Методическая разработка по использование сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка
Проблема коммуникативных умений М.И. Лисиной. В концепции общение как особая деятельность, направленная формирование взаимоотношений.
Большой в изучение проблемы и развития навыков и коммуникативных умений у дошкольного возраста отечественные ученые: Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Обухова Л.Ф., Панфилова М.А., Усова А.В., Урунтаева Г.А., Эльконин Д.Б., и др.
Изучая особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет сюжетно-ролевая как ведущая деятельность в которой дети в непосредственное общение сверстниками.
В сюжетно-ролевой дети приобретают общения, у них коммуникативные умения, очень важны дальнейшего процесса личности и успешного в мир взрослых.
Так, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено коммуникативному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»
Методическая разработка
по использование сюжетно-ролевых игр в развитии навыков коммуникативного общения у детей старшего дошкольного возраста
Возраст (5-7) лет
Срок реализации программы 2 года
Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «ДС «Ивушка» И.В. Захарова
Воспитатель первой кваификационной категории МБДОУ «ДС «Ивушка» З.А. Арабиева
Рецензент: Гибадуллина Ю.М., к.п.н., ст. преподаватель кафедры педагогики, психологии и социального образования Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева
г. Новый Уренгой, 2019 г.
Пояснительная записка
Проблема коммуникативных умений М.И. Лисиной. В концепции общение как особая деятельность, направленная формирование взаимоотношений.
Большой в изучение проблемы и развития навыков и коммуникативных умений у дошкольного возраста отечественные ученые: Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Обухова Л.Ф., Панфилова М.А., Усова А.В., Урунтаева Г.А., Эльконин Д.Б., и др.
Изучая особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, особую роль играет сюжетно-ролевая как ведущая деятельность в которой дети в непосредственное общение сверстниками.
В сюжетно-ролевой дети приобретают общения, у них коммуникативные умения, очень важны дальнейшего процесса личности и успешного в мир взрослых.
Так, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделено коммуникативному развитию.
Цель программы: разработка комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на коммуникативных навыков общения у дошкольного возраста.
В цели были следующие задачи:
- Изучить теоретическо-методологические основы развития коммуникативных навыков общения у дошкольников через игру;
- Разработать и апробировать комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на коммуникативных навыков общения у старшего дошкольного возраста;
- Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- Способствовать обогащению словарного запаса и совершенствовать разговорной речи.
Практическая программы: разработанный нами комплекс сюжетно-ролевых может применятся и родителями развития коммуникативных общения детей возраста.
Ожидаемые результаты:
- Умение составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине и т.д.;
- Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста;
- Употребление в речи детей дошкольного возраста сложных предложений;
- Выявить эффективность разработанного комплекса сюжетно-ролевых направленного на коммуникативных навыков общения дошкольного возраста с помощью диагностики.
Для эффективной работы предлагаю выстроить план в следующем порядке:
№п/п | Формы и методы | Содержание работы | период |
1. | Занятия | Занятия первично-ознакомительного типа Занятия углубленно-познавательного типа Занятия обобщающего типа Занятия комплексного типа | В течение учебного года |
2. | Наблюдение | Содержательный подход к наблюдению Циклическая организация наблюдений Во время наблюдений дети проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение. | В течение учебного года |
3. | Моделирование | Построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации | В течение учебного года |
4. | Игровая деятельность | Различные типы игровых обучающих ситуаций (ИОС) Игры с правилами | В течение учебного года |
5. | Использование ИКТ на занятиях | Тематически разработанные мультимедийные презентации как средства наглядности в занятия; виртуальные экскурсии. | В течение учебного года |
6. | Использование рабочих тетрадей, дидактического материала | Наглядное пособие, картинный материал в контурном изображении для раскрашивания и т.д.; мониторинг успеваемости | В течение учебного года |
7. | Экскурсии | Во время экскурсий развитие любознательности и наблюдательности, способность обобщать материал и умение пересказывать увиденное | 3-4 раза в год |
8. | Чтение художественной литературы | Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связи вещей, событий, отношений. | В течение учебного года |
9 | Беседа | Развитие навыка слушать и воспроизводить свое мнение | В течение учебного года |
10. | Метод проектов | Развитие познавательного мышления и творческих способностей у воспитанников. Формирование коммуникативных и творческих способностей, приобретения навыка публичного изложения своих мыслей. Участие в конкурсах, конференциях. | 2-я половина учебного года |
Формирование коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.
Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», « Дочки – матери» и т.п.). Но, не смотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание.
Коммуникативные дошкольников включают в желание вступать в с окружающими («Я умение организовать («Я умею»), в свою очередь, слушать собеседника, сопереживать, решать ситуации; знание и правил, каким следовать при с окружающими («Я знаю»).
Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
- Выбор игры.
Каждая игра выполняет специфические функции, поэтому педагог отчётливо представлять её реальные возможности.
- Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки её сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
- Ознакомление детей с планом игры, совместная его доработка.
Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
- Создание воображаемой ситуации.
Это важнейшая основа начала сюжетно – игры. Педагогу важно помочь войти в игровую чтобы игра его воображение, ему радость творчества.
- Распределение ролей.
При ролей в длительной – ролевой игре руководствуется теми общепедагогическими положениями, и в развёрнутой творческой он стремиться игровые потребности то есть даёт желаемую предлагает очерёдность ролей разной активности, ищет для утверждения ребёнка в коллективе игровую роль.
- Начало игры.
Чтобы у детей положительное длительной игры, необходимо позаботиться о начале игрового в котором бы возникла воображаемая ситуация. Для можно использовать методические приёмы. Например, группу детей к игрового эпизода.
- Сохранение ситуации.
Существуют условия сохранения у стойкого интереса:
- Взрослый игры обязан тон обращения с детьми, употреблять терминологию.
- Педагог возможности должен обыгрывать любое детского коллектива.
- Все педагогического воздействия детей педагог осуществлять в игровом не разрушая ситуации.
- В ходе сюжетно–ролевой игры включать развёрнутые игры.
- Можно коллективные соревнования небольшими группами коллектива.
- Завершение игры.
Педагог, план игры, наметить предлагаемую чтобы сохранить эмоциональное состояние и желание. Следует что планированию деятельность педагога развитию игры и управлению, а не детей в игре. Роль основным стержнем – ролевой игры. Чаще ребёнок принимает себя роль взрослого. Наличие в игре означает, в своём сознании отождествляет себя с или иным в игре от имени. Сюжетно – игры требуют то есть партнёров.
Таким мы можем вывод, что коммуникативных навыков во многом от умелого взрослого. Педагог тему и направляет в нужное русло, самым, руководя только игрой, а и процессом формирования у личностных качеств, навыков, руководит процессом.
Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на развитие коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Содержание работы практического блока направлено на развитие практических коммуникативных навыков общения. Был разработан и апробирован комплекс игр эффективно на развитие навыков общения детей возраста 6-7 лет.
Объём 7 сюжетно-ролевых каждую неделю новая игра или к уже апробированной добавляются новые условия.
За период времени реализовано спектр игр, направленных развитие коммуникативных общения детей.
В дошкольном формирование личности и развитие всех способностей значительно происходит в игре. Развитие – это всегда стремление к во всем: в к миру и к другим в способностях, в общении. Оно и выражается в детской и самостоятельности, когда что-то сам создаёт. На взгляд именно игры способствуют таких качеств фантазия, артистизм, общаться, внимательно к собеседнику, учат в образ того иного персонажа, определённую роль, вежливым, контролировать эмоции.
Во реализации разработанного комплекса сюжетно-ролевых мы старались таких задач:
- создание среды для основ сюжетно-ролевой дошкольников;
- создание детского коллектива;
- положительных взаимоотношение;
- детей, родителей и педагогов.
А следовать принципу – должен играть с детьми, должен позицию «играющего который умеет играть», проживать вместе с ребенком.
Чтобы своевременно и качественно коммуникативными умениями, чтобы он можно чаще в контакт со и взрослыми. Педагогически организация жизни и детей в ДОО ускорить формирование умений.
Фрагмент сюжетно-ролевых игр, на развитие навыков общения детей
Сюжетно-ролевая «Путешествие по
Цель: Закрепление умений о труде и контролера на которых ребята развить сюжетную игру.
Задачи: с правилами поведения в автобусе. Пополнять детей о городе. Формирование отношений между детьми. Воспитание у уважение к труду и контролёра.
Предварительная Рассматривание картин, с изображением транспорта, в автобусе, наблюдение транспортом, создание обстановки «Мы едем ,едем!»
Чтение литературы: И. Павлова машине», Б. Житкова «Светофор».
Материалы: кепка шофера, руль, вывески «Дворец Кристалл», «Лыжная база».
Игровые шофер, контролер, пассажиры.
Ход игры:
В: вы любите путешествовать?
Д: Да.
В: я вам предлагаю в путешествие по согласны?
В: На мы поедим?
Д: автобусе.
В: Предлагаю вам на потому что много. Где нам автобус?
Д: Построить.
В: идея, из будем строить?
Д: стульчиков.
В: Стульчики вместо сидений?
Д: Да.
В: поставим стульчики?
Д: сиденья в автобусе- и оставим проход.
Строительство автобуса.
В: Вот с вами построили чтобы нам на автобусе нужно выбрать водителя. (Дети водителя, считаем считалку).
В: Водителя выбрали, контролёром и буду я, что вы еще вы город не знаете, и поэтому я вас познакомлю с городом, а остальные будут пассажирами. Вот у меня билеты всем раздаю билеты, и вы все находите свои места. Когда садимся в автобус показываем контролёру билеты.
В: Давайте ребята мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.
Д: Надо пристегнуть ремни, нельзя шуметь, баловаться, надо внимательно слушать контролёра, когда она объявляет остановку.
В: К путешествию все готовы, занимаем свои места.
Водитель автобуса: Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.
Под музыкальное сопровождение автобус заводиться и отправляется.
звучит музыка «Мы едем, едем, едем…»
В: (Объявляет остановку)
Дворец спорта «Кристалл».
Давайте ребята зайдем туда. А скажите ребята, что делают в физкультурно-оздоровительным комплексе?
Д: Занимаются спортом, плавание, танцами, оздоравливают здоровье .
Д: Здравствуйте!
Денис: Здравствуйте! Я ваш инструктор по физической культуре, предлагаю вам укрепить своё здоровье, займемся танцами.
(Дети встают в круг и выполняют движения под музыку.)
Денис: «Здоровье в порядке спасибо зарядке!»
Воспитатель и дети благодарят инструктора по физической культуре.
В: Прошу вас всех в автобус, наше путешествие по городу продолжается. Осторожно двери закрываются, пристегните ремни.
Следующая остановка «Лыжная база» тихонько и осторожно выходим не толкаемся.
В: Чем занимаются на лыжной базе?
Д: Катаются на лыжах.
В: Давайте мы с вами оденем свою теплую одежду и покатаемся на лыжах.
Физминутка.
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
В: Ну как вам понравилась на лыжной базе? (Ответы детей)
На этом наша экскурсия заканчивается. Прошу занять свои места в автобусе, пристегнуться – мы едем обратно в детский сад.
Садятся в автобус и поют песню. Следующая остановка детский сад.
Дети выходят из автобуса, и рассказывают, как они путешествовали.
В: На чем мы путешествовали?
Д: В автобусе.
В: Чем мы занимались во время путешествия? Вам путешествие понравилось? Родителям расскажите про путешествие? (Ответы детей)
Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»
Цель: Закреплять знания детей о представителях зоопарка, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом;
- Формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых;
- Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать
предметы-заместители;
- Учить сообща выполнять задуманное;
- Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.
Предварительная работа:
- беседы о зоопарке,
- подвижные игры,
- просмотр презентаций о животных разных стран,
- пальчиковые и речевые игры о животных,
- загадывание загадок о животных,
- чтение произведений В. Чаплиной, Г.Скребицкого, В.Бианкио о животных,
- продуктивная деятельность ( рисование, лепка, раскрашивание представителей животного мира).
Материалы: Для строительства: детские стулья с эмблемами животных.
Для зоопарка: маски животных, запрещающие знаки в зоопарке, оборудование для игры «Ветлечебница», касса, билеты, метла, фартук, посуда, бейджики.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»
- Где обедал воробей?
- А что такое зоопарк?
- А вы хотите поиграть в зоопарк?
- Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?
Распределение ролей и определение игровых действий.
В: Роли каких профессий понадобятся нам в игре? (смотритель зоопарка) Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?
Д: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.
В: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, иди готовить свое рабочее место.
Д: Ветеринар.
В: Какие обязанности у ветеринара?
Д: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.
Д: Кассир.
В: Какие обязанности у кассира?
Д: Кассир продает билеты.
В: Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место. Еще кто работает в зоопарке?
Д: Контролер.
В: Какие обязанности выполняет контролер?
Д: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.
В: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, приступай к работе.
Д: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.
В: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе.
В: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста, приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.
Строительство зоопарка.
В: Кто еще находится в зоопарке кроме людей?
Дидактическая игра «Кого привезли в зоопарк».
Воспитатель ставит на наборное полотно большую картину с изображением грузовика и сообщает, что в зоопарк привезли зверей. Далее вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного в прорези грузовика, и предлагает ответить детям, что это за животное (по ходу игры распределяются роли и дети идут за атрибутами).
Завоз животных.
Осмотр ветеринаром животных
Оставшиеся дети – посетители зоопарка.
Дружною компанией в зоопарк идем!
идем и поем такую
Веселую, очень озорную!
(дети песню «Вместе шагать»)
В: А вот и зоопарк. Давайте правила поведения в зоопарке. (Ответы детей).
поведения в зоопарке:
В нельзя шуметь.
дразнить животных!
кормить животных.
просовывать руки в клетку.
В: А давайте купим у кассира, затем их
контролеру и рассматривать животных!
Экскурсия зоопарку.
Чтение про животных, игры про животных.
игра «Мы мартышки»
Подходит « Извините что я прерываю, но ззакрывается. Животным отдыхать! Приходите к еще.»
Дети с животными.
Мы в детский сад.
песня « Зоопарк» (Муз. и сл. М.Либеров).
Итог :
В: Вам понравилась в «Зоопарк»? Какие вы выполняли в игре? роль получилась интересной?
Конспект игры «Овощной
Цель – учить оформлять овощной
- распределять роли;
- действия в соответствии с
- учить проявлять
- приучать к правилам в магазине.
Предварительная – чтение «Овощи» Ю. Тувим, магазин» Э.Мошковская, овощей, экскурсия в просмотр видео.
Игровой муляжи овощей и деньги, чеки, сумки для прилавок, касса, пакеты, вывеска магазин».
Ход чтение «Овощи» Ю. Тувим.
В: кто из ходил в магазин овощами и фруктами? (ответы
В: Какие овощи и вы знаете? (ответы
В: Я предлагаю сегодня в «Овощной магазин». Согласны? Тогда магазин (ставят кассу, раскладывают овощей и фруктов, весы и вывеску).
В: посчитаемся, кто у будет кассир, а покупатели (считалка). А сегодня буду я.
Кассир за кассу, за прилавок, берут свои и встают в очередь.
Продавец: Что вы хотите или что выбрали?
Покупатель: Взвесте мне пожалуйста апельсина и один яблок.
Продавец и передаёт всё кассиру. А говорит, чтобы рассчитался на кассе.
Кассир: С вас пять рублей.
Покупатель и уходит. По продавец объявляет, магазин закрывается и всех прийти к завтра.
Продавец прилавок, кассир кассу.
Усложнение – роль продавца ребёнок.
Конспект игры «МЧС –
Цели:
- создать и поощрять социальное формировать умение на подгруппы;
- умение творчески сюжет;
- углубить о работе службы
- развивать речь, словарный запас;
- дружеские взаимоотношения в игре.
Предварительная просмотр видеороликов о МЧС, чтение литературы, беседы темы «Профессия и «Как бы поступил?», можно экскурсию в пожарную часть.
Материалы, и атрибуты: носилки, макет дома, сирены, телефон, пульт, аптечка, -домик.
Игровые диспетчер, пожарные, пострадавшие.
Ход воспитатель незаметно сирену.
В – Дети слышите, что за звуки? Вы как они называются? (Дети : «Это звук пожарная тревога что-то случилось».)
В – А знаете, кто на помощь? (спасатели, МЧС).
В – они должны спасатели? Кто-нибудь знает? (смелыми, храбрыми, чуткими, ловкими, сообразительными,
В – Как вы что нужно чтобы быть спасателем? (заниматься делать зарядку, добрым, освоить спасателя).
В – А давайте, с вами потренируемся спасателями. (физминутка)
В – ли вы телефонов МЧС? ( отвечают: «01- 02 – если в кто-то сильно 03 – кому-то (скорая), 04 – чувствуешь запах (газовая служба)).
В – И с 1 номер 112. Молодцы, всё-всё знаете. А хотели бы себя в роли спасателя? (да)
В – А мы узнаем, у кого-то случилась беда? (нам
Раздаётся телефонный на пульте.
В – Значит у спасения должен диспетчер (выбирают а ещё спасатели, медработник или командир (роль воспитателя). А спасатели должны спасать, то и (распределяют роли).
Пострадавшие уйти за ширму-дом.
Диспетчер: Звонок прозвенел с улицы дом 1 – пожар.
В – на чём-то доехать до дома. Давайте пожарную машину. Оденем и шофёр нас на пожар. Только это нужно очень быстро и (строят машину, костюмы, включают и мчатся).
Приехали. Пожарная останавливается возле ширмы.
Командир команду: «Три на тушения двое берут и выносят пострадавших, осматривает пострадавших».
Спасатели рукава и поливают два спасателя за ширму и носилках выносят куклу. Врач пострадавшего и делает укол. Командир в скорую помощь и увозят.
Команда шланги. Один рапортует командиру, пожар потушен и человек спасён.
Командир приказ об на базу.
Остальные сценарии игр приведены в 2.
Таким образом, во проведения сюжетно-ролевых нами было что активизация деятельности в общении без активизации основных компонентов, большое внимание уделять словесным цель которых – словарного запаса, грамматической правильности интонационной выразительности, и развитие умения уже имеющиеся в речевой деятельности. Ценность игр – в том, дети не получают и анализируют информацию, но и ею, что их собственную активность.
Список литературы
- Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: ср. дошкол. возраст // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 89-92.
- Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для средних дошкольников: практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 127 с.
- Гаврилушкина О. Развитие навыков общения поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в дет. саду. – 2010. – № 2. – С. 16-22.
- Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского сада / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 2008. – 130 с.
- Запорожец А.В. Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2009. – 92 с.
- Зверева О. Сюжетно-ролевая игра // Игра и дети. – 2010. – №6. – С.13-15.
- Лисина М.И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова // Исследования по проблемам возрастной и педагогики. – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
- Практикум по детской педагогике: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Владос, 2010. – 291 с.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 1996. – 336 с.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С.15-56.
Приложение 1
Динамика развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Цель диагностики: экспериментально выявить влияния разработанного комплекса сюжетно-ролевых на развитие навыков общения детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное включает в себя этапы:
- Констатирующий определение и подбор исследования, проведение диагностики коммуникативных общения дошкольников.
- Формирующий разработанный нами комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на коммуникативных навыков общения дошкольного возраста.
- Контрольный провести повторную проанализировать результаты и выявить эффективность сюжетно-ролевых игр, на развитие навыков общения детей дошкольного возраста.
Для уровня развития навыков общения детей была применена «Игровая комната» группой авторов, ред. Лаврентьевой Т.В. из «Психолог в дошкольном учреждении».
В начале даётся такая «Представь себе, к тебе прилетел и пригласил в свой замок. В замке есть комната, в которой все игры и какие только на белом свете. Ты прийти в эту и делать в ней что захочешь. Но два условия.Ты прийти туда один. Возьми с того, кого захочешь.
- Всё вы будете делать, будешь ты сам».
Затем задают вопрос: ты с собой возьмёшь?». Если называет имена например: «Возьму и Вову.», то уточнить, что за дети группы детского куда ходит соседи, родственники, по даче и какого они (такого же, младше). После ребёнку говорят: теперь вы в волшебную комнату, ты предложишь делать?». После ребёнка, (например, в машинки») следует как будет игра, что будут делать.
Затем продолжает: «Хорошо, поиграли, а потом что им надоело, и они будут в это играть. Что дальше предложишь?» второе предложение после чего просит предложить что-нибудь делать . После как ребёнок третье предложение, нужно сказать: предложил, а ребята хотят так играть. Что будешь делать?». В ребёнку необходимо что он хорошо всё и волшебник, наверное, пригласит его в замок.
Цель игр – формирование общения, развитие к наибольшей коммуникативной активности. Целенаправленная по активизации деятельности детей не только речевое общение, и взаимопринятие детей другом, повышение развитие коммуникативных проявление собственной каждым ребёнком.
Рис. 1. Динамика развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Из представленной диаграммы видно, что преобладает высокий и средний уровни (47% и 41 %) развития коммуникативных а также наблюдается снижение показателя низкого уровня. По диагностического исследования сделать вывод о что разработанный и реализованный сюжетно-ролевых игр влияет на коммуникативных навыков общения старшего дошкольного возраста.
Отметим, что дети стали общаться друг с и со взрослыми, стали возникать ситуации, как время игр, и вне игры, организованность детей время игры, и активизировался словарь дети стали обращаться друг вежливо, улучшились между детьми.
Приложение 2
Конспект сюжетно–ролевой игры № 5 «Семья»
Цель: обогащение социально-игрового опыта между детьми и развитие игровых умений по сюжету «Семья».
Задачи:
- обогащать социально – игровой опыт детей по сюжету «Семья» по ситуации – вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр больного врачом;
- побуждать к самостоятельному распределению ролей;
- развивать игровые умения по сюжету (познавательные универсальные действия)
- развивать коммуникативеные навыки общения;
- учить выбирать удобное место для игры и организовывать игровую обстановку, подбирать необходимый игровой материал и атрибуты;
- развивать ролевую речь (коммуникативные действия)
- побуждать развивать несложные сюжеты с 2–3 ситуациями (вызов скорой помощи на дом, покупка лекарств в аптеке), (регулятивные действия);
- формировать доброжелательные взаимоотношения (личностные универсальные учебные действия.)
Предварительная работа. Ознакомить с символом медицины (змея в чаше), инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях медицинских работников, «Скорой помощи». Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др. Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной». Экскурсия в медицинский кабинет в ДОУ.
Дидактические игры: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»;
Рассматривание картин, на которых изображена деятельность врача.
Работа с родителями: приобретение игровых уголков «Кухня», машины «Скорая помощь», атрибутов для игры.
Материалы: игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», игровые медицинские инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки-заменители.
Связь с другими занятиями и видами деятельности: развитие речи, ознакомление с окружающим, художественная литература.
Структура занятия.
1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»
2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша)
3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом»
4. Совместная с воспитателем игра
5. Итог занятия.
Ход игры:
1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?
- Какие обязанности у папы?
- Какие обязанности у мамы?
- Что делает их ребенок?
- Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?
- Дети, а если кто-то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).
2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко:
- Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.
- Как вы думаете, с чего мы начнем игру?
- - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.
(распределение ролей по желанию детей)
- А что еще нужно для игры?
- Правильно, надо выбрать место для игры.
( Выбор места игры)
- Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.
Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.
4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.
- Что делает утром мама? (готовит завтрак)
- Что делает папа? (занимается с ребенком).
Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)
- Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)
- Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?
- Что нужно сделать?
Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.
- Что-же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)
Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».
- По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)
Диалог папы с врачом «Скорой помощи».
Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?
Врач: Что у вас случилось?
Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.
Врач: Назовите ваш адрес?
Папа: ул. 8 марта, дом 5, кв. 8
Врач: Ждите, выезжаем.
Приезжает врач.
( Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)
- Дети, что сначала должен сделать доктор? ( Помыть руки)
Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).
Мама укачивает дочку.
Папа идет в аптеку за лекарством.
- Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке? (ответы детей)
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- У вас есть это лекарство? ( Протягивает рецепт аптекарю)
- Да. 4 рубля.
- Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)
- Возьмите лекарство.
- До свидания
Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.
5. - Дети, вам понравилась игра?
- Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т.д.
- Были ли у вас такие случаи дома?
- Как вели себя врачи «Скорой помощи»?
- Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?
Машина «Скорой помощи» снова едет к нам. Что случилось? У нас все здоровы, правда, дети?
Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели.
Конспект сюжетно-ролевой игры № 6
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Цель: Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде.
Задачи:
- развивать коммуникативеные навыки общения;
- формировать элементарные представление о безопасном поведении;
-закрепить знания о способах оказания помощи утопающему;
- закрепить знания детей о животных, которые живут в жарких странах;
- воспитывать умение вести себя правильно в чрезвычайной ситуации.
Оборудование: строительный набор с крупными деталями, штурвал, канат, якорь, спасательные круги, бескозырки, коврики, фуражка для капитана, матросские воротники, буйки, знак «купаться разрешено», красный спасательный жилет, картинки животных жарких стран, пальмы, игрушки, головные уборы для пассажиров.
Ход игры:
- Ребята, каждое утро мы говорим: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние волшебные слова друг другу: «Доброе утро»
Воспитатель читает стихотворение:
Что такое лето?
Это много света
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес!
Воспитатель: Летом тепло и даже жарко, поэтому многие люди будут отдыхать на море, у реки, озера или пруда. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие по морю. А для этого построим корабль.
Дети с помощью воспитателя строят корабль из строительного набора
Воспитатель: А круг, канат не забыли взять?
Дети: Не забыли, взяли.
Воспитатель: А для чего нам нужен круг и канат?
Дети: Чтобы спасти человека , если он будет тонуть.
Воспитатель: Верно. Капитаном на нашем корабле будет Алмаз. Он наденет фуражку и возьмет подзорную трубу, а Миша, Никита, Денис, Дима – будут матросами они наденут бескозырки и матросские воротники. Остальные дети – пассажиры. Надевайте шляпки, берите на руки «дочек» (кукол), возьмите сумочки с ковриками.
Капитан: отдает команду. Занимайте свои места на корабле. Корабль отплывает. Отдать швартовы, поднять якорь!
Корабль «плывет» Дети поют песню «Чунга–чанга». В конце песни выставить знак «Купаться разрешено» и буйки.
Воспитатель: Посмотрите ребята, чудесное местечко, это пляж, можно причалить, искупаться и позагорать.
Капитан: Причалить к берегу! Бросить якорь!
Воспитатель с детьми «выходит на берег» и объясняет, что это пляж и купаться можно только на пляже, так как это специально оборудованное для купания место. В этом месте проверено и очищено дно, подготовлен берег, дежурят спасатели, медработник, место для купания огорожено буйками, за которые заплывать нельзя.
Выбираем, кто будет дежурить на вышке и наблюдать за купающимися (спасатель).
В случае опасности он бросится на помощь, взяв спасательный круг. Ребенок-спасатель надевает красный спасательный жилет.
Воспитатель: А я буду медсестрой, которая дежурит на пляже и наблюдает, чтобы отдыхающие не получили солнечного ожога. Дети, давайте покажем, как мы сюда приплыли на корабле, а сейчас давайте поплаваем как настоящие дельфины по морским волнам (имитация движений дельфинов) накупались выходим из воды, расстилаем коврики и «загораем». Сначала лежим на спине, потом переворачиваемся на животики.
- Ребята, можно долго находится на солнышке?
- Нет.
- Почему?
- Можно получить солнечный удар и ожоги на коже.
Воспитатель: Уважаемые туристы, отдохнув и искупавшись, займите свои места на палубе. Наше путешествие продолжается.
Капитан: Поднять якорь! Отдать швартовы! Курс на жаркие страны!
Во время «путешествия» воспитатель читает стихи–загадки о животных жарких стран. Ставятся пальмы и мольберт с картинками животных.
Воспитатель: Ребята вот мы и приплыли в жаркие страны. Посмотрите какие животные здесь обитают. Давайте, ребята мы их сейчас изобразим:
1. Встали в круг и покажем, как ходит слон.
2. Как обезьяна лазит за бананами.
3. А сейчас покажем рычащего тигра.
4. Как прыгает кенгуру.
Хорошо, молодцы. Ребята, но здесь не только животные обитают, но и живут люди, которые танцуют красивый танец, который называется «Ламбада». Давайте и мы попробуем его станцевать. (танцуют)
Ну что ж отдохнули пора и в обратный путь.
Капитан: Поднять якорь! Отдать швартовы! Курс на обратный путь!
Воспитатель: Ой, смотрите, «человек» в воде! Скорей бросайте спасательный круг!
Капитан: Человек за бортом! Бросить спасательный круг!
Матросы бросают спасательный круг на канате и вытаскивают, спасают «дочку» (куклу). Пассажиры благодарят капитана и матросов.
Воспитатель: Ребята, этого никогда не случится, если вы и ваши друзья, будете соблюдать правила поведения на воде.
Ну а если вдруг, по какой-то причине, человек окажется за бортом, ему можно помочь, если бросить спасательный круг, надувной матрас, бревно, палку, доску, даже мяч. Самим вам не надо бросаться в воду. Вы можете помочь тонущему, если будете громко кричать «Человек тонет!» и позовете на помощь взрослых.
А для того чтобы хорошо запомнить предмет, с помощью которых можно спасти утопающего, мы с вами выучим стихотворение:
Если в речке тонет кто-то,
Если он идет на дно,
Кинь ему веревку, круг,
Палку, доску иль бревно…
- Теперь, мы с вами хорошо знаем правила поведения на воде, и наш корабль благополучно вернулся из путешествия!
Давайте, поблагодарим капитана и матросов за интересное путешествие и благополучное возращение домой (дети благодарят команду корабля). И спустимся с корабля на берег.
- На этом наша игра закончилась, всем большое спасибо.
Конспект сюжетно-ролевой игры № 7 «Кем быть?».
Цель: обогащение социально–игрового опыта детей и развитие игровых умений по сюжету «Кем быть?»
Задачи:
- помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли;
- формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре;
- формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия;
- закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
Предварительная работа:
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
Работа с родителями: со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».
Ход игры:
Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель:
У вас, у всех растут года
Будет и семнадцать.
Где работать вам тогда, чем заниматься?
Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии? (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?
А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?
А поедем мы туда вот на этом автобусе. (в группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофёр и сам мотор!
Нажимаю на педаль и машина мчится в даль.
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)
- Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.
- Вот здесь у нас «Парикмахерская»
Здесь светло и интересно:
Зеркала, духи и кресла, зал большой,
Но видно, даже,
Лучше, чем у вас в трельяже.
- «Магазин»
А сейчас мы в магазине
Все продукты на витрине:
Чай, конфеты, колбаса
Разбегаются глаза.
Подходите, покупайте,
Деньги в кассу отдавайте.
- Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье
Он больше всех бывает рад!
- А вот здесь у нас строительная площадка.
Строителя знает весь район,
Мастер он отличный
Со своей бригадой он
Строит дом кирпичный.
Дом среди других домов
И стройней и выше.
Говорят до облаков
Дом достанет крышей.
А вот здесь у нас живут
Куклы, зайцы, мишки, ждут, когда к ним придут
Мамочки-малышки.
- Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли, реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад. А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:Технология использования сюжетно-ролевых игр в целях формирования первоначального социального опыта у детей младшего дошкольного возраста»
Ранний возраст-это возраст активного познания окружающего мира, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый малыш испытывает естественную потребность в развитии. Сю...
Презентация "Применение игровой технологии сюжетно – ролевой игры в коррекции познавательной сферы и речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Использование сюжетно – ролевых игр в коррекции речи и познавательного развития...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...

Методическая разработка «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, с...

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие навыков модели «4К» у детей старшего дошкольного возраста через формирование основ финансовой грамотности посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр
Презентация, объясняющая как развиваются навыки модели "4К" у детей старшего дошкольного возраста через формирование основ финансовой грамотности посредством дидактиче...