Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".
консультация по логопедии

Данченко Валентина Ивановна

Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

СОШ № 1  г. Химки

Мастер - класс

для муниципального методического объединения воспитателей:

«Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников».

                                                                                              Подготовила:

                                                                                   учитель – логопед

                                                                                   Данченко В.И.

г. Химки

26.04.2023

   

  1. Введение в тему.

Выразительность речи педагога.

В профессии педагога речь – это орудие производства. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь педагога должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.

Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос – профессиональный инструмент и учителя и воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, - это утомляет и взрослого, и детей.

Итак, если педагог стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все средства интонационной выразительности:

• дыхание;

• движения голоса по высоте, силе, тембру;

• интонацию;

• фразовые  и   логические   ударения;

• паузы;

• темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для дошкольников – ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь педагог является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.

Остановимся теперь на проведении занятий по развитию речи, которые проводятся с детьми в каждой возрастной группе. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать его выразительно.  Читать выразительно – значит выражать интонацией своё отношение к тому, о чём читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия на слушателей. Как читать, или рассказывать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от  содержания произведения. Как правило, читать надо голосом средней громкости и торопливости, порой усиливая его, иногда ослабевая в соответствии с содержанием. А сейчас давайте перейдём к практической работе.

  1.  Практическая работа.

Задание №1.

Изменение силы голоса и темпа речи при произнесении предложения.

«Завтра мы идём в поход».

  1. Прочитайте это предложение про себя. Осознайте, о чём идёт речь.
  2. Произнесите его про себя, беззвучно, с чёткой артикуляцией.
  3. Произнесите это предложение шёпотом и медленно.
  4. Произнесите это предложение тихим голосом и медленно.
  5. Произнесите это предложение громким голосом и медленно.
  6. Произнесите это предложение громким голосом и быстро.
  7. Произнесите это предложение громким голосом и быстро, несколько раз.

Задание №2.

Произнесение чистоговорки: «Белоснежные босоножки сушатся на окошке»,

 с разной интонационной направленностью:

- повествовательно,

- вопросительно,

- радостно,

- удивлённо,

- возмущённо,

- грустно,

- с сомнением,

- укоризненно,

- с предостережением.

Задание №3.

Чтение педагогами стихотворения С. Михалкова «Бараны» без акцентирования задания логопедом. (Описание речевых и мимических действий участников закрыто)

По крутой тропинке горной,                 (Неторопливое, размеренное повествование).

Шёл домой барашек чёрный,

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:                    (Темп речи убыстряется: белый баран сердится,

«Братец, вот какое дело:                        говорит торопливо, возмущённо).

Здесь двоим нельзя пройти-

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил:                          (Темп речи такой же быстрый: чёрный баран

«Мэ-э – ты в своём, баран уме?            раздражается, говорит быстрее брата,

Пусть мои отсохнут ноги,                     с раздражением).

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,                          (Очень быстрый темп: передаётся

Упёрся другой ногами…                        «бой» баранов).

Как рогами не крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,                      (Медленно, повествовательно, с понижением

А внизу река течёт.                                 силы голоса).

В этой речке утром рано                       (Усиливается голос, появляется укоризна,

Утонули два барана.                                убыстряется темп речи).

       И последнее. Может быть это прописные истины, но как подчас нелегко, следовать в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком невозможен …

Помните:

Памятка педагога.

• Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

• При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

• Воспитание и обучение лево- и праворуких детей, мальчиков и девочек, необходимо проводить по разным методикам.

• Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минимальной мозговой дисфункции).

• Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек - не ранее 7.

• Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.

• Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).

• Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с ребенком.

Главная заповедь педагога - не навреди!

          На память о работе сегодняшнего семинара, хочу предложить желающим, памятку мудрого, грамотного, заинтересованного педагога.

  1.  Итог. Рефлексия.

Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю всех за сотрудничество, эмоциональность. Если вам понравился мастер – класс и что – то из увиденного и услышанного вы возьмёте в свою работу, пошлите мне смеющийся солнечный лучик, а если не понравилось ничего, пошлите мне грустный лучик. Нет, нет!  Не посылайте мне его, а спрячьте  глубоко в карман, чтобы случайно, кто – нибудь, его не увидел.

Памятка педагога.

• Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.

• При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).

• Воспитание и обучение лево- и праворуких детей, мальчиков и девочек, необходимо проводить по разным методикам.

• Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минимальной мозговой дисфункции).

• Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек - не ранее 7.

• Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.

• Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).

• Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с ребенком.

Главная заповедь педагога - не навреди!

          На память о работе сегодняшнего семинара, хочу предложить желающим, памятку мудрого, грамотного, заинтересованного педагога.

Задание №3.

Чтение педагогами стихотворения С. Михалкова «Бараны» без акцентирования задания логопедом. (Описание речевых и мимических действий участников закрыто)

По крутой тропинке горной,                 (Неторопливое, размеренное повествование).

Шёл домой барашек чёрный,

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:                    (Темп речи убыстряется: белый баран сердится,

«Братец, вот какое дело:                        говорит торопливо, возмущённо).

Здесь двоим нельзя пройти-

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил:                          (Темп речи такой же быстрый: чёрный баран

«Мэ-э – ты в своём, баран уме?            раздражается, говорит быстрее брата,

Пусть мои отсохнут ноги,                     с раздражением).

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,                          (Очень быстрый темп: передаётся

Упёрся другой ногами…                        «бой» баранов).

Как рогами не крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,                      (Медленно, повествовательно, с понижением

А внизу река течёт.                                 силы голоса).

В этой речке утром рано                       (Усиливается голос, появляется укоризна,

Утонули два барана.                                убыстряется темп речи).

По крутой тропинке горной,                

Шёл домой барашек чёрный,

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:                  

«Братец, вот какое дело:                      

Здесь двоим нельзя пройти-

Ты стоишь мне на пути».

Чёрный брат ответил:                          

«Мэ-э – ты в своём, баран уме?            

Пусть мои отсохнут ноги,                    

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,                          

Упёрся другой ногами…                        

Как рогами не крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,                      

А внизу река течёт.                              

В этой речке утром рано                      

Утонули два барана.  

(Неторопливое, размеренное повествование).

(Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит торопливо, возмущённо).

(Темп речи такой же быстрый: чёрный баран раздражается, говорит быстрее брата, с раздражением).

(Очень быстрый темп: передаётся «бой» баранов).

(Медленно, повествовательно, с понижением силы голоса). (Усиливается голос, появляется укоризна, убыстряется темп речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"

Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....

Мастер-класс на тему: «Воспитание выразительной речи в семье»

Цель:  привлечь  внимание родителей к воспитанию выразительной речи у детей дошкольного возраста.Дети учатся разговаривать в семье. И зачастую, услышанные  обращения, фразы, мимика, жес...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников».

Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников»....

Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»

Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...

мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника

мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...