Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".
консультация по логопедии
Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rech_pedagoga_kak_instrument_vospitaniya_vyrazitelnoy_rechi_doshkolnikov.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ № 1 г. Химки
Мастер - класс
для муниципального методического объединения воспитателей:
«Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников».
Подготовила:
учитель – логопед
Данченко В.И.
г. Химки
26.04.2023
- Введение в тему.
Выразительность речи педагога.
В профессии педагога речь – это орудие производства. Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит, очевидно, доказывать, что речь педагога должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой.
Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.
Голос – профессиональный инструмент и учителя и воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.
Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, - это утомляет и взрослого, и детей.
Итак, если педагог стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все средства интонационной выразительности:
• дыхание;
• движения голоса по высоте, силе, тембру;
• интонацию;
• фразовые и логические ударения;
• паузы;
• темп речи.
Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для дошкольников – ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь педагог является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста.
Остановимся теперь на проведении занятий по развитию речи, которые проводятся с детьми в каждой возрастной группе. Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать его выразительно. Читать выразительно – значит выражать интонацией своё отношение к тому, о чём читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия на слушателей. Как читать, или рассказывать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от содержания произведения. Как правило, читать надо голосом средней громкости и торопливости, порой усиливая его, иногда ослабевая в соответствии с содержанием. А сейчас давайте перейдём к практической работе.
- Практическая работа.
Задание №1.
Изменение силы голоса и темпа речи при произнесении предложения.
«Завтра мы идём в поход».
- Прочитайте это предложение про себя. Осознайте, о чём идёт речь.
- Произнесите его про себя, беззвучно, с чёткой артикуляцией.
- Произнесите это предложение шёпотом и медленно.
- Произнесите это предложение тихим голосом и медленно.
- Произнесите это предложение громким голосом и медленно.
- Произнесите это предложение громким голосом и быстро.
- Произнесите это предложение громким голосом и быстро, несколько раз.
Задание №2.
Произнесение чистоговорки: «Белоснежные босоножки сушатся на окошке»,
с разной интонационной направленностью:
- повествовательно,
- вопросительно,
- радостно,
- удивлённо,
- возмущённо,
- грустно,
- с сомнением,
- укоризненно,
- с предостережением.
Задание №3.
Чтение педагогами стихотворения С. Михалкова «Бараны» без акцентирования задания логопедом. (Описание речевых и мимических действий участников закрыто)
По крутой тропинке горной, (Неторопливое, размеренное повествование).
Шёл домой барашек чёрный,
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый: (Темп речи убыстряется: белый баран сердится,
«Братец, вот какое дело: говорит торопливо, возмущённо).
Здесь двоим нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: (Темп речи такой же быстрый: чёрный баран
«Мэ-э – ты в своём, баран уме? раздражается, говорит быстрее брата,
Пусть мои отсохнут ноги, с раздражением).
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами, (Очень быстрый темп: передаётся
Упёрся другой ногами… «бой» баранов).
Как рогами не крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт, (Медленно, повествовательно, с понижением
А внизу река течёт. силы голоса).
В этой речке утром рано (Усиливается голос, появляется укоризна,
Утонули два барана. убыстряется темп речи).
И последнее. Может быть это прописные истины, но как подчас нелегко, следовать в повседневной жизни, а без них контакт с ребёнком невозможен …
Помните:
Памятка педагога.
• Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.
• При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).
• Воспитание и обучение лево- и праворуких детей, мальчиков и девочек, необходимо проводить по разным методикам.
• Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минимальной мозговой дисфункции).
• Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек - не ранее 7.
• Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.
• Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).
• Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с ребенком.
• Главная заповедь педагога - не навреди!
На память о работе сегодняшнего семинара, хочу предложить желающим, памятку мудрого, грамотного, заинтересованного педагога.
- Итог. Рефлексия.
Наш мастер-класс подошёл к концу. Благодарю всех за сотрудничество, эмоциональность. Если вам понравился мастер – класс и что – то из увиденного и услышанного вы возьмёте в свою работу, пошлите мне смеющийся солнечный лучик, а если не понравилось ничего, пошлите мне грустный лучик. Нет, нет! Не посылайте мне его, а спрячьте глубоко в карман, чтобы случайно, кто – нибудь, его не увидел.
Памятка педагога.
• Каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, учитывайте это в общении с ним и всячески подчёркивайте.
• При обучении ребенка помните: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (М. Монтень).
• Воспитание и обучение лево- и праворуких детей, мальчиков и девочек, необходимо проводить по разным методикам.
• Раннее начало знакового обучения недопустимо. Это приводит к ММД (минимальной мозговой дисфункции).
• Мозг мальчиков может быть подготовлен к школьному обучению только к 8 годам, мозг девочек - не ранее 7.
• Неподвижный ребенок не обучается. Каждая новая информация должна закрепляться движением.
• Девочки могут капризничать от усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационального» полушария).
• Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с ребенком.
• Главная заповедь педагога - не навреди!
На память о работе сегодняшнего семинара, хочу предложить желающим, памятку мудрого, грамотного, заинтересованного педагога.
Задание №3.
Чтение педагогами стихотворения С. Михалкова «Бараны» без акцентирования задания логопедом. (Описание речевых и мимических действий участников закрыто)
По крутой тропинке горной, (Неторопливое, размеренное повествование).
Шёл домой барашек чёрный,
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый: (Темп речи убыстряется: белый баран сердится,
«Братец, вот какое дело: говорит торопливо, возмущённо).
Здесь двоим нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: (Темп речи такой же быстрый: чёрный баран
«Мэ-э – ты в своём, баран уме? раздражается, говорит быстрее брата,
Пусть мои отсохнут ноги, с раздражением).
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами, (Очень быстрый темп: передаётся
Упёрся другой ногами… «бой» баранов).
Как рогами не крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт, (Медленно, повествовательно, с понижением
А внизу река течёт. силы голоса).
В этой речке утром рано (Усиливается голос, появляется укоризна,
Утонули два барана. убыстряется темп речи).
По крутой тропинке горной,
Шёл домой барашек чёрный,
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь двоим нельзя пройти-
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил:
«Мэ-э – ты в своём, баран уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Упёрся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
(Неторопливое, размеренное повествование). (Темп речи убыстряется: белый баран сердится, говорит торопливо, возмущённо). (Темп речи такой же быстрый: чёрный баран раздражается, говорит быстрее брата, с раздражением). (Очень быстрый темп: передаётся «бой» баранов). (Медленно, повествовательно, с понижением силы голоса). (Усиливается голос, появляется укоризна, убыстряется темп речи). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Качественные характеристики интонационной выразительности речи дошкольников"
Одной из главных задач ДОУ является речевое развитие детей. В эту задачу входит, в частности, развитие интонационной выразительности речи. Что мы вкладываем в это понятие представлено в консультации.....
Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников».
Консультация для педагогов на тему: «Формирование выразительной речи у дошкольников»....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Формирование интонационной выразительности речи детей на занятиях"
Семинар-прктикум для педагогов ДОУ по формированию интонационной выразительности речи...
Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...
Консультация для педагогов "Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи дошкольников"
Создание условий для развития выразительности речи...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
мастер-класс для педагогов по развитию речи...
мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника
мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...