Использование национального орнамента на занятиях по изобразительной деятельности
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №17 «Лесная сказка»
г. Набережные Челны
Консультация для педагогов
Использование национального орнамента
на занятиях по изобразительной деятельности
Подготовила:
Саитгареева Лилия Рашитовна
Набережные Челны
2011 г.
Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие национальной культуры. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.
Наиболее доступны детям компоненты традиционной культуры: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Декоративно-прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа. Декоративно-прикладное искусство разных народов имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коллективный характер творчества, человечность, связь с окружающей жизнью.
Веками народ отбирал и отрабатывал характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, их колорит, элементы, композицию. Например, хохлома традиционно имеет золотисто–тёплую гамму, она нарядна, жизнерадостна. Чувашская вышивка отмечается разнообразием орнаментальных форм и многоцветением.
Из многочисленных образцов народного искусства отбираются элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов.
Геометрические орнаменты. Предусматривает овладение детьми умением изображать и вырезать такие геометрические фигуры, как узкие так и более широкие полосы, квадраты, треугольники, круги и овалы, включая их в содержание узоров. В старшей и подготовительной группах у детей закрепляются эти умения, создаются более сложные геометрические фигуры и их узорные комбинации. Узоры из геометрических фигур вписываются в силуэты традиционных национальных предметов: платков, фартуков, головных уборов, поясов, ковров и т. д. При этом показываются пути создания нескольких цветовых сочетаний и построений на основе сложившихся черт орнаментирования предметов в искусстве того или иного народа.
Растительные узоры в орнаменте. Растительные узоры служат средством художественного убранства таких предметов, как подносы, вазы, головные уборы, обувь, ковры, дорожки и т. д. В орнаментации с использованием растительных форм большое значение имеет симметричное изображение узора.
Роговидные элементы в орнаменте. В орнаментальном искусстве народов, занимающихся скотоводством, большое распространение получили роговидные фигуры: в виде рогообразного завитка, крестовидных, ромбовидных или восьмиконечных форм с рогообразными ответвлениями. Такие элементы находят художественное выражение в узорном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви.
Изодеятельность по мотивам народного орнамента при их воспроизведении детьми дошкольного возраста положительно воздействуют на развитие художественных способностей детей ,воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунках или аппликации, по-своему отображая уровень приобретённых знаний, умений, навыков, развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии. Произведения народного орнаментального творчества представляют в этом отношении ценный наглядный материал в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Дети знакомятся с лучшими образцами народного орнамента.
Проведение учебно-воспитательной работы по изодеятельности на материале народного орнамента предполагает поэтапную организацию разных форм деятельности воспитателя и детей:
- изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой народных аппликационных образцов в искусстве разных народов;
- отбор учебного материала по орнаментальному искусству определённого народа (от ознакомления с искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности и т.д. );
- овладение воспитателем практическими умениями в создании работ, подготовка наглядных пособий для проведения занятий с детьми;
- определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами народного творчества и по отображению мотивов народных орнаментов в работах;
- выбор путей применения полученных знаний , умений и навыков по изодеятельности в других видах и формах деятеятельности.
Начинать работу следует с изучения декоративно- прикладного искусства того или иного народа, ознакомления с особенностями украшения изделий, формой и материалами, из которых они изготовляются. Важно выделить очертания орнаментов, их взаимосвязь с природными условиями и национальными традициями, композиционным строем и колоритом, а также обратить внимание, как народные мастера используют приемы варьирования элементов украшения в зависимости от формы украшаемой поверхности, его окраски. Полезно сделать зарисовки наиболее простых и самых характерных форм изделий и их орнаментов.
Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра различных сюжетов (слайдов, фильмов). Наряду с народными образцами можно использовать таблицы, фотография, зарисовки, выполненные в нескольких вариантах цветовых композиционных решений. Большое значение принадлежит рассказу воспитателя.
Что должен включать такой рассказ? Прежде всего сведения о республике, её столице, достопримечательностях. Важно рассказать о народных умельцах, которые создают не только полезные, но красивые вещи. Отметить , какими приемами создаются предметы декоративно-прикладного искусства, какие для этого используются материалы, орнаменты, цвета.
В ознакомлении с народным искусством большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни разных народов, об особенностях природы, воспевающие мужество, любовь к Родине. Эффективным средством являются экскурсии в музей, на выставки народного искусства или в художественный салон.
Все это способствует запоминанию детьми очертаний народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемого в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.
При планировании необходимо создать условия для ознакомления с орнаментальным творчеством того или иного народа, учесть программные требования и уровень подготовленности детей. Предусматривается последовательное овладение знаниями, умениями, навыками изображения узоров народного орнамента, устанавливается преемственность работы с детьми разного возраста, а также взаимосвязь разных видов работ по изодеятельности.
Примерный перспективный план по использованию татарского орнамента в изобразительной деятельности
Вторая младшая группа.
Месяц | Тема занятия | Элемент орнамента |
сентябрь | Рисование: «Украсим полотенце» | тюльпан |
октябрь | Аппликация: «Платок» | тюльпан |
ноябрь | Лепка: «Пиала» | тюльпан, лист |
декабрь | Рисование: «Поднос» | лист, колокольчик |
январь | Аппликация: «Пиала для гостей» | тюльпан, лист |
март | Рисование: «Скатерть» | лист, солнышко |
апрель | Аппликация: «Укрась шарфик» | лист, колокольчик |
Средняя группа.
Месяц | Тема занятия | Тема занятия |
сентябрь | Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом» | тюльпан, лист, колокольчик |
октябрь | Аппликация: «Скатерть» | тюльпан, лист, колокольчик |
декабрь | Декоративное рисование: «Наволочка» | колокольчик, листья, завитки |
февраль | Лепка: «Пиала» | колокольчик, листья, завитки |
март | Рисование: « Подарок маме «Укрась фартук» | лист, тюльпан, солнышко |
апрель | Аппликация: «Тюбетейка» | тюльпан, лист |
Старшая группа.
Месяц | Тема занятия | Тема занятия |
сентябрь | Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом» | гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик |
октябрь | Аппликация: «Украшение салфетки» | лист, колокольчик |
декабрь | Рисование: «Укрась полотенце» | гвоздика, лист, тюльпан |
январь | Аппликация: «Укрась пиалу» | лист, колокольчик |
февраль | Лепка: «Пиала» | гвоздика, тюльпан, лист, колокольчик |
март | Рисование: «Украсим национальную одежду» | колокольчик, тюльпан, лист |
апрель | Аппликация: «Коллективное панно-скатерть» | лотос, лист, солнце |
Подготовительная группа.
Месяц | Тема занятия | Тема занятия |
сентябрь | Рисование: «Знакомство с татарским орнаментом» | пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан |
октябрь | Аппликация: «Украсим платье Сомбеле» | тюльпан, колокольчик, пион, листья |
ноябрь | Лепка: «Кувшин» | пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан |
декабрь | Рисование: «Украшаем фартук» | пион-чалмабаш, шиповник, гвоздика, колокольчик, тюльпан |
январь | Аппликация: «Украшение ичига, башмака» | солнышко, капелька, сердечко |
март | Рисование: «Коллективное панно для украшения комнаты» | тюльпан, колокольчик, пион, листья |
апрель | Аппликация: «Укрась тюбетейку,калфак» | трилистник, пион, шиповник, листья |
Правильный подбор народных образцов орнаментирования позволяет варьировать в плане содержание, методы и приемы обучения детей, технику исполнения, формы организации детской деятельности, самостоятельную деятельность, пути применения усвоенных умений в организации разных видов деятельности (игры, праздники, инсценировки и т. п.)
Библиография.
1.Бабынина Т. Ф. «Традиции национальных культур», Казань, 2006,
2. Богатеева З. А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду» - М.: Просвещение, 1982,
3.Хайруллин Р.З., Бирюкова С. К. « Литература народов России», Санкт-Петербург, Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич
Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...
«Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности»
Материал для воспитателей...
Использование песочной терапии на занятиях по изобразительной деятельности.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, ...
" Использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности"
" Использование художественного слова на занятиях по ИЗО"...
«Использование нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельностью с детьми дошкольного возраста в детском саду. Техника «торцевание»
Настоящая программа описывает курс подготовки по технике «торцевание» детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности в ДОУ
В тексте рассказывается о том, как с помощью игровых приемов можно обогатить методику организации изобразительной деятельности дошкольников....
Использование мультимедийных технологий на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы возрастает с...
Комментарии
Большое спасибо, Лилия