Опыт работы по здоровьесбережению в средней группе.
статья (средняя группа) на тему

Ольга Владимировна Васькина

Представлен опыт работы по здоровьесбережению с детьми средней группы д/с, в нем описаны приемы работы по закаливанию (водная аппликация,обливание, ходьба по дорожке здоровья), работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребенка зависит не только от наследственных факторов и индивидуальных особенностей, чрезвычайно важными считаются оздоровительные меры воздействия на организм ребенка. Самой эффективной мерой считается закаливание детей в детском саду.

Закаливание в дошкольном возрасте нужно рассматривать как важную составляющую часть физического воспитания детей. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Я считаю что положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении следующих основных правил:

  1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
  2. Постепенность закаливания.
  3. Систематичность и постоянство закаливания.
  4. Учёт эмоционального состояния ребёнка в момент проведения закаливающей процедуры.

В  нашем детском саду систематически  проводится оздоровительная работа с дошкольниками, а также работа по обеспечению безопасности детей.

Уделяя внимание профилактике заболевания  ОРВИ в ДОУ, осенью и зимой проводится ультрафиолетовое облучение, закаливание местного значения, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, игры на свежем воздухе,  непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре проводятся в футболках и шортах, на ногах носочки и чешки. Наличие двигательной активности, непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, выполнение  санитарно-гигиенического режима, организованного питания,  лечебно-профилактической работы положительно повлияли на  улучшение состояния здоровья детей. При анализе заболеваемости детей отмечается тенденция стабильности по количеству пропусков по болезни одним ребенком.  Водные процедуры имеют большое значение в форматировании устойчивости организма ребенка к изменяющимся температурным условиям окружающей среды.

В процессе работы для себя решила во все режимные моменты ввести такой вид закаливания, как водную аппликацию. Совместно с медработником разработали план мероприятий по закаливанию детей нашей группы. В утреннее время провожу гимнастику в облегченной одежде, после гимнастики проводится релаксация,  мытье рук, лица и шеи. Водные процедуры — доступное и в то же время мощное средство закаливания. Вода оказывает на теплорегуляцию более сильное влияние, чем воздух той же температуры, так как ее теплопроводность в 28 раз больше. В результате она отнимает у организма значительно больше тепла, чем воздух. Полощем рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи начинают эти процедуры при температуре воды 36-37°С. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1°С и доводится до комнатной температуры. Данный вид закаливания применяется только после консультации врача и санации носоглотки. Полезно вырабатывать у детей с раннего возраста привычку пить прохладную воду.

Защита слизистой верхних дыхательных путей (ВДП) от непосредственного охлаждения может предупредить простуду. Однако даже такие меры защиты носа, глотки и гортани от их охлаждения не защищают от простуды, при охлаждении всего организма или отдельных его частей. Особенно ярко это проявляется при охлаждении ступней ног, которые через рефлексогенные зоны на подошвах ног, имеют прямую связь со слизистой ВДП. Во время прогулки дети находятся в легкой одежде, она позволяет свободно передвигаться, не стесняет движения детей.  После прогулки дети умывают лицо, руки по локоть прохладной водой.   Перед сном проводится сквозное проветривание (во время прогулки детей на улице). После дневного сна дети выполняют движения для пробуждения, так же проходят по «тропинке здоровья» для профилактики плоскостопия, моют лицо, выполняют водную аппликацию, пошлепыванием влажной ладошкой начиная с пальчиков одной руки по локоть, затем по плечо, далее  то же самое выполняем ладошкой другой руки, затем пошлепываем  ноги, начиная с бедра,  затем колено и заканчиваем  щиколодкой, все эти действия выполняем влажной ладошкой, не вытираясь об полотенце.

При закаливании водой требуется строгая постепенность в снижении температуры, внимательное наблюдение за ребенком, как во время процедуры, так и после нее, за всеми процессами ведет наблюдение медицинский работник, которая дает рекомендации.

Для родителей, по теме здоровьесбережения, выпущены папки-передвижки, проводятся беседы, анкетирование, создан альбом с фотографиями, показ комплекса закаливающих процедур.

Проведенное исследование показало, что использование разнообразных методов закаливания дало достаточно эффективные результаты. Дети стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась. Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы детских садов систематические методы закаливания

Таким образом, применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях”  Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по здоровьесбережению

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессион...

Статья на тему «Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду»

Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут своё начало с дошкольн...

Опыт работы педагогов с детьми среднего дошкольного возраста при помощи кинетического (живого) песка.

Использоване кинетического песка  развитие в раб​оте  с детьми среднего дошкоьного возраста как в экспериментальной деятельности,так и  развитие речи посредсвом сказки в песочнице....

Опыт работы Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Опыт работы "Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста"

В материале представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей средней группы. Включены словесные игры, перечислены мероприятия по данному направлению, проводимые с детьми....

Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"

В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющи...

Опыт работы «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».

Опыт работы«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через игровые упражнения с песком».Большой вклад в развитие «песочной игры» внесли отечественные педагоги Санкт-Пе...