Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"
материал по развитию речи на тему
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-kl..docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс.
Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.
Задачи: Дать определение песочной терапии.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки, лейки, пульверизаторы.
Ход мастер-класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Песочные игры бывают трёх видов:
- Обучающие игры:
*моделирование игр-сказок,
*игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук .
*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
- Познавательные игры.
*игры на знакомство с окружающим миром.
*географические игры.
*фантастические игры.
*исторические игры.
*игры-экскурсии по городу.
- Проективные игры используют психологи и психотерапевты. Я же в своей работе обращаюсь к обучающим и познавательным играм.
В своей работе я уделяю большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, на своих занятиях активно использую песочные игры, которые разделила на несколько групп.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Педагоги подходят к песочнице с сухим песком. Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.
В этом мы сейчас с вами убедимся.
Упражнения «Ручеёк течёт» - льём воду из лейки тонкой струйкой. «Дождик моросит» - увлажняем песок пульверизаторами.
Выполняя эти упражнения с детьми, мы проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода, как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию. Поэтому её применение в песочных играх целесообразно.
Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? (Ответы педагогов).
На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребёнка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Какое настроение у вас в данный момент? Нарисуйте его на песке. (Педагоги рисуют). Одновременно проговаривают: «У меня грустное настроение, потому что…»
Существует похожая игра «Победитель злости»: мы с детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их, давая выход отрицательным эмоциям).
По вашим рисункам я вижу, что настроение у всех разное, и чтобы его улучшить, я предлагаю вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.
На клумбе здесь растут цветы
Необычайной красоты.
Любуются все их цветеньем,
Вдыхают запах с наслажденьем.
На клумбе три бороздки проведём,
Названия цветов на слоги разобъём!
Один слог – в верхнюю сажаем,
Два слога – в центре оставляем,
Три слога – в третью грядку.
Теперь сажаем по порядку.
(Односложные слова: мак.
Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.
Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).
После выполнения задания – вопросы:
- Опишите цветок по цвету, форме.
- Где растёт этот цветок?
- Какие цветы больше всего нравятся вам?
Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».
Давайте украсим нашу клумбу «Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счётные палочки разных цветов. Выберите зелёные палочки и постройте заборчик зелёного цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.
Затем каждому педагогу предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, педагоги проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на психологическую коррекцию и на развитие речи.
Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?
Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию.
Песочная терапия – один из удивительных методов терапии – в контексте арттерапии представляет собой невербальную форму психотерапии.
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ | ||
Обучающие | Познавательные | Проективные |
Моделирование игр-сказок | Игры на знакомство с окружающим миром | Индивидуальные игры |
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук | Географические игры | Групповые игры |
Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму | Фантастические игры | |
Исторические игры | ||
Игры-экскурсии по городу |
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
- Игры на расширение словарного запаса
- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.
- Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др.
- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.
ЛИТЕРАТУРА
- Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.
- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.
Самоанализ мастер-класса.
Тема: Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников.
Для достижения этой цели я познакомила педагогов с методикой песочная терапия, с определением песочной терапии и с играми, которые использую на своих занятиях по речевому развитию, а также для коррекции психологических проблем.
Сегодня мною были представлены игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук – «Чувствительные ладошки».
Игры, направленные на коррекцию психологических проблем – «Ручеёк течёт», «Дождик моросит», «Рисуем эмоции».
Игры, используемые в речевом развитии – «Цветы на клумбе», «Предлоги».
Игра «Цветные заборчики» способствует развитию сенсорного восприятия.
Я хотела показать, что песочную терапию возможно использовать, как на занятиях по развитию речи, так и на других занятиях.
Тема: Песочная страна.
Цель: Развитие речи детей с использованием песочной терапии.
Задачи:
Обучающие. Связная речь. Закреплять умение составлять короткий описательный рассказ об игрушках.
Грамматика. Тренировать детей в образовании названий детёнышей животных.
Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением.
Звуковая культура речи. Учить слышать и правильно произносить звуки с и ш изолированно и в словах; уметь произвольно регулировать силу голоса.
Словарь. Развивать умение подбирать слова-определения.
Коррекционно-развивающие. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения.
Поднятие настроения, эмоционального состояния с помощью аромотерапии.
Совершенствование фонематического слуха и восприятия, артикуляции, мелкой моторики рук и тактильных ощущений.
Воспитывающие. Воспитание чувства взаимопомощи, поддержки. Воспитание интереса к играм с песком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности»
Родительское собрание в средней группе...
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.
Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....
Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть
Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...
Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...
Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.Способствовать развитию интереса к данной м...
Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений
Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием элементов песочной терапии и психогимнастики на тему «Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья&raq...