Консультация - тренинг « Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»
консультация
Голос – это не только уникальный индивидуальный рабочий инструмент преподавателя, воспитателя, музыкального руководителя, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_trening_rmo_golos_pedagoga.docx | 75.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация - тренинг
« Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»
На районном методическом объединении музыкальных руководителей ДОУ
МОУ-СОШ №6 г. Маркса СП МДОУ –д/с №16
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей категории
СП МДОУ д/с №1 Глушак Е.В.
г. Маркс,2018
Голос – это не только уникальный индивидуальный рабочий инструмент преподавателя, воспитателя, музыкального руководителя, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия.
Какие же секреты нужно знать, чтобы «орудие труда» оставалось крепким и отточенным?
Глаза – «зеркало души», а голос – зеркало настроения педагога. Он не только отражает эмоции и чувства, но и способен направленно влиять на детей. Кроме фактической подачи материала, педагог придает информации эмоциональную окраску – одобрение, восхищение. Или наоборот – неудовольствие, порицание. Всю гамму чувств педагог доносит при помощи голоса. Дети могут угадать, с каким зарядом пройдет занятие, по одной лишь интонации приветственного «Здравствуйте».
● Ровный уверенный тон внушает спокойствие и чувство стабильности.
● Повышение голоса оказывает давление на детей, заставляет их внутренне сжиматься.
● Одобрение в голосе внушает уверенность в себе – я все делаю как надо, мои успехи оценены.
● Любимый прием многих педагогов – резкая смена тональности или ритма речи.
Это мигом снимает сонливость с потерявшей внимание аудитории.
Причины проблем с голосом
Голос – уникальный психолого-педагогический инструмент, несущий немалую рабочую нагрузку. Систематические перенапряжения голоса, как правило, отрицательно сказываются на его качестве. Нередко музыкальный руководитель заканчивает рабочий день надтреснутым или осипшим голосом, если не шепотом (кстати, шепот так же губительно сказывается на работе связок, как и крик). Уставший голос любит молчание. Но иногда у педагога просто нет возможности побаловать свой голос заслуженным отдыхом.
Голос многое говорит о преподавателе: о его характере, отношении к преподаваемой дисциплине, согласии или несогласии с излагаемыми фактами, одобрении или порицании описываемых событий. Педагог должен помнить, что голос может сказать о нем даже больше, чем он сам хотел бы открыть слушателям.
Проблема преподавателя в том, что снизить нагрузку на голосовой аппарат он не может: речь и пение обязательная и неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому частые спутники учителя – это покашливание, першение, охриплости голоса в конце рабочего дня. Иногда появляется чувство инородного тела в горле, которое порождает не только психологический, но и физический дискомфорт
Охриплость голоса может возникать не только вследствие перенапряжения голосовых связок, но быть следствием простуды (например, ларингита). Состояние желудочно-кишечного тракта также может влиять на качество голоса. Одной из причин сложностей с голосом может стать изжога. Желудочный сок, поднимаясь по пищеводу к гортани, раздражает голосовые связки. Отрицательное влияние могут оказывать и внешние условия: пересушенный воздух из-за работающих отопительных приборов или кондиционеров, сезонная аллергия, плохая экология.
В любом случае, независимо от того, что послужило причиной появления охриплости, необходимо принять меры, чтобы предупредить развитие осложнений. Следствием пренебрежения первыми признаками наметившейся проблемы, может стать хронический ларингит или образование узелков на голосовых связках. В худшем случае, это может привести к необходимости хирургического вмешательства и необратимым изменениям голоса. Чтобы избежать этого, требуется постоянное внимание и забота о своем голосе.
Характеристика хорошего голоса:
Подумайте о том, какими из названных черт обладает Ваш голос, а какими - нет, и над чем стоит поработать. Итак, хороший голос:
- приятный, окрашенный интонацией
- вибрирующий, выразительный
- спокойный, естественный
- хорошо модулированный, богатый
- доверительный, наполненный
- управляемый, звучный
- теплый, доброжелательный
- мелодичный, уверенный
- заботливый, дружеский
Характеристика плохого голоса:
Список наиболее распространенных определений неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться. Итак, плохой голос:
- гнусавый, робкий
- резкий или скрипучий, отрывистый
- хриплый, слишком громкий (тихий)
- дрожащий, бесцветный
- плаксивый, неуверенный
- с одышкой, напряженный
- монотонный, слабый и скучный
Простые правила для сохранения голоса
Голосу можно и нужно помогать. И не время от времени, когда ситуация уже становится критической, а постоянно и непрерывно, ведь нагрузка на связки у преподавателей регулярная. При возникновении проблем с голосом следует обратиться к врачу, специализирующемуся на этой проблеме – фониатру. Врач установит причину голосовых изменений и подберет оптимальную терапию. Также рекомендуется соблюдать определенные правила, которые помогут сохранить голос здоровым.
16 основных правил гигиены голоса
1. Правильный режим голосовой нагрузки, чередование периодов работы и отдыха.
2. Правильная техника пения или длительного «говорения»; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
3. Избежание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика, визга, несвойственных именно вашему типу голоса.
4. Запрещение пения во время критических дней.
5. Ограничение больших голосовых нагрузок на открытом воздухе при температуре ниже +5 Со, в условиях шума от движения городского транспорта.
6. Избежание длительной монотонной речи, ведущей к накоплению статического напряжения, шепотного голоса.
7. Отказ от курения, умеренное употребление алкоголя.
8. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
9. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов, освобождение на это время от работы.
10. Работа в чистых помещениях с достаточной влажностью.
11. Избежание контакта с пылью и вредными химическими веществами.
12. Избежание резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
13. Правильная работа с микрофонами ораторов, ведущих культурно-массовых мероприятий, которые, используя микрофон, чрезмерно повышают голос. Рекомендуется работать с микрофоном в обычном речевом режиме.
14. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.
15. Своевременное лечение лор-органов и других органов и систем, курортолечение, предупреждение обострений.
16. Но если все таки возникли проблемы с голосом, в том числе и возникшие из-за перенапряжения голосового аппарата, поможет решить Гомеовокс® – препарат для лечения и профилактики охриплости и восстановления голоса.
16. Посещение занятий и лекций фониатра (фонопеда) по технике правильного применения голоса лицами речевых профессий, овладение навыками физиологичного использования голосового аппарата, речевой артикуляции, самомассажа, аутогенной тренировки.
17. Проблемы с голосом, в том числе и возникшие из-за перенапряжения голосового аппарата, поможет решить Гомеовокс® – препарат для лечения и профилактики охриплости и восстановления голоса.
Натуральные компоненты препарата, обладая противовоспалительным действием, помогают при навязчивом сухом кашле, першении и ощущении сухости в горле, способствуя улучшению качества голоса уже с 1-х дней приема1.
Для восстановления голоса рекомендуется рассасывать каждый час по 2 таблетки2. Улучшение качества голоса не заставляет себя долго ждать и наступает уже в первые дни применения препарата¹. В качестве подготовки к повышенным голосовым нагрузкам, которые случаются у педагогов регулярно, рекомендуется профилактический прием Гомеовокса – по 2 таблетки 5 раз в день2.
17. Голос можно тренировать. Упражнения для сохранения и укрепления голоса - это эффективная профилактика проблем
Упражнения для сохранения и укрепления голоса
Упражнения выполняются ежедневно (утром натощак). Каждое упражнение повторяется 5 раз, плечи и шея при этом должны быть расслаблены.
Упражнение 1
Лежа или сидя, спокойно вдохнуть носом, «надувая» живот, задержать дыхание на 1–2 секунды; считая до пяти, плавно выдохнуть через нос.
Упражнение 2
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот – прохладная воздушная струя («тушить огонь»). Выдох усиливать в конце упражнения.
Упражнение 3
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот – теплый выдох
(«согревая руки»).
Упражнение 4
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «шшш». Следующий раз со звуком «ссс». Выдох усиливать в конце упражнения.
Упражнение 5
Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через рот со звуком «ууу». Следующий раз со звуком «ооо» и «ааа».
Следить за грудным звучанием.
Упражнение 6
Закрыть левую ноздрю, через правую сделать глубокий шумный вдох-выдох. То же самое сделать через левую ноздрю.
Упражнение 7
При вдохе вторым и третьим пальцами обеих рук делать ввинчивающие движения по крыльям носа к переносице. Задержать дыхание на 2–3 секунды. Затем на выдохе интенсивно постукивать по крыльям носа в обратном направлении.
Дыхательная гимнастика по методике
Александры Николаевны Стрельниковой.
(Российская оперная певица 1912-1989г.)
Упражнения выполняются утром, 15 минут.
Одно упражнение выполняется 96 раз -делится на 3 цикла
1 цикл 13 упр. -32 вдоха
2 цикл13 упр.- 32 вдоха
3 цикл 13 упр. – 32 вдоха цикл можно поделить на 4 , 8,16, 32 упр.
1 Упр. «Ладощки» - поднимаем руки на уровне плеч, открываем ладошки, когда мы сжимаем ладошки – делаем вдох (нюхаем воздух), а выдох делаем совершенно свободно – около 2х вдохов в 1 секунду.
2 Упр. «Погончики» - грудь не поднимаем, руки на уровне пояса сжимаем в кулаки и кидаем вниз вдыхаем на броске.
3 Упр. «Насосик» - делаем наклон – тогда вдох. Слегка прогибаем спину, руки свободно висят. (грудная клетка сжимается), наклоняясь делаем вдох.
4 Упр. «Кошка» - руки на уровне груди ноги чуть сгибаем, хватаем воздух и вдыхаем – поворачиваемся. (разрабатывается позвоночный столб, коленные суставы).
5 Упр. «Обнимашки» - руки полочкой, ноги на ширине плеч, обнимаем грудную клетку и делаем вдох. (грудная клетка сжимается, делаем вдох)
6 Упр. «Насосик» + «Обнимашки» - между упр. делаем выдох.
7 Упр. «Повороты головы» - в лево, в право.
(упражнение на мышцы шеи, разрабатывает шею, хорошо помогает у кого хондрос).
8 Упр. «Китайский болванчик» - или «Ай-ай-ай» .
9 Упр. «Лыжник» - правая нога вперёд тело переносится на переднюю заднюю ногу. Потом ногу меняем на левую.
10 Упр. Рокен-рол передний – поднимаем ногу и делаем вдох, меняем на др. ногу
11. Упр. Задний Рокен-рол – поднимаем ногу назад.
В начале могут быть головокружение, потом придёт в норму. Этот комплекс упражнений – насыщает лёгкое кислородом, легкое разворачивается, кровь насыщенная кислородом поступает в альвеолы.
Голос, о котором заботятся, звучит по-особенному: уверенно, светло, позитивно, убедительно, окрылено. Уделяйте внимание своему голосу, и его благодарности хватит вам на многие годы успешной преподавательской карьеры.
Берегите свой голос, заботьтесь о нем, хольте и лелейте! И тогда он будет звучать ярко, насыщенно и уверенно в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-тренинг для педагогов "Дети - наша забота"
Организационный момент-распределение на группы. Теоретическая часть-Кто, если не взрослый, защитит ребёнка, предостережёт от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных «нельзя» и «мож...
Консультация-тренинг для педагогов «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
Эта консультация-тренинг направлена на помощь педагогу по взаимоотношению с семьями воспитанников. При помощи тренингов воспроизводятся проблемные ситуации, которые возникают у педагогов при взаимоотн...
"Голос педагога - инструмент воспитания, нуждающийся в заботе"
Цель проекта: повышение компетентности педагогов дошкольной образовательной организации по вопросам здоровьесбережения голоса как профессионального инструмента.Задачи : 1....
консультация-тренинг для педагогов "Стресс и его последствия"
Стресс – состояние человека в процессе адаптации к условиям, неблагоприятных для его жизнедеятельности и угрожающим его жизненно важным ценностям. Как избежать встречи с синдромом профессионально...
Консультация-тренинг для педагогов «Искусство быть счастливым»
Цель: Профилактика «профессионального выгорания» педагогов. Задачи:· Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива с ис...
Консультация для педагогов: «Голос педагога. Инструмент и объект внимания. Как сохранить голос»
Причины проблем с голосом. Характеристика хорошего голоса. Простые правила сохранения голоса....
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Работа без опасений, сохраняем ресурсы для новых достижений»
Цель: мобилизация внутренних сил педагогического коллектива для плодотворной работы.Задачи:Научить педагогов наблюдению и анализу за эмоциональным состоянием своим и коллег, относиться нормально (адек...