Программа летнего кружка психофизического развития
рабочая программа (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программа кружка психофизического развития
(Базовые элементы йоги для детей)
Развитие. Гармония. Радость.
Разработчик: Галаган Н.А.
Пояснительная записка
Физическое развитие ребенка – это та основа, та база, на которой впоследствии строится развитие его личности в целом. Также физическое развитие напрямую связано со здоровьем психическим, эти два фактора являются взаимообуславливающими и поэтому нам представляется целесообразным их комплексное, одновременное развитие. Этим целям служит программа кружка «Развитие. Гармония. Радость», разработанная для детей в возрасте 2 – 3 лет.
В программу включены следующие разделы:
1. Введение. Релаксация. Упражнения этого раздела помогут детям лучше понять свое тело (ведь период 2-3 лет – это познание себя в первую очередь как физической целостности), научиться увереннее владеть им, научиться правильно расслаблять его, избавляться от агрессии, негативизма, присущим кризису трех лет. Особенно полезны данные упражнения для гиперактивных и психически нестабильных детей, процент которых увеличивается с каждым годом.
2. Дыхание. Осанка. Правильное дыхание – залог успеха при выполнении любых физических упражнений. В этом разделе дети учатся правильному дыханию, которое к тому же способствует снятию напряжения, стабилизации психических процессов. Осанка же – это условие здоровья внутренних органов. Красивую осанку необходимо тренировать, начиная с раннего возраста, на что и направлены упражнения данного раздела.
3. Суставная гимнастика. Упражнения этого раздела направлены в первую очередь на развитие детских суставов, а также на закрепление навыков, полученных в ходе выполнения упражнений 1 и 2 раздела.
Цель программы: укрепление физического и психического здоровья детей, развитие движений посредством использования некоторых элементов йоги.
Задачи программы
Развивающая: развивать навыки выполнения физических упражнений, навыки сброса психического напряжения.
Воспитательная: воспитывать в детях стремление к физической активности, воспитывать умение испытывать чувство радости от нагрузки.
Предполагаемый результат: дети выполняют предлагаемые упражнения, находясь в определенных позах, владеют основными приемами самомассажа, стараются поддерживать правильное дыхание во время выполнения упражнений.
Форма работы: групповая (5 – 6 человек). Совместная деятельность осуществляется 1 раз в неделю, продолжительностью 8 – 10 минут. Программа рассчитана на 12 встреч (в летний период).
Учебный план
Раздел | Часы | Предполагаемый результат |
Введение. Релаксация. | 4 | Дети знакомы с основными позами, в которых будут выполняться упражнения (поза лотоса, полулотоса, алмаза), знакомы с основными приемами самомассажа, методами сброса напряжения, избавления от агрессии. |
Дыхание. Осанка. | 4 | Дети владеют техникой «радужного дыхания», умеют совершать вдох-выдох в нужный момент выполнения упражнения, выполняют элементарные упражнения на тренировку правильной осанки, равновесие. |
Суставная гимнастика. | 4 | Дети выполняют предложенные упражнения, направленные на укрепление суставов, соблюдают правила поведения во время занятия. |
Условия реализации программы
Литература | Оборудование | Место проведения |
| Игрушки и иллюстрации, изображающие животных (орел, кошка, обезьяна и др.), ветрячки, султанчики, диск с музыкальным сопровождением. | Спальное помещение 1 младшей группы, в хорошую погоду – территория детского сада. |
Результаты занятий могут демонстрироваться в форме итогового фотоотчета, а также в форме открытого занятия.
Рабочая программа
Июнь
Введение. Релаксация
Задачи:
1 неделя: усвоить правила поведения на занятиях кружка, познакомиться с основными позами (исходными положениями), в которых выполняются упражнения, познакомиться с некоторыми приемами самомассажа и методами сброса напряжения.
2 неделя: закрепить правила поведения на занятиях кружка, отрабатывать умение принимать необходимые позы, продолжать знакомиться с приемами самомассажа и методами сброса напряжения.
З неделя: закреплять умение использовать приемы самомассажа и методы сброса напряжения, стимуляции биологически активных точек.
4 неделя: автоматизировать навык принятия необходимой позы, закреплять умение использовать приемы самомассажа и методы сброса напряжения стимуляции биологически активных точек.
Опорный конспект занятий
Название упражнения | Содержание упражнения | Примерное словесное сопровождение. |
Знакомство с позой «Алмаз» | Снять обувь, сесть на голени, стопы расправлены. | Поприветствовать детей, помочь им снять обувь. Показать, как нужно сесть, помочь тому, кто испытывает затруднения. |
Самомассаж | Растереть руки до ощущения тепла. Приложить их к глазам, затем погладить голову до затылка. Круговой массаж затылочных бугров (точи бодрости), точечный массаж шеи и затылка. | Потрем ладошки друг о друга согреем их. А теперь спрячемся, где ребятки? Вот они, хорошие ребятки, погладим себя по головке теплыми ладошками. А теперь ладошки наши превратились в паучков и они побежали по головке. Паучки бегают по затылку, останавливаются на бугорках сзади головы. |
Знакомство с позой лотоса, полулотоса. | Сидя, ноги согнуты в коленях, обе ступни лежат под голенью (лотос) или одна ступня лежит на бедре, другая – на полу (полулотос). | Сейчас выпрямим ножки и положим их крестом (помочь детям сделать это), чтобы они у нас не устали. |
Сброс напряжения, агрессии. Стимуляция биологически активных точек. | Вариант 1(1-2 занятие). Постучать кулачками по грудной клетке, сопроводив это гудящими звуками. Похлопать ладошками по полу. Вариант 2 (3-4 занятие) Сжать крепко кулаки и разжать их, держа руки перед собой. Потрясти кистями рук, затем всеми руками. Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз. | А теперь сожмем кулачки и превратимся в обезьянок. Обезьянки стучат себя по груди и поют песенку. А теперь обезьянки хлопают ладошками по полу, потом сжимают и разжимают кулачки. Потрясем ручками. Теперь обезьянки медленно смотрят вправо и влево вверх и вниз. |
Завершение занятия. | Сесть свободно, закрыть глаза. 1 – 2 минуты. | А теперь закроем глазки и послушаем тишину. Прощание. |
Июль
Дыхание. Осанка
Задачи:
1 неделя: познакомиться с приемом «Радужное дыхание», разучивать упражнения «Черепаха» и «Дыхание собаки».
2 неделя: отрабатывать навыки «Радужного дыхания», «Дыхания собаки», закреплять упражнение «Черепаха».
З неделя: закреплять навыки «Радужного дыхания», «Дыхания собаки», познакомиться с упражнением «Орел».
4 неделя: закреплять навыки «Радужного дыхания», «Дыхания собаки», отрабатывать упражнение «Орел».
Опорный конспект занятий
Название упражнения | Содержание упражнения | Примерное словесное сопровождение. |
Поза лотоса или полулотоса. | Помочь детям принять нужную позу. | Приветствие. |
Радужное дыхание (в позе лотоса или полулотоса). | Поднять через стороны руки (ладонями наружу) вверх и соединить их над головой – вдох, также опустить обратно – выдох. Повторить 2-3 раза. | Мы все превратимся в красивые цветочки и будем распускаться. Поднимаем ручки – распускаемся – вдыхаем. Потом цветочек закрывается – ручки опускаются – выдыхаем. |
Черепаха | Вариант 1 (1-2 занятие). Вытянуть шею вперед – вдох, расслабить – выдох. | А теперь мы превратились в черепашек и выглядываем из своего панциря. Выглянули – вдохнули. Спрятались – выдохнули. |
Орел | Вариант 2 (3-4 занятие). Стоя плавно описывать круг выпрямленными руками ладонями наружу. Поднимать максимально вверх сцепленные за спиной руки. | А теперь мы летим как орлы высоко-высоко. Вот как плавно машет орел крыльями. А теперь орел сложил крылья за спиной и поднимает их. |
Поза «Алмаз» | Сесть на голени, стопы расправлены. | Снова сядем, вот так, согнув ножки под себя. |
Дыхание собаки | Несколько резких вдохов-выдохов с высунутым языком, широко открыв рот. | А теперь подышим немножко как собачки. Высунем язычок и быстро подышим. |
Завершение занятия. | Сесть свободно, закрыть глаза. 1 – 2 минуты. | А теперь закроем глазки и послушаем тишину. Прощание. |
Август.
Суставная гимнастика.
Задачи:
1 неделя: познакомиться с приемами разработки суставов рук, шеи, ног, закреплять навык «Радужного дыхания».
2 неделя: отрабатывать приемы разработки суставов рук, шеи, ног, автоматизировать навык «Радужного дыхания».
З неделя: закреплять приемы разработки суставов рук, ног, познакомиться с приемами разработки суставов позвоночника.
4 неделя: закреплять приемы разработки суставов рук, ног, позвоночника.
Опорный конспект занятий
Название упражнения | Содержание упражнения | Примерное словесное сопровождение. |
Поза «Алмаз» | Помочь детям принять нужную позу. | Приветствие. |
Разработка суставов рук. | Царапающие движения пальцами (руки вытянуты перед собой). Вращение кистями, предплечьями, затем руками. | Сегодня мы будем кисками. Сначала поцарапаемся, как киски. Теперь кошечка крутит лапками. |
Разработка суставов шеи. | Вариант 1 (1-2 занятие). Повороты, наклоны головы. Наклонить голову направо, обхватить ее правой рукой, левая упирается в пол. Повторить в другую сторону. | Кошечка смотрит по сторонам, потом вверх и вниз. Теперь она умывается. С одной стороны и с другой. |
Разработка позвоночника. | Вариант 2 (3-4 занятие). Встать на четвереньки. Выгнуть спину вверх, затем прогнуться вниз. Повторить несколько раз. Вытянуть руки, отвести поясницу назад, голову наклонить. | А теперь киска потягивается – вверх и вниз. И назад. |
Разработка суставов ног. | Встать на ноги, медленно поднимать поочередно ноги, согнутые в колене. Встряхнуть руки ноги. | А теперь встаем и шагаем на месте медленно-медленно. Молодцы. Потрясем ручками и ножками. |
Радужное дыхание (стоя). | Поднять через стороны руки (ладонями наружу) вверх и соединить их над головой – вдох, также опустить обратно – выдох. Повторить 2-3 раза. | Превращаемся снова в ребяток. Поднимаем ручки – вдыхаем. Ручки опускаются – выдыхаем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе
Программа кружка включает в себя перспективный план занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....
Рабочая программа фольклорного кружка по развитию певческих навыков «Ладушки»
Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые, детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических а...
ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»
ПРОГРАММА работы кружка поразвитию творчества и воображения ...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СЛОГОВИЧОК»
Рабочая программа кружка «Слоговичок» для детей 5 - 6 лет ,(первый год обучения)...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
Рабочая программа по кружку сенсорного развития детей 3-4 лет "Веселые человечки"
Направленность дополнительной образовательной программыОздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно ...