Информационное обеспечение образовательного пространства ДОО в условиях ФГОС ДО
статья на тему

Новоселова Светлана Викторовна

В статье раскрыты условия информационного обеспечения образовательного пространства ДОО в условиях ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoselova_statya.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное обеспечение образовательного пространства ДОО в условиях ФГОС ДО

    С.В. Новоселова, старший воспитатель

муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

 

Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования установлены требования к оснащению образовательного процесса дошкольной образовательной организации техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются информационно – коммуникационные  технологии, которые на современном уровне развития дошкольного образования активно используются во всех направлениях деятельности: в управлении, образовательном процессе, во взаимодействии с родителями воспитанников.

С сентября 2012 года  наше учреждение работает в режиме  инновационной деятельности по теме «Электронный детский сад как модель единого открытого информационно - образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения», целью которой является создание организационно – педагогических условий для организации единого открытого информационно - образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.

Одним из основных условий является повышение профессиональной компетентности педагогов в области информационно – коммуникационных  технологий, так как внедрение ИКТ в систему дошкольного образования возможно при повышении профессиональной информационной культуры самих педагогов.

Эффективным способом выполнения данного условия стала организация методической работы, направленной на повышение квалификации педагогов в рамках системы внутренних методических мероприятий: мастер - классы по обучению компьютерной грамоте, индивидуальные консультации – практикумы, которые проводят опытные в области ИКТ педагоги, методическое сопровождение педагогов при участии  в вебинарах, интернет – конкурсах, публикациях.

На сайте учреждения для педагогов создан  электронный методический кабинет, где размещаются оперативная информация (новости, объявления, планы работы), методическая копилка (авторские разработки методических мероприятий, рекомендации, советы опытных педагогов), положения конкурсов профессионального мастерства, нормативные документы.

Повышение квалификации педагогов осуществляется и вне учреждения: на базе КРИПК и ПРО и учебного центра ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова (центральная библиотека г.Гурьевска. Количество обученных педагогов увеличилось с начала инновационной деятельности - 5 (15%) до 28 (85%) сегодня.

Созданная и реализованная система повышения ИКТ – компетентности педагогов дала свои результаты:

  • повысился уровень информационной компетентности педагогов: владеют компьютером на уровне пользователя, используют интернет, создают презентации, буклеты, листовки, электронные пособия 33 педагога (100%), до начала - 15 (45%);
  • 30 педагогов (91%) имеют собственные сайты, на которых размещено электронное портфолио, до начала - 6 (18%);
  • 30 педагогов (91%) имеют публикации, размещают опыт работы на информационных интернет – ресурсах «Дошколенок», «Мааам.ру», Социальная сеть работников образования, сайте учреждения и т.д., до начала - 6 (18%);
  • демонстрируют высокие результаты участия в конкурсах различных уровней;
  • осуществляется презентация собственного педагогического опыта широкой аудитории,  опыт педагогов транслируется в педагогической периодической печати, электронных СМИ;
  • повысилась активность педагогов в методической и самообразовательной работе;
  • применяют ИКТ в образовательном процессе.

Интенсивное развитие ИКТ - технологий не могло не сказаться на организации взаимодействии детского сада и семьи. 96% наших родителей имеют компьютеры,  являются активными пользователями сети Интернет.

Сегодня наш педагогический коллектив не только используют разнообразные способы взаимодействия с родителями воспитанников, но и находятся в постоянном поиске новых, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверии.

Одним из эффективных способов является  использование ИКТ в психолого – педагогическом сопровождении родителей воспитанников.

Согласно ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы. Основным ресурсом является стабильно функционирующий официальный сайт детского сада в сети Интернет, содержащий информацию о деятельности учреждения, к которому родители стали обращаться даже чаще, чем к информационным стендам.

На сайте родители могут познакомиться:

  • с нормативной базой учреждения (Лицензия на право осуществления образовательной деятельности, Устав, локальные акты, учебный и годовой планы, отчеты квартальные и годовые в форме Муниципального задания и Публичного отчета, Порядок приема в детский сад);
  • с педагогическим коллективом детского сада;
  • с происходящими событиями в блоке новостей;
  • с консультационным материалом на вкладке «Все для родителей»;
  • просмотреть фотоальбом;
  • на сайте учреждения созданы следующие страницы: страница логопеда, страница музыкального руководителя, страница инструктора по физической культуре, страница воспитателя по изобразительной деятельности.

Свои преимущества имеет общение с родителями по электронной почте. В таком формате педагоги пересылают родителям рекомендации индивидуального характера на интересующие их вопросы.

Организовано информирование о деятельности дошкольного образовательного учреждения (в настоящее время для родителей и посетителей транслируется презентация о деятельности детского сада).

В период функционирования семейных групп осуществлялось дистанционное общение с ними посредством электронной почты и скайпа.

В этом году  стартовала новая форма сотрудничества, основанная на применении  ИКТ, это образовательный проект совместно с семьей «Семейный альбом», тема модуля этого месяца «Электронный мир».

Сегодня мы стали применять еще одну форму сотрудничества, которая является  эффективным дополнением к открытым и общедоступным информационным ресурсам – газету детского сада для любознательных родителей «Улыбка и К».

Газета - это ежемесячное издание, каждый выпуск которой посвящен определенной теме: «День матери», «Новый год», «Краеведение в детском саду», «Зимние забавы», «ИКТ в дошкольном образовании».

Первая страница содержит заголовочную часть во всю ширину полосы, которая включает постоянное название газеты, логотип и название учреждения, календарные сведения и номер выпуска. Кроме этого, на ней размещено содержание  газеты и «Театральная афиша», информирующая о репертуаре для детей на текущий месяц. Традиционно первая страница посвящается  тематике номера.

В рубрике «От первого лица» даются консультации, рекомендации, полезные советы, ответы на актуальные вопросы по проблемам дошкольного образования, в перспективе – интервью с интересными и творческими людьми, родителями воспитанников. 

В рубрике «На встречу со звездами» мы рассказываем о наших педагогах и сотрудниках детского сада. 

«Неболейка» освещает вопросы организации питания и режима дня, дает медицинские рекомендации и советы.

Рубрика «Пальчики оближешь» предлагает не просто рецепты детского питания, а еще и, в соответствии с тематикой номера.

«Почемучка» рассказывает об интересных событиях и любопытных фактах.

В материалах рубрики «Дошкольные вести» рассказывается о жизни детей в детском саду, о проводимых мероприятиях, публикуются благодарности родителям, активно участвующим в жизни детского сада.

 «Мастерилка» учит, как сделать открытки, поделки, игрушки своими руками дома с детьми.

«Игралочка» предлагает родителям игры с детьми дома, на кухне, на празднике, на прогулке.

В рубрике «Читалочка» размещаются стихи, загадки, рассказы для совместного чтения.

Рисунки, творческие работы детей представлены в рубрике «Мир глазами детей».

В «Поздравлялке» - информация об участии педагогов, родителей и детей в конкурсах различного уровня.

Значительный интерес у наших читателей представляют рубрики «Устами младенца», посвященной смешным высказываниям малышей, и «Стоп кадр», где запечатлены интересные моменты из жизни детей в детском саду. 

На последнем листе располагается редакция газеты и ее адрес. Изданием газеты занимается творческая группа, в состав которой входят старший воспитатель, педагог – психолог, учителя – логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и несколько воспитателей,  каждый из которых ведет свою рубрику.

Используем разные формы распространения газеты: размещение в группах, информационном стенде учреждения, на сайте детского сада, рассылку электронной почтой.

Конечно же, ежемесячный выпуск газеты – дело хлопотное и трудоемкое. Однако неподдельный интерес и желание родителей как можно скорее получить свежий номер газеты, удивление и восхищение детей, рассматривающих свои фотографии, здоровая конкуренция педагогов за право опубликовать свой материал, все это дает мощный стимул к творчеству, созиданию, продолжению начатого дела.

Заинтересованное отношение родителей и педагогов позволяет утверждать, что эта форма востребована, эффективна и результативна. 

А кроме этого, газета для любознательных родителей «Улыбка и К» является еще и современной PR - технологией по формированию благоприятного имиджа нашего детского сада.

Ну и, конечно же, инновационная деятельность была бы невозможна без информационно - методического и технического обеспечения.

За этот период создана локальная компьютерная сеть учреждения (через объединение компьютеров заведующего, методического кабинета, заместителя заведующего по АХЧ, делопроизводителя, музыкального зала).

Совершенствуется оснащение компьютерной, организационной и мультимедийной техникой (из внебюджетных источников приобретено  мультимедийное оборудование, 3 ноутбука, 2 лазерных принтера, сканер и  фотопринтер).

Ещё одним важным фактором результативности является создание медиацентра - информационного центра детского сада, включающего в себя библиотеку (методическая, энциклопедическая и детская литература), видеотеку (фонд видеозаписей, видеомагнитофоны, видеокамера, телевизоры), аудиотеку (фонд аудиозаписей, музыкальные центры и магнитофоны), компьютерный центр (фонд дисков, программ, компьютерная, мультимедийная и организационная техника, электронный каталог, Интернет). Средства информации расположены в методическом кабинете, группах, кабинетах специалистов, музыкальном зале. Педагоги,  работая в медиацентре, получают возможность использовать разнообразные средства информации для применения и в образовательном процессе.

Медиацентр постоянно пополняется электронными пособиями, видеозаписями детских праздников, развлечений, открытых занятий. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, а также трансляцию, обобщение, обмен опытом работы и т.д.

Опыт реализации инновационной деятельности был представлен:

  • на районном уровне /Презентация в рамках муниципальной научно – практической конференции «Педагог нового типа – основа модернизации образования», 2012г./;
  • на областном уровне /Презентация в рамках областного конкурса «Новая волна», 2012г., на областном проблемно – ориентированном семинаре «Использование педагогических технологий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ» (2013г.)/;
  • на Всероссийском уровне /Всероссийский  конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, 2012г./;
  • на международном уровне /Международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2012, 2013», международная выставка – ярмарка «Кузбасский образовательный форум – 2013»/.

Таким образом, результатом инновационной деятельности является создание единого открытого информационно - образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время у нас начинается последний обобщающий этап инновационной деятельности. Но даже после ее завершения мы будем развивать информационно - образовательное пространство нашего учреждения через:

  • активное внедрение информационно -  коммуникационных технологий в образовательный процесс;
  • совершенствование системы информирования (видеотрансляция информации и новостей,  видеоэкскурсия по детскому саду на сайте);
  • организацию дистанционного общения с часто болеющими воспитанниками, их родителями;
  • расширение  единого информационно - образовательного пространства за счет активизации социального партнерства с учреждениями образования, культуры, спорта, здравоохранения; (размещение ссылок на сайте, организация онлайн общения).

Информационно – коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью деятельности нашего педагогического коллектива. Их умелое использование даёт возможность качественно обновить образовательный процесс в детском саду и повысить его эффективность.

Не стоит опасаться предстоящих изменений, важно помнить, что ИКТ – технологии придуманы для людей, а не наоборот. В этом - залог их дружественности, полезности и безусловной эффективности. Чудеса творят не технологии, а педагоги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС

В данной презентации  даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт...

Организация игровой поддержки образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

в материале описана работа по созданию игрового пространства в современном детском саду с полной классификацией игр...

Улыбка и КО: информационное обеспечение образовательного пространства дошкольной образовательной организации

В проекте представлена новая современная  форма информационного обеспечения образовательного пространства дошкольной образовательной организации - газета для любознательных родителей Улыбка и КО,...

Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении –  это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...

СЕНТЯБРЬ 2024 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА  ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста....