«Куда ушли игры нашего детства?»
статья на тему

Окруль Ольга Михайловна

А помните ли в какие игры играли вы? Понастальгируем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuda_ushli_igry_nashego_detstva._statya.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Куда ушли игры нашего детства?»

Вспоминая детство, мы с теплотой вспоминаем наших дворовых друзей, без которых не могли прожить и дня. Придумывали различные истории, чтобы только выйти во двор.

Сейчас давайте взглянем на двор, где в детстве каждый из нас счастливо проводил целое лето, зиму - там, где сейчас выстроились в ряд автомобили, много лет назад стоял детский визг, смех, крик, сверкали пятки ребят, разбегавшихся врассыпную в игре в догонялки. Вечерами мамы зазывали домой, а в ответ слышалось, как ребята выпрашивали : «Ну ма-а-ам, ну еще пять минуточек! ». Совсем не хотелось уходить домой, ведь было так интересно! Это вам не компьютерные игры. Это - настоящие детские игры.

А помните, в какие игры играли вы? Понастальгируем?

Резиночка, казаки - разбойники, классики, вышибалы, кандалы, съедобное - не съедобное, колечко – колечко, городки, жмурки, лягушки, краски, двенадцать палочек, девять камушек, артек, четыре угла, чехарда, лапта, зайчик-зайчик, сколько время, гуси-гуси, га-га-га и т. д.

Сравнивая наше детство с сегодняшним днем, мы замечаем, что на смену дворовым играм пришли компьютерные. Кто виноват и что делать?

Когда мы думаем о дворовых играх, в которые не играют наши дети, то чувствуем, что утрачено нечто важное.

Примером может служить вчерашний случай, увиденный мной в кафе.

Я заходила вечером в кафе, и увидела вот такую картину: зашла туда же компания мальчишек, и все дружно сидели уткнувшись в свои навороченные телефоны, а объяснить это можно тем, что в этом кафе бесплатный wi-fi. Сейчас дети уже с малого возраста начинают выпрашивать у родителей телефоны, планшеты, а другие, дабы успокоить свое чадо, с легкостью их им дают. Дети подросткового возраста перестали общаться с друг другом в живую, не удивлюсь, если те же самые ребята, сидевшие в кафе, и писали и отвечали друг другу в интернете.

Чему же все-таки учат дворовые игры?

Конечно же они учат находить общий язык; решать споры и конфликты, узнать себя, испробовать свои возможности, соблюдать правила, стремиться к равенству, адаптироваться в коллективе, взаимодействовать со старшими и младшими детьми, понимать и сочувствовать.

Кроме этого, дворовые игры являются самым действенным и естественным для ребенка способом вливаться в социум; возрождают интерес к живому общению; предотвращают замкнутость, необщительность, низкую самооценку, произвольность поведения; гармонизируют отношения между родителями и детьми; доставляют детям радость; прививают любовь к движению и свежему воздуху.

Если мы больше не видим во дворах девочек, играющих в классики, резиночки, мальчиков, не играющих в войнушки, прятки- этому должна быть причина. Если родители и не на 100% виноваты в том, что дворовые игры оказались забыты, то исправление ситуации точно в их руках.

Почему исчезли дворовые игры?

Я выделила наиболее значимые моменты.

- они передавались по традиции, от родителей к детям, которые во дворах делились своими знаниями с другими, сейчас эта традиция почти утеряна;

- дети загружены развивающими занятиями, заданными на дом;

- детей отправляют в школу с 6 лет, учеба не оставляет времени для игры. Но помнится в школах детей так и брали с 6 лет и много лет назад, мы успевали на переменах попрыгать, побегать, после школы немного отдыхали, затем делали домашнее задание и бежали вечером на улицу.

- родители опасаются отпускать детей во двор, изолируют их от дворовой компании. А почему родителям тогда не поприсутствовать на площадке пока дети играют.

- дети, которых отпускают во дворы, не умеют себя занять социально приемлемыми способами;

- дети предпочитают общаться через Интернет, а не вживую.

Для того, чтобы вернуть все в нужное русло, необходимо вспомнить любимые игры своего детства, их правила, купить необходимый "спортинвентарь" - мячи, скакалки, ракетки, ведь они сейчас доступны для каждого кармана и научить этим играм своего ребенка или организовать компанию для игр, детей и их родителей.

"Девять камней""

Количество игроков которой не ограничено. Для игры необходим мяч.

Инвентарь: мяч

Правила игры: На асфальте рисуется квадрат, разделенный на 9 частей (как для «крестиков-ноликов», в его центре выкладывается кучка из 9 камней. Один человек - ведущий (если игроков много, то ведущих несколько) становится с одной стороны от квадрата, остальные игроки на некотором расстоянии от квадрата с другой (расстояние от квадрата определяли на глаз, чтобы не очень легко было попасть, но возможно, у игроков мяч в руке. Они должны, кидая мяч по очереди, разбить кучку из камней. После того, как кучка разбита, игрокам необходимо разложить камушки по штуке на каждый квадрат. Ведущий в это время мячом усиленно «пятнает» игроков. Запятнанный игрок выбывает из игры. Если игрокам все-таки удалось разложить камушки, то ведущий водит еще раз.

Количество игроков : не ограничено

Кандалы

Цель игры – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.

Правила игры: Все игроки делились на две команды. Становились в ряд и брали друг друга за руки. Игрок из команды 1 бежал, стараясь разбить цепочку команды 2. Если разбивал - то забирал одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2. Слова были такие:

- Кандалы

- Скованы

- Раскуйте

-Подайте

- Кого?

- Человечка одного по имени… .(имя игрока с противоположной команды)

Ручеек

Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы…

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

Классики

Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.

Правила игры:

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т. д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.

• №1 – одна нога;

• №2 – одна нога;

• №3 и 4 – левая на 3, правая на 4;

• №5 – двумя ногами (можно передохнуть) ;

• №6 и 7 – левая на 6, правая на 7;

• №8 – одна нога;

• №9 и 10 – левая на 9, правая на 10.

Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.

Количество игроков: не ограничено.

Двенадцать палочек

Игра в общем и целом напоминает обычные прятки, но в ней есть возможность "спасти" уже найденных игроков.

Правила игры: Палочки укладываются на "катапульту" - ее можно сооружать из дощечки и положенного под нее камушка, колышка, или даже скамейки. Палочки укладываются на один край "катапульты" - чтобы можно было их разбросать, нажав ногой (рукой) на второй край "катапульты".

Начинается игра с определения водящего. Для этого можно использовать любые считалочки, или вспомнить, кто в прошлый раз был проигравшим (он и водит). Водящий становится лицом к стене (дереву/столбу/забору) и начинает громко считать до 30. Когда счет закончился, кричит:

"Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Кто не спрятался - я не виноват! "

Открывает глаза и идет искать спрятавшихся. Когда заметил кого-то - громко кричит его имя, бежит и касается палочек. Если тот, кого нашли и чье имя громко назвали, успевает добежать к "катапульте" первым, он бьет по ней ногой, палочки разбрасываются. Пока ведущий не соберет все палочки на место, все кого он нашел раньше и тот кто ударял по "катапульте" - имеют право перепрятаться. Игра ведется до тех пор, пока не будут "застукалены" все игроки. Кого "застукалили" первым - становится водящим в следующей игре.

Инвентарь: Для игры понадобятся 12 небольших палочек (прутики длиной примерно 30 см) .

Резиночка

Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.

Правила игры:

Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.

Уровни:1. резиночка на уровне щиколоток держащих; 2. резиночка на уровне колен; 3. резиночка на уровне бедер; 4. резиночка на талии; 5. резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее

На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т. д.

Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами) .

Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)

Казаки-разбойники

Красная печать никому не убегать.

Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

Правила игры:

Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные) .

Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.

По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т. д.) . Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.

Количество игроков: от 6 человек.

Лягушка

Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.

Правила игры:

На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) – ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, – и так по кругу.

Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л – я – г – у – ш – к – а). Собрал все эти буквы? Ты – лягушка!

Количество игроков: не ограничено.

Научите своих детей играть в подвижные дворовые игры – пусть их детство станет счастливее и интереснее прежнего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"

Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать  мелкие мышцы  кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Куда ушли снеговики?»

: Формирование познавательной активности детей при исследовании свойств снега....

Дидактическая игра "Наши ручки наши ножки"

Дидактическая игра на формирование представлений о пространствеНаши ручки, наши ножки- учить детей определять левую и правую руку, левую и правую ногуХод: дети сидят полукругом на стульчиках, которые ...

Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."

Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели....

Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....