Мастер-класс для педагогов Тема: "Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности"
консультация по коррекционной педагогике
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ “Малиновский д\с»
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности»
Подготовила: педагог-психолог
МАДОУ «Малиновский д\с» Н.В.Рожина
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.
Задачи:
- Дать определение песочной терапии.
- Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности, а также в коррекции психологических проблем.
- Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Оборудование: Песочницы, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру … Подобно богу,
Мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
Т. Грабенко.
Ход собрания:
-Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Что такое песок знают и малыши, и взрослые. Это замечательный материал для детского творчества на занятиях и досуге.
Я предлагаю использовать его на всех занятиях. Кроме того, песок помогает нам в играх-развлечениях.
А сегодня я хочу показать, как можно использовать песок в нашей работе с детьми.
Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть?
Как вы любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.
Как интересно было строить пирамиды и замки, облеплять их ракушками и разноцветными камушками и стёклышками, чтоб они были самыми красивыми на свете! Или просто «печь» пирожки из песка. Как копать в мокром песке ямки и туннели, пытаясь добраться до воды.
И как вас невозможно было «за уши» оттащить от этого занятия?
Да, давненько это было… Но эти игры с песком так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства, беспечного и безопасного.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
Существуют различные приёмы работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком - песочная терапия.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.
Песочные игры бывают трёх видов:
- Обучающие игры:
*моделирование игр-сказок,
*игры на развитие мелкой моторики рук,
*игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
- Познавательные игры:
*игры на знакомство с окружающим миром.
*географические игры.
*фантастические игры.
*исторические игры.
- Проективные игры используют психологи и психотерапевты.
Я же в своей работе большое внимание уделяю именно обучающим и познавательным играм.
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком, нас в Песочной стране встречает или Песочный человек, или Песочная черепашка, потом начинается «игра» (подбор инструментария для занятий)
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.
- Упражнение «Чувствительные ладошки».
Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
- Тактильная разминка
Ручки, как жучки летают.
И в песок они ныряют.
Песочек лапками перебирают
Горку строят и ровняют
А ещё пересыпают
Через сито пропускают
Между ладошками потрут и на место уберут.
В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками.
Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
- Упражнение «Песочный ветер».
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру или рисовать.
В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.
Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.
- Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки (облака)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга)
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава)
А теперь выберите из коллекции любую игрушку, которая больше понравится, найти ей место в песочнице и внести её туда. Выставляя игрушки в песочнице, вы (педагоги) должны проговаривать предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за…
Как вы назовёте композицию, которая у вас получилась? По желанию расскажите о чувствах, которые вызывает у вас композиция? Хочется ли что-нибудь изменить?
Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным?
Что показалось трудным?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие познавательной активности. Наступит лето и можно перенести свои песочные игры на улицу.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.
Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...
Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...
Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"
Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...
Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...
Мастер-класс для воспитателей на тему:" Использование нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук"
Цель проекта: познакомить воспитателей с использованием нетрадиционного оборудования в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук....
Мастер-класс для родителей на тему "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ"
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Эт...
Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование Су-Джок терапии в совместной образовательной деятельности воспитателя и детей»
Цель: распространение педагогического опыта по применению Су – Джок терапии.Задачи:- познакомить с методикой использования Су – Джок терапии;- поделиться личным опытом работы с детьми дошк...