Педагогический проект "Осанка дошкольника"
методическая разработка на тему
Представленный материал - опыт работы дошкольного образовательного учреждения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста. Включает следующее содержание: структуру проекта, паспорт практико-ориентированного проекта "Осанка дошкльника", обоснование значимости проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_osanka_doshkolnika.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад» № 53 («Радость»)
Департамент СК и ДОУ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОСАНКА ДОШКОЛЬНИКА»
МО ГО «Воркута»
2009-2010 уч.г.
Содержание
- Методический паспорт педагогического проекта «Осанка дошкольника»… 4
- Обоснование значимости проекта ……………………………………………….. 5
- Нормативная база проекта ………………………………………………………... 6
- Инновационная составляющая проекта ………………………………………… 6
- Условия реализации проекта …………………………………………………….. 7
- Этапы реализации проекта ……………………………………………………….. 7
- Ожидаемые результаты реализации проекта ………………………………….. 9
- Приложения
Методические материалы по формированию правильного стереотипа осанки у дошкольников ………………………………………………………………………… 10
- Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста………………………………………………………….. 11
- Упражнения для формирования правильной осанки………………………… 28
- Комплексы физкультурных минуток для формирования и укрепления правильной осанки у детей дошкольного возраста…………………………… 32
- Конспекты физкультурно-познавательных занятий из цикла «Я позвоночник сберегу, сам себе я помогу!»……………………………………………………. 42
- Беседы с детьми старшего дошкольного возраста об осанке………………… 52
Организация работы с воспитателями по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста………………………………….67
- Консультация «Нарушения опорно-двигательного аппарата у дошкольников. Причины и профилактика в ДОУ»………………………………………………68
- Консультация «Основные условия предупреждения искривления позвоночника и формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»………..69
- Консультация «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»…………………………………………………………………………..71
- Консультация «Организация статико-динамического режима детей старшего дошкольного возраста»…………………………………………………………..73
- Семинар-практикум «Физические упражнения с детьми для формирования правильной осанки»………………………………………………………………74
- Анкета для воспитателей…………………………………………………………77
Взаимодействие ДОУ с семьей по проблеме формирования правильного стереотипа осанки у детей дошкольного возраста…………………………………..78
- Консультация «Создание гигиенических условий в семье, способствующих формированию правильной осанки у детей»…………………………………….79
- Консультация «Выпрями спинку»………………………………………………..81
- Консультация «Физические упражнения с детьми в семье для формирования правильной осанки»……………………………………………………………….83
- Консультация «Осанка у малышей»…………………………………………….. 84
- Консультация «Ученье – свет, но осанка дороже!»……………………………. 88
- Консультация «Воспитание правильной осанки и предупреждение плоскостопия»…………………………………………………………………….. 92
- Консультация «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»……………………………………………………………………………96
- Примерная папка-передвижка «Правильная осанка»……………………………99
- Примерная папка-передвижка «Осанка хорошая и нарушенная»…………… 101
- Примерная папка-передвижка «Красивая осанка. Как ее проверить, исправить, сохранить?»………………………………………………………………………. 103
- Примерная папка-передвижка «Подражая - учимся»…………………………. 104
- Примерная папка-передвижка «Формирование правильной осанки»……….. 106
- Занятие-практикум «Профилактика нарушений осанки»…………………….. 107
- Анкета для родителей…………………………………………………………….110
- Список литературы………………………………………………………………….111
Методический паспорт педагогического проекта.
№ п/п | Структура | Содержание |
1 | Тема | Осанка дошкольника |
2 | Адресация проекта | Проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. |
3 | Руководитель проекта | Тараторкина Т.В., старший воспитатель. |
4 | Участники проекта: - Деятельность на этапе разработки. | - Разработчики: Тараторкина Т.В., ст.воспитатель Гончарова Т.И., воспитатель Овчинникова Л.Н., воспитатель Шинкаренко Н.И., инструктор по физ.культ. |
- Выполнение проекта. | - Коллектив ДОУ. | |
- Другие участники проекта. | - Дети, родители. | |
5 | Возраст воспитанников | Дети в возрасте 4-7 лет. |
6 | Особенности типа проекта. | - По характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный проект. - По количеству участников: групповой. - По продолжительности: долгосрочный. - По содержанию: ребенок и сохранение его здоровья. - По профилю знаний: межпредметный проект. - По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ДОУ. |
7 | Цель проекта. | Совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста. |
8 | Задачи проекта. | - Минимизировать влияние факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников. - Использовать знания о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата, возникновении отрицательных условно-рефлекторных связей в работе по профилактике нарушений осанки. - Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника детей средствами физического воспитания – упражнениями и подвижными играми. - Способствовать развитию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста. - Оптимизировать ДА детей в режиме дня. |
Ресурсы проекта | Методическое обеспечение: - Базовая оздоровительная программа ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок». - Рабочая учебная программа по физической культуре. Материально-техническое обеспечение: - Компьютер. - Сканер. - Аудиосистема. - Физкультурное оборудование. - Фонотека. - Опорные карты. Кадровое обеспечение: - Уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросу. | |
Предполагаемые методические продукты. | - Перспективный план занятий для детей старшего дошкольного возраста по теме «Держи осанку!». - Тематическая подборка бесед для реализации задач перспективного плана по теме «Держи осанку!». - Подборка игровых упражнений подвижных игр для профилактики и коррекции нарушений осанки. - Подборка текстов для организации физкультурных минуток, способствующих профилактике и коррекции нарушений осанки. - Цикл консультаций для педагогов ДОУ «Осанка дошкольника». - Цикл консультаций для родителей воспитанников «Сохрани осанку ребенка!». - Конспекты занятий по физической культуре из цикла «Познай себя». - Конспекты физкультурных развлечений «Будем здоровы!» |
Обоснование значимости проекта.
По данным Городского управления лечебно-профилактической помощи населению г.Воркуты, сохраняющиеся негативные тенденции последних лет в показателях здоровья новорожденных младенцев свидетельствуют о вступлении в жизнь новых поколений северян со сниженными потенциальными возможностями здоровья, требующими длительной и кропотливой медицинской, педагогической, социальной их реабилитации и оздоровления. Анализ первичной и общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет показывает ее рост почти по всем основным классам и группам заболеваний. Наибольший рост (в 3,5 раза) имеет распространенность заболеваний костно-мышечной системы.
В структуре общей заболеваемости болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают шестое место (≈2%).
Сравнение уровней заболеваемости детей г.Воркуты и аналогичных показателей по городским местностям Республики Коми показывает: при более низких общих уровнях первичной заболеваемости и распространенности заболеваний по некоторым классам и группам заболеваемость воркутинских детей существенно выше: частота сколиозов и нарушений осанки – 87,7%.
- Результаты ежегодных профилактических осмотров в декретированных возрастах показывают, что ≈20% детей имеют нарушения осанки, 4-7% - сколиоз.
Углубленные профилактические осмотры детей, посещающих МДОУ ЦРР-д/с № 53, показывают следующие результаты (в динамике за 3 года):
Патология | 2006г. | 2007г. | 2008г. | |||
всего | впервые | всего | впервые | всего | впервые | |
Болезни костно-мышечной системы. | 175 | 34 | 141 | 31 | 63 | - |
Данные говорят о том, что роста хронической заболеваемости костно-мышечной системы не наблюдается, идет снижение количества случаев за счет проводимой профилактической и коррекционной работы и уходом детей из стен ДОУ.
К сожалению, полностью исправить нарушение осанки не представляется возможным, однако ежедневная кропотливая работа по профилактике нарушений осанки (физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, корригирующие упражнения) требуют дальнейшего продолжения.
Нормативная база проекта.
Нормативной базой для разработки и реализации проекта «Осанка дошкольника» является:
- Закон РФ «Об образовании».
- Приказ МО РФ «О Конвенции модернизации российского образования на период до 2010 года» от 11 февраля 2002г. № 393.
- Постановление МО РФ «Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Концепция дошкольного воспитания» от 16 июня 1989г. № 7/1.
- Закон РК «Об образовании».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03 утв. 25 марта 2003г.
- Программа развития образования МО ГО «Воркута» на 2006-2010 г.г.
- Устав МДОУ ЦРР-д/с № 53 («Радость»).
Инновационная составляющая проекта.
На основе принципа паритетности образованности и здоровья воспитанников совершенствуется работа по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста. Выделяются следующие приоритеты:
- максимальная акцентация на комплексном варианте (педагогические, медицинские работники) здоровьесберегающей системы в ДОУ;
- первоочередное использование здоровьесберегающего потенциала образовательного пространства ДОУ;
- дальнейшее развитие позиции педагогов ДОУ: «Здоровьесберегающая деятельность, как ведущая профессиональная функция»;
- ДОУ – Центр содействия укрепления здоровья воспитанников.
Условия реализации проекта.
Для реализации данного проекта, его основных задач необходимо наличие благоприятных условий для их решения. К числу таковых относятся:
- наличие у коллектива ДОУ сформированной мотивации на совершенствование работы по формированию правильной осанки у детей;
- наличие опыта и профессиональной подготовки по вопросам здоровьесбережения дошкольников;
- наличие поддержки со стороны родителей воспитанников;
- наличие разработанного комплекса методических средств, базовой оздоровительной программы ДОУ «Здоровый жизнерадостный ребенок»;
- наличие материально-технической базы ОУ.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации | Сроки осуществления | Мероприятия по реализации проекта | Ответственный | Предполагаемый результат |
I этап Организационный | Сентябрь-октябрь 2009г. |
| Ст.м/с, ст.воспитатель | Составление таблицы результатов. Определение перспективы в работе. |
| Определение уровня информирования педагогов по вопросу. | |||
| Ст.воспитатель | Формирование осведомленности коллектива ДОУ о реализации проекта. | ||
| Ст.воспитатель, творческая группа. | Составление списка необходимой литературы. | ||
| Ст.м/с | Повышение профессиональной компетентности педагогов. Цикл консультаций для педагогов «Осанка дошкольника». | ||
| Ст.воспитатель, воспитатели групп | Использование результатов анкетирования при составлении плана работы с родителями. | ||
| Ст.воспитатель | Отражение в календарном плане воспитательно-образовательной работы с детьми реализации задач проекта. Использование условных обозначений. | ||
| Директор, ст.м/с | Пополнение базы данных физического развития детей. | ||
II этап Этап становления. | Ноябрь 2009г. |
| Коллектив ДОУ | Реализация направлений деятельности по совершенствованию работы. |
| Инициативная группа | Реализация индивидуальных потребностей в двигательной деятельности детей, своеобразной формы самообразования в области здоровья. | ||
| Директор, зам.дир. по АХР | Выполнение требований СанПиН 2.4.1.1249-03 | ||
III этап. Этап развития. | Декабрь 2009г. – Май 2010г. |
| Коллектив ДОУ | |
| Ст.м/с | Динамика здоровья, физического развития детей. | ||
| Коллектив ДОУ, инициативная группа. |
| ||
| Ст.м/с, ст.воспитатель | Внесение корректив в деятельность. |
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Минимизация влияния факторов риска ОУ на формирование правильной осанки у дошкольников.
- Организация постоянной работы по профилактике и коррекции нарушений осанки на основе знаний о функциональных изменениях опорно-двигательного аппарата детей.
- Совершенствование условий для организации деятельности по профилактике и коррекции нарушений осанки.
- Разработка пакета методических продуктов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНРОбщее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.Связь между речевыми нарушениями и д...
педагогическое обследование дошкольников
педагогическое обследование дошкольников...
Психолого-педагогическое изучение дошкольников с общим недоразвитием речи
АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006. – С. 9-13. Дельфин Е.В. Учитель-логопедПсихолого-педагогическое изуче...
Карта психолого педагогического обследования дошкольника
Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...
Карта психолого-педагогического сопровождения дошкольника и его семьи
Компоненты комплексного обследования. Составление программы индивидуальной работы с ребёнком и родителями. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи....
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования.
Зрение - это самый важный сенсорный канал для получения информации об окружающем. Инклюзивное образование детей с нарушением зрения является одним из приоритетных направлений современного образования....
Психолого-педагогический профиль дошкольника
Очень удобная диагностика с наблюдением динамики в развитии ребёнка по 12 шкалам основных психических процессов, личностных и коммуникативных качеств. Есть инструкция, помогающая на начальной стадии д...