Использование песочной терапии на занятиях по изобразительной деятельности.
методическая разработка по теме
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из активных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_-_pesok.docx | 132.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» комбинированного вида
п. Чернянка Белгородской области
Использование песочной терапии на занятиях по изобразительной деятельности.
Воспитатель: Притулина С.Г.
2010 г.
Использование песочной терапии
на занятиях по изобразительной деятельности.
Притулина С.Г. , воспитатель высшей квалификационной категории
«Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета…
и понятна, почему тот, кто лишен её, никогда не будет истинным творцом».
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Одной из активных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
«Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечал В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций - сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и навыков. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реальность на нее. Выражение ребенка своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. И чтобы снять эту напряженность, детям предлагают песочную арт терапию. Песочная терапия для детей, как метод реализации потенциальных творческих и зачастую скрытых возможностей ребенка.
Само слово Арт – терапия - это лечение «пластическим изобразительным творчеством». А поскольку творческий человек талантлив во многих областях. На занятиях мы используем следующие техники арт – терапии: рисование, лепку, музыку, театр, танец, сказку.
Использование музыки:
- Сидя, закрыть глаза, прислушаться к звукам мелодии, к шумовым эффектам.
Рисуночная техника:
1.Ассоциативное рисование.
Темы: моя радость, мой страх, моё будущее, я и мои надежды, полет и т.д.
2.Диалог с песком (линейное, присыпание, растягивание).
Обеспечение психического здоровья каждого ребенка бесконечно и главную роль играет педагогическая позиция и стиль: установка доверительных и доброжелательных отношений с ребенком. Чтобы получить результат работы от ребенка - нужно поверить в него.
Рекомендация: возьмите листик белой бумаги, картон белый и горсть песка попробуйте сами нарисовать со своим ребенком пальцем линии.
В своей работе с детьми я использую песочную арт терапию, рисуя на стеклянной поверхности песком, такой способ рисунка называется SAND ART.
Что же такое SAND ART? Принято говорить об этом примерно так: «Sand Art» - уникальное искусство. Художник рисует песком на стеклянной поверхности специального стола. Неповторимые шедевры создаются рукой мастера, сменяя друг друга на глазах у зрителей. Возможно, узнав, что это такое, вам самим захочется погрузиться в этот удивительный мир. Погрузиться в песок… Кстати, он теплый! Стеклянная поверхность стола, на которой все происходит, нагревается от ламп ее подсвечивающих и песок становится тёплым, как на пляже. Итак, добро пожаловать в мастерскую! Песок – это почти вода, это время, он текуч, он принимает разнообразные формы (не всегда ожидаемые)….
Песок нельзя заставить! Его надо любить, принять его таким, какой он есть, проявить себя, раскрыть свои природные качества и надеяться на взаимность… И вот тогда он сам…начнет с вами диалог об искусстве. Песок бывает разный: кварц, силикат, вулканический, речной, у нас морской.
Рисунки на песке встречаются очень часто. Зачастую по ним можно многое сказать о характере человека. Вспомните, как лежа на пляже, вы лениво выводили на песке какие- то фигуры, не подозревая, что в данном случае вами управляло ваше подсознание.
Рисунок на песке используется и как психическая помощь, работа стимулирует способности детей. Через игру с песком мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, память, воображение. Ценность любого произведения искусства заключается в передаче художником своего внутреннего мира, в его эмоциональности и чувственности, причем произведение должно быть социально значимо. Поэтому чем раньше, мы будем развивать эмоционально – чувственный мир ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное будет работа его воображения, тем интереснее окажется творческое самовыражение. Песочную терапию в детском саду проводим как на занятиях, так же и в свободной игровой деятельности. . Рисование на песке помогает ребенку проявить собственную индивидуальность. Ошибку свою, ребёнок, легко может исправить движением руки. Анализируя песочную арт - терапию, пришли к выводу, что использование в едином блоке музыки, литературы, танца, драматургии, искусства способствует творческой направленности ребенка.
(Яна Давыдова за работой)
На занятия по изобразительной деятельности дети с большим желанием рисуют на песке, рисуют песком.
Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации эмоционально откликаются на яркие впечатления, я можно в своей работе использовать цветной песок. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания. Способ получения цветного песка прост: во влажный песок нужно добавить разведенную до консистенции густой сметаны гуашь, хорошо размешать массу и дать ей просохнуть, затвердеть. Затем положить в пакет и размельчить молотком. Или добавить в сухой песок гуашь и перетирать пальцами до нужного цвета, оттенка. При создании « песочной» картины, помимо основного материала, можно использовать любые мелкие предметы, украшая свой рисунок каменками, ракушками морскими, измельченной ракушкой.
Чтобы получилась игра, необходимы правила, поэтому ребенку предлагается роль творца, волшебника, который не позволяет рассыпать песок, бросаться песком, разрушать то, что создает другой волшебник. Эти правила отрабатываются при рисовании на песке, включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействия, дети получают опыт самостоятельно преодолевать трудности.
Эти занятия песочной терапии по изобразительной деятельности направлены на формирование у ребенка следующих умений: « слушать» свои чувства и переживания и высказывать свои мысли в рисунке на песке, или рисуя песком ( пальчиками, кулачком), проявление естественной активности ребенка, гармонично и эффективно общаться с другими.
Задачи, которые решаются педагогом на занятиях по изобразительной деятельности:
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развивать фантазию, воображение, память и образное мышление;
-способствовать проявлению эмпатии;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Занятия песочной терапии на занятиях по изобразительной деятельности проводятся по подгруппам (5 – 6 детей) один раз в неделю, длительностью 15 – 30 минут. Первые занятия планируются как индивидуальные, последующие направлены на организацию коммуникативных, современных форм деятельности детей, на развитие мелкой моторики рук. Процесс психокорекции всегда начинается с установления контакта. Если ребенок не идет на контакт, демонстрирует отсутствие интереса к работе, педагог сам должен начать прикосновение к песку, растяжку песка, провести первые линии, нарисовать рисунок, затем предложить это сделать ребенку.
Таким образом, рисунок на песке имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, развивают мелкую моторику рук ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национального орнамента на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для педагогов ...
Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...
Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич
Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...
«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»
Материал для воспитателей...
«Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности»
Родительское собрание в средней группе...
Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...
Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...