детско-родительский образовательный проект "Познай себя"
проект (старшая группа) на тему
Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: физическое развитие и оздоровление.
Актуальность темы. Воспитание здорового ребёнка - приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60 % детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья.
Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несёт наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое и психическое здоровье человека - непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшаются здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребенку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.
Цели проекта:
• определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своем организме у детей старшего дошкольного возраста;
• выяснить влияние знаний о человеческом организме на становление и развитие самопознания, самооценки, «образа Я» у дошкольников;
• разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта.
• Формирование у детей 6-7 лет элементарных представлений о человеческом организме.
• Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
• Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
• Воспитание любви к себе, своему телу.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
• Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Предполагаемый результат.
• Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, их местонахождении, значении и знать их основную функцию.
• Различать понятия «часть тела» и «орган».
• Показывать на макете проекции некоторых внутренних органов.
• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Предварительная работа.
1. Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах.
2. Знакомство с литературными произведениями: А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка», «Тридцать шесть и пять», «Не спать», «Чудесные таблетки», «Грипп»; отрывки из произведений про дядю Степу, в которых отражены вопросы сохранения здоровья, закаливания, лечения людей.
3. Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы...», «Что ты знаешь о...», «Полезная и вредная еда», «Подбери пару» и прочее.
4. Разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.
Роль родителей в реализации проекта. «Семейные старты. Спортивное соревнование.»
• Консультации: «Здоровье без лекарств», «Сон ребёнка», «Питание и здоровье дошкольника в период адаптации к условиям дошкольного учреждения», «Дети и компьютер » и прочее.
• Сбор народных, знахарских рецептов.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта.
• Занятия по изобразительной деятельности.
Работа с воспитателями.
• Консультации.
• Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «День здоровья», «Масленица».
• Познавательные занятия.
Продукт проектной деятельности.
Дидактические игры, наглядный материал точечного массажа носа, пальчиковая гимнастика, фотографии занятий, рисунки детей, модели занятий.
Сетевая паутинка проекта
Здоровый Образ Жизни
Формы:
• физкультурные занятия
• утренняя гимнастика
• подвижные игры
• самостоятельная двигательная деятельность детей
• физкультурные досуги, дни здоровья
Задачи:
• сформировать у старших дошкольников адекватные представления об организме человека
• научить пониманию себя как целостного существа
• учить «слушать» и «слышать» свой организм
Специальные
При нарушении опорно-двигательного аппарата
Методы:
Метод коррекции
Специальный
Пассивный
Метод аутогенной тренировки
• Расслабление-релаксация
• Музыкально-ритмический
• Режим движений
• Точечный массаж
• Пальчиковая гимнастика
• Активный, пассивный
• Нагрузка с отдыхом
Основные средства:
В равновесии
На растягивание
На координацию
На расслабление
Рефлекторные
Дыхательные
СПОРТИВНО-ПРИКЛАДНЫЕ
Ходьба, бег, лазанье, метание
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И ОБЩЕУКРЕПЛЯЮЩИЕ
Оздоровление
Укрепление организма
ИГРЫ
На месте
Малоподвижные
Спортивные
Дидактические. ГИМНАСТИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание - взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
В методической литературе по данной проблеме есть два взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречия, решение которых очень важно для нравственного становления (развития) личности ребёнка-дошкольника:
1. Отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности и понимание такой же ценности у других людей.
2. Соотношение потребности беречь себя, любви и уважения к самому себе с высшими нравственными качествами личности.
Если я буду воспитывать только ценностное отношение к своей жизни, своему здоровью, своему организму (отношение к себе как ценности), то может произойти так, что эта доминанта станет такой сильной и привлекательной для ребёнка, что в дальнейшем уже будет трудно его переориентировать. Это может привести к развитию эгоистической направленности и негативным образом повлиять на жизненную активность личности.
В некоторых методических пособиях отмечается важность сознательной деятельности детей по приобретению физических умений и навыков. Т. И. Осокина указывает, что в старшей группе важной задачей является воспитание у детей ответственного отношения к физическим упражнениям. Воспитатель должен пояснять назначение физических упражнений, раскрывать их роль в физическом развитии, приобретении силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки, то есть развивать осознанное желание заниматься физической культурой.
Е. Н. Вавилова к актуальным задачам физической культуры относит привитие детям стойкого интереса к физкультурным занятиям, что предполагает понимание их важности для сохранения и укрепления здоровья.
Необходимо сразу (параллельно) давать детям доступную их возрасту информацию и добиваться понимания важности занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья, для полноценной счастливой жизни.
Выделяют основные принципы, на которых строится система «обучения здоровью»:
научность - предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека;
реалистичность и доступность - предлагаемый объём представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности;
ценностное отношение к жизни и здоровью - весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье - это огромные ценности и относиться к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни - необходимое условие человеческого существования;
деловитость и занимательность - предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности;
личностно ориентированная направленность - основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию
направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм;
развивающее обучение - развивать личность творца собственной жизни;
исследовательское познание - постановка ребёнка в активную позицию исследователя.
У большинства детей представления о роли организма в общем плане соответствуют действительности. Рассуждения старших дошкольников основаны на практическом опыте и физиологических ощущениях. Значение и роль организма в жизни человека дети понимают очень односторонне. Они недооценивают всей важности внутренних органов и не представляют себе всего многообразия их функций.
Основной целью проекта является: разработка содержания и системы работы по формированию у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме и воспитанию ценностного отношения к себе и другим.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Сформировать у детей 6-7 лет элементарные представления о человеческом организме.
3. Обучить уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
4. Сформировать представление о том, что полезно и что
вредно для организма.
5. Воспитать любовь к себе, своему телу.
6. Воспитать потребность в здоровом образе жизни.
7. Развить представление о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Работу необходимо начать с отбора содержания знаний из области анатомии и физиологии человека, доступных детям старшего дошкольного возраста, планируя работу по изучению учебного материала от более общего к более частному, от более лёгкого к более трудному, от близкого к далекому. Не обременять дошкольников чрезмерным количеством изучаемого материала, следить, чтобы содержание обучения отвечало детским возможностям, их любознательности.
Изучение человеческого организма можно построить по алгоритму:
из чего я сделан;
клетка;
кожа;
скелет и мышцы;
сердце и кровообращение;
дыхание;
пищеварение;
мозг и нервная система.
Содержание программы должно отвечать интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенности детей, больше внимания уделять наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей. На усвоение определенного материала (по каждому разделу) отводится примерно один месяц, в течение которого «доминируют» конкретные воспитательно-образовательные цели.
Каждый раздел включает в себя комплекс педагогических мероприятий, направленных на более глубокое, осознанное познание своего организма. Обязательные составляющие каждого комплекса: занятия, беседы (познавательные, этические), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, элементарные опыты, самонаблюдения, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, а также организация развлечений, досугов. Все это помогает детям усвоить предусмотренное содержание на уровне осознания его личностной значимости.
Например, раздел «Пищеварение».
Цели: познакомить детей с процессом пищеварения, его сложностью и важностью для здоровья и жизни. Дать представление о здоровой пище, её энергетической ценности. Познакомить детей с приемами обработки продуктов. Показать важность гигиены полости рта для здоровья человека. Познакомить с чисткой зубов. Учить детей понимать свой организм, его потребности. Закреплять навыки правильного ухода за зубами. Воспитывать чувство меры при принятии пищи. Воспитывать уважение к людям труда (поварам детского сада), к нелегкому «домашнему» труду, чувство «восхищения» устройством организма человека.
Доминирующая деятельность - познавательная (беседа о пище, её составных частях, о «здоровой» и «вредной» пище, о санитарно-гигиенической обработке продуктов).
Дополнительные виды деятельности: экскурсия «Путешествие на кухню», практическая деятельность (приготовление совместно с детьми и воспитателями витаминных салатов, несложных блюд), игра-путешествие «В гости к тете Зубной Щётке» (рассказ о зубах, правилах ухода за ними, освоение техники чистки зубов), чтение художественной литературы (Б. Заходер «Ма-Тари-Кари», С. Маршак «Робин-Бобин»), дидактические игры «Что полезно и что вредно» (закрепление, обобщение). Основное содержание каждого раздела реализуется в форме специально организованной деятельности (это обеспечивает последовательность, систематичность, отвечает логике учебного материала), а его конкретизация, углубление, уточнение, дополнительные сведения дети получают через другие виды привлекательной детской деятельности, через другие организационные формы и методические приёмы.
В построении познавательной деятельности можно применить единую сюжетную линию:
• «введение» в проблему (вызвать желание детей решить ее, отправиться в путешествие в свой организм);
• непосредственно путешествие (содержательный компонент);
• возвращение и детские «открытия».
Чтобы информация приобрела для ребенка личностную значимость, научные факты можно наполнять жизненно важным содержанием, близким детскому опыту, то есть давать «руководство к действию». Так, например, включение в занятие «Из чего я сделан» рассказа о микробах, их вреде для организма, о местах их наибольшего скопления (грязные руки, немытые продукты, игрушки и т. д.), о мерах борьбы с ними приведет к осознанию гигиенической нормы «мыть руки после загрязнения», что выразится в увеличении «желающих» помыть руки без напоминания со стороны воспитателя.
Организация педагогического процесса должна исключать возникновение утомления или легко устранять его своевременным отдыхом, сменой действий, так как усталость, эмоциональный спад неблагоприятно влияют на здоровье и развитие. В этом случае рекомендуется использовать гимнастику для глаз. На каждом занятии проводить различные виды массажа, пальчиковую гимнастику, самомассаж, при проведении массажа обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
Выполняя упражнения на развитие дыхания («курочки», «пчелки», «хомячки» и пр.), соблюдать правила:
• делать активный короткий вдох носом;
• выдох через рот;
• вдох делать одновременно с движением;
• все вдохи выполнять в темпе марша.
Также рекомендуется использовать: самомассаж носа для стимуляции деятельности головного мозга, оздоровительные упражнения для горла, закаливающий массаж подошв, пальчиковую гимнастику и прочее.
Выстраивая педагогический процесс, необходимо большое внимание уделять игре как методу радостного ненапряженного познания, научения, развития. Доказано, что включение дидактических игр и упражнений значительно повышает эффективность обучения, обеспечивает рациональное сочетание и смену деятельности, предупреждает утомляемость, сохраняет высокую работоспособность и т. п. Игры могут быть использованы в воспитательно-образовательном процессе как в настоящем виде, так и в качестве основы для разработки новых дидактических игр с более широким и глубоким содержанием.
Использование анатомического макета, на котором модели внутренних органов располагаются там, где они согласно анатомическим данным присутствуют на теле человека, может украсить многие занятия по теме «Как я устроен», беседы о правильном питании. Макет дает детям представление о внутренних органах и об их взаимном расположении: анатомическая информация в подобной форме приобретает личностно ориентированную направленность, то есть дети получают представление о том, что и где находится внутри именно у него.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке, развить навыки гигиенически правильного поведения.
Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я - спортивная семья», «Расти здоровым» и пр. Для активного включения каждого родителя в совместную деятельность по обсуждению педагогических проблем можно эффективно использовать новые перспективные формы сотрудничества с родителями: групповые дискуссии, «круглые столы», имитационно-ролевые игры, детско-взрослое образовательное проектирование на различные темы.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО. СТИХИ ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ О ЧЕЛОВЕКЕ
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
(Имя.)
Тебе дано, а люди пользуются.
(Имя.)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть.
(Ум.)
На одной горе много травы, да скот эту траву не ест.
(Волосы.)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза.)
Не сеют, не сажают,
А сами вырастают.
(Волосы.)
Брат с братом
через дорогу живут,
а один другого не видит.
(Глаза.)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора.
(Глаза.)
Тридцать два молотят, один поворачивает.
(Зубы и язык.)
Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.
(Ноги.)
Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
(Ноги.)
Между двух светил посредине один.
(Нос.)
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы.)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце.)
Когда мы едим - они работают.
Когда не едим - они отдыхают.
Не будем их чистить - они заболят.
(Зубы.)
За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.
(След.)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
(Нос.)
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной –
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!
(Пальцы.)
Твои помощники - взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
(Пальцы.)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык.)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык.)
У пяти братьев одна работа.
(Пальцы.)
У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.
(Пальцы.)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык.)
Белые силачи рубят калачи, а красный говорун подкладывает.
(Язык и зубы.)
СТИХИ ПРО ГЛАЗА
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища -
Все на свете разглядят, разглядят-разыщут.
В поднебесье - месяц, под скамейкой - мяч,
А в шкафу - конфетку, как ее ни прячь.
Ай, глаза-глазища, ай, глаза-глазенки -
Могут фокус показать мальчишке и девчонке:
Вот мы их закрыли - сразу стала ночь.
Вот мы их открыли - ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки, ай, глаза-глазища -
Кто в них прячется - живет, поглядим - поищем!
«Мама, знаешь, кто в твоих?! Это я, родная, в них?!
«А в твоих, сыночек, я...». Вот какие мы друзья!
С. Погореловский
МАМИНА ПЕСНЯ
Синий-синий василек,
Ты любимый мой цветок!
У шумящей желтой ржи
Ты смеешься у межи.
И букашки над тобой
Пляшут радостной гурьбой.
Кто синее василька?
Задремавшая река?
Глубь небесной бирюзы?
Или спинка стрекозы?
Нет, о нет же... Всех синей
Глазки девочки моей.
Смотрит в небо по часам.
Убегает к василькам,
Пропадает у реки,
Где стрекозы так легки -
И глаза её, ей-ей,
С каждым утром все синей.
Саша Черный
Сел медведь на бревнышко,
Стал глядеть на солнышко.
Не гляди на свет, медведь!
Глазки могут заболеть!
М. Дружинина
УХО - ОРГАН СЛУХА
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет врач!
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Часто мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: «Еже!» -
Отвечает доктор гневно: - Еже-еже-ежедневно!!
Не забывай, к какому врачу ты направляешься.
Лисенок в больницу однажды пришел:
Было Лисенку нехорошо.
Без шапки ходил он, советов не слушал,
И вот простудил свои рыжие уши.
Как называется доктор, ребята,
Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?
Плачет Лисенок, не знает, к кому
Нужно теперь обратиться ему?
Попал на прием и запомнил с тех пор,
Что уши больные лечил доктор ЛОР.
НЕ БОЙСЯ ВРАЧА
ЛОР - особый врач, который лечит уши, горло, нос.
Собирался как-то к ЛОРу наш знакомый пес Барбос.
После чистил ватой уши, горло содой полоскал,
И при этом всем, кто слушал, он советы раздавал:
Не волнуйтесь и не бойтесь, дети, ЛОРа посещать.
Если рот открыть попросит, надо шире открывать.
Ушки ЛОР проверить может, хорошо ли слышат?
Носик ЛОР посмотрит тоже - хорошо ли дышит?
Инструментов у врача очень много разных.
Вы не бойтесь их, друзья, - это безопасно.
И не больно. Ими ЛОР смотрит осторожно.
Очень помогает он там, где это можно!
ТИШЕ ВСЕХ
Кто прошел так тихо-тихо? Ну, конечно, не слониха.
И конечно, Бегемот тихо так пройти не мог.
Дождь идет - стучит по крыше. Ход часов мы тоже слышим.
У часов обычный шаг: тик-так, тик-так.
Никто из вас не слышал, как листок из почки вышел.
И конечно, и конечно, поутру порою вешней
Вы услышать не могли, как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки, тихо вышли из земли.
Кто там выглянул молчком кверху белым колпачком?
Смотрят Заяц и Зайчиха, как подснежник вышел тихо.
И повсюду - тишина. Это так, а не иначе,
Это значит, это значит, тише всех пришла Весна.
Саша Черный
ТИШИНА
Слушай, что это звенит?
Может быть, ползет в зенит
Реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть, мохнатый жук
Только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит,
Скучно - вот он и звенит?
Нет ни мухи, ни жука,
Нет ни грома, ни гудка.
Вслушайся: звенит одна
В целом свете тишина.
Роман Сеф
Загадки.
1. Два слухача на голове торчат. (Уши.)
2. Шум дождя оно поймало, утра тихое начало, мамин голос, папин шаг, слышит, если что не так! (Ухо.)
3. У зверюшки - на макушке. А у нас - ниже глаз. (Уши.)
Пословицы и поговорки.
Осип орет, Архип не отстает, кто кого переорет?
Осип охрип, Архип осип.
РУКИ
1. СТИХИ
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный, -
Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец - как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.
Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем, как в семье, братец младший - любимец.
По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Люди, вы только взгляните вокруг:
Вся наша жизнь -
Дело наших рук.
Села, мосты, города и дома -
Все наши руки!
Все наши руки!
Умные руки - основа успеха,
Руки - это лицо человека.
Руки! О многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
К. Женэ
САМИ И САМО
Ничто никогда не выходит само.
Само не приходит к нам на дом письмо.
Само не способно смолоться зерно.
Само стать костюмом не может сукно.
Само не умеет свариться варенье.
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать обязаны сами –
Своей головой и своими руками!
Виктор Лунин
МЫ РАСТЕМ
Мы стараемся, растем. Я расту.
Со мной Катюша.
Подрастают ручки, ножки,
И, смотрите, даже ушки.
И, смотрите, даже нос,
Пусть совсем, совсем немножко,
На вот столечко подрос.
ПОЧЕМУ ОНИ СЕРЫЕ?
Мама тесто замесила
Из пшеничной из муки,
Я кусочек попросила,
Стала делать пирожки.
Я леплю, я делаю, только не пойму:
У мамы-то белые, а у меня-то серые -
Не знаю, почему.
Е. Благинина
НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Что может на кончиках пальцев у нас уместиться?
Пылинка, дождинка, снежинка... Не много.
И то они могут свалиться, разбиться.
На кончиках пальцев не так-то легко удержаться.
Испачкать их можно мороженым, клубничным вареньем,
Пирожным. Потом облизать осторожно.
Но струны под пальцами вздрогнут, звеня,
И встретятся небо на них и земля.
В. Степанов
Рукавички новые,
Теплые, пуховые!
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки!»
II. ЗАГАДКИ
1. Руки.
• У двух матерей по пять сыновей, и одно имя всем.
• Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
• Твои помощники - взгляни –
Десяток дружных братцев,
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
• Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной –
День и ночь со мной:
Целый десяток
Верных ребяток!
• У пяти братьев одна работа.
• Пять братьев годами равны, а ростом разные.
2. Варежки (рукавицы).
• Руки греет пара печек
Из колечек от овечек,
Их бабушка свяжет
Из шерсти на спицах,
Мягкие, тепленькие...
• Две сестрички, две плетенки,
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
• А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
• Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой,
Согревают две сестрички,
А зовут их...
• В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
• Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
• Пять пальцев
За все могут браться.
Вместе в шубке одной
Согреваются зимой.
3. Перчатки.
• Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись малыши в темные чуланчики –
Каждый мальчик - в свой чуланчик.
• Пять пальцев, как у людей,
Но пальцы у нее без ногтей.
• Пять мешочков шерстяных –
Греются братишки в них.
• Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются
И в каждой - целых пять.
• Есть у пальцев домик шерстяной:
Каждый палец в комнате одной.
Сколько пальцев на руках твоих,
Столько же и комнаток у них.
В. Орлов
III. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
1. Рука руку моет, а две руки - лицо.
2. Были бы руки, а сделать все можно.
3. Глаза облюбовали, руки сделали.
4. Для умелой руки все работы легки.
5. Золотые ручки не испортят мучки.
6. К чему руки не приложит - все кипит.
7. От добрых рук ничего не уходит.
8. Рабочие руки не знают скуки.
9. Умелые руки работы не боятся.
10. Хоть ручки черны, да работа бела.
IV. СЧИТАЛКИ
1. Подвернула ложка ножку,
Захромала вдруг немножко,
Наложили ей повязку,
И она пустилась в пляску,
Кто не верит?
Это он!
Выходи из круга
Вон!
2. Подогрела чайка чайник,
Пригласила 8 чаек.
Прилетели все на чай!
Сколько чаек - отвечай?
3. Чики, чики, чики, чок,
Ночью песни пел сверчок,
Мы его искать пошли,
Зажигали фонари,
Заглянули под кусток,
Под пушистый лопушок.
Где там спрятался сверчок?
Поищи его, дружок!
4. Петушок рубил дрова,
Пироги пекла сова
С кочерыжкой для зайчишек,
Кренделек с медком для мишек.
А ты, дружок, с чем хочешь пирожок?
5. Тики-трак, тики-трак,
Под мостом жил старый рак,
Рыжий кот пришел на мост,
Рак схватил кота за хвост.
Мяу, мяу, помогите!
С хвоста рака отцепите!
Все бегут, и ты беги,
Коту Ваське помоги!
6. Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы.
Мы играем - водишь ты!
7. На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок.
8. Раз у нашего Степана
Караулил кот сметану,
А когда настал обед,
Кот сидит - сметаны нет,
Помогите-ка Степану,
Поищите с ним сметану.
9. Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько гвоздей - говори поскорей:
Один, два, три...
10. Скачут побегайчики,
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут,
Были тут –
И нет их тут.
Где же зайчики?
Ушли...
Ты иди их поищи!
11. Чайки жили у причала,
Их река волной качала.
1,2,3,4,5,
Помоги их сосчитать.
12. Скок, поскок!
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет!
13. Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним 3 утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать
1,2,3,4,5.
14. Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу - три овечки
И четыре индюка.
Все ребята испугались,
Весла бросили в кусты,
Испугались, разбежались,
А найти их должен ты!
15. Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали,
Щей поели,
А тебе водить велели!
16. Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
17. Волнуются волнушки:
Как быть нам без кадушки!
Все грибы - в кадушках,
Забыли о волнушках!
Поищи волнушки ты,
Очень вкусные грибы!
18. Мимо леса, мимо дач
Плыл по речке красный мяч.
Увидела щука,
Что это за штука?
Хвать, хвать!
Не поймать!
Мячик вынырнул опять,
Он пустился дальше плыть,
Выходи, тебе водить.
19. Тата-тара-тара-ра,
Вышли в поле трактора,
Стали пашню боронить
Нам бежать - тебе водить!
20. В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Я для вас, мои дружки,
Затеваю пирожки:
Быстро нужно их испечь,
Ты пойдешь, затопишь печь.
21. 1,2,3,4,5.
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы,
Ты пойди-ка поводи!
22. Эй, Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!
23. Шел коток по лавочке,
Всем давал булавочки.
Кому две, кому три –
Выходи на букву «И»!
24. Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
1,2,3,4, 5,
Выходи, тебе искать!
25. Шла лисичка по тропинке
И несла она грибы:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!
26. Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки, зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь...
Выходи - тебе гореть.
27. Жили-были
Я ли, ты ли,
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
28. 1,2,3,4,5,
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна –
Оставайся ты одна.
29.Я зверек,
И ты зверек.
Я мышонок,
Ты хорек.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон!
30. Кто играет - будет уж.
Кто не хочет быть ужом –
Выходи из круга вон!
31. Бежит зайка по дороге,
Да устали быстро ноги,
Захотелось зайке спать.
Выходи, тебе искать!
32. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон.
Ты не веришь –
Выйди вон!
33. Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится –
То собака свалится!
34. Жили-были три чертенка
И два маленьких котенка.
Им велели дружно жить,
А тебе идти водить!
35. 1,2,3,4,5.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
36. 1,2,3,4,5.
Вышла свинка погулять,
А за свинкой серый волк,
Волк-то в свинках
Знает толк.
37. Эни-бени Рес!
Квинтер-квинтер Жес!
Эни-бени Рама!
Квинтер-квинтер Жаба!
38. Сива, ива,
Дуба, клён,
Шуга, юга Кон!
Первенчики,
Другенчики,
Круги, дуги
Вон!
39. Эники-беники
Ели вареники,
Эники-беники ба!
Эники-беники
Съели вареники,
Эники-беники ба!
40. В синем море-океане
Золотой стружок плывёт.
А на острове Буяне
Роща белая растёт.
Станем думать да гадать,
Как берёзки сосчитать?
Как ни думай, ни гадай,
Только нас ты догоняй!
41. Забрался медведь в колоду,
Захотелось ему мёду.
Кто не верит - погляди
И из круга выходи.
42. Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал -
В лес зайчишка убежал!
43. Маша туфлю потеряла,
Долго плакала, искала.
Мельник туфельку нашёл
И на мельнице смолол.
44. Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
45. Шли большие корабли,
По пути они зашли
В Африку, Австралию,
Индию, Италию,
В Аргентину, в Уругвай,
Кто остался - вылетай!
46. Снег идет, снег идет,
Дворник улицу метет,
Дворник улицу метёт.
Стороной народ идёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект по ОБЖ « Познай себя».
Актуальность: Воспитание здорового ребенка- приоритетная , наиглавнейшая задача дошкольной педагогики., особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана ...
Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы
Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...
Детско-родительский образовательный проект "Познай себя"
Оптимальной формой для организации эффективного взаимодействия родителей с детьми яаляются совместные мероприятия , направленные на формирование здорового образа жизни. Проект "Познай себя" решает опр...
Детско–родительский образовательный проект «Познай себя»
Актуальность темы: Воспитание здорового ребенка – приоритетная задача дошкольной педагогики. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем 60 % де...
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» детско-родительский КВН.
КВН детско-родительский Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому...
Перспективный план занятий по ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Цели проекта.· Определить педагогические основы проблемы формирования представлений о своём организме у детей старшего дошкольного возраста.· Выяснить влияние знаний о челове...
Детско-родительский творческий проект «Я здоровье берегу сам себе я помогу»
Кризисные явления в обществе, высокие темпы его развития, экологические ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни являются основными причинами ухудшения состояния здоровья детей. Проб...