Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"
методическая разработка (средняя группа)

Пестова Галина Александровна

В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Занимаясь вопросами обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста на практике, со временем я пришла к выводу, что проведение мною обучающих занятий в традиционном режиме не всегда дает стойкие положительные  результаты. Усвоив определенный раздел программы, через некоторое время дети могли также успешно утратить полученные знания, слабо определяли межпредметные взаимосвязи. Зачастую на занятиях одно и то же задание повторялось многократно даже для одного и того же ребенка, что нежелательно в дальнейшем в школьном обучении. Учебная рассеянность иногда не позволяла детям продвигаться дальше, требуя от меня повторного объяснения программного материала.

Таким образом, использование на занятиях только игровых моментов, предусмотренных программой, а также элементарных заданий, развивающих познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) оказалось, на мой взгляд, недостаточным. Это дало мне толчок к началу работы над темой моего исследования.

Для начала я рассмотрела вопрос развития внимания в теории и отметила, что внимание является одним из основных психических процессов в воспитании и обучении. Развитие внимания представляет собой развитие всех его качественных характеристик, а именно концентрации и объема, а также устойчивости, распределения, переключения.

Развитие внимания необходимо на всех этапах усвоения знаний, умений. При помощи правильно организованного процесса внимания можно:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- повышать познавательную активность, интерес к знаниям;

- развивать творческие способности;

- повышать эффективность обучения, развитие мыслительной деятельности и математической культуры детей.

Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. На четвертом - пятом году жизни наблюдается перелом в данной сфере. Постепенно идет нарастание произвольности внимания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности у детей среднего дошкольного возраста появляется намек на серьезное отношение к происходящему и ответственность за свои поступки. Произвольность психических процессов (в частности внимания), которая интенсивно развивается в период между пятью и шестью годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Тем не менее, на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств и успешностью в учебной деятельности, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для педагога.

Следующим моим шагом в решении поставленных задач стало усиление контроля над развитием произвольности внимания в учебном процессе. Для этого в начале эксперимента я провела диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей своей группы при помощи методик:

- оценка концентрации внимания – методика «Корректурная проба»;

- оценка устойчивости внимания – методика Пьерона-Рузера;

- оценка распределения внимания – методика Н. Рыбакова;

- оценка переключения внимания – методика «Красно-черная таблица».

В результате первого диагностического среза я пришла к выводу, что уровень развития произвольного внимания слабый, а местами даже не соответствует возрасту. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен у десяти детей (41,7%), высокий – лишь у троих (12,5%) и, к сожалению, ниже среднего и низкий уровень был выявлен у одиннадцати ребят (45,8%), а это половина всех моих воспитанников.

Исходя из этого, было решено качественно повысить полученные показатели и, возможно, достичь уровня, превышающего возрастные нормы.

Первоначально в своей работе я начала использовать игры и развивающие упражнения на развитие внимания, представляющие собой задания, направленные на развитие всех качественных характеристик внимания как психического процесса, а именно: объема, концентрации (силы, сосредоточения), устойчивости (длительности, сосредоточения), а также распределения и переключения внимания. Это такие игры и упражнения, как «Запомни», «Повторение нумерации», «Корректура», «Веселый счет», «Счетчики», «Пишущая машинка», «Будь внимателен», «Каких чисел недостает», «Найди отличия», «Борьба за цифру», «Сумеешь ли ты увидеть?», «Какие цифры скрыты?» и другие, а также разнообразные занимательные задачи и физкультминутки..

Так, целью тренировочных упражнений для развития объема внимания явилось формирование умения быстро анализировать, систематизировать, связывать воедино различные элементы, оказавшиеся в поле зрения, что существенно расширяет объем внимания. Данные упражнения использовались на математических занятиях в устном счете, а также для закрепления материала.

Упражнения для развития концентрации внимания – это задания, направленные на развитие умения сосредоточиться на учебном материале, углубиться в работу, умение замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем в обычном состоянии сознания. Целью этих тренировочных упражнений является умение концентрировать внимание, развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к делу, усидчивости. Такие тренировочные упражнения я пыталась проводить в основной или заключительной части занятия, когда концентрация внимания значительно снижается.

Переключаемость – это еще одно свойство внимания, пожалуй, самое трудное для дошкольников. Упражнения для отработки навыков переключения – это задания, способствующие развитию умения каждого ребенка сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Умение быстро переключаться обеспечивает быстроту ориентирования в меняющейся обстановке занятия.

При проведении этих упражнений передо мной стояла такая цель: через систему упражнений формировать быструю реакцию детей, умение качественно выполнять несколько видов работ.

Большую долю игр и упражнений я опробовала индивидуально во внеучебной деятельности, затем лишь эпизодически включала дополнительный материал в занятия по математике.

Особенно тщательно я подошла к отбору системы упражнений:

  1. упражнения выбирала из специальной литературы;
  2. выбираемые упражнения должны были занимать небольшой временной промежуток для их выполнения;
  3. содержание упражнений прямо или опосредованно было связано с формированием знаний, умений и навыков;
  4. упражнения должны были быть содержательными, интересными, необычными и понятными детям;
  5. мне была необходима вариативность использования упражнения;
  6. при подборе упражнений учитывала мотивацию как один из факторов, влияющих на проявление свойств внимания;
  7. упражнения проводила систематически, последовательно, постепенно усложняя;
  8. подводила итоги, выявляя победителя и замечая даже незначительные успехи.

Мобильность и вариативность подобранных мною игр и упражнений, а также большой выбор дидактического материала, позволили не только предлагать различные задания детям с разным уровнем подготовки, но и модифицировать одни и те же задания для сильных и слабых воспитанников. Дополнительный развивающий материал я использовала на всем программном материале.

Опробовав применение игр и упражнений, развивающих внимание, на детях, я провела промежуточную диагностику развития свойств произвольного внимания. Мною качественно была отмечена положительная динамика изменений, происходящих в этой сфере.

Далее были разработаны следующие мероприятия для педагогов и родителей воспитанников детского сада:

  1. Консультация для педагогов «Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста»;
  2. Семинар – практикум для педагогов «Игры на развитие произвольного внимания на прогулке»;
  3. Круглый стол для педагогов «Роль дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста»;
  4. Методическая копилка дидактических игр по развитию свойств внимания детей среднего дошкольного возраста»;
  5. Буклет для педагогов «Дидактические игры на развитие зрительного, слухового и моторно – двигательного внимания в режимных моментах непосредственно – образовательной деятельности»;
  6. Родительская гостиная «Пять подсказок для развития внимания у детей»;
  7. Родительское собрание «Развитие внимания у детей 4- 5 лет»;
  8. Памятка для родителей по развитию внимания дошкольников.

Следующим шагом стала разработка программы развития внимания детей уже старшего дошкольного возраста. Целю данной программы было развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью программы выделялись три основные задачи:

  • Повысить уровень развития концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста;
  • Расширить объем внимания у детей;
  • Сформировать устойчивость внимания у детей  .

Выделялись так же и две второстепенные задачи, обусловленные спецификой возраста детей старшего дошкольного возраста:

  • Развить мелкую и крупную моторики у детей;
  • Сформировать коммуникативные навыки взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в группе.

Программа состояла из 10 занятий.

Продолжительность занятий - 20 минут, форма работы: групповая.

 Занятия проводились 2 раза в неделю.

Основные методы: игры, упражнения. 

После реализации программы развития внимания у детей дошкольного возраста был проведен контрольный диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей группы  при помощи выше упомянутых методик .Результаты показали, что уровень развития произвольного внимания значительно повысился и даже кое-где превысил возрастную норму. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен уже у семнадцати детей (70,8%), высокий – у семи (29,2%). Уровень ниже среднего и низкий отсутствует.

Специальная коррекционно-развивающая система занятий позволила мне систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте детей, активизировать их познавательную деятельность, развивать у них наблюдательность, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, а значит, и повысить уровень общего развития воспитанников. А чтобы процесс развития внимания у старших дошкольников был более успешным, в своей работе я учитывала также формирование всех познавательных процессов и индивидуальный уровень возможностей каждого ребенка.

В ходе работы мне удалось повысить уровень развития произвольного внимания своих воспитанников. Поэтому у меня есть все основания считать, что необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы развития произвольного внимания. Процессу развития внимания необходимо уделять самое серьезное внимание  на всех этапах обучения.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены и действительно  внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными, а игра - это не только удовольствие и радость для ребенка с помощью ее развиваются те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».

laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

План по самообразованию "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

План по самообразованию Адамовой Е.В. на 2023г учебный год "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...