Формирование правильной осанки у дошкольников
консультация по теме
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией ухудшения здоровья детей и касается это в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Данный материал содержит теоретическую составляющую и практическую, включая игры на формирование правильной осанки у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Формирование правильной осанки у дошкольников»
Н. И. Садварий,
воспитатель
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией ухудшения здоровья детей и касается это в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.
Г.Глушкова – кандидат педагогических наук, отмечает, что нарушения осанки ведут к изменению в работе органов грудной клетки, брюшной полости, к недостаточной подвижности диафрагмы, что отрицательно сказывается на функции органов дыхания, сердечно-сосудистой, пищеварительной и центральной систем. Эти изменения сопровождаются снижением приспособительных возможностей организма, его резистентности к воздействиям окружающей среды, уменьшением работоспособности, большей утомляемостью. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя не ловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Осанка – одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве, обнаружения признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Представление о нормальной осанке необходимо для оценки эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий.
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность.
В дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.
Г. Глушкова считает основными причинами нарушения осанки следующие:
- Дефекты внутриутробного развития.
- Ослабление организма вследствие перенесенных детских инфекций, рахита, простудных заболеваний, чье течение осложнялось под влиянием неблагоприятных внешних условий.
- Длительная перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное привычное положение тела в различных видах деятельности (игры, занятия, рисование, просмотр телевизора, общение и т.д.) при отсутствие контроля взрослого.
- Неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мышечного тонуса. Например, сведенные вперед плечи нередко являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц сближающих лопатки, а опущенные плечи – результатом недостаточной работы трапециевидной мышцы спины.
- Усиление или уменьшение существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
- Отсутствие системы в физическом воспитании ребенка и, как следствие, проблемы в физическом развитии (избыточная масса или дефицит массы тела ребенка).
- Гиподинамия. Современные дети мало двигаются. Они рано приобщаются к просмотру телевизора, видеофильмов, могут часами просиживать за компьютерными играми.
Профессор В.К Величко подчеркивает, что устранить начальные отклонение в формировании осанки гораздо проще, но для этого необходимо использовать систему оздоровительных мероприятий. Главным действенным средством профилактики и лечения дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделять равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата.
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят:
-укрепление опорно-двигательного аппарата,
-усиление мышечного «корсета» позвоночника,
-улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы.
В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» - это ошибка, так как в бессознательном человека частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. А лучше всего играйте чаще в игры на развитие осанки. В более старшем возрасте хорошую осанку можно развить в танцевальном кружке или балетной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правильной осанки у дошкольников
Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы...
«Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников».
Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников -эта рекомендация воспитателям, и родителям....
Формирование правильной осанки у дошкольников
3начение правильной осанки трудно переоценить. Правильная осанка является не только основой стройной и красивой фигyры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия....
Семинар -практикум для педагогов: "Формирование правильной осанки у дошкольников".
Формирование правильной осанки у дошкольников в ДОУ....
Формирование правильной осанки у дошкольников
Практический материал для родителей...
Семинар - практикум для педагогов «Формирование правильной осанки у дошкольников» Инструктор ФК Iкв. категории Е.Н. Бережнова
Как известно одна из показателей здоровья является осанка! В дошкольном возрасте она особенно поддается воздейстиям, поэтому важно обращать внимание на ее формирование в этом возрасте...
Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у дошкольников».
Консультация для родителей:«Формирование правильной осанки у дошкольников». Правильная осанка — это залог хорошего здоровья. К сожалению, люди не рождаются уже сформированной ос...