МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «СЛОГОВИЧОК»
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Рабочая программа кружка «Слоговичок» для детей 5 - 6 лет ,(первый год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1216363.docx | 48.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Салгакчы» с.Солчур Овюрского кожууна
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ КРУЖКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«СЛОГОВИЧОК»
на 2017 – 2018учебный год
Составил:
воспитатель
Ооржак К-К.А.
2017г.
Рабочая программа кружка
«Слоговичок» для детей 5 - 6 лет
(первый год обучения)
Пояснительная записка
Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет.
Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия из программы включены в раздел «Дополнительное образование».
Количество занятий: 1 занятия в неделю.
1 раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.
Итогом могут служить открытые занятия, праздники, развлечения.
Длительность занятия 30 минут.
Актуальность:Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:
- развитию речи и подготовке к обучению грамоты
- введению в художественную литературу
- ознакомлению с окружающим миром
- введению в математику.
Цель программы: В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
- подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению из слогов слов, из слов –предложенийзнакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
- зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
- пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
- слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
- сенсомоторные координации,
- точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Задачи программы:обучение дошкольников элементам грамоты
- Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
- Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности дальнейшего обучения.
Формы работы: Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий, рабочих тетрадей.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
- Артикуляционная / речевая гимнастика
- Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
- Новый материал:
- звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
- буква, её образ и графическое написание
- составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
- составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
- Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
- Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
- Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат: Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты . Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
- умение ориентироваться в содержании этого общения,
- выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности
- о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
- о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
- о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
- наличие у него представления о модели и процессе моделирования
- способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
Основной материал изучения: звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы:
- Подготовительный:
- закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
- интонационное выделение заданного звука в слове
- графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
- деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
- Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
- знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
- понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
- определение места звука / буквы в слове
- обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
- Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
- алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
- понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
- гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
- чтение слогов с изученными звуками и буквами
- составление и чтение слов из знакомых букв
- работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
- Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
- гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
- графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
- Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:
- звуковой (фонетический) анализ слова
- понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
- переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
- Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
- закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
- переход к чтению несложных текстов
- Повторение и закрепление пройденного материала
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Принципы создания программы:
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- адаптированность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность материала;
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности;
5. Дифференциация;
- учет возрастных особенностей.
В основе работы используется главный психологический принцип обучения по системеД.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом.
Развивающая среда в группе:
Магнитная азбука; Дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы». Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работ
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц | (№) Занятия, тема | ||
Октябрь | (1.) Тема: Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец) место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | (2.) Тема: Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | |
(3.) Тема:Звуки буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов,место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. | (4.) Тема: Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. | ||
(5.) Тема: Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). | (6.)Тема: Чтение слогов АУ, УА, Закрепление пройденного матер. печатание слогов. | ||
(7.)Тема: Слово,сравнение слов по звучанию, протяжённостьслов (длинные и короткие). Игра “Назови вкусные слова” (фишки). Игра “Слова- друзья” (с мячом) “Звуковые часы” | (8.)Тема: Сравнение слов по звуковому составу, находить одинаковые и разные звуки в словах, умение подбирать слова с заданным звуком. Игра “Живые звуки” Сравнение слов “дом” и “дым” Игра “Назови слова” | ||
Ноябрь | (1.)Тема: Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, печатание буквы. | (2.) Тема: Звук и буква М: граф.изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. | |
(3.)Тема: Звук и буква Н. Чтение слогов. Написание и чтение слов | (4.) Тема: Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения | ||
(5.)Тема:Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов. | (6.)Тема – Буква Я: буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. | ||
(7.)Тема:Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове. | (8.)Тема: Знакомство с предложением «МАМА МЫЛА РАМУ», чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений. | ||
Декабрь | (1.) Тема: Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) | (2.)Тема: Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). | |
(3.) Тема - Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). | (4.)Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). | ||
(5.)Тема:Закрепление пройденного материалаЗвуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). | (6.) Тема:Звуки Г и Гь, К и Кь:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,), | ||
(7.) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов | (8.) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. | ||
Январь | (1.)Тема: Звуки Д и Дь, Т и Ть: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т | (2.)Тема: Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф:граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ. | |
(3.) Тема:Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). | (4.) Тема:Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) | ||
(5.) Тема: Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но). | (6.) Тема:Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш. | ||
Февраль | (1.) Тема: Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ. | (2.) Тема: Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц | |
(3.)Тема:Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я | (4.)Тема: Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь | ||
(5.)Тема: Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений | (6.)Тема:Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов с заданным звуком. | ||
(7.) | (8.) | ||
Март | (1.) Тема: Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й | (2.) Тема: Чтение слов, слогов, предложений. Игровые упражнения, разгадывание первых ребусов, загадывание загадок. | |
(3.)Тема:Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам. | (4.) Тема: Чтение стихотворения. | ||
(5.) Тема: Звуковой анализ слова; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове,проведение графические линии в пространстве рабочей строки: игра “Какой звук заблудился?”, игра “Цепочка слов” | (6.) Тема: Звуковой анализ слова; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове,проведение графические линии в пространстве рабочей строки: Звуковой анализ слова “мишка”. Игра “Живые звуки”,игра “Назови слова” ,подбор родственных слов к словам “большой” | ||
Апрель | Мониторинг. | Мониторинг. | |
(1.) Тема: Звуковой анализ слов и характеристика звуков, выделение ударного звука в слове.умение подбирать слова с заданным звуком. Звуковой анализ слова “мышка”.Сравнение слов “мишка” и “мышка” Игра “Какой звук заблудился?” Подбор родственных слов к словам “горный”, “холод” | (2.) Тема: Соотношение 3-х, 4-х и 5-ти звуковые слова с заданными схемами.Проведение графических линий Звуковой анализ слова “слива”. Игра “Живые слова”, игра «Подбери картинку» Подбор родственных слов к словам “высота”, “глаз” | ||
(3.) Тема: Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. | (4.) Тема: Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. | ||
(5.)Тема:Звуковой анализ слова “замок”. Игра “Назови слова” (со звуком “й”), подбор родственных слов к словам “лёд”, “возить” | (6.)Тема:Звуковой анализ слов Развивать умение выделять ударный звук в слове. Соотношение слова, состоящие из 3-х, 4-х, 5-ти звуков, с заданными схемами. Звуковой анализ слова “лейка”. Игра «Погрузим продукты в поезд» Подбор родственных слов к словам “белый”, “готовить”*** | ||
(7.)Тема: Звуковой анализ слова “речка”. Игра “Живые слова” Игра «Погрузим продукты в поезд» Работа в тетради | (8.)Тема:Закрепление: заучивание стихотворений, звуковой анализ слов | ||
Май | (1.) Тема: Закрепление: алфавит, чтение стихотворений | (2.) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих-й. | |
Повторение – закрепление. |
*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Критерии развития интереса и способностей к чтению
Ребёнок к концу года должен:
- проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
- ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
- понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
- записывать слова, предложения печатными буквами;
- разгадывать ребусы, кроссворды;
- читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
- ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
- рисовать предметы в тетради в линейку.
Литература:
- Гербова В.В.-Развитие речи в детском саду.Средняя группа.-М.:Мозаика-Синтез,
2014г
- Максаков А.И.-Развитие праильной речи ребенка в семье.-М.:Мозаика-Синтез,2011
- Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
- Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе
Программа кружка включает в себя перспективный план занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....
ПРОГРАММА работы кружка по развитию творчества и воображения у детей младшего и среднего возраста «Мастерская Капитошки»
ПРОГРАММА работы кружка поразвитию творчества и воображения ...
Программа работы кружка «Школа правильной речи» в старшей группе общеразвивающей направленности
В программе определены цели и задачи работы, а также выделены следующие направления работы:- развитие сенсо-моторных функций;- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;- развитие пс...
Модифицированная программа работы кружка «Слоговичок» в старшей группе
программа подготовки детей обучению грамоте...
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»
Программа работы кружка по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста «Умелые ручки»...
Программа работы кружка по развитию речи «Речецветик» для детей средней группы
Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе«Речецветик» для детей средней группы...
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год
Программа работы кружка по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста «Звуковичок» на 2022-2024 учебный год...