Методическая разработка «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Белецкая Надежда Ивановна

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, также она является признаком хорошего воспитания. Культура поведения может быть разной в зависимости от эпохи, национальности, и прочих факторов, но она должна быть в каждом обществе, так как является его объединяющим и дисциплинирующим фактором. Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоили принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

 «Центр развития ребенка – детский сад « 232»

Методическая разработка

«Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Белецкая Н.И

2022 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Что входит в понятие – культура поведения…………………………….5
  2. Гигиенические воспитания дошкольника………………………………..7
  3. Культура деятельности…………………………………………………….9
  4. Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками……….12
  5. Методы, средства воспитания культуры поведения старших дошкольников……………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20

Введение

Дошкольное детство - важный период в воспитании культуры поведения, этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Известны слова выдающего педагога А.С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить».

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, соблюдениям законов общества, также она является признаком хорошего воспитания. Культура поведения может быть разной в зависимости от эпохи, национальности, и прочих факторов, но она должна быть в каждом обществе, так как является его объединяющим и дисциплинирующим фактором. Культура поведения отдельного человека характеризует его морально-эстетический и духовный облик. Она показывает, насколько человек усвоили принял ценности того общества, в котором он живет, и насколько умело ими пользуется. На каждом из нас лежит ответственность за соблюдение правил поведения, за собственную культуру и культуру поведения подрастающего поколения.

Культуру поведения необходимо прививать человеку с самого раннего возраста, и в детском саду для этого существует немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Возраст старших дошкольников является важнейшим периодом в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе игровой, обучающей деятельности, имеющей морально ценную значимость. Все это является для ребенка источником приобретения опыта моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру. Старший дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных. Особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения. Воспитание культуры поведения дошкольников в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования реализуется через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» ив настоящий момент становится одним из приоритетных направлений в педагогике. Исходя из всего вышесказанного, следует, что именно в условиях детского сада, в возрасте старшего дошкольника можно успешно воспитать культуру поведения, что положительно отразиться на дальнейшем развитии ребенка и нашем обществе в целом. Противоречие исследования заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо воспитывать культуру поведения, также в данном возрасте масса возможностей и благоприятная среда для ее воспитания, в то же время, в дошкольных образовательных учреждениях такая работа ведется не систематически, применяется ограниченное количество средств в процессе воспитания культуры поведения. Из противоречия следует проблема исследования, которая заключается в том, как воспитать культуру поведения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду.

  1. Что входит в понятие – культура поведения

Культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.  

Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, играх, во время выполнения трудовых поручений.

 Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет, привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.  Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умением дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

 Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание ее цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата, взаимопомощь в коллективном труде.  

Культура общения - предусматривает выполнение ребенком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

 Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

 Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые с детства навыки, в том числе культурно- гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, а так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоит определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

 Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

  1. Гигиенические воспитания дошкольника

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

 Воспитание культурно- гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, и с правильной последовательностью.

В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно- ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», и др. На их основе можно разыграть маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха.

 Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результат своих действий (кто-то стал значительно опрятнее).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое условие для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней, и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

  1. Культура деятельности. 

Культура труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, к вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгам, пособиям, личным вещам, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.н. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое дело до конца.

 По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебный материал, помыть руки после работы с глиной или трудовых поручений.

 Старшим дошкольникам прививать элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Важно учить детей относиться к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду - игрушки, посуда, мебель - твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль постоянно внушается, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного обращения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда в сознании ребенка понятия «я», «мое», постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий - рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке к школе. Необходимо научить его экономно расходовать бумагу, клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать их надлежащем порядке.

 Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга - одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

 «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они у тебя», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой. На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой:

 - береги книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

 -после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить ее на место;

-правильно храни книгу, в специально отведенном месте - в книжном шкафу или на полке;

- если заметил, что книга не в порядке, почини ее сам или с помощью взрослого.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовывать предстоящую деятельность, ее ход и завершение:

 - прежде чем начать игру, любое дело, подумай, что для этого потребуется;

 - определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы не мешать другим, и тебя не отвлекали;

 - подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

 - проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;

- твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

 - не оставляй дело не законченным;

- не берись за новое дело, не завершив старое; - убери за собой все, чем ты играл и занимался на свое место, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

- кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы- сложенные в определенном месте;

 - не забудь привести и себя в порядок - вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложить его на место.

Знание указанных правил и умений руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность- эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково ее содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли проявить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд. При необходимости оказывать ему помощь в выборе и формированию различной деятельности, в расширении ее содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятия) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников. В игре формируются нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умения следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях - культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя; в процессе трудовой деятельности - трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

 Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, труду, к своим обязанностям.

  1. Воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т. д. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется- добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

 Задача родителей и педагогов - воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? 

Общительность. В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременное условие в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит друзей в детском саду.

Вежливость. Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Скромность. Это нравственная черта личности, показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность. Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. 

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним те же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.

 У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранные по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок-ребенок», «ребенок - дети», идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

 Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договориться, Вежливо обращаться с просьбой, если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость и заботливость. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.

  1. Методы, средства воспитания культуры поведения старших дошкольников

Основными задачами по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста являются:

 воспитание культурно-гигиенических навыков и развитие самостоятельности в их выполнении;

  воспитание представлений о полезных и вредных привычках;  

 развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

  развитие умения различать настроение и эмоциональное состояние

окружающих людей;

 воспитание готовности детей к совместной деятельности;

 воспитание умения ответственно относиться к порученному заданию

(умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Методы воспитания культуры поведения старших дошкольников

  • Методы воспитания сознания личности
  • Методы организации деятельности и опыта общественного поведения
  • Методы стимулирования поведения и деятельности

Первая группа методов – методы воспитания и сознания личности, как

правило, используют в том случае, когда до сознания старшего дошкольника необходимо донести те нормы и правила поведения, которые помогут ему вести себя в обществе надлежащим образом. Для достижения этой цели применяются разумные, логичные, но простые доказательства, которые помогают убедить старшего дошкольника в том, что определенный поступок

или поведение является положительным или отрицательным, приемлемым в обществе или наоборот.

Вторая группа методов – методы организации деятельности и опыта общественного поведения, применяется с целью организации деятельности и опыта поведения старших дошкольников. Главное в данном случае – педагогическое воздействие на старших дошкольников.

 Третья группа методов применяется с целью ускорения либо торможения определенных действий, то есть для стимулирования действий, которые необходимы педагогу для достижения воспитательных целей.

 Выбор методов воспитания культуры поведения у старших дошкольников необходимо производить, учитывая следующие положения:

  соответствие метода цели и задачам воспитания;  гуманный характер метода;

  реальность метода;

  избирательность отбора метода;

 тактичность применения метода;

 проявление педагогом терпения и терпимости (толерантности) при использовании метода;

 преобладающая практическая направленность метода в нравственном воспитании старших дошкольников.

Результат воспитания культуры поведения у старших дошкольников появиться том случае, если педагог будет умело и грамотно использовать совокупность методов воспитания, в комплексе, во взаимосвязи. Воспитание культуры поведения старших дошкольников осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо выделить следующие четыре группы:

 художественные средства, они включают художественную

литературу, изобразительное искусство, музыку, видеофильмы. Художественные средства воспитания содействуют эмоциональной окраске моральных явлений, которые познает старший дошкольник;

  природа, как правило, вызывает у старших дошкольников гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи,  способствует формированию культуры общения;

  собственная деятельность детей включает игру, труд, учение, художественную деятельность, способствует осознанию и воспитанию

культуры деятельности, общения в совместной деятельности детей и сверстников, также детей и взрослых;

 окружающая обстановка или социальная среда – это семья, близкие взрослые, друзья, сверстники и прочие влияет на ценностные ориентации ребенка, тем самым активизирует механизм нравственного воспитания и влияет на воспитание культурно-гигиенических навыков, культуры общения, культуры деятельности.

 К.Д. Ушинский выделил следующие средства, способствующие воспитанию культурного поведения детей: нравственное просвещение, личный пример взрослых, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения отрицательных поступков, поощрения и наказания.

 Для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать информационные интерактивные средства, которые на сегодняшний день активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций.

Дошкольные образовательные учреждения чаще всего используют следующие технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнитофон, телевизор, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Воспитывать культуру поведения необходимо непрерывно, систематически и планомерно, воспитание культуры поведения старших дошкольников от случая к случаю не даст необходимых результатов.

 Результат использования методов воспитания будет эффективным при соблюдении следующих требований:

  любой метод или группа методов должны быть гуманным, не унижающим ребенка и не нарушающим его прав;

 метод должен быть реально осуществимым и логически завешенным, каждый метод должен быть весомым и значимым;

 для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства его реализации;

 метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

 методы воспитания необходимо применять тактично;

 при подборе методов следует учитывать степень сложности воспитываемого качества;

 проектируя и подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на определенного ребенка;

 применение методов нравственного воспитания требует от педагога терпения и терпимости;

 в воспитании культуры поведения должны преобладать методы, которые предполагают обучение ребенка различным способам действия;

 применение методов в комплексе, во взаимосвязи.

К старшему дошкольному возрасту, как утверждает И.Н. Курочкина, у детей существует комплекс навыков, который помогает им проявлять культуру поведения. Навыки и привычки – это автоматизированные действия, благодаря которым человек совершает многие поступки быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания.  Процесс выработки таких навыков происходит в жизни ребенка ежедневно. Дети старшего дошкольного возраста учатся следить за своими вещами, за своим внешним видом, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами, вести себя в соответствии с нормами и правилами общения, с учетом ситуации общения: дома, в детском саду, на улице, со знакомыми людьми, с незнакомыми людьми и т.д. Все это является основой для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Без приобретения навыков невозможно было бы ни учиться, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки дают возможность экономить силы, а также достигать лучшего результата в достижении поставленной цели. Именно поэтому в работе со старшими дошкольниками необходимо обращать особое внимание на их выработку.  Для этого деятельность в дошкольном образовательном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы старшие дошкольники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений, систематически упражнялись в совершении положительных поступков. Содержанию поступков всегда должна соответствовать и внешняя форма их проявления.  Выделяют следующие три этапа процесса воспитания культуры поведения старших дошкольников.

          На первом этапе устанавливается определенный круг требований, выделяются конкретные способы действий, «образы поведения», которые необходимо усвоить детям; воспитание культурного поведения осуществляется одновременно с вхождением ребенка в новый образ жизни.      

На втором этапе объединяются отдельные действия, навыки и происходит их закрепление.

На третьем этапе происходит закрепление навыков культурного поведения, применение их в разнообразных условиях.

Первый этап связан с выработкой положительного эмоционального отношения к деятельности, которая связана с культурой поведения, к детскому саду, группе, научение необходимым способам действий и упражнение в них. На данном этапе используется система упражнений, игр, занятий, показы способов действий, «образа поведения» в повседневной

жизни, играх.

Второй этап направлен на закрепление навыков, является условием их

 усвоения. В данном случае часто используются упражнения, игры- инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фото пособий, художественной литературы.  На третьем этапе происходит закрепление культурного поведения в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, контроль, пример).  По мнению такого автора, как С.Г. Якобсон, при воспитании культуры поведения дошкольников необходимо придерживаться определенных этапов, он выделяет следующие этапы:  упражнение в поощряемом обществом поведении для накопления опыта;

  объяснение старшим дошкольникам, как и в каких ситуациях, необходимо себя вести так, чтобы получить одобрение со стороны взрослых и сформировать у них предвосхищение. Методика предвосхищения является стимулом к тому, чтобы ребенок вел себя культурно. На данном этапе создаются условия для того, чтобы старший дошкольник получал удовлетворение от хорошего поведения и проводится работа, направленная на осознание детьми значимости правил культурного поведения.

 Таким образом, выделяют три группы методов воспитания культуры поведения старших дошкольников: методы формирования личности, методы

организации деятельности и опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. Средства воспитания культуры поведения старших дошкольников включают художественные средства,  природу, собственную деятельность детей, окружающую обстановку. Предпосылками воспитания культуры поведения старших дошкольников сосредоточение на определенном деле и доведение его до конца, планирование своих действий, выполнение многих действий быстро и легко, не обращаясь постоянно к контролю сознания

Заключение

Культура поведения – характерный признак хорошего воспитания. Формируя представление о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребенка со сверстником, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни.

Богатство нравственного содержания игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.

Вывод: для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- знание особенностей нравственного развития личности;

- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

- знание "механизмов" формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных качеств личности.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей.

В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому, что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках.

Список использованной литературы

  1. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения / В. В. Бархатова// Дошкольное воспитание. - 1991.
  2. Буре Р. С., Воробьева М. В. / С. Р. Буре, М. В. Воробьева – Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.: – 2004.
  3. Виногродова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Просвещение 1989 г
  4. Курочкина И.Н. "Этикет для детей и взрослых": Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия" 2001.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. "Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений". М: Издательский центр "Академия", 1998г.
  6. Петрова В.И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду» Москва 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Статья Гринбаум Е.Е. в сборнике материалов международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Детство. Образование. Социум.» Тема: Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙЕлена Гринбаумг. Москва В современной системе дошкольного образования России происходят существенны...

Методика воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста

рассказывается о методики воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. этот материал поможет правильно организовать воспитательную работу ....

Современный этикет и воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В данном материале раскрыты три направления работы по формированию этикета и правил культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста: культура ...

Консультация "Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, ком...

Методическая разработка «Развитие речи посредством ментальных карт у детей старшего дошкольного возраста»

В данной методической разработке представляю опыт применения метода «Ментальных карт» как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Отличительным свойством мето...

Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации разработаны для педагогов ДОО, родителей, заинтересованных в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, как важного аспекта нравственного воспитан...