Рабочая программа по кружку сенсорного развития детей 3-4 лет "Веселые человечки"
план-конспект занятия (младшая группа)
Направленность дополнительной образовательной программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_veselye_chelovechki.docx | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20 «ВАСИЛЕК»
Россия,141650, Московская область, Клинский район, г.Высоковск, ул.Большевистская, д.9а Телефон 8 (49624) 6-21-76
Принята на Утверждаю: Педагогическом совете Заведующий МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК» МДОУ – Д/С №20 «ВАСИЛЕК» «___»______________2020 г. ________________Т.С.Петрова Протокол №___________ «___»_______________2020 г.
Программа дополнительного образования
«Веселые человечки»
Возраст обучающихся: 3 – 4 лет
Срок реализации: 1 год
Воспитатель:
С.Г. Комарова
2018
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Направленность дополнительной образовательной программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
- Создание условий для кружковой деятельности.
Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.
Причины создания программы
Работа данного кружка ведётся с октября 2018 года. В начале года с детьми была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, что многие дети не определяют и не называют основные цвета, не умеют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. По окончании реализации программы будут подведены итоги работы в данном направлении и представлен полный отчёт деятельности кружка по сенсорному развитию детей «Веселые человечки».
Актуальность и целесообразность программы
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.
Проблемы, цели и задачи дополнительной образовательной программы
Проблема: Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.
Цель: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Методы и приемы
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Диагностическое сопровождение.
Диагностика эффективности программы по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «Веселые человечки» осуществляется на итоговых занятиях и в процессе беседы с родителями и педагогами в конце учебного года.
Основными критериями определения уровней сенсорных способностей у детей стали:
- степень ориентировки ребенка в основных цветах спектра;
- умение ребенка подбирать плоские геометрические фигуры по образцу;
- умение ребенка находить и называть предметы разной величины;
- знания свойств предметов и слов их обозначающих;
- эмоциональное отношение к предложенной деятельности;
- результат.
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
Зеленый круг – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя)
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
Желтый круг – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
Зеленый круг – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.
Пустой круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Цель: Выявить уровень зрительного восприятия формы предмета: насколько ясно ребенок представляет форму геометрической фигуры, узнает ли ее среди других.
Красный круг – Ребенок ни разу не ошибся.
Желтый круг – Ребенок ошибся один раз.
Зеленый круг – Ребенок ошибся 2-3 раза
Пустой круг – Ребенок ошибся все 4 раза.
Цель: Выявить умение детей сравнивать два предмета по длине путем наложения или приложения и находить одинаковые.
Красный круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно правильно без помощи педагога.
Желтый круг – Педагог направлял ребенка словами, и он справился с заданием.
Зеленый круг – Ребенок ошибся и исправляет себя с помощью действий воспитателя.
Пустой круг – Ребенок не справился с заданием и с помощью взрослого.
Продолжительность реализации программы:
В кружке «Веселые человечки» занимаются дети в возрасте 3-4 лет. Кружковая работа проходит во второй половине дня, по средам в 16.00 в форме организации деятельности : групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Ожидаемый результат:
Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке
План кружка «ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Месяц | Сроки проведения | Тема | Задачи | Наглядный материал | Методическая литература |
ОКТЯБРЬ | 03.10.2018 | «Воздушные шары» | Развивать эстетическое восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контору поочерёдно то одной, то другой рукой; учить детей изображать предметы округлой формы (шар); различать цвета, правильно называть их; бережно относиться к материалам, правильно их использовать; правильно держать кисть – чуть выше железного наконечника, набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; воспитывать интерес детей к рисованию | Альбомный лист, краски, кисточки. | Конспект №1 |
10.10.2018 | «В гости к мишке» | Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов | Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка. | Конспект №2 | |
17.10.2018 | Аппликация «Радуга» | Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Письмо, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти. | Конспект №3 | |
24.10.2018 | «Чудесный мешочек» | Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов, цвет, форму, величину; закрепить умение сравнивать предметы по размеру. | Мешочки, игрушечный мишка, листочки, набор геометрических фигур, кубики. . | Конспект №4 | |
31.10.2018 | «Игра с мячами» | Формировать умение выделять параметры величины предметов | Мяч. Раздаточный: для каждого ребенка комплекты для игры «Собери тарелочку» - разрезные тарелочки разного диаметра и цвета. | Конспект №5 | |
НОЯБРЬ | 07.11.2018 | «Волшебница вода» | Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет | Игрушка зайчик, камни, гуашь, пластмассовые прозрачные стаканы; для изготовления кораблика: зубочистка, прямоугольник из клеенки для паруса, губка для кораблика, салфетки для вытирания лужиц на столе. | Конспект №6 |
14.11.2018 | «Маша идет домой» | Закрепить умение различать количество предметов; отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «одна», «много», «ни одной. Упражнять в знании геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и умении находить | Кукла Машенька, мешочек, шарики и кубики, три мягких модуля, картонные и вырезанные из бумаги квадраты, треугольники, круги; бубен, рисунок с домиком с широкой дорожкой, корзина с шишками разного размера, две бумажные дорожки одинаковой длины (узкая и широкая) | Конспект №7 | |
21.11.2018 | «Разноцветные комнаты» | Развивать представление об основных цветах спектра по средствам приравнивания их к эталону, с отвлечением от других признаков предметов. | Фигурки – человечки (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), 6 листов комнат (синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый, желтый); на каждого ребенка – разноцветные комнаты и фигурки. | Конспект №8 | |
28.11.2018 | «Построим башню» | Формировать понимание отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. | Демонстрационный материал-образец,3-4 кубика, игрушка-матрешка; раздаточный материал - по 3-4 кубика, игрушка для обыгрывания каждому ребенку | Конспект №9 | |
ДЕКАБРЬ | 05.12.2018 | «Разложи в коробки» | Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет; закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов | игрушка зайчик, большая и маленькая коробка, большой и маленькие кубики по числу детей, тарелочки красные, синие, жёлтые, зеленые, кружочки четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые, раскраски «Яблоня». | Конспект №10 |
12.12.2018 | «Потерянные бусы » | Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов | Игрушки – заяц, медведь, белочка. Цветные бусы. Грибочки: красные, зеленые, желтые. Тарелочки: красная, зеленая, желтая. Морковка, баночка с медом. | Конспект №11 | |
19.12.2018 | «У куклы Маши в гостях» | Дать представления о том, какие предметы мебели находятся в группе | Куклы, одетые в наряды разного цвета: жёлтый, синий, зелёный. Игрушечная мебель (кровать, стол, стул, шкаф, буфет), одежда для куклы, игрушечная посуда. Большая и маленькая куклы и соответствующие размеру кукол кроватки, одеяла, подушки | Конспект №12 | |
26.12.2018 | «Прогулка в зоопарк». | Закреплять знания о величине предметов (длина) | Разной длины (30*150,30*110); картинки с изображением животных и птиц: жираф, бегемот, лиса, медведь, заяц, волк; обруч; жёлтые листочки по числу детей; две верёвочки для нанизывания жёлтых листочков (гирлянда). | Конспект №13 | |
ЯНВАРЬ | 09.01.2019 | «Путешествие на лесную полянку» | Познакомить с шириной предмета | Поезд (рисунок), “река” (материал голубого цвета), две полоски цветной бумаги разные по длине (“мосты”), елка, шары, фонарики, корзинка, снежки, зайчиха. Вырезанные из цветного картона шорты, юбки и геометрические фигуры – “заплатки”. Вырезанные из цветного картона и разрезанные на две части круги – “тарелки”. Большая морковка, угощение (конфеты). . | Конспект №14 |
16.01.2019 | «Определи на ощупь». | Развивать внимание детей, зрительную память, тактильные и вкусовые ощущения. | Набор геометрических фигур, Колобок, числовые карточки с геометрическими фигурами, шарфы широкие и узкие, краски, разрезные картинки, образец, “светофор”, карточки с изображением - “Домик - Колобок - лес”, “Чудесный мешочек”, яблоко, фломастеры, краски. Вездеход, построенный из стульчиков. | Конспект №15 | |
23.01.2019 | «Что из чего сделано?». | Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. | Две коробки, изготовление бумажных корабликов по количеству детей, -Игрушка Лунтик- Мешочки на каждого ребенка, в которых лежат по 3 ложки из разных материалов: металлическая, деревянная, пластмассовая; | Конспект №16 | |
30.01.2019 | «В зимний лес пойдём и друзей себе найдём» | учить детей различать величину – «большой – маленький» и качество предметов – «мягкий –колючий»; | Имитация берлоги ,большой и маленький мишки; игрушки заяц, ёжик; 2 ёлочки; маленькие мячи с шипами на каждого ребёнка; авторские дидактические игры «Составь целое из частей», «Разложи угощение», «Спрячь зайчика от волка». | Конспект №17 | |
ФЕВРАЛЬ | 06.02.2019 | «Сравнение предметов по величине» | Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой-маленький). | Картина с изображением кошки и котенка (из геометрических фигур);коробки: большая и маленькая; набор геометрических фигур, "Чудесный мешочек | Конспект №18 |
13.02.2019 | «Волшебная коробка». | Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), независимо от их размера и цвета, сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.. | Волшебная коробка, обруч, «косички», маленькие разноцветные ведерки, большое белое ведро, большие круг и квадрат, маленький звоночек, воздушные шары красного, зеленого, синего и желтого цвета, бубен. | Конспект №19 | |
20.02.2019 | «В гости к Красной шапочке» | Закрепить представление детей о значении таких качеств, как «длинный», «короткий», «широкий», «узкий». Формировать у детей пространственные представления (высоко - низко, далеко - близко). | 4 дощечки, картонное озеро, дид. игра «Посади бабочку на свой цветок», 8 наборов предметов: камешки, вата, пластилин. Дидактическая игра «Лоскутное одеяло», кукла Красная Шапочка. Костюм для бабушки (сарафан, платок, очки), дерево. | Конспект №20 | |
27.02.2019 | «Клубочки для Котенка» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. | Игрушка котенка; клубочки двух цветов красный и желтый; коробочки двух цветов; магнитофон; музыка; листочки; карандаши двух цветов. | Конспект №21 | |
МАРТ | 06.03.2019 | «Оранжевое настроение» | Формирование представлений детей об оранжевом цвете посредством экспериментирования | Пальчиковые краски, спонжи, влажные салфетки, письмо, ложечки и тарелочки на каждого ребенка, рисунок бабочки формата А2, лимон, апельсины, красный цилиндр. | Конспект №22 |
13.03.2019 | «Узнай на вкус» | Закреплять умения отличать на вкус. | Фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан) ; для определения предметов на ощупь пособия «чудесный мешочек»; парные картинки «Фрукты» | Конспект №23 | |
20.03.2019 | «Что как плавает» | Закреплять знания свойства предмета: тяжёлые предметы тонут, лёгкие- не тонут. | Грибочки, корзины, воздушные шары, ленты, геометрические фигуры, зонтики, таз, камни, прищепки. | Конспект №24 | |
27.03.2019 | НОД «Теремок» | Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. | Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины. | Конспект №25 | |
АПРЕЛЬ | 03.04.2019 | «Забор для зайчика» | Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда. | Прямоугольники синего цвета, игрушки «заяц, лиса и волк». | Конспект №26 |
10.04.2019 | «Волшебный лес» | Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» | Деревья и кустарники разные по-высоте, толщине. | Конспект №27 | |
17.04.2019 | «Подарки» | Формирование умения сравнивать предметы и составлять группы из предметов. | 2 медведя (большой и маленький, 2 машины (большая и маленькая, 2 ленточные дорожки (короткая и длинная, 2 корзинки с кружочками (большими и маленькими) по 1 шт. на каждого, мешок для игрушек, игрушки: 4 матрешки, 3 машинки, 4 кубика, 1 колечко, 1 кукла. | Конспект №28 | |
24.04.2019 | «Краски весны» | Закрепить названия основных цветов; закрепить названия геометрических фигур;развитие мелкой моторики. | Лист белой бумаги с черными кляксами; солнышко; трава (листы бумаги зеленого цвета прямоугольной формы); цветы (ромашка, колокольчик, мак); маленькие кружки (основных цветов) и обручи соответствующих цветов. | Конспект №29 | |
08.05.2019 | «Поможем солнышку» | Развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры | Игрушка солнышко Музыкальная композиция «Маленькие ножки» Массажные мячики – «ёжики», Шарики из пластилина основных цветов, нарисованные бусы с цветным контуром, нарисованный белый заяц на листе бумаги, серые пальчиковые краски, слфетки на каждого ребенка, цветные дорожки из ткани, бочонок. | Конспект №30 | |
15.05.2019 | «Знакомство со свойствами бумаги» | Познакомить детей с качествами разных видов бумаги (тонкая, толстая, прочная),рвется, размокает. | небольшие кусочки разных видов бумаги: картон, салфетки, обычная и цветная бумага; предметы, изготовленные из бумаги: книги, картинки, газета; емкость с водой | Конспект №31 | |
22.05.2019 | «Бусы из макарон для мамы» | Развитие мелкой моторики; Повторение и закрепление ранее пройденного материала о различных цветах | Прокрашенные макароны «перья», нить для насаживания «бусин» макарон. | Конспект №32 | |
29.05.2019 | «Составные картинки» | Учить действиям перцептивного моделирования (зрительному анализу и синтезу формы предмета, состоящего из нескольких частей). | Флаобразцы рисунков, составленных из геометрических фигур: елочка, домик, машина. Раздаточный: разноцветные круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины и пропорций, картон. | Конспект №33 |
Заключение
Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Наша задача состояла не только в том, чтобы познакомить детей с эталонами сенсорного развития
Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т.д , но и всему, что связано с ними.
Приложение 1
Разработка системы сенсорного развития детей.
Для решения задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Мною были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
- успешно осваивать сенсорные эталоны;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Средства для решения задач:
- Научно-методическая литература
- Изучение передового опыта
- Диагностика
- Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
- Фронтальные и подгрупповые занятия
- Создание развивающей среды
- Работа с родителями
По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: , консультации, информационные листы.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
- создание сенсорного уголка в группе;
- игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- развлечения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет
Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...
Рабочая программа танцевального кружка «Задоринки» для детей 5-7 лет на 2014-2015 учебный год
Рабочая программатанцевального кружка «Задоринки»для детей 5-7 летна 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа фольклорного кружка по развитию певческих навыков «Ладушки»
Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые, детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических а...
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет"...
Рабочая программа "Матетатическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет" 2020 г.
Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 6-7 лет"...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...