Конспект НОД "Что такое микробы?"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ореховская Татьяна Александровна

Конспект проведения НОД (образоватнльная область "Здоровье") с элементами экспериментирования в старшей группе "Что такое микробы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nod.zip578.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения интегрированной

непосредственно образовательной деятельности

с элементами экспериментирования

для детей старшей группы

Тема: «Что такое микробы?»

Цель: - формировать осознанное отношение к своему здоровью.

Задачи:

Образовательные:

- дать детям простейшее понятие о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются), микроорганизмы бывают вредными;

- познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;  

- продолжать развивать речь как средство общения, закреплять умение строить высказывание;

Активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, размножаются.

- закрепить умение лепить предметы пластическим способом, приемы лепки (скатывание, отщипывание);

Развивающие:

- развивать в ходе опытно-экспериментальной деятельности мышление, воображение, внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативные способности, мелкую моторику рук, координацию движений;

Воспитательные:

- воспитывать культурно - гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

Познание

Коммуникация

Социализация

Здоровье

Художественное творчество

Методы и приемы:

- практические: дидактическая игра и упражнение, динамическая пауза, опыты – эксперименты, лепка из пластилина, пальчиковая гимнастика.

- наглядные: показ изображения микробов, показ микроскопа, рассматривание картинок.

- словесные: беседа, коммуникативная игра, словесная игра, ситуативный разговор.

Материалы и оборудование: мультимедиа,  пластмассовые стаканчики с водой, помеченные полоской голубого и красного цвета - на каждую пару детей; 2 вареных яйца, два помидора на тарелке, картинка с изображением микробов, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Коммуникативная игра «Давайте познакомимся», а теперь давайте поздороваемся игра «Давайте поздороваемся», т.е. пожелаем друг другу здоровья.

На мольберте выставлена картинка с микробами

22

В: Ребята, как вы думаете, что это? (предположение детей)

    Это всего лишь капелька воды из крана, но только увеличенная в несколько тысяч раз. Видите, как много здесь точек, чёрточек, каких-то «головастиков»?  Это микробы, мельчайшие живые существа.  

У них нет ни рук, ни ног, ни рта и носа, но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются.  Мир вокруг нас полон таких существ. (слайды)

  120726003809  260   1350573959_f41b93282b4b

Они везде – в воздухе, в воде, на земле, на нашем теле. Некоторые  микробы передвигаются сами, как крохотные рыбки, а многих переносят ветер, животные, птицы, люди.

Эти существа так малы, что глазом их не рассмотришь, для этого нужен специальный прибор – микроскоп. С помощью его мы сможем увидеть, какие микробы живут в капельке не кипяченой воды.  Как называется этот специальный прибор?

6629-01_big

 

Многие микробы очень вредны для человека. Попав в наш организм, они начинают быстро размножаться и выделять яды. И человек начинает заболевать.

Как Вы думаете, как микробы могут попасть в наш организм?

Вот смотрите: (показ слайда)

x_635498a4 citysmile 

Были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме;

110913pole 0_6732b_ab5318a5_XL d861d8c6051a2d06978f08d7e9268f64

Микробы были в земле и на траве, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме.

Упражнение «Продолжи предложение»

- Ребята, рассмотрите картинки и расскажите сами, как микробы попали  внутрь организма детей. Начинать свой ответ нужно так: - Микроб был ….(слайды)

 1 - копия12 - копия (2)3 - копия (2)

- Правильно, микробы могут попасть в наш организм, если облизывать игрушки, от животных, от больного человека, если после туалета не мыть руки.

- Сегодня мы с вами будем исследователями и будем работать в научной лаборатории. Перед нами стоит задача: нам необходимо доказать, что микробы есть везде.  

Для работы нам необходимо одеть фартуки, на которых написаны ваши имена (воспитатель и дети одевают фартуки). Теперь мы с вами коллеги по научной лаборатории.

- Уважаемые коллеги, сейчас  мы с вами будем исследовать воду (предлагаю разделиться на пары, каждый себе выберет карточку и с помощью её найдет себе пару.

Опыт с водой. – Вот в стакане вода, я её налила из  под крана.  Посмотрите и скажите, вода в стакане чистая? (предположения детей) Почему Вы так думаете?

Давайте проверим, чистая ли  вода?  Мы из ваты и бинта смастерим простой фильтр (показывает – между бинтом кладётся вата) и пропустим через него воду. Что вы видите? (ответы детей) Правильно, в стакане вода прозрачная и кажется что она чистая, но на самом деле она грязная, в ней есть микробы.

А теперь посмотрите, в стакане кипяченая вода, она отличается от воды не кипяченой? (ответы детей)

- Сейчас через другой фильтр пропустим кипячёную воду и посмотрим, есть ли в ней микробы?

- Давайте сделаем вывод,  какую воду можно пить?

Как вы думаете, у нас руки чистые, есть ли на них микробы? (предположения детей)

 Опыт с яйцом. – Вот яйцо (сама очищает), оно белое. Сейчас мы его передадим его из рук в руки.  Дети передают вареное очищенное яйцо друг  другу, рассматривают следы от рук на яйце

- Яйцо стало каким? (яйцо стало грязным).

- Почему? (У кого-то грязные руки.)

- На наших руках были микробы, и на этом яйце остались все микробы с наших рук, их так много, что мы смогли их увидеть, яйцо стало грязным.

- Что нужно сделать, чтобы с наших рук исчезли микробы? (помыть руки)

Пальчиковая  гимнастика «Мыло». Я предлагаю вам представить, что мы моем руки. 

Дети повторяют  движения за  воспитателем:

Каждый день я мыло мою

Под горячею водою

(Раздвинув пальцы, хлопают в ладоши)

И в ладонях поутру

Сильно, сильно мыло тру.

(Неплотно сжимают в  руках пальцы одной руки и трут о ладонь другой)

Мойся, мыло, не ленись!

Не выскальзывай не злись!

А чтобы наши руки действительно стали чистыми, я предлагаю протереть их влажными салфетками (все протирают руки). Теперь все микробы с наших немытых рук остались на влажных салфетках. Что же мы с вами доказали в ходе нашего исследования (ответы детей). Правильно, на немытых руках всегда множество микробов, поэтому надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

Проведем следующее исследование. Опыт с грушей (раздает каждому ребенку немытые груши) Как вы думаете, груши чистые? Давайте это проверим в помощью влажных салфеток.  Дети берут влажные салфетки и протирают груши.

- Какими стали салфетки? Почему они грязные? Что же мы с вами доказали? На немытых грушах есть микробы.

Опыт с помидорами. (Выкладывает два помидора)

- Ребята, вы любите помидоры? Вот перед вами лежат два помидора, одно помыли, а другое нет.  Как вы думаете,  какое из них мытое?  Чем отличаются помидоры?

- Правильно, мытые и немытые овощи  выглядят одинаково. Что же мы должны запомнить?  Правильно, любые фрукты и овощи  нужно мыть перед едой.

А сейчас мы поиграем в  игру  «Это правда или нет?», вы должны отвечать «да» или «нет», но не словами, а движениями. Если ответ «да», попрыгайте,  если ответ «нет» - присядьте. Будьте внимательны.

Вас прошу я дать ответ:

Это правда или нет?

Чтоб с микробами не знаться

Надо, дети, закаляться? (прыжки)

Никогда чтоб не хворать,

Надо целый день проспать? (приседание)

Если хочешь сильным быть

Со спортом надобно дружить? (прыжки)

Чтоб зимою не болеть,

На улице надо петь? (приседание)

И от гриппа, от ангины

Нас спасают витамины? (прыжки)

Будешь кушать лук, чеснок –

Тебя простуда не найдет? (прыжки)

Хочешь самым крепким стать?

Сосульки начинай лизать! (приседание)

Ешь побольше витаминов –

Будешь сильным и красивым? (прыжки).

Вот мы отдохнули и размялись, и готовы к новым открытиям. Уважаемые коллеги, прошу следовать за мной (переходят к столам и рассаживаются)

Способ размножения микробов.

- У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит, давайте посмотрим.

- Отделите кусочек пластилина  и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб. Представьте, что он  попал в организм человека. Как это может произойти, мы с вами уже знаем. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получилось два новых микроба.  Вначале они маленькие, но потом они питаются, растут. Оторвите ещё немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим микробам. Вот наши микробы выросли.  Что теперь с ними произойдёт? Правильно, они тоже разделятся пополам. Сколько их стало? Уже четыре. И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих микробов. Что будет дальше? Правильно они тоже вырастут и разделятся.  Вот так их становятся всё больше и больше, и человек заболевает всё сильнее и сильнее.

Вот и закончился наш день в научно исследовательском центре. (давайте снимем фартуки и пройдем,  сядем на стульчики)

Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и доказали, что микробы могут быть повсюду. Где же мы увидели и нашли микробов? (Ответы детей)

Какие правила нужно всегда помнить, чтобы вредные микробы не попали в наш организм? (ответы детей).

1. Пить надо кипяченную воду.

2. Надо чаще мыть руки, а, если нет такой возможности, протирать их влажной салфеткой.

В каких случаях нужно обязательно мыть руки?

3. Любые фрукты и овощи  нужно мыть перед едой.

4. Носить маску, если рядом больной человек или если сам болеешь, чтобы от тебя не заразились другие?

А чтобы вы не забыли эти правила и могли рассказать  о них своим друзьям, я приготовила для вас памятки.

Понравилось ли вам сегодня быть исследователями? Что было самым интересным? Что вы узнали нового? Спасибо вам, за то, что вы были такими активными и любознательными. (раздает груши)  Что вы должны не забыть сделать? (помыть грушу и руки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Что такое хорошо и что такое плохо

Закрепить навык пользования простым распространенным предложением; закрепить грамматические навыки; навыки слогового чтения; развивать представления об окружающем мире; развивать зрительную и сл...

План -конспект НОД "Такие разные деревья"

План конспект НОД по ФГТ в средней группе...

Конспект НОД "Такие тазные ложки"

Данный материал поможет воспитателю обратить внимание детей на такой привычный предмет - ложку. Дети познакомятся с историей возникновения и разнообразием ложек....

Конспект НОД «Такие разные книги» старшая группа

Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада....

Конспект занятия "Такие разные слова"

Данное занятие позволяет:- закреплять умение детей определять синонимы и антонимы в предложении на занимательном материале,- подбирать слова сходные и противоположные по смыслу,- совершенствовать умен...

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.

3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....

Конспект "Что такое снег и лед?"

Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и ль...