Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Наталия Владимировна

 

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. В настоящее время для дошкольного образования установлен федеральный государственный образовательный стандарт, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Перед воспитателем стоит задача не просто организовать воспитательно - образовательный процесс, используя здоровьесберегающие технологии, а предложить целостный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ?

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ педагогом - психологом.

Понятие здоровье согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения – состояние физического, психического и социального благополучия человека.

Значит в широком смысле слова здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - это процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка, процесс развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

А в более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Итак, «здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач. Можно выделить следующие виды технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Уверена, что у каждого педагога за годы работы в саду сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий. Это: арттерапия, песочная терапия, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, сказкотерапия, различные виды гимнастик (психогимнастика, дыхательная, зрительная) и др.

Как педагог – психолог детского сада в своей работе использую технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника, основная задача которых обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализация данных технологий возможно посредством специально организованных встреч с детьми – ежедневных занятий, как индивидуальных, так и групповых. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Хочу поделиться опытом работы с детьми по применению комплекса кинезиологических упражнений.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые позволяют создать новые нейронные связи и улучшают работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта, относится к здоровьесберегающей технологии. Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике.

Мы знаем, что развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело - толстый пучок нервных волокон, ведущий взаимодействию между двумя полушариями, осуществляется передача информации из одного полушария в другое. Мозолистое тело интенсивно развивается до 7-8 лет. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Многие кинезиологические упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Что включают в себя комплексы упражнений?

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

- Растяжки, телесные упражнения нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

- Упражнения для релаксации и способствуют расслаблению, снятию напряжения.

1 блок занятия – растяжки.

В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.

Далее следует 2 блок - дыхательные кинезиологические упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля и произвольности у детей, а также появлению чувства ритма. Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм.

Надо отметить, что этот блок, самый любимый детьми. Вот некоторые игровые приёмы дыхательной гимнастики, которые используются на занятиях.

«Кораблик».

Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».

 «Снежная буря».

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнку сдуть их в центр стола.

«Живые предметы».

Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.

«Фокус».

Это упражнение с кусочками ваты. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.

«Кто спрятался?».

На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.

 «Свеча».

Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.

Упражнения выполняем на усложнение, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздрю, с закрытыми глазами, с задержкой дыхания и т. д.

3 блок - телесные упражнения.

Ответственная часть задания, требует сосредоточение и концентрацию внимания.

Перекрестные упражнения не сразу даются детям, несмотря на кажущуюся простоту и легкость, требуется время на усвоения правильности выполнения. 

При регулярном выполнении специальных перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, т.е. развивается мозолистое тело. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Любимые перекрестные упражнения детей: «Лезгинка», «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Лягушка», «Колечко».

Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных действий. Это 4 блок. Они помогают снять у детей мышечные зажимы, тренируют глаз, а также способствуют лучшему взаимодействию двух полушарий.

На занятиях используются зрительные тренажеры (по методике Б. Ф. Базарного), опора на схему, зрительные метки и гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями.

Один из вариантов глазодвигательного упражнения: «Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глаз по четырём основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы».

Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При отработке глазодвигательных движений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Любимые упражнения у детей: «Зеркальное письмо», когда надо выполнить задание двумя руками одновременно и симметрично, и «Письмо носом» - «Буратино пишет письмо». Ребёнок закрывает глаза и носом в воздухе «рисует» какой-то предмет, а взрослый угадывает, что малыш нарисовал.

И последний блок - упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

•        занятия проводятся в первой половине дня;

•        от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

•        упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

•        длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Кинезиологический метод через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов - один из эффективных приёмов и методов работы с детьми. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Практика применения показала, что

- повышается результативность воспитательно - образовательного процесса, у детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями;

- обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку;

- формируется положительные мотивации и ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников у педагогов ДОУ и родителей детей.

Обеспечить качество образования и сохранить при этом здоровье детей – важнейшая задача ДОУ. Когда речь заходит о здоровье, наши взгляды традиционно обращаются к медицине. Но научить оставаться здоровыми в процессе учебной деятельности одна медицина не сможет. Поэтому сохранение здоровья детей - это педагогическая проблема. Сохранить здоровье ребенка в дошкольном детстве сможет педагог, так как именно он задает психофизические условия функционирования организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий, технологий ТРИЗ Тема «Путешествие капельки»

Цель: учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным; замещать при отборе требуемого количества предметов (без использования счёта), устанавливая взаимно однозначное соответстви...