педагогическое обследование дошкольников
методическая разработка по теме
педагогическое обследование дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_obsledovanie_doshkolnikov.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое обследование дошкольников.
Программа наблюдений за ребёнком воспитателем:
1. Реакция ребёнка на поступление в детский сад и на расставание с родителями (испытывает чрезмерную, симбиотическую связь с
матерью или спокойно расстается с нею).
2. Поведение в группе (на занятиях, на прогулке, в свободное время), адекватность в контактах с детьми, подчиняемость требованиям взрослых, конфликтность. Отмечается изменении в процессе контакта и взаимодействия с детьми и взрослыми: (чувствителен к резкой перемене силы голоса, не переносит зрительного контакта или испытывает дискомфорт, (не) чувствителен к прикосновениям (напрягается, отклоняется). (Не) любит находиться в пустых или слишком просторных помещениях, или (не) боится маленьких, закрытых. (Не) любит находиться один. С трудом (быстро) усваивает правила поведения. С трудом или (быстро) привыкает к режиму в детском саду, (не) чувствителен к изменениям в режиме. (Не) может заснуть в непривычной обстановке.
3.Наличие неадекватных поступков (нелепых): гримасничество, дурашливость; (грызёт ногти, жуёт или рвёт одежду, сосет пальцы, играет с какой – либо частью тела и т.д.).
4. Особенности эмоционально – волевой сферы. Особенности настроения (ровное, часто повышенное или пониженное), раздражителен, склонен к аффектам, агрессивен, испытывает чрезмерную чувствительность к отрицательной оценке, (не) уверен в своих силах, имеет (не) адекватную самооценку.
5. Личностные и характерологические черты. (Негативизм, немотивированное упрямство, робость, конфликтность, драчливость обидчивость, впечатлительность, замкнутость, стремление к одиночеству ворчлив, изнежен, любопытный, любознательный, добрый, некритичен, труслив, ласковый и т.д.
6. Самообслуживание. Умывание (самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моет руки, лицо, закатывает рукава, смывает мыло, вытирает сухо, пользуется своим полотенцем, моет руки по мере загрязнения и после посещения туалета).
Навыки опрятности: самостоятельно пользуется горшком, унитазом, бумагой или с помощью взрослого.
Одевание и раздевание (самостоятельно или с некоторой помощью взрослого одевается и раздевается, складывает вещи и вешает их на место, ставит обувь на место, различает обувь (правый, левый ботинок), шнурует ботинки, застёгивает кнопки, завязывает шнурки бантиком (узлом), замечает неполадки в одежде, во внешнем виде и самостоятельно их исправляет, пользуется носовым платком, расчёской); не любит расставаться с привычной одеждой, обувью.
Культура еды (самостоятельно ест, пьёт, тщательно пережёвывает пищу, глотает; правильно держит ложку, вилку; по мере необходимости пользуется салфеткой; (не) разборчив в еде; (не) имеет устойчивые привычки в еде, требователен к качеству пищи (всеяден, любит обильную, вкусную пищу, прожорлив); пищу принимает только той темпера г\ры, к которой привык; узнаёт и называет блюда; говорит без напоминания «спасибо»; спокойно салиться за стол, ест аккуратно, не мешает за столом другим детям; аппетит хороший, умеренный, плохой.
7. Физическое развитие. Особенности ходьбы: ходьба правильная с наклоном головы вперёд, шаркающая, движения рук, ног (но) согласованы между собой; стопы ног развёрнуты носком внутрь; шаг (не) равномерный, ноги согнуты в тазобедренном суставе; наличие плоскостопия; (не) удерживает позу в равновесии, (не) сохраняет устойчивое положение тела при ходьбе (перешагивании предметов, выполнении других движений). Используются задания: ходьба обычная, на пятках, на наружных сторонах стон, с высоким подниманием колен, шаг широкий, мелкий, приставной, ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание предметов.
Особенности бега: бег мелкий, семенящий, нормальней, ноги полусогнуты, опускается всей стопой на землю, движения рук и ног (не) согласованы, боковые раскачивания корпуса, движения (не) ритмичны. Задания: пробежать обычно, на носках, на месте, по прямой, врассыпнyю, змейкой.
Особенности прыжков: (не) прыгает в длину с места, принимает (не)| правильное исходное положение, (не) активно отталкивается, делает энергичный (вялый) мах руками, мягко (жестко) приземляется, (не) может прыгать ни на двух, ни на одной ноге. Задания: попрыгать на двух ногах, на одной, ноги вместе, ноги врозь, прыжки с высоты, с места
Особенности лазания: (не) ползает по прямой между предметами: по скамейке на живите; использует разные способы: опираясь на кисти рук, колени, пальцы, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками. Лазает по гимнастической стенке произвольным способом, не пропуская реек, одноимённым и разноимённым способом, (не) сохраняя координацию движений, перелезает с одного пролёта на другой, испытывает чувство страха, неуверенности или самостоятелен, уверен, ловок. Задания: проползти но прямой, между предметами, по скамейке на животе, подняться и спуститься по гимнастической стенке.
Особенности метания, ловля мяча: принимает (не) правильное положение при метании, метает разными способами (из-за СПИНЫ через плечо, прямой рукой снизу (сверху, сбоку), правой рукой, левой рукой на дальность (указать, на сколько метров); катает мяч в заданном направлении, бросает мяч вверх, о землю, перебрасывает мяч снизу, от груди, из-за головы, из положения, сидя ноги скрестно, через сетку; ловит мяч двумя руками, прижимая к туловищу; кистями, одной рукой; отбивает мяч двумя руками (правой, левой) на месте, в движении. Задания: игры с мячом и шарами.
Особенности деятельности и повеления ребёнка на физкультурных занятиях: выполняет движения по подражанию по словесной инструкции, образцу под музыку; быстро
(медленно) переключается с одного движения на другое, (не) умеет действовать в коллективе, (не) ориентируется в пространстве, (не) испытывает чувство страха, (не) стремится выполнить упражнение правильно, движения координированы, равновесие сохранно, запоминает и воспроизводит движения по памяти.
Наблюдения воспитателя за выполнением детьми физических движений в процессе игр и упражнений позволят получить важные данные об их физическом развитии. Необходимо отметить осанку ребёнка (нормальная, сутулая и т.д.). В данном случае проконсультироваться с врачом ЛФК или физинструктором. Особое внимание обратить на координацию движений рук и ног, левой и правой стороны тела при выполнении движений, а также определить ведущую руку и ногу ребёнка. Задания даются r игровой форме и проводятся как индивидуально, так и с подгруппой детей. Содержание заданий должно соответствовать возрасту детей и их двигательным возможностям.
8. Изобразительная деятельность.
Рисование. Ребенку предлагается нарисовать дорожку, домик, овощи, фрукты, игрушки (3-6 лет) и на свободную тему. Отмечается: умение ребёнка выбрать соответствующий цвет, использует цвет как средство изображения (передача реального цвета), способность передачи формы предмета (целостно, фрагментарно, не способен передать форму предмета) умение изображать предметы, используя прямые, наклонные, длинные, короткие и пересекающиеся линии, умеет ли заштриховывать предметы ((не) заходит за контур, штрихи в разных направлениях, штрихует без просветов, штрихует непрерывно, легко (с трудом) определяет предмет по контуру, имеет постоянный положительный, эмоциональный настрой, (не) отвлекается (внимание неустойчивое, мешает другим детям), какая помощь оказывается взрослым в процессе выполнения задания, рисует самостоятельно, интерес к деятельности (ярко выраженный, ситуативный, интерес отсутствует (указать почему), рисует по представлению или с натуры; свободно владеет карандашом (кистью) при разных приемах рисования, держит карандаш (кисть) правильна, неправильно (щепотью, в кулаке, слишком высоко, низко), (не) умеет изображать в одном рисунке несколько предметов, в ходе работы поза неудобная, не меняет положение руки, рисует (не) аккуратно, скован е движениях, рука быстро утомляется, постоянно обращается за помощью к педагогу, располагая их на одной линии, на всём листе, широкой полосе, связывая единым содержанием, речевые высказывания (не) сопровождают деятельность ребенка. рассказывает о своей работе с большим желанием, (не) равнодушен к оценке.
Лепка. Ребёнку предлагается слепить предмет из двух частей (3-4 года) - гриб; из нескольких частей (5 лег) -утёнок или чашка с блюдцем; фигурки любого животного (котёнок), человека в движении (мальчик делает зарядку) (6-7 лет). Используется, как пластилин, так и глина. Отмечается: (не) умеет лепить предмет из двух частей, используя приёмы скатывания, сплющивания, соединения, защипывания, (не) умеет создавать предмет из нескольких частей, внимателен (отвлекается), играет с материалами, результат работы вызывает чувство радости, удовлетворения (огорчения); используя приёмы оттягивания, сглаживания, прижимания; (не) использует приёмы вдавливания, примазывания при лепке посуды, работает пальцами (только ладонями), (не) обследует образец, не сравнивает свою работу с натурой; (не) умеет лепить фигуру животного (человека) в движении, применяя различные способы (из частей, из целого куска), (не) самостоятелен в процессе работы, (не.) стремиться сделать работу красивой, (не) доводит её до конца, любуется работой, равнодушен к процессу деятельности.
Аппликация. Ребёнку предлагается выполнить аппликацию из готовых форм, например, «тележка» (4года), аппликация из вырезанных ребенком форм («яблоко и слива, колобок катится с горки) (5 лет), создание образа в аппликации («пушистые цыплята гуляют на лугу») (6-7 лет). Образцы не используются- Используется натуральные предметы или муляжи. Оценивается: (не) умеет создавать изображение, наклеивая готовые формы; (не) совершает осязательный н зрительный анализ (обследование) предмета, (не) ориентируется на листе бумаги, (не) владеет порядком работы с кистью и клеем, (не) стремиться аккуратно выполнить работу., (не) умеет разрезать прямоугольник по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника; (не) правильно держит ножницы, (не) владеет приёмами работы с ними, (не) соотносит геометрическую форму с формой предмета; (не) владеет способом вырезывания с обрыванием, планирует последовательность своих действий (не последователен в работе), стремиться (безразличен) к аккуратности в работе.
Конструирование. Ребёнку предлагается сделать предметы мебели (стол, стул, диван) для куклы по образцу (3-4года); дом для куклы (мишки, зайки). Первый вариант «Построй одноэтажный домик. Второй вариант. «Построй такой же домик, но высокий» (5-6 лет) Третий вариант. «Построй 4-этажный жилой дом с двумя подъездами» (6-7 лет). Используется строительный материал и выше заданиях. Создание постройки по рисунку и словесной инструкции (мост, лодка, самолёт) для детей 6-7 лет используется пластмассовый конструктор. Оценивается: (не) четко различает части постройки по величине, (не) умеет располагать кирпичики, пластины вертикально, (не) владеет приемами накладывания, приставления, прикладывания, целенаправленно (хаотично, невнимательно) рассматривает образец, (не) правильно отбирает материал для постройки, сравнивает постройку с образцом в процессе занятия, после него; использует детали (не) точно, учитывая их конструктивные свойства, преобразовывает постройку по заданию педагога, сооружает постройку в (не) полном соответствии с условиями ее использования, планирует этапы создания постройки (действует непоследовательно; (не) умеет создавать постройку по рисунку, используя строительный материал (пластмассовый конструктор), (не) умеет сооружать модель по словесной инструкции, (не) выделяет основные части модели, анализирует образец постройки, выделяя общие и индивидуальные признаки, подбирает детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с назначением постройки, (не) внимателен при восприятии словесной инструкции, отмечаются элементы творчества
Примечание! курсивам отмечаются особенности деятельности и поведения ребёнка
9. Особенности игровой деятельности. Наблюдение проводиться совместно, как с учителем-дефектологом, так и воспитателем в процессе свободной деятельности ребенка. Отмечается: интерес ребёнка к игрушкам: (не) устойчивый, избирательный; адекватность использования игрушек; характер игровых действий (манипуляции, процессуальные, предметно-игровые, сюжетные, сюжетно-ролевые), в какие игры предпочитает ребёнок играть и с кем из детей или играет один, какие роли выполняет ребёнок и какие больше ему нравятся, как относятся сверстники к ребёнку (с удовольствием берут игру или ребёнок отвергается).
Результаты диагностики и наблюдений учителя дефектолога и воспитателя за игровой деятельностью каждого ребёнка анализируются и делается общий вывод с указанием уровня развития игровой деятельности каждого в отдельности и всей группы детей
В заключении воспитатель обобщает данные, полученные в ходе обследования по всем выше описанным разделам, и переносятся в дневник наблюдений или заполняется педагогический лист, которые хранится со всей документацией ребенка на группе. Или пишется подробная характеристика на каждого ребёнка с учётом полученных результатов диагностического изучения. Полученные результаты диагностического изучения детей воспитателем должны использоваться в перспективном и календарном планировании работы на группе. В январе проводиться отслеживание результатов обучения и вносятся необходимые изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...
Карта психолого педагогического обследования дошкольника
Примерная карта психолого педагогического обследования дошкольников...
«Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» для учителя-дефектолога...
Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...
Карта психолого-педагогического обследования дошкольника
Пример заполнения...
Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки ра...
Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...