Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"
методическая разработка по теме

Лукутина Юлия Владимировна

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар - практикум. 24.55 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Игры, в которые играют наши дети»

Москва 2014 год

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,

поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.

Классификация игр

Условно выделяют три класса игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные) ;

2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные) ;

3) народные игры (созданные народом) .

Сюжетно-ролевая игра - хозяйка игрового процесса

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это - сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия "я - милиционер", "я - воспитатель ". Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: "я повар - готовлю обед", "я папа - иду на работу".

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сю жетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ - РОЛЬ - СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.

(По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого - явная и незаметная

Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) .

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей:

• наблюдения;

• целевые прогулки;

• экскурсии

• беседы;

• чтение художественной литературы;

• просмотр кино -, видеофильмов;

• занятия (особенно речевые)

• рассмотрение иллюстраций;

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;

• изобразительная деятельность;

• игры-имитации;

• мнимые «телефонные разговоры»;

• придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ;

• «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») .

Прямое руководство (с вмешательством в игру) .

1. Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :

• показ игровых действий;

• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ;

• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ;

• упражнения ребенка в игровых действиях;

• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ;

• обращение персонажа к детям;

• вопросы к ребенку, к персонажу;

• проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку») .

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

2. Воспитатель - партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли) ;

• вопросы;

• предложение темы игры;

• совет в игровой форме;

• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру) ;

• беседа о распределении вещей;

• беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры) ;

• напоминание о том, что наблюдали;

• подсказка ходу игры (игровые действия) ;

• сообщение любого нового факта во время игры.

Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с их:

• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно) ;

• уместен вопрос перед началом игры;

• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)

• прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации) .

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр

младшая группа: до 15 минут. в I квартале

до 25 мин. в III квартале

«Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство».

Средняя группа: до 30-35 мин.

«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».

Старшая группа: до 45 мин.

«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники - в зависимости от региона) .

Практическая часть

Игровая ящик

Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.

Вопрос:

1. На какие классы условно делятся игры?

2. В каких двух основных направлениях осуществляется руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении?

3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача?

4. Что нужно учитывать при подборе предметно-игровой среды?

5. Как продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе?

6. Назовите методы и приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой.

7. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

Разгадайте кроссворд. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевых игр.

По вертикали:

1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

3.Современный легкий детский конструктор. (лего)

5.Спутник жизни детей. (игрушка)

7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

По горизонтали:

2.Первая игрушка малыша. (погремушка)

4.Место покупок в быту и в игре. (магазин)

6.Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).

Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада "Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста"

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Для дошкольника это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных...

Семинар - практикум для воспитателей на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»

Цель семинара – практикума: Формирование  мотивации  у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игров...

Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педаго...

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети"

Семинар - практикум для воспитателей "Игры, в которые играют наши дети" Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры; совершенствовать умения...