"Голос педагога - инструмент воспитания, нуждающийся в заботе"
проект по теме

Чернова Татьяна Владимировна

Цель проекта:  повышение компетентности педагогов  дошкольной образовательной организации  по вопросам здоровьесбережения  голоса как профессионального инструмента.

Задачи :

 1.Познакомить  с механизмом образования голоса, с особенностями голоса педагога. 
2. Развивать навыки у педагогов, способствующие сохранению и укреплению здоровья голоса.
3. Осветить причины нарушения голоса и способы восстановления голоса.
4. Формировать у педагогов заинтересованное отношение к здоровью собственного голоса.

Актуальность проблемы:

 Голос педагога является одним из самых действенных инструментов  воздействия на воспитанников.Голосом называют то звучание, которое производит человек при помощи колебания связок, находящихся в горле. Это звучание и есть техническое обеспечение речи педагога. Понятно, что характер звука влияет на восприятие речи. Голос педагога имеет огромное значение: он является средством, которое может возвысить значимость речи, но он нередко выступает средством и нивелировки значимости речи, преобразует ее потенциальное позитивное влияние в нечто противоположное — в агент разлагающего воздействия.

Голос может быть звучным, красивым, сильным, гибким, мелодичным, мягким, волнующим... Но столь же возможностей у голоса стать резким, отрывистым, слабым, тусклым, раздражающим и вследствии всего перечисленного неэффективным в достижении образовательных и воспитательных целей педагога.... Поэтому считаю беспрецедентно важной  и актуальной проблему сохранения здорового голоса педагогов ( воспитателей) дошкольных организаций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОЛОС ПЕДАГОГА - Инструмент воспитания, нуждающийся в заботе Разработано старшим воспитателем МДОБУ детский сад №6 г.Лабинска Черновой Т.В.

Слайд 2

ГОЛОС Способность человека издавать звуки при разговоре , пении, крике , смехе и плаче, средство коммуникации Вторая сигнальная система, которой обладает только человек (по И.П.Павлову) Звук , посредством которого возможно общение между живыми существами

Слайд 3

Голос – профессиональный инструмент педагога, выступающий как средство эффективного общения с детьми в процессе их воспитания и обучения.

Слайд 4

Физиология голосообразования Голос образуется в гортани Процесс голосообразования носит название фонация Голосообразование происходит путем выдыхания воздуха из легких через рот и нос, который, проходя через вибрирующие голосовые складки преобразуется в звуковые волны.

Слайд 5

Дыхание, глотание и фонация

Слайд 6

Голосовые складки В толще истинных голосовых складок заложена голосовая мышца. Вибрируя, они под давлением воздуха на выдохе, производят звук. Их движения координирует ЦНС. Голосовая щель - промежуток между ГС, необходимый для прохождения воздуха. Она постоянно изменяется от смыкания и едва заметного просвета( Б) при произнесении звуков до формы треугольника (А)при молчании и свободном дыхании.

Слайд 7

Характеристики голоса

Слайд 8

Союзом европейских фониатров в 1979г. была утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса. А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса: а) певцы-солисты; б) певцы-хористы; в) актеры; г) дикторы радио и телевидения. Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса: а) преподаватели; б) профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.; в) политические деятели; г) педагоги и воспитатели детских учреждений. В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде: а) адвокаты; б) судьи; в) врачи; г) войсковые командиры.

Слайд 9

Вредные факторы для голоса воспитателей Постоянно приходится петь, читать на фоне шума, создаваемого детскими голосами, общая частота которых доходит до 1000 Гц. Чтобы перекрыть «детский» шум, воспитатели должны повышать голос до70-72 дб . Во время прогулок аппарат также значительно перенапрягается на фоне городского шума.

Слайд 10

Признаки проблем с голосом Ваш голос стал грубым или хриплым. Голос пропал У Вас постоянно возникает необходимость прокашливаться, перед тем как начать разговор или в течение разговора. Ваш голос стал слабым и менее выразительным, порой или всегда требуются большие усилия для разговора. Диапазон Ваших голосовых возможностей сузился. Возникает чувство «комка в горле». Вам больно глотать. Стаж Вашего курения более 5 лет.

Слайд 11

Нарушения голоса гипотония ГС ( недостаточное смыкание) спастическая дисфония (чрезмерное судорожное смыкание ) фонастения ( истощение, утомляемость голоса) афония (полная потеря звучности голоса, только шепотная речь, связки выглядят нормально, но смыкаются асинхронно) острый ларингит хронический ларингит доброкачественные образования гортани ( «узелки крикунов») опухоли гортани и ГС парез или паралич гортани функциональные органические гормональные мутационные

Слайд 12

Потому что … имеются особенности эндокринной системы. Она более подвержена изменениям, влекущим за собой срывы при голосовых нагрузках Дисфония – самое распространенное нарушение голоса у женщин! Потому что… женские голосовые связки, короткие и узкие, производят больше колебаний в секунду. Вывод: несут значительно большую нагрузку. Потому что…больше подвержены стрессу Потому что..просто больше общаемся Потому что… тяжелее реагируем и на рабочие нагрузки, и на внештатные ситуации.

Слайд 13

Восстановление голоса Фонопедия - процесс восстановления голосовых нарушений Отоларинголог назначает физиопроцедуры и лекарственную терапию . Невролог — седативные, успокоительные или общетонизирующие препараты. Врач ЛФК определяет гимнастику, помогающую правильно дышать. Фонопед (педагог по постановке голоса) включает свою методику. Лечение, как правило, длится от 2-3 месяцев до полугода . ВАЖНО! при частых голосовых нарушениях человеку не должно быть "стыдно", помимо отоларинголога, посетить и психотерапевта . А в повседневной жизни лучше стараться не нервничать. В каких-то ситуациях просто выпить успокоительное. Еще лучше — промолчать. Ведь одним из критериев лечения дисфонии является голосовой покой .

Слайд 14

Что происходит в реальности…

Слайд 15

Что делать, если сорвался голос? Ни в коем случае не переходите на шепотную речь! Этот вид работы голосовых связок нагружает их гораздо больше, чем обычная разговорная речь! Не пейте горячее питье ни в коем случае. Осторожно полощите горло солевыми растворами с добавлением капли йода. Теплое молоко с ложкой меда и парой капель прополиса – отличное средство для укрепления гортани. Сделайте ингаляции с минеральной водой. Просто нагрейте любую столовую минеральную воду, добавьте туда чайную ложку масла шиповника, облепихи или оливкового . Вдыхайте пары около 10 минут. Вы сразу почувствуете облегчение. Для ингаляций подходят и различные лекарственные растения - отвары коры дуба, шалфея, крапивы, череды, липы. Выполняйте голосовые упражнения ( «Поём», «Мычим», « Тарзан »)

Слайд 16

Всем, чья профессия вынуждает много говорить, рекомендовано раз в полгода-год назначать курсы инъекций витаминов В1, В6, В12, АТФ и алоэ, которые помогут укрепить голосовые связки, свести риск возникновения проблем с голосом к минимуму .

Слайд 17

Пусть работа будет в радость!

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - тренинг « Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»

Голос – это не только уникальный индивидуальный  рабочий инструмент преподавателя, воспитателя, музыкального руководителя,  это способ убеждения, эффективность которого зависит от...

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

Взаимодействие учителя – логопеда с педагогами, родителями, детей, нуждающихся в логопедической помощи.

Договориться можно всегда, если обе стороны получают равные преимущества. Грэм Грин...

Консультация для педагогов: «Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»

Причины проблем с голосом. Характеристика хорошего голоса. Простые правила сохранения голоса....

Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".

Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов....