Опыт работы "Патриотическо воспитание в средней группе"
материал (средняя группа)

Яшина Наталья Вячеславовна

Согласно ФОП ДО образовательные и воспитательные задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма реализуются в интеграции образовательных областей. В Федеральной рабочей программе воспитания отмечено, что цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 37 г. Саров Нижегородской области

«Патриотическое воспитание в средней группе»

(выступление на тематическом педсовете)

Подготовила: воспитатель Яшина Н.В.

2024 г.

Согласно ФОП ДО образовательные и воспитательные задачи в области формирования основ гражданственности и патриотизма реализуются в интеграции образовательных областей. Перед педагогами средней группы стоят следующие задачи:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;

- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и др.;

- развивать интерес детей к основным достопримечательностями города, в котором они живут.

ОО «Познавательное развитие»

- расширять представления о себе и своих возможностях в познавательной

деятельности;

- продолжать развивать представления детей о труде взрослого;

- развивать представления детей о своей малой родине, городе, его

достопримечательностях, поддерживать интерес к стране;

- знакомить с традициями и праздниками, принимать участие в подготовке к праздникам, эмоционально откликаться на участие в них.

ОО «Речевое развитие»

- обогащать опыт восприятия жанров русского фольклора (песни, считалки, заклички, сказки);

- воспитывать ценностное отношение к книге, уважение к творчеству писателей и иллюстраторов.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- приобщать детей к лучшим образцам отечественного искусства;

- воспитывать патриотизм и чувства гордости за свою страну, край в процессе

ознакомления с различными видами искусства;

- обогащать представления детей о народно-декоративном искусстве;

- приобщать к праздничной культуре, развивать желание принимать участие в праздниках (календарных, государственных, народных);

- формировать чувства причастности к событиям, происходящим в стране.

ОО «Физическое развитие»

- формировать психофизические качества (сила, быстрота, выносливость,

ловкость, меткость);

- воспитывать волевые качества.

В Федеральной рабочей программе воспитания отмечено, что цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.

Задачи по патриотическому воспитанию реализуются нами по трем направлениям:

- в совместной деятельности воспитателя и детей (НОД, беседы, утренний круг, рассматривание, обсуждение, чтение литературы, экскурсии, наблюдения, дидактические, подвижные игры, оформление мини-музеев, тематических выставок, продуктивная деятельность);

- в самостоятельной детской деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные, настольно-печатные игры, рассматривание демонстрационного материала);

- взаимодействие с семьями воспитанников (консультации, памятки, буклеты, рекомендации, досуги, мастер-классы, участие в конкурсах, акциях).

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется через реализацию парциальной программы Коломийченко Л.В «Дорогою добра». В соответствии с данной программой образовательная деятельность с детьми 4-5 лет реализуется по разделам:

«Человек среди людей»;

«Человек в истории»;

«Человек в культуре».

Нами было разработано перспективное планирование, согласно которому познавательные тематические занятия организуются 3 раза в месяц. Четвертое занятие – итоговое, проводится в форме специально организованных педагогом дидактических игр. Они помогают закрепить материал, с которым дети познакомились на предыдущих занятиях.

Также материал, пройденный на занятиях, мы закрепляли в играх и практических ситуациях в течение дня.

Для формирования, конкретизации и обогащения первоначальных представлений о себе и своей семье с детьми были организованы:

- утренний круг «Давайте познакомимся», «Расскажу вам о себе (о своей семье)», «Дом в котором я живу»;

- рассматривание демонстрационного материала «Моя семья»;

- оформление фотоальбома с семейными фотографиями детей.

Беседуя с детьми о роли семьи в жизни человека и подчеркивая нравственную ценность родителей, мы побуждаем детей к практической демонстрации своих чувств: репетируем музыкальные номера для выступления на празднике, записываем видеопоздравления ко дню отца и матери, изготавливаем подарки и оформляем стенгазеты.

Для закрепления представлений о внешних проявлениях мужчин и женщин, а также об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий мы оформили дидактические настольно-печатные игры «Знаю все о профессиях», «Кому что нужно для работы», подготовили презентации «Мамы всякие важны» (о женских профессиях и занятиях) и «Папа может все, что угодно» (о профессиях пап и их увлечениях).

Для обогащения представлений о деятельности взрослых в детском саду была организована экскурсия «Как хорошо у нас в саду». Ребята узнали о труде повара, прачки, медсестры, познакомились с помещениями детского сада и их назначением.

Невозможно воспитать в детях уважительное отношение к труду взрослых, не привлекая самих ребят к трудовым поручениям. В группе дети активно стремятся к оказанию помощи взрослым. Мы их в этом поддерживаем. Привлекаем к дежурству по столовой, по подготовке к занятиям, в природном уголке, к посильной помощи в наведении порядка на группе (уборка игрушек, протирание полок игровых стеллажей, кукольной мебели, шкафчиков для одежды), а также на прогулочном участке (сгребание опавшей листвы в кучи, сбор опавших веточек, уборка снега, подметание дорожки, сметание песка с бортиков песочницы и др.)

В течение года мы работали над формированием у детей представлений о различных эмоциональных состояниях (веселье, грусть, страх, обида, огорчение). Вели беседы об адекватных способах разрешения конфликтных ситуаций. Для этого был оформлены дидактические игры «Эмоции», «Узнай настроение» и дидактические кубики «Мое настроение».

Ежедневно в режимных моментах и игровых ситуациях мы обращаем внимание детей на элементарные правила поведения и общения в детском саду. Личным примером, используя приемы косвенного руководства и похвалу, вызываем у детей желание здороваться, прощаться, благодарить, приносить извинения, аккуратно есть, следить за своим внешним видом, во время игр бесконфликтно распределять игрушки, роли в сюжетно-ролевых играх, не кричать и не драться. 

Беседуя с детьми на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», рассматривая иллюстрации при чтении художественной литературы, воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки. Всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Особое внимание уделяем воспитанию уважительного и заботливого отношения к людям старшего поколения. Приглашаем ребят к участию в ситуациях добрых дел: оформляем открытки и поделки для бабушек и дедушек, поздравительные плакаты ко дню пожилого человека.

Для формирования первоначальных представлений о родном городе, его названии, главных улицах, отдельных достопримечательностях были изготовлены дидактические игры «Мой Саров», «Узнай свой город», «Саров – наша малая Родина», игра-бродилка «Путешествие по Сарову», кубики «Достопримечательности Сарова», подвесной мобиль «Саров», оформлен альбом детского творчества «Любимый уголок родного города». Рассматривая альбом «Город-село» мы познакомили детей с основными отличиями городской и сельской местности, особенностями труда взрослых города и села.

С детьми были организованы целевые прогулки по близлежащим улицам, во время которых мы обращали внимание на особенности архитектуры зданий, красоту клумб, парков, скверов, чистоту улиц.

Традиционной для нашей группы является экскурсия с возложением цветов к Вечному огню и танку в преддверии дня Победы. В течение тематической недели, посвященной 9 Мая, мы с ребятами оформляем мини-музей военной техники, украшаем окна, лестничные пролеты, организуем тематические творческие выставки. В доступной для детей форме стараемся объяснить значение данного праздника для нашей страны.

Ребята нашей группы знают, что наша страна называется Россией, главный город в России – это Москва, а главная песня – это гимн. Дети определяют цвета российского флага и их последовательность. Знают, что на гербе России двуглавый орел, потому что наша страна очень большая и сильная.

Изучая разделы «Человек в истории» и «Человек в культуре», мы дали детям элементарные представления о том, как жили люди раньше. Для этого оформили демонстрационный материал «Славянская семья». Познакомили ребят с назначением отдельных построек подворья (изба, хлев, амбар, баня, колодец); дали представление об основных видах традиционного труда (строительство дома, выращивание и сбор урожая, приготовление еды, ткачество и шитье одежды) и об орудиях труда, которые при этом использовали раньше (топор, пила, прялка, веретено).

При рассматривании демонстрационного материала «Русский народный костюм» дети узнали названия отдельных атрибутов русской традиционной одежды (рубаха, сарафан, передник, пояс, платок, кокошник, валенки, лапти).

Демонстрационный материал «Главные праздники страны» помог познакомить детей с традициями таких русских праздников как День семьи, Осенины, Рождество, Масленица, Пасха.

В группе достаточно богатая библиотека детской художественной литературы. Еженедельное чтение включает в себя знакомство с русскими народными сказками и произведениями с нравственным и моральным подтекстом.

Любая работа педагогов с детьми становится более успешной при поддержке и участии родителей воспитанников. Родители помогают организовать РППС, закрепляют материал с детьми дома по нашим рекомендациям. Мы же в свою очередь стараемся повысить их педагогическую грамотность, пополняя родительский уголок консультациями, памятками и буклетами по патриотическому воспитанию.

Информационные папки-передвижки:

1 июня – день защиты детей.

Права ребенка.

9 Мая – день Победы.

23 февраля – день защитников Отечества.

День матери.

Наша Родина – Россия.

Консультации:

День Победы. Как и что рассказать ребенку.

Как рассказать ребенку о дне Победы.

Как рассказать дошкольникам о войне.

Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей.

Эстетическое воспитание посредством ознакомления с народными промыслами.

Важность составления родословной для подрастающего поколения.

Зачем нам знать свои корни.

Семья и семейные традиции.

Традиции русской семьи в воспитании детей.

Воспитание у детей любви к родной природе.

Знакомим детей с родным городом.

В социальной сети ВК мы организовали интернет-сообщество, в котором освещаем все значимые события в группе, чтобы родители были в курсе событий в жизни детей в период пребывания в детском саду.

Родители – наши активные помощники. Вместе с детьми они участвуют в различных конкурсах и акциях в том числе и патриотической направленности.

Областной интернет-конкурс произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Война. Победа. Память»

Онлайн вернисаж ко дню Победы

Акция «Окна Победы»

Акция «Цвета моей России»

Конкурс «Семья в объективе»

Городской творческий конкурс «На страже Родины»

Конкурс "PROсемейное_лето"

Всероссийский конкурс детских творческих работ к Всемирному дню Земли

Всероссийский конкурс детских творческих работ «Бескрайний космос»

Всероссийский конкурс детских творческих работ «День Победы глазами детей»

Осенняя неделя добра. Благотворительная акция «Дари. Корми. Люби» (сбор помощи приюту Мурррдом)

Городской фотомарафон «Папа в объективе»

Творческий конкурс «ЗАТО – верный друг»

Творческий конкурс «Пушкин с нами»

Конкурс детского рисунка «Мамочка – мой ангел»

Конкурс детского декоративно-прикладного творчества «Пасха красная»

В феврале 2023 года наша группа приняла участие в гуманитарной акции «Нашим защитникам», организованной объединением «Народной фронт». Мы с ребятами сделали небольшие сувениры для солдат, а родители организовали сбор помощи. В октябре 2023 года в преддверии дня отца к нам присоединились и другие группы детского сада и после этого акция была организована еще дважды: к новому году и 23 февраля. В этом году сад был награждён Благодарственным письмом руководителя регионального Исполкома ОНФ в Нижегородской области А. В. Алёхина. Организаторы акции отметили участие нашего сада как самое масштабное среди всех коллективов детских садов нашего города.

Мы продолжим работу по патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе, т.к. именно в дошкольном возрасте закладывается личностная культура, ребенок приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе: «Опыт с почвой. Посев семян в почву»Пузачкова И.А. ГБОУ СОШ №1693 группа№2 «Солнышко»

Показать, что в почве есть воздух, что в результате вытаптывания почвы ухудшаются условия жизни растений. Дать представления о состоянии семени, готового к посадке. Учить подготавливать почву к посеву...

Опыт педагогической работы по экологическому воспитанию в средней группе «В гостях у кролика».

Расширять представленя детей  о домашних животных. Познакомить с домашним животным кроликом, его внешним виом....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»

Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию воспитателей средней группы «Боровички»

Иоанн Златоуст в свое время заметил,что если бы в обществе было хорошеевоспитание, то «людям бы не потребовалисьни суды, ни судьи, ни тюрьмы»....

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт «Шагающая вода» в средней группе

Конспект занятия — Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт «Шагающая вода» в средней группеТема: «Вода»Опыт : «Шагающая вода»Цел...

Наш опыт STEM-образования в средней группе

Занятия в STEM-лаборатории для детей всегда увлекательны, они идут туда с большим удовольствием. Проводятся они там один раз в неделю. Заряд энергетического творчества продолжается в свободной деятель...