Конспект "Что такое снег и лед?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Материал помогает конкретизировать и углубить представление детей о том, что снег и лед - это вода, изменивщая свое состояние вследствие изменения температуры. Через опыты сравнить свойства снега и льда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
untitled0.doc | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Занятия
в старшей группе
Тема: «Что такое снег и лёд?»
Воспитатель:
Азарова И.
МДОУ Д/С №95
• Тема: «Что такое снег и лед?»
• Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние
погоды, типичные осадки, явления природы. Доказать через опыты, что
снег и лед — это вода, изменившая свое состояние, вследствие изменения
температуры. Сравнить свойства снега и льда. Развивать связную речь,
умение говорить правильно. Формировать эстетическое отношение к
зимним явлениям.
• Оборудование: пластмассовый стаканчик с крышкой, замороженные
кусочки льда, стакан с водой, миски с холодной и горячей водой, тарелка,
баночка с рыхлым и утрамбованным снегом, термометр.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение «Вы узнаете зиму?» (отрывок):
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
-О каком времени года говориться в стихотворении? -Какие зимние месяцы вы знаете?
-Как изменилась природа зимой?
-Какая погода зимой? (Ответы детей на вопросы)
Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце встает, но мало греет, небо серое с облаками и тучами, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях и проводах выступает иней. Реки и озера покрываются льдом. И вот сегодня мы с вами познакомимся со свойствами снега и льда.
• Опыт: Возьмем пластмассовый стаканчик с крышкой. Заполним его водой
до краев и закроем крышкой. Поставим стакан в морозилку (предварительная работа).
-Что произошло с водой в морозилке? (Ответ детей).
-Почему же крышка у стаканчика закрыта не плотно? Что произошло?
(Ответы детей).
- Вывод: Вода при замерзании расширяется и занимает больше места,
поэтому лед поднял крышку у стаканчика. - Опыт: Ребята, давайте сравним два стаканчика: с водой и со льдом. Какое
вещество более прозрачное лед или вода? (Ответы детей). - Вывод: Лёд не такой прозрачный, как вода; чем толще лед, тем он хуже
пропускает свет. Поэтому в реках, под ледяной крышей в середине дня
уже вечер. - Опыт: Посмотрим на кубик льда. Чем он отличается от воды? (Ответы
детей.) Вода меняет форму, потому что это жидкость. Можно ли пить лед?
Лед сохраняет форму, пока снова не превратится в воду. Лед — твердое
вещество. - Опыт: Положим кусочек льда в миску с водой. Что произойдет? Лед
утонет, или будет плавать? (Ответы детей). Давайте проверим. - Вывод: Лед состоит из воды, но намного легче её. Это потому что в нем
вместе с водой оказываются при замерзании крошечные пузырьки
воздуха. Они то и не дают льдинке утонуть.
Ребята, что произойдет со льдом при нагревании? (Ответы детей). А как вы думаете, где быстрее растает кусочек льда: в холодной, горячей воде, тарелке. (Ответы детей).Давайте проверим.
• Опыт: Положить одинаковые кусочки льда в три емкости с горячей водой,
с холодной водой и без воды. Убедится, где быстрее растает лед.
Ребята, давайте закрепим свойства льда, опираясь на опыты. Что же такое лед? (Ответы детей). Лёд-это твердое вещество, которое имеет форму, он не прозрачный и плохо пропускает свет. Лёд состоит из воды, но легче её. При
замерзании вода расширяется и занимает больше места. При высокой
температуре лед тает быстрее и превращается в воду.
Вот такое удивительное вещество лед. А теперь, ребята, давайте поговорим о
снеге. Из чего состоит снег? Какой снег? (Белый, холодный, рыхлый,
непрозрачный).
Опыт: Возьмем две одинаковые баночки. В одну насыплем рыхлого снега, а в другой снег утрамбуем. Какая баночка оказалась тяжелее? Теперь давайте проверим, в какой баночке снег растает быстрее? Где оказалось больше воды?
Теперь давайте измерим температуру снега.
• Опыт: Наберем в банку снега. Воткнем термометр в снег. Какую температуру показывает термометр? Температура ниже нуля. Потом столбик термометра поднимается вверх к отметке «ноль». Снег становится пополам с водой. А когда столбик поднимется выше нуля, снега в банке не останется.
• Вывод: Температура снега — ниже нуля, а воды — выше нуля. Давайте сравним баночку с талой водой и водой из-под крана. Чем они отличаются? Талая вода менее прозрачная, чем из-под крана. Это потому что в воздухе были пылинки, частицы копоти. Снежинки по пути к земле собрали их и испачкались. Поэтому воздух после снегопада становится чище. Снег помогает растениям зимой не замерзнуть. Он рыхлый, между снежинками есть частички воздуха, поэтому снег, словно одеяло укрывает нашу землю и сохраняет растения.
Сегодня, ребята, мы с вами доказали, что снег и лед — это вода, которая изменила свое состояние из-за низкой температуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация что такое снег
Что такое снег? Это снежинки- красивые звёздочки, как образуются снежинки? что можносоздать из снега, показ вариантов....
Презентация "Что такое снег?"
Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шес...
Презентация Что такое снег?
Рассматривание снежинок, как они образуются....
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....
Познавательно- исследовательский проект «Что такое снег?»
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции :анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует поз...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по тема: «Что такое снег?»
Формируются представления о свойствах снега....
Проект в подготовительной к школе группе «Что такое снег?» и «Что такое лёд?»
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для и...