальцами «Птицы прилетели». | |
3 | Игры со штриховкой. Рисование «Весна пришла». | |
4 | Поделка из ватных дисков «Первоцветы». Игры с прищепками. | |
Апрель | 1 | Игры с пуговицами. Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». |
2 | Игры с прищепками. Игры с крупами: «Мы рисуем», «Я-художник». | |
3 | Выкладывание из крупы «Любимый цветок». Аппликация «Открытка». | |
4 | Дидактические игры с прищепками «Художник», «Одень дерево». Пальчиковый театр. | |
май | 1 | Создание работы из листьев «Осень». Игры со штриховкой. Графические упражнения «Море», «Космос». |
2 | Игры со шнуровкой «Зашнуруй ботинок», «Путь автомобиля», «Помоги мышке найти сыр». Раскрасим силуэт, картинку. Пальчиковая игра. | |
3 | Игры с бусами. Создание объемных фруктов. | |
4 | Игры со штриховкой. Графические упражнения «Дерево-куст», «Комета». |
План работы с родителями.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2017-2018 учебный год |
| Январь Февраль Март Апрель Май |
2018-2019 учебный год |
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель |
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками – стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторике рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, лопатки и др., застегивание и расстегивание и т.д.) в дошкольном возрасти является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развивать недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребёнка.
В настоящем пособии представлены упражнения массажа рук и игры, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук.
Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребёнку.
Несколько интересных занятий для развития моторики:
1. Например, переливание жидкостей из одной емкости в другую.
2. Играйте с мозаиками и пазлами.
3. Займитесь переборкой пуговичек или других предметов по размеру.
4. Собирайте конструкторы. Подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка.
5. Рвите бумагу. Как ни странно, это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
6. Научите ребенка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
7. Учитесь одеваться сами. Застегивание пуговиц и завязывание шнурков тоже отличная тренировка.
8. Лепите вместе из пластилина.
9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках - отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых - круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – плетение косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству - лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод - отличная альтернатива играм.
14. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. В специализированных магазинах и отделах вы сможете найти и другие развивающие игры.
15. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Никогда не ругайте ребёнка, если у него не получается хорошо работать ручками. Не отступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребенка. Больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого начала и логики, это важная база для подготовки ребенка к школе.
Пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:
1. Упражнения для кистей рук.
Примеры таких игр – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».
Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:
- учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
- учит напрягать и расслаблять мышцы;
-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;
- учит переключаться с одного движения на другое.
2. Упражнения для пальцев условно статические.
Эти игры – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.
3. Упражнения для пальцев динамические.
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу.
Что поможет развить мелкую моторику рук? Для этого нужно следующее:
- Учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книги, разрывать бумагу.
- Учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать и одевать колготки и носки.
- Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.
-У ребенка обязательно должны быть конструктор и пирамидки
Как играть в пальчиковые игры.
Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Работа по проекту позволяет увидеть, что использование с детьми дошкольного возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики руки.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.
На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности
Используемая литература
- Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011
- Весёлые пальчики. Т.А. Ткаченко- Эксмо 2006
- Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева. –М., 2001
- Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А. - Генезис, М – 2008
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....
Проект по физическому воспитанию "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"
Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. В послед...
Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»
Самоанализ за 2017-2018 учебный год к проекту на тему «Развитие мелкой моторики у деетй дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности». Работу начала с изучения псих...
Проект на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
laquo;Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главн...
Комплексный подход в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий.
Выступление на педагогическом совете: опыт работы воспитателя по развитию мелкой моторики детей, актуальность и описание...
Презентация на тему Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством современного игрового оборудования
материал описывает современное оборудование по развитию мелкой моторики рук...
Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...