Доклад: "Структура здоровьесберегающего пространства ДОУ, развитие стремления сознательно совершенствовать движения"
учебно-методический материал на тему
Организация здоровьесберегающего пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Центр развития – детский сад №3»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
ДОКЛАД
ТЕМА:
«Структура здоровьесберегающего пространства
ДОУ, развитие стремления сознательно
совершенствовать движения»
Составила руководитель по физвоспитанию
Первой квалификационной категории
Мокшина И.В.
С. Новая Усмань
2014 г.
В структуру здоровьесберегающего пространства ДОУ входят следующие компоненты:
1. Инфраструктура д/с: кабинеты психолога, логопеда, социального педагога; медкабинет; комната дорожного движения; спортивный, музыкальный и тренажёрный залы, бассейны: летний, зимний; летнюю спортплощадку с оборудованием для игр в баскетбол, футбол, волейбол и теннис; «зелёную зону» участка ДОУ; экологическую тропу и «тропу здоровья» и др.;
2.Здоровьесберегающая предметно-развивающая среда в группах: центры: здоровья, двигательной активности; экологического образования; речевого, умственного, интеллектуального и математического развития; творчества и изодеятельности; обучения правилам дорожного движения; музыкально-театральной деятельности и др.;
3. Оптимальная образовательно-методическая среда:
образовательные программы; средства дидактического обеспечения; банк образовательных методик и технологий; библиотека методической литературы; авторские модели здоровьесберегающей педагогической системы; банк интерактивных форм работы с педагогами по здоровьесбережению; картотека форм работы с родителями и др.;
4. Здоровьесберегающее пространство для родителей: информационные стенды; наглядно-информационный материал для родителей в группах; информационные уголки в раздевальных комнатах; кабинет логопеда, социального педагога, медкабинет; музыкальный и физкультурные залы для проведения праздников и консультативной работы.
На сегодняшний день не существует единого подхода к определению здоровьесберегающего пространства. Но выделяют два основных аспекта:
1.Педагогический аспект, включает в себя:
- проектирование здоровьесберегающего пространства в зависимости от состояния здоровья детей и при его участии;
- опора на всех участников педагогического процесса как равноправных партнёров;
- воспитатель – как консультант, помощник в развитии индивидуальности ребёнка;
- формирование активных позиций дошкольника, интерес его через осознание самого себя, своего потенциала. Лозунг – «Я вместе с вами» (отражение педагога) и «Сотвори себя сам» (индивидуальность, интересы ребёнка и его возможности). В этом и есть смысл организации в ДОУ процесса здоровьесбережения – формирование у ребёнка установки на сохранение своего здоровья.
2.Психологический аспект, включает в себя:
- необходимость создания системы диагностики и коррекции отклонений в развитии и здоровье детей при тесном взаимодействии специалистов;
- наличие у педагогов знаний по диагностике и коррекции, использование интегративного подхода к ним, чтобы «видеть» весь спектр проблем ребёнка (от медицинских, логопедических до социально-психологических);
Здесь необходимо определить основные требования при проектировании и организации здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Требования для руководителей ДОУ:
- соблюдение воздушно-теплового режима;
- обеспечение естественного и искусственного освещения;
- оснащение кабинетов всех специалистов и медперсонала;
- санитарное состояние ДОУ;
- соблюдение противоэпидемиологического режима;
- взаимосвязь воспитательно-образовательного процесса;
- регулярное проведение медико-педагогических совещаний с участием всех работников.
Требования для коллектива ДОУ:
- формирование мотиваций здоровья и ЗОЖ у детей и у родителей;
- обучение детей методам и способам сохранения здоровья;
- соблюдение требований к организации воспитательно-образовательного процесса через здоровьесберегающие программы и технологии, планы и графики занятий;
- создание в группах центров здоровья, двигательной активности и развития, и т.д.
- построение окружающей предметно-развивающей среды в соответствии с принципами здоровьесбережения;
- создание психологически комфортной атмосферы в ДОУ через предметную среду, организация общения со сверстниками и взрослыми;
- создание условий для реализации способностей, потребностей и интересов детей в процессе свободной деятельности (н-р: уголки детской деятельности, творчества, уединения).
Требования для медицинского персонала:
- диагностика и оценка физического здоровья детей;
- разработка приёмов сохранения и укрепления здоровья;
- медико-профилактическое обеспечение;
- осмотр специалистами, диспансеризация;
- медико-профилактические мероприятия (профилактические прививки, профилактические осмотры, закаливание, здоровое питание и выполнение санитарно-эпидемиологических нормативов;
- коррекционная и профилактическая работа.
Требования для психолога:
- диагностика и оценка психического развития и здоровья детей;
- систематическое отслеживание динамики психологического развития ребёнка в процессе дошкольного образования;
- создание социально-психологических условий для развития личности и успешного образования (разработка индивидуальных и групповых программ психического развития каждого ребёнка и определение условий его успешного развития).
Таким образом, в результате проектирования здоровьесберегающего пространства и реализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников формируется уклад жизни всего ДОУ, создаётся особая коммуникативно-деятельностная сфера, способствующая укреплению здоровья детей.
Для развития стремления сознательно совершенствовать свои движения необходимо руководителям и педагогам ДОУ оптимальнее организовывать здоровьесберегающее пространство.
Оформление групповых, спальных и раздевальных комнат.
Главная задача поддерживать активность детей днём и создавать спокойную обстановку во время сна. В игровой необходимо выделить личное пространство для каждого ребёнка, пусть даже маленькое (это может быть полка, шкафчик, ящик и т.п.) и позволить ему самому обустроить его. Необходимо наполнять детские комнаты звуками музыки, книгами, игрушками, зелёными растениями, создавать уголки движений – центры двигательной активности, которые учитывают возрастные особенности детей и их интересы (сюда относятся спортивные комплексы, пособия для коррекции и профилактики плоскостопия, мелкое физоборудование, пособия из бросового материала), которые размещаются в доступный для детей местах.
Основной компонент здоровья – покой и движение – должны правильно сочетаться в режиме ДОУ, поэтому важно создавать также уголки уединения (кресла, диваны, подушки, коврики, домашние фотографии и т.п.), открывать комнаты психологической разгрузки – для тренингов и релаксации и т.п. Необходимо работать слажено, в команде в совместно родители, педагоги и дети. Вести агитационно-просветительскую работу, привлекать всех сотрудников к проведению экскурсий, походов и др., создавать клубы для родителей разных групп н-р: «Молодая семья», «Спортивная семья», по интересам и т.п. Большая роль отводится организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей предметно-пространственной среде важной для максимальной самореализации детей в области здоровьесбережения в каждой возрастной группе ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка на тему:«Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»Информационная справка.Логопедическая практика показывает, что с каждым го...
Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти до...
Сенситивный период развития и совершенствования движений у детей средней группы. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы по развитию мелкой моторики.
С Т А Т Ь Я«СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОР...
«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»
Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...
Презентация:«Здоровьесберегающие технологии: развитие игровой деятельности
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстром...
проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...
Доклад «Структура индивидуального логопедического занятия»
Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о самом наболевшем и основном в нашей работе – индивидуальном занятии.Начнем с азов.Логопедическое занятие – это работа по развитию мелкой и артикул...