Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelyonaya_apteka.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека
(занятие в старшей группе детского сада)
Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.
- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг — «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться — травами, цветами, ягодами и т.д.
- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.
Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.
- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?
- Кто видел в аптеке лекарственные растения?
- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?
- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).
- Про какое лекарственное растение эта загадка.
Не пустили в огород –
Оттого она и жжет.
(крапива)
- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».
Подружись с крапивой
- Сегодня па обед будут крапивные щи, — объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.
- Крапивные?
-Да, да, — подтвердила бабушка. — А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы…
Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.
- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:
«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.
- А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)
- Найдите это растение в нашей коллекции.
- Кто догадался, почему это растение так называется?
- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.
- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).
- Это растение всем знакомо. Отгадайте:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Пели их не оберешь,
На себе их все найдешь.
(лопух)
- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.
- А это что за растение?
Носит этот мальчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное.
Ветерку послушное.
(одуванчик)
- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.
- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.
Мох, клюква и морошка –
Жильцы лесных болот,
На кочке мох без ножки.
Куда ни глянь, растет.
- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.
- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!
- Ребята, давайте поиграем в игру.
Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.
Плохой аппетит — корень одуванчика.
Заболел желудок — тысячелистник.
Простуда — душица.
Рана на руке — подорожник.
Ангина — мать-и-мачеха.
Ожог ноги — зверобой.
Пятна на коже — чистотел.
- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека — это Природа.
Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).
2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?
4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения не на солнце, а в тени.
6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?
- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».
Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:• закрепить представ...
Конспект занятия по экологии на прогулке «Зеленая аптека» в старшей группе
Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений. Знакомить с их строением. Формировать представления об использовании лекарственных растений в оздоровлении человека,...
Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада «Путешествие в зимний лес»
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:бережного отношени...
Конспект прогулки «Знакомство с насекомыми» для старшей группы детского сада.
Конспект прогулки «Знакомство с насекомыми» для старшей группы детского садаКонспект прогулки «Знакомство с насекомыми.Старшая группа детского сада.Цель: Продолжать расширять пр...
Конспект прогулки «Знакомство с насекомыми» для старшей группы детского сада.
Конспект прогулки «Знакомство с насекомыми» для старшей группы детского сада. Цель: Продолжать расширять представления о насекомых. Задачи: продолжать развивать интерес к жи...
Конспект занятия по конструированию из бумаги «Закладка для книг» в старшей группе детского сада
Тема: Закладка для книгЦели:1. Образовательные: формировать практические навыки работы с бумагой;2. Развивающие: учить составлять орнамент из отдельных элементов;вызвать интерес к ...
Открытое интегрированное занятие «Прогулка с котом Елисеем» в старшей группе детского сада
Технологическая карта, презентация, задания к открытому интегрированному занятию «Прогулка с котом Елисеем» в старшей группе детского сада...