Доклад «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
методическая разработка по теме
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ohrana_i_ukreplenie_zdorovya_detey.doc | 38 КБ |
roditeli.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.
Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив работая по программе “Радуга”, поставил перед собой три основные задачи:
- сохранить здоровье детей;
- создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков (работа воспитателей, физкультурного работника, учителя-логопеда, педагога – психолога и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей).
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям.
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды МДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ.
Использование в режиме дня:
- отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
- различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
- комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
- физкультурных занятий всех типов;
- оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК;
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.
4. Конечные результаты:
- формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
- внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
- формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
- обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
- улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Предварительный просмотр:
Консультация «Как работать с родителями по профилактике ДТТТ»
Организуя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, большое внимание в детском саду уделяется работе с родителями. Используя разнообразные формы работы, всегда обращается внимание на моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Основные формы работы с родителями:
- анкетирование
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД
- консультационный материал “Дошкольник и дорога”
- фото-стенды, папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми
- оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок
- родительские собрания
- встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
- конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
- разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями
- привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр
- совместные с детьми экскурсии по городу.
На родительских собраниях и конференциях обсуждаются следующие вопросы:
1. Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов.
2. Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют.
3. Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Роль взрослых в обучении детей правилам поведения на улицах.
Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам:
- Какие книги читать детям.
- Как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице.
- Какие настольные игры купить ребенку.
Используя такие формы работы с родителями, повышается активность, как родителей, так и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...
Способы обеспечения безопасного пространства в спортивном зале детского сада
Способы обеспечения безопасного пространствав спортивном зале детского сада...
Доклад: "Структура здоровьесберегающего пространства ДОУ, развитие стремления сознательно совершенствовать движения"
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС....
Статья по теме "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)"
Статья "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада"....
Доклад на тему " СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ ПУТЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"
О правильной организация двигательной активности детей в повседневной жизни, выполнении двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня....
Информационное обеспечение образовательного пространства ДОО в условиях ФГОС ДО
В статье раскрыты условия информационного обеспечения образовательного пространства ДОО в условиях ФГОС ДО...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии в ДОО" на семинаре "Формы партнерства ДОО и семьи в рамках единого здоровьесберегающего пространства"
Представляю Вашему вниманию презентацию на тему «Здоровьесберегающие технологии в дошкольной организации».Использование здоровьесберегающих технологий имеет огромное значение в оздоровлени...