ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
ПРОГРАММА
работы кружка по
развитию творчества и воображения
у детей младшего и среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_moya.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Мастерская Капитошки»
Развитие творчества и воображения
у детей младшего и среднего возраста
Авторы:
Кулишина Оксана Федоровна
Пояснительная записка
Чувство прекрасного, умение видеть и чувствовать красоту родной природы у ребенка закладывается в раннем возрасте. Ребенок может быть не просто пассивным наблюдателем, но и творцом, участвующим в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Природный материал-кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на мир глазами создателя, а не потребителя, и принесут много радости и творческого удовлетворения.
Аппликация наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, созидать и оценивать по законам красоты. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости изменяет. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Цели и задачи обучения
- Воспитывать у детей стремление к творчеству.
- Научить строить гармоничные отношения с природой.
- Сформировать эстетические чувства и художественный вкус, эстетическую оценку и свое суждение по отношению к окружающему миру.
- Развитие разных способностей художественных и интеллектуальных, развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук.
- Знакомство с разным видом материалов- соленое тесто, природный материал, бросовый материал.
- Формировать умение выстраивать последовательность создания поделки, умение видеть и воспроизводить образ.
Методы и формы
Групповые занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы, экскурсии на природу.
Учебный план дополнительной программы первый год обучения
- Знакомство с техникой работы с соленым тестом -2 ч.
- Знакомство с техникой работы с разноцветным соленым тестом - 5ч.
- Знакомство с техникой работы со скалкой -1ч.
- Работа с тестом (вырезывание теста формами для печения) - 2ч.
- Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
- Знакомство с природным материалом - 4ч.
- Диагностика- 2ч.
Итого - 20 ч.
Учебный план дополнительной программы второй год обучения
- Знакомство со свойствами колючего коврика - 2ч.
- Знакомство с техникой работы со стекой - 4ч.
- Использование в лепке дополнительных деталей - 4ч.
- Знакомство с бросовым материалом - 4ч.
- Знакомство с природным материалом - 4ч.
- Диагностика - 2ч.
Итого - 20ч.
Тематический план занятий 1-го года обучения 2-ая мл. группа
Название занятий | Программные задачи |
«Зайка серенький». (Мозаичная аппликация) . | Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними. |
« Кленовый лист». (Мозаичная аппликация) . | Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками. |
«Морковка». (Аппликация из ниток) . | Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи. |
«Листопад». (Аппликация из сухих листьев) | Учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавая изображение листопада. |
.«Дерево». (Обрывная аппликация) . | Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья. (Коллективная работа) . |
.«Барашек». (Аппликация из салфеток) . | Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (шерстку) ; развивать воображение. (Коллективная работа) |
.«В саду много ягод и цветов». (Аппликация из салфеток) . | Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки - ягоды, цветы. (Коллективная работа) . |
.«Лесные зверушки». (Поделка из природного материала) . | Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова –желудь. Для соединения деталей использовать пластилин. |
.«Осенний сад». (Аппликация из пуговиц) . | : Учить составлять композицию из листьев. Аккуратно намазывать клеем, приклеивать на основу. |
.«Зайчик». (Аппликация из ваты) . | Учить на бархатной бумаге изображать по силуэт зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. |
«Дракончик». (Аппликация из пластилина и камушков) | Учить равномерно, распределять камушки по форме, намазанной пластилином, развивать аккуратность и точность. |
.«Снегирь». (Аппликация из крупы) . | Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность. |
.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон) . | Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон. |
.«Цветы на 8 марта».(Аппликация из гофрированной бумаги) . | Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. |
Пасхальные яйца. (Поделка из цельного яйца) . | Украшать форму по желанию ребёнка, используя при украшении бисер, цветную бумаги или гуашь. |
Диагностика | Выявление полученных умений и навыков у детей. |
К концу первого года обучения ребенок должен уметь:
- приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними;
- изготавливать зверушек из природного материала, для соединения деталей использовать пластилин;
- равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность;
- использовать в аппликации природный и бросовый материал;
- создавать композиции с помощью воспитателя.
Тематический план занятий второго года обучения
средняя группа
Название занятий | Программные задачи |
«Воспоминания о лете». Аппликация из макарон | Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая сюжет по желанию. Аккуратно приклеивать на картон. |
«Осенние цветы». Бумага ручной работы + цветы. | Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами |
«Летняя полянка». Бумага ручной работы + аппликация из ниток | Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами |
«Козлик на лужайке». (Мозаичная аппликация) . | Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок не заполнится квадратиками. |
.«Экзотические рыбки».(Аппликация из семян тыквы) . | Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке. |
.« Ёжик». (Поделка из природного материала). | Учить детей изготавливать ёжика из семян подсолнечника, приклеивая детали на пластилин, проявлять фантазию. |
«Осень к нам пришла». ». (Мозаичная аппликация) . | Продолжать учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги , соблюдая расстояние между ними. |
«Снегирь на ветке». Аппликация из крученных салфеток и манки. | Учить детей скручивать бумагу в жгутики по спирали; закреплять навыки приклеивания, глазомер. |
«Снеговик». Аппликация из крашеной манки. | Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность. |
«Ель в снегу». Аппликация из крашеной крупы. | Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность. |
«Черепашка». Аппликация из яичной скорлупы. | Продолжать использовать в работе бросовый материал - яичную скорлупу. Учить аккуратно намазывать клеем готовый контур черепашки на листе бумаги, насыпать яичную скорлупу на клей. Развивать мелкую моторику рук. |
«Весёлые снеговики». (Аппликация из солёного теста) . | Учить лепить оригинальных снеговиков . Затем заготовку раскрашиваем яркими акриловыми красками или гуашью. После сушим на воздухе. |
«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон). | Продолжать учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая сюжет по желанию на заданную тему. Аккуратно приклеивать на картон. |
«Львенок». Аппликация из крашеной крупы. | Продолжать учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем, развивать аккуратность и точность. |
«Сердце». Аппликация из гофрированной бумаги. | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет в форме сердца). Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок. |
«Валентинки».(Аппликация из резаных ниток) . | Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками. |
«9 Мая». ».(Аппликация в технике квилинг + манка) . | Учить детей скручивать полоски бумаги. Продолжать учить детей оформлять открытку на заданную тему. |
.«Красивое платье». (Аппликация из ткани) . | Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. |
Диагностика | Выявление полученных умений и навыков у детей. |
К концу второго года обучения ребенок должен уметь:
- использовать в аппликации природный и бросовый материал;
- создавать композиции по замыслу.
- распределять различные виды крупы по форме, намазанной клеем;
- оформлять открытку макаронными изделиями, создавая сюжет по желанию на заданную тему. Аккуратно приклеивать на картон.
Цели и задачи работы кружка «Мастерская Капитошки»
- Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
- Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом;
- Создавать декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.
- Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).
- Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
- Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе,
трудолюбие и терпение. - Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.
План обучения
Работа с тестом - 22 часа
Работа с бумагой, бросовым и природным материалом - 14 часов
Тематический план обучения детей старшего и подготовительного к школе возрастов
Тема | Материал | Программные задачи |
СЕНТЯБРЬ 1.«Диагностика» | Соленое тесто, скалка, стека, различные формы для вырезания из теста | Вспомнить навыки работы с соленым тестом, создание различных фигурок. |
2.«Ежик» Объемная фигурка | Коричневое соленое тесто, ножницы, камешки для глаз, колючий зеленый коврик для каждого ребенка. | Продолжать учить создавать объемную фигурку из соленого теста, делать колючки при помощи ножниц, украшать. |
3.4. «Грибы» | Соленое тесто, скалка, стека, цветная гуашь | Продолжать работу с соленым тестом, учить расписывать готовые изделия, развивать фантазию, терпение. |
ОКТЯБРЬ
| Соленое тесто, скалка, стека | Учить детей переплетать полоски из соленого теста, придавая им вид корзинок. |
(объемные) | Соленое тесто, скалка | Продолжать учить создавать объемные фигурки, развивать фантазию и воображение. |
4.«Корзинка с овощами и корзинка с фруктами» | Цветная гуашь по набору на каждого ребенка. | Продолжать учить расписывать готовые работы, используя нужную цветовую гамму, закреплять знания детей об овощах и фруктах. |
НОЯБРЬ 1.«Мухомор» Объемная фигурка | Соленое тесто двух цветов (красное и белое, белые бусины, колючий коврик зеленого цвета | Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста 2 цветов, использовать в работе бросовый материал. |
| Соленое желтое тесто, стека, черные камешки для глаз, расческа для гривы. | Продолжать учить лепить объемную фигурку из соленого теста, использовать расческу для гривы, бросовый материал. Развивать фантазию, творчество. |
4. «Львы в | Цветной картон, цв. бумага, | Учить детей создавать общую композицию, развивать |
джунглях». | клей, фигурки львов. | замысел, умение работать вместе. |
ДЕКАБРЬ | ||
1. «Кулон» | Две полоски соленого белого | Учить переплетать полоски теста косичкой складывать |
теста. Мелкий и крупный | их сердечком, развивать фантазию и воображение при | |
бисер. | украшении мелкими деталями после выпечки | |
. | ||
2. «Кулон». | Соленое тесто красного цвета, форма для вырезывания | Продолжать использовать в работе соленое цветное |
сердечко, несколько комочков теста другого цвета для украшения | тесто, развивать мелкую моторику рук | |
. | ||
3. «Смешные рожицы» | Белое и цветное соленое тесто, скалка, стека. | Продолжать работу с соленым тестом, используя |
скалку и стеку для создания плоскостной фигурки | ||
по замыслу ребенка | ||
4. «Цепочка из | Скрепки, ножницы, старые | Учить детей вырезать маленькие прямоугольники из целой |
скрепок». | открытки по чертежу, складывать вырезанные прямоугольники в распрямленные скрепки, соединять их в одну | |
цепочку. Развивать мелкую моторику рук. | ||
ЯНВАРЬ. | ||
1. «Рамка для фотографии». | Соленое белое тесто, фотография ребенка ножницы, клей. | Продолжать работу с соленым тестом, раскатывать его колбаской вырезать ножницами круг по контуру фотографии |
соединять детали. Воспитывать желание сделать работу аккуратно, доводить | ||
до конца начатое | ||
2. «Черепашки» | Ватные диски, ножницы, клей, цветная бумага, фломастеры | Продолжать использовать в работе бросовый материал, ножницы и цветную бумагу. Учить отрезать от |
ватного диска небольшие кусочки и выкладывать | ||
из них различные фигуры, дорисовывать мелкие детали. | ||
Развивать фантазию и мелкую моторику рук. | ||
ФЕВРАЛЬ | Шишка, пластилин, веточки, сухие листья, половинка высушенной апельсиновой корки. | Работа с природным материалом. Учить соединять детали в одно целое, создавая задуманный образ, скреплять детали при помощи пластилина, развивать творчество и фантазию. |
1. «Лесовичок» | Восковой пластилин ярких цветов, мелкие ракушки (10-12 ) на каждого ребенка. | Продолжать учить технике работы с пластилином, создавать «пластину» , учить выкладывать узор, используя ракушки. Развивать художественный вкус. |
2. «Медальон из ракушек» | Пластилин зеленого цвета, очищенные спички. | Продолжать работу с пластилином. Воспитывать терпение желание довести работу до конца при . отделке кактуса |
3. «Кактус» | Засушенные листья спиреи, манная крупа, клей, лист цветной бумаги и фломастер на каждого ребенка. | Продолжать работу с природным материалом. Развивать фантазию при выкладывании узора из сухих листьев, аккуратно насыпать манную крупу на клей. |
4. «Узор из листьев и манной крупы» | Стаканчик из под «ленора», гофрированная бумага для розочки ярких цветов, отделочная ленточка, керамзит, сухие веточки. | Учить делать розу из гофрированной бумаги, оттягивать края лепестков. Развивать фантазию при составлении композиции. |
МАРТ 1. «Подарок маме» | Соленое белое тесто, цветная гуашь, ножницы, расческа, стека, цветной картон, клей, цветная бумага. | Продолжать использовать в работе соленое тесто, скалку, стеку. Для создания различных форм лепестков ножницы и расческу, расписывать готовые изделия, создавать композицию. |
2. 3. 4. «Цветы: василек, ромашка, нарцисс» | Соленое белое тесто, скалка, формочка для вырезывания в виде бабочки. Цветная гуашь. | Продолжать работу с соленым тестом, применять скалку. |
АПРЕЛЬ 1. «Бабочки» | Развивать фантазию, аккуратность и терпение при росписи бабочек. | |
2. «Бабочки» | Предварительно раскрашенные бабочки, цветной картон, клей | Продолжать учить создавать общую композицию, развивать замысел, умение работать вместе. |
3«Бабочки» (коллективная) | Разноцветная цветная бумага | Учить складывать бумагу гармошкой, учить выкладывать бабочку из разрывной бумаги контрастных цветов, наклеивать мелкими кусочками. Развивать мелкую моторику рук. |
4.«Бабочки» | Белое соленое тесто, скалка, формы для вырезывания из теста в виде домиков, елочек, медведей | Продолжить работу с формами для вырезывания |
МАЙ 1.«Родной край» | Цветная гуашь | Роспись готовых изделий. Помочь детям правильно подобрать палитру |
| Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, готовые раскрашенные изделия | Продолжать учить общую композицию, развивать замысел, помочь детям при изготовлении деревьев, продолжать учить вытягивать бумагу ножницами. |
| Оценка результата работы детей с соленым и цветным тестом, с разными видами бумаги, с природным и бросовым материалом за год | |
|
Цели и задачи работы кружка
- Развивать у детей творческое воображение, образное мышление, фантазию, наблюдательность, трудолюбие, терпение, аккуратность, мелкую моторику пальцев.
- Продолжать знакомить детей с природным и бросовым материалом; создавать декоративные композиции из растительных форм и бросового материала.
- Продолжать учить работать детей с соленым тестом: цветным и белым (для выпечки).
- Учить расписывать тесто гуашью. При помощи стеки, ножниц, расчески создавать новые узоры.
- Воспитывать познавательный интерес, художественный вкус, аккуратность в работе, трудолюбие и терпение.
- Формировать у детей коллективные чувства, умение договариваться друг с другом во время общей работы, оказывать друг другу помощь, анализировать свою работу и работу товарищей, радоваться результатам труда.
План обучения
Работа с тестом – 22 часа
Работа с бумагой, бросовым и природным материалом – 14 часов
Учебно-тематический план 1-го обучения
Месяц | Тема | Материал | Программные задачи |
Сентябрь | 1. Диагностика. 2. Знакомство с соленым тестом, скалкой, формами для вырезывания. 3. Три медведя. 4. Три медведя. | Пластилин, дощечка для каждого ребенка. Соленое тесто, формы для выпечки, стека, дощечка для каждого ребенка. Соленое тесто, формы для выпечки «домик», «дерево», «медведь, стека, гуашь 3-х цветов: коричневая, бежевая, зеленая. Цветная бумага, ножницы, клей. | Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями. |
Октябрь | 1. Пирожки. 2. Гусеница на листе. 3. Гусеница на листе. 4. Смешные рожицы. | Соленое тесто, скалка, дощечки. Соленое тесто, камешки для глаз, гуашь для росписи зеленого и желтого цветов. Соленое тесто, скалка, дощечка, гуашь разных цветов по выбору детей. | Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом. Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу, нож. |
Ноябрь | 1. Ягоды на листьях. 2. Ягоды на листьях. 3. Рыбки. 4. . Рыбки. | Соленое тесто, стека формочка, гуашь зеленого и красного цвета для росписи изделий. Соленое тесто, формочки, гуашь и красного цветов. | Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу. |
Декабрь | 1. Аквариум. 2. Елочное украшение «Колокольчик» 3. Сердечко. 4. Снеговик. | Цветная бумага, ножницы, клей, бросовый материал, камешки. Соленое тесто, формочки, скалка, золотая нить, обрезки оберточной бумаги, гуашь красного, синего и белого цветов, клей. | Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе. |
Январь | 1. Медвежонок 2. Цыплята | Картон, силуэт медведя, клей, высушенная чайная заварка. Картон, силуэт цыпленка, клей, пшено, фломастеры, ножницы. | Познакомить детей с новым материалом: соленым тестом, цветным и белым, его свойствами и функциями |
Февраль | 1. Пластина (оттиск) 2. Пластина (рельеф) 3. Ежи 4. Приведение | Соленое тесто, скалка, веточки дерева, листья, бросовый материал Соленое тесто, скалка, стека, колпачки от фломастеров, разноцветные камешки. Соленое тесто, семечки, ножницы. Соленое тесто, скалка, гуашь разных цветов | Познакомить детей со скалкой, стекой, ножницами, формами для вырезания, с работой с бросовым материалом. Учить разминать раскатывать соленое тесто, вырезать нужные фигуры формочками, использовать стеку, расческу |
Март | 1. Подарок для мамы 2. Цветы в вазе 3. Цветы в вазе 4. Узор на картоне | Зеркало круглой формы, клей ПВА, разноцветный бисер | Развивать мелкую моторику рук, желание аккуратно выполнить работу. |
Апрель | 1. Лилии 2. Лилии 3. 4. Васильки | Силуэты цветов, цветная бумага, клей, белая кокосовая стружка, фломастеры, акварель, фломастеры. | Воспитывать усидчивость, эстетический вкус, бережное отношение к природе. |
Май | 1. Гвоздики 2. Гвоздики 3. Диагностика | Соленое тесто, формы для вырезывания, скалка, стека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе
Программа кружка включает в себя перспективный план занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....
Программа работы кружка "Устное народное творчество" для детей средней группы
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...
Опыт работе по теме «Развитие изобразительных способностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Одна из важных задач в области образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка....