ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

                 ПРОГРАММА

              работы кружка по

развитию творчества и воображения

у детей младшего и среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_moya.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

                 ПРОГРАММА

«Мастерская Капитошки»

Развитие творчества и воображения

у детей младшего и среднего возраста

                                                                                                      Авторы:

Кулишина Оксана Федоровна

Пояснительная записка

Чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту родной природы у ребенка закладывается в раннем возрасте. Ребенок может быть не просто пассивным наблюдателем, но и творцом, участвующим в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Природный материал-кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на мир глазами создателя, а не потребителя, и принесут много радости и творческого удовлетворения.

Аппликация наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, созидать и оценивать по законам красоты. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших     геометрических     форм,     получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Цели и задачи обучения

  • Воспитывать у детей стремление к творчеству.
  • Научить строить гармоничные отношения с природой.
  • Сформировать эстетические чувства и художественный вкус, эстетическую оценку и свое суждение по отношению к окружающему миру.
  • Развитие разных способностей художественных и интеллектуальных, развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук.
  • Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный материал, бросовый материал.
  • Формировать умение выстраивать последовательность создания поделки, умение видеть и воспроизводить образ.

Методы и формы

Групповые занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы, экскурсии на природу.


Учебный план дополнительной программы первый год обучения

  1. Знакомство с техникой работы с соленым тестом -2 ч.
  2. Знакомство с техникой работы с разноцветным соленым тестом - 5ч.
  3. Знакомство с техникой работы со скалкой -1ч.
  4. Работа с тестом (вырезывание теста формами для печения) - 2ч.
  5. Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
  6. Знакомство с природным материалом - 4ч.
  7. Диагностика- 2ч.
    Итого - 20 ч.

Учебный план дополнительной программы второй год обучения

  1. Знакомство со свойствами колючего коврика - 2ч.
  2. Знакомство с техникой работы со стекой - 4ч.
  3. Использование в лепке дополнительных деталей - 4ч.
  4. Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
  5. Знакомство с природным материалом - 4ч.
  6. Диагностика - 2ч.
    Итого - 20ч.

Тематический план занятий 1-го года обучения 2-ая мл. группа

Название занятий

Программные задачи

«Зайка серенький». (Мозаичная аппликация) .

Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними.

« Кленовый лист». (Мозаичная аппликация) .

 Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

«Морковка». (Аппликация из ниток) .

Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

«Листопад». (Аппликация из сухих листьев)

Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада.

.«Дерево». (Обрывная аппликация) .

Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. (Коллективная работа) .

.«Барашек». (Аппликация из салфеток) .

Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (шерстку) ; развивать воображение. (Коллективная работа)

.«В саду много ягод и цветов». (Аппликация из салфеток) .

Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки - ягоды, цветы. (Коллективная работа) .

.«Лесные зверушки». (Поделка из природного материала) .

Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова –желудь. Для соединения деталей использовать пластилин.

.«Осенний сад». (Аппликация из пуговиц) .

: Учить составлять композицию из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу.

.«Зайчик». (Аппликация из ваты) .

Учить на бархатной бумаге изображать по силуэт зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

«Дракончик». (Аппликация из пластилина и камушков)

Учить равномерно, распределять камушки по форме, намазанной пластилином, развивать аккуратность и точность.

.«Снегирь». (Аппликация из крупы) .

Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность.

.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон) .

Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

.«Цветы на 8 марта».(Аппликация из гофрированной  бумаги) .

Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

Пасхальные яйца. (Поделка из цельного яйца) .

Украшать форму по желанию ребёнка, используя при украшении бисер, цветную бумаги или гуашь.

Диагностика

Выявление полученных умений и навыков у детей.

К концу первого года обучения ребенок должен уметь:

  • приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними;
  • изготавливать зверушек из природного материала, для соединения деталей использовать пластилин;
  • равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность;
  • использовать в аппликации природный и бросовый материал;
  • создавать композиции с помощью воспитателя.

Тематический план занятий второго года обучения

средняя группа

Название занятий

Программные задачи

«Воспоминания о лете». Аппликация из макарон

Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая  сюжет по желанию. Аккуратно приклеивать на картон.

«Осенние цветы». Бумага ручной работы + цветы.

Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами

«Летняя полянка». Бумага ручной работы + аппликация из ниток

Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами

«Козлик на лужайке». (Мозаичная аппликация) .

Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок не заполнится квадратиками.

.«Экзотические рыбки».(Аппликация из семян тыквы) .

Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

.« Ёжик». (Поделка из природного материала).

Учить детей изготавливать ёжика из  семян подсолнечника, приклеивая детали на пластилин, проявлять фантазию.

«Осень к нам пришла». ». (Мозаичная аппликация) .

Продолжать учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними.

«Снегирь на ветке».  Аппликация из крученных салфеток и манки.

 Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания, глазомер.

«Снеговик». Аппликация из крашеной манки.

 Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность.

«Ель в снегу». Аппликация из крашеной крупы.

Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность.

«Черепашка». Аппликация из яичной скорлупы.

Продолжать использовать в работе бросовый материал - яичную скорлупу. Учить аккуратно намазывать клеем готовый контур черепашки на листе бумаги, насыпать яичную скорлупу на клей. Развивать мелкую моторику рук.

«Весёлые снеговики».

 (Аппликация из солёного теста) .

Учить лепить оригинальных снеговиков . Затем заготовку раскрашиваем яркими акриловыми красками или гуашью. После сушим на воздухе.

«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).

Продолжать учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая  сюжет по желанию на заданную тему. Аккуратно приклеивать на картон.

«Львенок». Аппликация из крашеной крупы.

Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность.

«Сердце».  Аппликация из гофрированной бумаги.

 Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет в форме сердца). Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

«Валентинки».(Аппликация из резаных ниток) .

 Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.

«9 Мая». ».(Аппликация  в технике квилинг + манка) .

Учить детей скручивать полоски бумаги. Продолжать  учить детей оформлять открытку на заданную тему.

.«Красивое платье». (Аппликация из ткани) .

Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

Диагностика

Выявление полученных умений и навыков у детей.

К концу второго года обучения ребенок должен уметь:

  • использовать в аппликации природный и бросовый материал;
  • создавать композиции по замыслу.
  • распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем;
  • оформлять открытку макаронными изделиями, создавая  сюжет по желанию на заданную тему. Аккуратно приклеивать на картон.

Цели и задачи работы кружка «Мастерская Капитошки»

  • Развивать у детей  творческое воображение,  образное  мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
  • Продолжать   знакомить   детей   с   природным   и   бросовым материалом;  
  • Создавать  декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.
  • Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для  выпечки).
  • Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
  • Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,
    трудолюбие и терпение.
  • Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы,  оказывать друг другу  помощь,  анализировать  свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.

План обучения

Работа с тестом - 22 часа

Работа с бумагой, бросовым и природным материалом - 14 часов


Тематический план обучения детей старшего и подготовительного к школе возрастов

        

Тема

Материал

Программные задачи

СЕНТЯБРЬ

1.«Диагностика»

Соленое тесто, скалка, стека, различные формы для вырезания из теста

Вспомнить навыки работы с соленым тестом, создание различных фигурок.

2.«Ежик»

Объемная фигурка

Коричневое соленое тесто, ножницы, камешки для глаз, колючий зеленый коврик для каждого ребенка.

Продолжать учить создавать объемную фигурку из соленого теста, делать колючки при помощи ножниц, украшать.

3.4. «Грибы»

Соленое тесто, скалка, стека, цветная гуашь

Продолжать работу с соленым тестом, учить расписывать готовые изделия, развивать фантазию, терпение.

ОКТЯБРЬ

  1. Корзинки для овощей и фруктов (объемные)

Соленое тесто, скалка, стека

Учить детей переплетать полоски из соленого теста, придавая им вид корзинок.

  1. «Овощи, фрукты».

(объемные)

Соленое тесто, скалка

Продолжать учить создавать объемные фигурки, развивать фантазию и воображение.

4.«Корзинка с овощами и корзинка с фруктами»

Цветная гуашь по набору на каждого ребенка.

Продолжать учить расписывать готовые работы, используя нужную цветовую гамму, закреплять знания детей об овощах и фруктах.

НОЯБРЬ

1.«Мухомор»

Объемная фигурка

Соленое тесто двух цветов (красное и белое, белые бусины, колючий коврик зеленого цвета

Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста 2 цветов, использовать в работе бросовый материал.

  1. «Львы»

Соленое желтое тесто, стека, черные камешки для глаз, расческа для гривы.

Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста, использовать расческу для гривы, бросовый материал. Развивать фантазию, творчество.

4. «Львы в

Цветной картон, цв. бумага,

Учить детей создавать общую композицию, развивать

джунглях».

клей, фигурки львов.

замысел, умение работать вместе.

ДЕКАБРЬ

1. «Кулон»

Две полоски соленого белого

Учить переплетать полоски теста косичкой складывать

теста. Мелкий и крупный

 их сердечком, развивать фантазию и воображение при

бисер.

украшении мелкими деталями после выпечки

.

2. «Кулон».

Соленое тесто красного цвета, форма для вырезывания

Продолжать использовать в работе соленое цветное

сердечко, несколько комочков теста другого цвета для украшения

тесто, развивать мелкую моторику рук

.

3. «Смешные рожицы»

Белое и цветное соленое тесто, скалка, стека.

Продолжать работу с соленым  тестом, используя

скалку и стеку для создания плоскостной фигурки

по замыслу ребенка

4. «Цепочка из

Скрепки, ножницы, старые  

Учить детей вырезать маленькие прямоугольники из целой

скрепок».

открытки по чертежу, складывать вырезанные

прямоугольники в распрямленные скрепки, соединять их в одну

цепочку. Развивать мелкую моторику рук.

ЯНВАРЬ.

1. «Рамка для фотографии».

Соленое белое тесто, фотография ребенка ножницы, клей.

Продолжать работу с соленым тестом, раскатывать его колбаской вырезать ножницами круг по контуру фотографии

соединять детали. Воспитывать желание сделать работу аккуратно, доводить

до конца начатое

2. «Черепашки»

Ватные диски, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры

Продолжать использовать в работе бросовый материал, ножницы и цветную бумагу. Учить отрезать от

ватного диска небольшие кусочки и выкладывать

из них различные фигуры, дорисовывать мелкие детали.

Развивать фантазию и мелкую моторику рук.

ФЕВРАЛЬ

Шишка, пластилин, веточки, сухие листья, половинка высушенной апельсиновой корки.

Работа с природным материалом. Учить соединять детали в одно целое, создавая задуманный образ, скреплять детали при помощи пластилина,

развивать творчество и фантазию.

1. «Лесовичок»

Восковой пластилин ярких цветов, мелкие ракушки (10-12 ) на каждого ребенка.

Продолжать учить технике работы с пластилином, создавать «пластину» , учить выкладывать узор, используя ракушки. Развивать художественный вкус.

2. «Медальон из ракушек»

Пластилин зеленого цвета, очищенные спички.

Продолжать работу с пластилином. Воспитывать терпение желание довести работу до конца при . отделке кактуса

3. «Кактус»

Засушенные листья спиреи, манная крупа, клей, лист цветной бумаги и фломастер на каждого ребенка.

Продолжать работу с природным материалом. Развивать фантазию при выкладывании узора из сухих листьев,

аккуратно насыпать манную крупу на клей.

4. «Узор из листьев и манной крупы»

Стаканчик из под «ленора», гофрированная бумага для розочки ярких цветов, отделочная ленточка, керамзит, сухие веточки.

Учить делать розу из гофрированной бумаги, оттягивать края лепестков. Развивать фантазию при составлении композиции.

МАРТ

1. «Подарок маме»

Соленое белое тесто, цветная гуашь, ножницы, расческа, стека, цветной картон, клей, цветная бумага.

Продолжать использовать в работе соленое тесто, скалку, стеку. Для создания различных форм лепестков ножницы и расческу, расписывать готовые изделия, создавать композицию.

2. 3. 4. «Цветы: василек, ромашка, нарцисс»

Соленое белое тесто, скалка, формочка для вырезывания в виде бабочки. Цветная гуашь.

Продолжать работу с соленым тестом, применять скалку.

АПРЕЛЬ

1. «Бабочки»

Развивать фантазию, аккуратность и терпение при росписи бабочек.

2. «Бабочки»

Предварительно раскрашенные бабочки, цветной картон, клей

Продолжать учить создавать общую композицию, развивать замысел, умение работать вместе.

3«Бабочки» (коллективная)

Разноцветная цветная бумага

Учить складывать бумагу гармошкой, учить выкладывать бабочку из разрывной бумаги контрастных цветов, наклеивать мелкими кусочками. Развивать мелкую моторику рук.

4.«Бабочки»

Белое соленое тесто, скалка, формы для вырезывания из теста в виде домиков, елочек, медведей

Продолжить работу с формами для вырезывания

МАЙ

1.«Родной край»

Цветная гуашь

Роспись готовых изделий. Помочь детям правильно подобрать палитру

  1. «Родной край»

Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, готовые раскрашенные изделия

Продолжать учить общую композицию, развивать замысел, помочь детям при изготовлении деревьев, продолжать учить вытягивать бумагу ножницами.

  1. «Родной край»

Оценка результата работы детей с соленым  и цветным тестом, с разными видами бумаги, с природным и бросовым материалом за год

  1. «Диагностика»


Цели и задачи работы кружка

  • Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
  • Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом; создавать декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.
  • Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).
  • Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
  • Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе, трудолюбие и  терпение.
  • Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.

План обучения

Работа с тестом – 22 часа

Работа с бумагой, бросовым и природным материалом – 14 часов



Учебно-тематический план 1-го обучения

Месяц

Тема

Материал

Программные задачи

Сентябрь

1. Диагностика.

2. Знакомство с соленым тестом, скалкой, формами для вырезывания.

3. Три медведя.

4. Три медведя.

Пластилин, дощечка для каждого ребенка.

Соленое тесто, формы для выпечки, стека, дощечка для каждого ребенка.

Соленое тесто, формы для выпечки «домик», «дерево», «медведь, стека, гуашь 3-х цветов: коричневая, бежевая, зеленая. Цветная бумага, ножницы, клей.

Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями.

Октябрь

1. Пирожки.

2. Гусеница на листе.

3. Гусеница на листе.

4. Смешные рожицы.

Соленое тесто, скалка, дощечки.

Соленое тесто, камешки для глаз, гуашь для росписи зеленого и желтого цветов.

Соленое тесто, скалка, дощечка, гуашь разных цветов по выбору детей.

Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом.

Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож.

Ноябрь

1. Ягоды на листьях.

2. Ягоды на листьях.

3.  Рыбки.

4. . Рыбки.

Соленое тесто, стека формочка, гуашь зеленого и красного цвета для росписи изделий.

Соленое тесто, формочки, гуашь и красного цветов.

Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу.

Декабрь

1.  Аквариум.

2.  Елочное украшение «Колокольчик»

3.  Сердечко.

4.  Снеговик.

Цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал, камешки.

Соленое тесто, формочки, скалка, золотая нить, обрезки оберточной бумаги, гуашь красного, синего и белого цветов, клей.

Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Январь

1. Медвежонок

 2. Цыплята

Картон, силуэт медведя, клей, высушенная чайная заварка.

Картон, силуэт цыпленка, клей, пшено, фломастеры, ножницы.

Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями

Февраль

1. Пластина (оттиск)

2. Пластина (рельеф)

3. Ежи

4. Приведение

Соленое тесто, скалка, веточки дерева, листья, бросовый материал

Соленое тесто, скалка, стека, колпачки от фломастеров, разноцветные камешки.

Соленое тесто, семечки, ножницы.

Соленое тесто, скалка, гуашь разных цветов

Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом.

Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу

Март

1. Подарок для мамы

2. Цветы в вазе

3. Цветы в вазе

4. Узор на картоне

Зеркало  круглой формы, клей ПВА, разноцветный бисер

Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу.

Апрель

1. Лилии

2. Лилии

3. 4. Васильки

Силуэты цветов, цветная бумага, клей, белая кокосовая стружка, фломастеры, акварель, фломастеры.

Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Май

1. Гвоздики

2. Гвоздики

3. Диагностика

Соленое тесто, формы для вырезывания, скалка, стека




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе

Программа кружка включает в себя перспективный  план  занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....

Программа работы кружка "Устное народное творчество" для детей средней группы

Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие ...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СЛОГОВИЧОК»

Рабочая программа кружка «Слоговичок» для детей 5 - 6 лет ,(первый год обучения)...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"

Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»

Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего  возраста «Умелые ручки»...

Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год

Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...