Приёмы самомассажа
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а самомассаж рук оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не формируется должным образом. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Активные движения пальцев его рук словно подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Способов стимуляции речевой активности много. Наиболее доступным и интересным является самомассаж рук. Поэтому педагогам дошкольных учреждений и родителям необходимо знать о распространенных приемах самомассажа.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком.
Основной целью является нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. А также улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам. Во-первых, самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер. Его можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать его многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. И главное, самомассаж можно использовать без специального медицинского образования.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, то улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а самомассаж рук оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Для детей дошкольного возраста рекомендуется использовать игровой самомассаж с использование различный предметов (бигуди, различные мячи, су-джоку, бросовый материал и т.д.) или без них, сопровождая его короткими эмоционально яркими стихами.
Основными приемами самомассажа является поглаживание, растирание, разминание и вибрация.
Предлагаю подборку игровых приемов по самомассажу рук.
ПОГЛАЖИВАНИЕ
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”. Солнышко лучами Г. Виеру | Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев. – Сорока, сорока, |
Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава). Свистели метели, В. Степанов | Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона). Дунул ветер на березку, М. Пляцковский
|
РАСТИРАНИЕ
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга. Чьи руки зимою всех рук горячей? В. Берестов | Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами). Мурка лапкой носик мыла, (адаптация стихотворения В. Левина)
|
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука). Диво дивное – паук, B. Суслов | Пиление ладони пальцами противоположной руки. Принялась она за дело. C. Маршак |
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки. Пилит, пилит пила, В. Сокол | Циркулярное растирание кистей рук (“намыливание” рук мылом). Не секрет для нас с тобой,
|
РАЗМИНАНИЕ
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. Толстушка-ползушка, Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина) | Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. – Гуси, гуси! Русский фольклор |
ВИБРАЦИЯ
Пунктирование двумя-пятью пальцами (игра на пианино). Кто там топает по крыше? Ж. Давитъянц | Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки. Кто на розовой заре. Э. Мошковская
|
Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. Уложили дятла спать В. Линъкова | Поколачивание ладони кулаком противоположной руки. Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Г. Виеру
|
Использование приведенных активных игровых действий во время повседневных занятий в ДОУ позволило провести наблюдение по следующим показателям: дети с удовольствием выполняют предлагаемые педагогом приемы самомассажа, а после его сеанса проявляют чувства удовольствия, стабильного уверенного тонуса. У них улучшается память, расширяется словарный диапазон. Приведенные показатели подтверждают данные о том, что самомассаж является одной из основ закаливания и укрепления детского организма. Следовательно, его применение в педагогической практике можно считать вполне оправданным и целесообразным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения дошкольников
Самомассаж является эффективным и простым методом коррекции и профилактики многих речевых нарушений. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57772.jpg)
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста приёмам самомассажа"
Самомассаж как профилактика заболеваний у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/31/picture-221597-1541011947.jpg)
Приёмы самомассажа в логопедической работе.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.Целью л...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/14/picture-479707-1434285254.jpg)
Конспект совместной деятельности по оздоровлению детей "Мои заботливые помощники" (обучение приёмам самомассажа).
Тема «Мои заботливые помощники» Программное содержание:Учить детей заботиться о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления.Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и спо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/03/picture-558477-1420313888.jpg)
Использование приёмов самомассажа кистей и пальцев рук у детей, имеющих речевые нарушения.
Описаны некоторые приёмы самомассажа кистей и пальцев рук, с использованием различных предметов и сопровождающиейся стихотворным текстом....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-991668-1515172855.jpg)
ПРИЁМЫ САМОМАССАЖА
РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ, РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ШЕИ, РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ ЯЗЫКА, РАБОТА НАД ДЫХАНИЕМ...
Применение приёмов самомассажа рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста
Рассказывается о системе самомассажа рук и приёмах для детей младшего возраста, способствующих быстрейшиму развитию речи у детей 3-4 лет...