Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
методическая разработка по теме
Практический семинар для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар - практикум. | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Игры, в которые играют наши дети»
Москва 2014 год
Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,
поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.
Классификация игр
Условно выделяют три класса игр:
1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные) ;
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные) ;
3) народные игры (созданные народом) .
Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса
Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.
Развитие игры
Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Структура сюжетно-ролевой игры
СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ
Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.
(По Д. Б. Эльконина)
Роль взрослого - явная и незаметная
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) .
В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино -, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ;
• «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») .
Прямое руководство (с вмешательством в игру) .
1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :
• показ игровых действий;
• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ;
• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ;
• упражнения ребенка в игровых действиях;
• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ;
• обращение персонажа к детям;
• вопросы к ребенку, к персонажу;
• проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку») .
В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли) ;
• вопросы;
• предложение темы игры;
• совет в игровой форме;
• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру) ;
• беседа о распределении вещей;
• беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры) ;
• напоминание о том, что наблюдали;
• подсказка ходу игры (игровые действия) ;
• сообщение любого нового факта во время игры.
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно) ;
• уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)
• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации) .
Создание предметно-игровой среды
Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.
Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.
В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.
Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.
Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.
Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.
Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр
младшая группа: до 15 минут. в I квартале
до 25 мин. в III квартале
«Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство».
Средняя группа: до 30-35 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».
Старшая группа: до 45 мин.
«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от региона) .
Практическая часть
Игровая ящик
Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.
Вопрос:
1. На какие классы условно делятся игры?
2. В каких двух основных направлениях осуществляется руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении?
3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача?
4. Что нужно учитывать при подборе предметно-игровой среды?
5. Как продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе?
6. Назовите методы и приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой.
7. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)
8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
Разгадайте кроссворд. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевых игр.
По вертикали:
1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)
3.Современный легкий детский конструктор. (лего)
5.Спутник жизни детей. (игрушка)
7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)
По горизонтали:
2.Первая игрушка малыша. (погремушка)
4.Место покупок в быту и в игре. (магазин)
6.Что распределяют между собой участники игры? (роль)
8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).
Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...
Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду
-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...
Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"
Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...
Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педаго...
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"
Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети" Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения...