Семинар -практикум для педагогов: "Формирование правильной осанки у дошкольников".
материал по физкультуре

Бережко Елена Викторовна

Формирование правильной осанки у дошкольников  в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для педагогов «Формирование правильной осанки  у дошкольников»

Здравствуйте уважаемые педагоги!

Как известно одним из показателей здоровья является  осанка. В дошкольном возрасте  она особенно поддается различным воздействиям, поэтому важно обращать внимание на  ее формирование именно в этом возрасте

Как вы думаете ,  что такое правильная осанка?

(ответы воспитателей)

Правильная осанка- это привычная поза человека, который без напряжения прямо держит голову и корпус. При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника выражены умерено. Плечи на одном  уровне и слегка развернуты, живот подтянут. При неправильной осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты, живот выпячен, иногда наблюдается чрезмерный прогиб поясничного отдела позвоночника.

Покажите правильную осанку сидя?

Воспитатели показывают.

Молодцы вы правильно показали. Голова поднята вперед, плечи развернуты, спина прогнута, живот подтянут.

А сейчас я предлагаю выполнить несколько упражнений сидя на стуле.

Они помогут вам снять усталость со спины и укрепят ваши мышцы.

  1. Сидя на стуле, выпрямить спину и соединить руки в замок за спиной . голову поднять вверх. Задержаться в таком положении на несколько секунд, прогнуться.
  2. В положении сидя выпрямить спину и сомкнуть руки в замок. При выдохе вытянуть руки вперед, а живот подтянуть и опустить голову округлить спину.
  3. Еще один секрет, который поможет вам принять пр. осанку. Станьте прямо, руки вдоль туловища, поворачивайте ладошки наружу, чтобы максимально развернуть большие пальцы и расслабьтесь. Запомните это положение тела. Это поможет вам всегда иметь правильную и ровную спину

Молодцы справились с заданием.

Сейчас я вам предлагаю поиграть найти картинки с правильной и неправильной осанкой и прикрепить магнитами на доске.

Что же надо делать, чтобы у наших детей была правильная осанка?

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. Уже на втором году жизни детям показывают и объяснят, как надо сидеть, стоять и ходить. Необходимо следить за правильной осанкой сидя. Сидеть  5 мин- 10 мин руки за спинкой стула. Делать разгрузку позвоночника лежа на спине и животе по 10 мин 2-3 в день. На занятиях каждые 10 мин менять положение тела и выполнять физ. минутки, коррекционные упражнения в группе и на занятиях по физкультуре, на дорожке здоровья. На прогулке играть в игры с корригирующими упражнениями. Выполнять дозированную ходьбу на территории детского сада с выдержкой осанки во время движения. Выполнять утреннюю гимнастику для воспитания осанки, гимнастику после сна. Проводить праздники и развлечения, например «В гости к королеве Осанке».

Физические упражнения проводятся в форме игры. Обращать внимание , чтобы дети не опускали низко голову, не горбились. Сами упражнения надо разнообразить, используя мячи, обручи, флажки, палки и другие предметы.

Предлагаю вам сделать утреннюю гимнастику с палками.

Поднимание палки.

И. п.- стойка ноги врозь.Палка внизу. 1-2-руки вверх, потянуться, посмотреть на палку (вдох).  3-4 - И. п. (выдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе, руки не сгибать, ноги с места не сдвигать.

Прогибание спины.

И.п.-  основная стойка палка внизу.1-2 отводим правую ногу назад на носок, поднимаем гимнастическую палку вверх, прогибаемся .(вдох) 3-4 –И.п. Руки не сгибать. Повторить с другой ноги.

Наклон вперед.

И.п. - стойка ноги врозь, гимнастическая палка сзади у бедер1- наклон, прогнувшись, отводите гимнастическую палку назад вверх.3-4 и.п.

Наклоны в стороны.

И.п. – ноги на ширине плеч. Палка за спиной на лопатках. 1-2 –наклон вправо, ставим правую ногу на носок в сторону,  3-4 и.п.

Повороты в стороны.

И. п. – основная стойка, гимнастич. палка сзади на согнутых локтевых суставах.1-2 – поворот направо. 3-4 –И.п. Повторить 6-8 раз.

Лежа на животе.

И.п. – о.с. 1-2- Поднять руки с палкой, голову и плечи. 3-4- опустить. Повторить 6-8 раз.

Прыжки.  

И.п. – стоя. Держась за конец поставленной вертикально палки прыгать вокруг нее на двух ногах в одну и в другую сторону.

Упражнения в группе на стульчиках.

1.Сидеть руки за спинкой стула.

2.И.п. сидя на стуле, руки на коленях. Поднять руки через стороны вверх, опустить на колени. Повторить 4-6 раз.

3.И.п. сидя на стуле руками держаться за сиденье сбоку. Поднять одну ногу и опустить, поднять другую ногу, опустить. Повторить 3-4 раза.

4.И.п. стоя за стульчиком, держаться за спинку. Присесть и выпрямиться – «спрятаться от воспитателя и показаться» Повторить 4-6 раз.

5.И.п. сидя на стуле. Наклониться вперед, не поднимаясь со стула, «Посмотрим ,что под стулом», выпрямиться. Повторить 4-5 раз.

6.И.п. сидя, руки на коленях. Круговые движения согнутыми в локтях руками перед грудью – «Завести мотор», развести руки в стороны и поднять ноги вперед – «Самолет летит».

7. Обхватить ладонями левое колено и подтянуть бедро  как можно ближе к груди или животу.

Игра «Тише едешь - дальше будешь»

Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По команде ведущего  Тише едешь – дальше будешь стоп! дети двигаются вперед. После слова Стоп!  останавливаются. Ведущий поворачивается, и того кто не смог принять правильную осанку осаливает. Этот участник возвращается назад. Выигрывает тот кто первым достигнет финиша.

Игра « Встань прямо»

Педагог напоминает как правильно и красиво держать тело,  обращает внимание на положение головы, плеч  груди, живота, ног, затем дети двигаются врассыпную: бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды «встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом. (10-15 сек)

Гимнастика после сна

1. И. п. — лежа на спине, руки вверх. Оттянуть носки ног и сильнее вытянуть руки.

Потянулись — потянулись,

А теперь мы повернулись.

(Выполнять упражнения рекомендуется на жестких кроватях).

Упражнение «Велосипед»

И. п. — то же. Ноги поднять на высоту 20-25 см и вращать воображаемые педали. Выпрямляя ноги в коленных суставах.

Еду, еду к бабушке

На тёплые, оладушки.

(Упражнение выполняем в течение 5-6 секунд 2-3 раза с перерывами на 3-4 секунды).

Упражнение «Удав»

1. И. п. — лежа на кровати, на спине, руками взявшись за спинку.

2. Прямые ноги поднимаем вверх и касаемся спинки кровати.

Удаву интересно

С хвостом своим играть,

Ах, это так приятно

Животик укреплять.

(Выполнять упражнения рекомендуется на жестких кроватях).

(Упражнение выполняем в течение 5-6 секунд 2-3 раза с перерывами на 3-4 секунды).

Упражнение «Лодочка».

И. п. — лежа на кровати на животе, вытянутые руки — на спинке кровати. Поднять ноги на высоту 10-15 см. Выполнять раскачивающиеся движения вперед-назад на животе. Голова приподнята вверх.

Я, как лодочку, лежу,

Спинку ровненько держу.

При выполнении упражнения использовать музыкальное оформление.

Чёрной ночью чёрный кот (ритмично шагаем)

Прыгнул в чёрный дымоход (прыжок)

В дымоходе чернота  (присесть, закрыть руками лицо)

Отыщи-ка там кота!    (ритмично хлопаем).

На занятиях по развитию математических представлений целесообразно использовать физкультминутки, сопровождаемые счётом, например:

Раз согнуться, разогнуться,

Два нагнуться, потянуться.

Три в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть (присесть)

Семь, восемь - лень отбросим (шагаем).

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу       (руки вверх, плавное покачивание)

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу             (встряхивание рук)

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят,       (руки в стороны, движения вверх-вниз)

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад  (присесть).

Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения, например:

Мы топаем ногам,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём

И бегаем кругом!

Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Известно, что воспитание ощущения нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения положения тела: лёжа, сидя, стоя. Мы взрослые должны научить ребёнка правильной осанке, а также, научить его расслабляться.

Таким образом, использование в педагогическом процессе различных форм  воспитания правильной осанки будет способствовать ее  формированию и укреплению здоровья детей.

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов. «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»

Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития....

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2

Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...

Семинар- практикум для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений средствами музыки»

В современных ДОУ педагогам и родителям просто необходимо следить за осанкой детей, способствовать её коррекции. Это возможно делать и вдомашних условиях: учить детей петь, танцевать, держа прямую спи...

Семинар - практикум для педагогов «Формирование правильной осанки у дошкольников» Инструктор ФК Iкв. категории Е.Н. Бережнова

Как известно одна из показателей здоровья является осанка! В дошкольном возрасте она особенно поддается воздейстиям, поэтому важно обращать внимание на ее формирование в этом возрасте...