Педагогический проект "Осанка дошкольника"
методическая разработка на тему

Садварий Наталья Ивановна

Представленный материал  - опыт работы дошкольного образовательного учреждения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.  Включает следующее содержание: структуру проекта, паспорт практико-ориентированного проекта "Осанка дошкльника", обоснование значимости проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proet_osanka_doshkolnika.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» № 53 («Радость»)

Департамент СК и ДОУ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОСАНКА ДОШКОЛЬНИКА»

МО ГО «Воркута»

2009-2010 уч.г.

Содержание

  1. Методический паспорт педагогического проекта «Осанка дошкольника»… 4
  2. Обоснование значимости проекта ………………………………………………..  5
  3. Нормативная база проекта ………………………………………………………... 6
  4. Инновационная составляющая проекта ………………………………………… 6
  5. Условия реализации проекта ……………………………………………………..  7
  6. Этапы реализации проекта ……………………………………………………….. 7
  7. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………………….. 9
  8. Приложения

Методические материалы по формированию правильного стереотипа осанки у дошкольников …………………………………………………………………………  10

  • Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста…………………………………………………………..  11
  • Упражнения для формирования правильной осанки…………………………  28
  • Комплексы физкультурных минуток для формирования и укрепления правильной осанки у детей дошкольного возраста…………………………… 32
  • Конспекты физкультурно-познавательных занятий из цикла «Я позвоночник сберегу, сам себе я помогу!»……………………………………………………. 42
  • Беседы с детьми старшего дошкольного возраста об осанке………………… 52

Организация работы с воспитателями по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста………………………………….67

  • Консультация «Нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Причины и профилактика в ДОУ»………………………………………………68
  • Консультация «Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»………..69
  • Консультация «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»…………………………………………………………………………..71
  • Консультация «Организация статико-динамического режима детей старшего дошкольного возраста»…………………………………………………………..73
  • Семинар-практикум «Физические упражнения с детьми для формирования правильной осанки»………………………………………………………………74
  • Анкета для воспитателей…………………………………………………………77

Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста…………………………………..78

  • Консультация «Создание гигиенических условий в семье, способствующих формированию правильной осанки у детей»…………………………………….79
  • Консультация «Выпрями спинку»………………………………………………..81
  • Консультация «Физические упражнения с детьми в семье для формирования правильной осанки»……………………………………………………………….83
  • Консультация «Осанка у малышей»…………………………………………….. 84
  • Консультация «Ученье – свет, но осанка дороже!»……………………………. 88
  • Консультация «Воспитание правильной осанки и предупреждение плоскостопия»…………………………………………………………………….. 92
  • Консультация «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»……………………………………………………………………………96
  • Примерная папка-передвижка «Правильная осанка»……………………………99
  • Примерная папка-передвижка «Осанка хорошая и нарушенная»……………  101
  • Примерная папка-передвижка «Красивая осанка. Как ее проверить, исправить, сохранить?»………………………………………………………………………. 103
  • Примерная папка-передвижка «Подражая - учимся»…………………………. 104
  • Примерная папка-передвижка «Формирование правильной осанки»……….. 106
  • Занятие-практикум «Профилактика нарушений осанки»…………………….. 107
  • Анкета для родителей…………………………………………………………….110
  1. Список литературы………………………………………………………………….111

Методический паспорт педагогического проекта.

№ п/п

Структура

Содержание

1

Тема

Осанка дошкольника

2

Адресация проекта

Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

3

Руководитель проекта

Тараторкина Т.В., старший воспитатель.

4

Участники проекта:

- Деятельность на этапе разработки.

- Разработчики: Тараторкина Т.В., ст.воспитатель

                            Гончарова Т.И., воспитатель

                            Овчинникова Л.Н., воспитатель

                      Шинкаренко Н.И., инструктор по физ.культ.

- Выполнение проекта.

- Коллектив ДОУ.

- Другие участники проекта.

- Дети, родители.

5

Возраст воспитанников

Дети в возрасте 4-7 лет.

6

Особенности типа проекта.

- По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный проект.

- По количеству участников: групповой.

- По продолжительности: долгосрочный.

- По содержанию: ребенок и сохранение его здоровья.

- По профилю знаний: межпредметный проект.

- По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ДОУ.

7

Цель проекта.

Совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

8

Задачи проекта.

- Минимизировать влияние факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников.

- Использовать знания о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата, возникновении отрицательных условно-рефлекторных связей в работе по профилактике нарушений осанки.

- Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника детей средствами физического воспитания – упражнениями и подвижными играми.

- Способствовать развитию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

- Оптимизировать ДА детей в режиме дня.

Ресурсы проекта

Методическое обеспечение:

- Базовая оздоровительная программа ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок».

- Рабочая учебная программа по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение:

- Компьютер.

- Сканер.

- Аудиосистема.

- Физкультурное оборудование.

- Фонотека.

- Опорные карты.

Кадровое обеспечение:

- Уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу.

Предполагаемые методические продукты.

- Перспективный план занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме «Держи осанку!».

- Тематическая подборка бесед для реализации задач перспективного плана по теме «Держи осанку!».

- Подборка игровых упражнений подвижных игр для профилактики и коррекции нарушений осанки.

- Подборка текстов для организации физкультурных минуток, способствующих профилактике и коррекции нарушений осанки.

- Цикл консультаций для педагогов ДОУ «Осанка дошкольника».

- Цикл консультаций для родителей воспитанников «Сохрани осанку ребенка!».

- Конспекты занятий по физической культуре из цикла «Познай себя».

- Конспекты физкультурных развлечений «Будем здоровы!»

Обоснование значимости проекта.

         По данным Городского управления лечебно-профилактической помощи населению г.Воркуты, сохраняющиеся негативные тенденции последних лет в показателях здоровья новорожденных младенцев свидетельствуют о вступлении в жизнь новых поколений северян со сниженными потенциальными возможностями здоровья, требующими длительной и кропотливой медицинской, педагогической, социальной их реабилитации и оздоровления. Анализ первичной и общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет показывает ее рост почти по всем основным классам и группам заболеваний. Наибольший рост (в 3,5 раза) имеет распространенность заболеваний костно-мышечной системы.

        В структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают шестое место (≈2%).

        Сравнение уровней заболеваемости детей г.Воркуты и аналогичных показателей по городским местностям Республики Коми показывает: при более низких общих уровнях первичной заболеваемости и распространенности заболеваний по некоторым классам и группам заболеваемость воркутинских детей существенно выше: частота сколиозов и нарушений осанки – 87,7%.

- Результаты ежегодных профилактических осмотров в декретированных возрастах показывают, что ≈20% детей имеют нарушения осанки, 4-7% - сколиоз.

        Углубленные профилактические осмотры детей, посещающих МДОУ ЦРР-д/с № 53, показывают следующие результаты (в динамике за 3 года):

Патология

2006г.

2007г.

2008г.

всего

впервые

всего

впервые

всего

впервые

Болезни костно-мышечной системы.

175

34

141

31

63

-

        Данные говорят о том, что роста хронической заболеваемости костно-мышечной системы не наблюдается, идет снижение количества случаев за счет проводимой профилактической и коррекционной работы и уходом детей из стен ДОУ.

        К сожалению, полностью исправить нарушение осанки не представляется возможным, однако ежедневная кропотливая работа по профилактике нарушений осанки (физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, корригирующие упражнения) требуют дальнейшего продолжения.

Нормативная база проекта.

        Нормативной базой для разработки и реализации проекта «Осанка дошкольника» является:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Приказ МО РФ «О Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11 февраля 2002г. № 393.
  • Постановление МО РФ «Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания» от 16 июня 1989г. № 7/1.
  • Закон РК «Об образовании».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03 утв. 25 марта 2003г.
  • Программа развития образования МО ГО «Воркута» на 2006-2010 г.г.
  • Устав МДОУ ЦРР-д/с № 53 («Радость»).

Инновационная составляющая проекта.

        На основе принципа паритетности образованности и здоровья воспитанников совершенствуется работа по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста. Выделяются следующие приоритеты:

  • максимальная акцентация на комплексном варианте (педагогические, медицинские работники) здоровьесберегающей системы в ДОУ;
  • первоочередное использование здоровьесберегающего потенциала образовательного пространства ДОУ;
  • дальнейшее развитие позиции педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающая деятельность, как ведущая профессиональная функция»;
  • ДОУ – Центр содействия укрепления здоровья воспитанников.

Условия реализации проекта.

        Для реализации данного проекта, его основных задач необходимо наличие благоприятных условий для их решения. К числу таковых относятся:

  • наличие у коллектива ДОУ сформированной мотивации на совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей;
  • наличие опыта и профессиональной подготовки по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
  • наличие поддержки со стороны родителей воспитанников;
  • наличие разработанного комплекса методических средств, базовой оздоровительной программы ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок»;
  • наличие материально-технической базы ОУ.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации

Сроки осуществления

Мероприятия по реализации проекта

Ответственный

Предполагаемый результат

I этап Организационный

Сентябрь-октябрь 2009г.

  • Анализ результатов углубленных профилактических осмотров детей, посещающих ДОУ. Определение динамики за 3 года (2006г., 2007г., 2008г.).

Ст.м/с,

ст.воспитатель

Составление таблицы результатов. Определение перспективы в работе.

  • Анкетирование педагогов

Определение уровня информирования педагогов по вопросу.

  • Знакомство коллектива ДОУ с основной идеей проекта, целями и задачами деятельности.

Ст.воспитатель

Формирование осведомленности коллектива ДОУ о реализации проекта.

  • Изучение специальной литературы для составления перспективного плана, подборки подвижных игр и упражнений, текстов консультаций, бесед с детьми и др.

Ст.воспитатель, творческая группа.

Составление списка необходимой литературы.

  • Систематизация знаний педагогов о характерных нарушениях педагогов о характерных нарушениях осанки, причинах дефектов осанки, мерах по профилактике и коррекции нарушений осанки у дошкольников.

Ст.м/с

Повышение профессиональной компетентности педагогов. Цикл консультаций для педагогов «Осанка дошкольника».

  • Анкетирование родителей.

Ст.воспитатель, воспитатели групп

Использование результатов анкетирования при составлении плана работы с родителями.

  • Оптимизация педагогического планирования физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми.

Ст.воспитатель

Отражение в календарном плане воспитательно-образовательной работы с детьми реализации задач проекта. Использование условных обозначений.

  • Определение системы контроля (в т.ч. мониторинг) по реализации задач проекта.

Директор, ст.м/с

Пополнение базы данных физического развития детей.

II этап

Этап становления.

Ноябрь 2009г.

  • Осуществление педагогического поиска, направленного на совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ

Реализация направлений деятельности по совершенствованию работы.

  • Оборудование центра «Осанка».

Инициативная группа

Реализация индивидуальных потребностей в двигательной деятельности детей, своеобразной формы самообразования в области здоровья.

  • Подбор мебели (столы, стулья) в соответствии с ростом детей.

Директор, зам.дир. по АХР

Выполнение требований СанПиН 2.4.1.1249-03

III этап.

Этап развития.

Декабрь 2009г. – Май 2010г.

  • Реализация системы работы по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Коллектив ДОУ

  • Мониторинг физического развития детей.

Ст.м/с

Динамика здоровья, физического развития детей.

  • Разработка методических продуктов в рамках реализации проекта.

Коллектив ДОУ, инициативная группа.

  • Перспективный план работы по теме «Держи осанку!».
  • Тематическая подборка бесед для реализации задач перспективного плана.
  • Подборки игровых упражнений, подвижных игр, физминуток для профилактики и коррекции нарушений осанки.
  • Цикл консультаций для родителей «Сохрани осанку ребенка!».
  • Конспект занятия по физкультуре из цикла «Познай себя!».
  • Конспект физкультурного развлечения «Будем здоровы!».

  • Координация работы по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей.

Ст.м/с, ст.воспитатель

Внесение корректив в деятельность.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • Минимизация влияния факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников.
  • Организация постоянной работы по профилактике и коррекции нарушений осанки на основе знаний о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата детей.
  • Совершенствование условий для организации деятельности по профилактике и коррекции нарушений осанки.
  • Разработка пакета методических продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...

педагогическое обследование дошкольников

педагогическое обследование дошкольников...

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...

Карта психолого педагогического обследования дошкольника

Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...

Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи

   Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.

Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....

Психолого-педагогический профиль дошкольника

Очень удобная диагностика с наблюдением динамики в развитии ребёнка по 12 шкалам основных психических процессов, личностных и коммуникативных качеств. Есть инструкция, помогающая на начальной стадии д...