Доклад на тему " СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ ПУТЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
О правильной организация двигательной активности детей в повседневной жизни, выполнении двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sportivnym_ugolkam.zip | 10.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Д О К Л А Д
«СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ ПУТЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ»
Жизнь – это движение.
И.П. Павлов
Сегодня проблема психического и физического здоровья детей – одна из самых важных в контексте образовательной реформы.
По данным Министерства здравоохранения за последние десять лет в России резко ухудшилось состояние здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Раньше более распространенными детскими заболеваниями были ожирение, заболевания костно-мышечной системы, органов кроветворения и пищеварения, щитовидной железы.
С 2010 года при поступлении в школу резко возросло число детей с нарушением осанки (сколиозом) – в 5 раз; с нарушением остроты слуха – на 67%, остроты зрения – в 2 раза.
В ДОО первую и вторую группу здоровья имеют от 62 до 75% детей, в начальных классах – от 50 до 60 %, а в старших классах – лишь 28-40 %.
Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет (заболевания впервые поставленным диагнозом) за прошедшие 10 лет увеличилось в 1,4 раза, или на 42,55.
Как мы видим, статистика не вселяет оптимизма.
Образовательная и оздоровительная работа предусматривает организацию здоровьесберегающей среды в детском саду, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей. Сотрудников.
Цель здоровьесберегающих технологий мы видим в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни с использованием различных нетрадиционных форм работы, которые оказывают большую пользу здоровью детей.
Поэтому в нашей ДОО получила широкое применение здоровьесберегающая практика, в которую входят следующие мероприятия:
- закаливающие процедуры;
- точечный массаж;
- элементы психогимнастики;
- двигательные упражнения динамического и статического характера;
- релаксационные упражнения;
- игры подвижные и малой подвижности с речью;
- ритмическая гимнастика;
- пальчиковые упражнения;
- дыхательные;
- использование разнообразного спортивного оборудования;
- использование нетрадиционного оборудования;
Чтобы обеспечить двигательную активность детей в течение всего дня, необходимо оборудовать физкультурные уголки в группах. Они должны иметь правильное и удобное расположение, быть доступными для детей. Количество оборудования должно соответствовать количеству ребят в группе. Само оборудование должно соответствовать возрасту детей, быть гигиеничным, ярким, безопасным, разной фактуры, формы и цвета. Это способствует обогащению сенсомоторной сферы детей. Обязательно должна быть картотека подвижных игр со схемой передвижения и расположения детей. Желательно наличие нестандартного оборудования, масок-шапочек, медальонов. В старших группах необходимы настольные игры спортивной тематики, дидактические игры, альбомы по ознакомлению детей с видами спорта, подбор книг о спорте (стихи, пословицы, загадки).
Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.
Двигательный режим - одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим - это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура - 24 часа в сутки!»
Двигательный режим по ФГОС - это рациональное сочетание различных видов, форм и содержания двигательной активности ребенка. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) движения детей. Продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50-60% периода бодрствования, что равняется 6-7 часам в сутки. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Двигательная активность здесь должна составлять 65-75% времени пребывания на воздухе. Кроме того, в распорядке дня обязательны и другие периоды умеренной и целесообразной двигательной деятельности детей - это время до завтрака и перед занятием, особенно если оно умственное. Следует осторожно подходить к физическим нагрузкам сразу после дневного сна. В это время нецелесообразны организованные физические упражнения. Лучше всего предоставить детям возможность двигаться самостоятельно, создав условия для этого.
Самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. Это можно объяснить тем, что потребность детей в движении наиболее полно реализуется в самостоятельной деятельности. Она наименее утомительна из всех форм двигательной активности и содействует индивидуализации двигательного режима. Кроме того, именно в самостоятельной деятельности ребенок в наибольшей степени проявляет свое двигательное творчество, а также уровень владения двигательными умениями. Содержание этой деятельности определяется самими детьми, однако это не значит, что взрослые могут не обращать на нее внимания.
При внимательном наблюдении за детьми можно достаточно отчетливо по этим критериям оценить их психологическое благополучие в определенный период бодрствования. Если ребенок не хочет идти в детский сад, с трудом расстается с родителями, малоподвижен, часто грустит, капризничает, плачет, ссорится со сверстниками, не активен в период бодрствования, если он зажат, скован, значит, психологический дискомфорт налицо и надо срочно принимать меры!
Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом, отбираются по принципу системности. Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период.
Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей.
Литература:
- Журнал «Инструктор по физкультуре в ДОУ» № 7 (2013)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:"Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС".
Материал о структуре здоровьесберегающего пространства....
«Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте &laqu...
Статья на тему: "Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС"
Статья на тему: «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС»...
«Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»
quot;Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах"...
Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте &laqu...
методические рекомендации «Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»
laquo;Содержание физкультурных уголков в разных возрастных группах»...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...