Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
статья
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры
межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание культуры межэтнического общения проистекает как
самопроизвольно, так и целенаправленно, в процессе намеренно
сформированного процесса воспитания.
Воспитание у дошкольников культуры межэтнического общения -
это «интегрированный процесс включения детей в мир отношений людей -
представителей различных культур и вырабатывания у детей старшего
дошкольного возраста положительного отношения к человеческой личности,
интереса к культурному многообразию, формирования национального
самосознания, склонности понять и принять другую этнокультуру,
воспитание на данном основании доброжелательных отношений к людям
различных национальностей, к конструктивному диалогу и сотрудничеству»
Воспитательный потенциал сюжетно-ролевой игры в воспитании
культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного
возраста обнаруживается в его воздействии на становление когнитивной,
эмоционально-чувственной и поведенческой сфер, и в связи с его
значительными качествами: интенсивностью содержания многообразными
составляющими национальной культуры (костюм, орнамент, предметы быта,
специфика окружения и т.д.); эмоциональной окрашенностью содержания,
его близости витагенному опыту детей старшего дошкольного возраста;
доступности для ребенка.
Вопрос игры как деятельности, обладающей особой значимостью в
воспитании культуры межнационального общения детей старшего
дошкольного возраста, постоянно находился в центре внимания
исследователей детского развития (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже,
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). В отечественной психологии сложился
взгляд на игру как на главнейшую и весьма результативную в детском
возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира
человеческих отношений (Л. C.Выгoтcкий, Д. Б. Элькoнин). Она содержит
эталон будущей взрослой жизни в удобопонятной и доступной для
подражания детей старшего дошкольного возраста форме. Игра не
разобщает, а, наоборот, сплачивает мир взрослых и мир детей, обеспечивая
формирование условий для психического развития и взросления, подготовки
дошкольника к будущей жизни.
Содержание игры – это содержание деятельности людей, которое
отображается играющим дошкольником в процессе развертывания сюжета,
моделирования социальных и межличностных отношений и жизненных
событий и обстоятельств. Содержание представляет уже отображение
социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами и, в
конце концов, на более поздней ступени – отображение социальных и
межличностных отношений.
В совместной игре дошкольники обучаются культуре
межэтнического общения, взаимопониманию, взаимопомощи, обучаются
подчинять собственные поступки действию остальных игроков.
Игра обнаруживает существенное воздействие на воспитание культуры
межэтнического общения у старших дошкольников. Дошкольник начинает
разбираться и осмысливать обстоятельства тех или других действий людей.
Постигая порядок человеческих отношений, он начинает осмысливать
собственное место в ней. Игра инициирует развитие познавательной сферы
дошкольника. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, дошкольник
обнаруживает новейшие грани окружающей его действительности.
Воспитывая культуру межэтнического общения у детей старшего
дошкольного возраста в игре, педагог вырабатывает и такие нравственные
качества, как уважительность, деликатность, корректность, скромность,
коммуникабельность, и также навыки коллективизма. Значимо прививать
дошкольнику несложную культуру общения, ориентирующую его
устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры
договариваться, уважительно обращаться с просьбой; если необходимо, то
уступать и дожидаться; делиться игрушками, спокойно беседовать, не
нарушать игры шумным вмешательством.
Таким образом, в игре дошкольники обучаются общению друг с
другом, умению подчинять собственные интересы интересам других. Игра
содействует формированию произвольного поведения дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте в центре внимания дошкольника
оказывается именно социальная сторона действия, и игровые предметные
действия видоизменяются в целостное ролевое поведение, направленное к
партнеру: мать кормит ребенка, ее заботит, вкусна ли, полезна ли еда, и т.д.
Игра отображает порядок социальных ожиданий
общества от человека, занимающего эту позицию, в скрытом виде
включает в себя систему правил и норм, регламентирующих ролевое
поведение в соответствии с данными ожиданиями. При этом игровая роль
неразрывно объединена с правилом, в обобщенном виде выступающим
сценарием, последовательностью и средством ее выполнения. Функции реальных взаимоотношений содержат: планирование
сюжета игр; распределение ролей, игровых предметов; контроль за
развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами;
коррекция игры.
Если игровые взаимоотношения обусловливаются содержанием
осуществляемых дошкольниками ролей, то их реальные взаимоотношения
зависят от специфики личностного развития.
Исследования показали, что на выполнение детьми нормы в
реальных (партнерских) отношениях влияет и уровень развития игровой
деятельности. Дети, характеризующиеся высоким уровнем развития игровой
деятельности, чаще выполняют моральную норму взаимопомощи по
отношению как к привлекательному, так и к непривлекательному сверстнику.
Такая зависимость может быть объяснена тем, что высокий уровень развития
игры основывается на активном сотрудничестве детей, требующем
налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей
ориентации ребенка на сверстника. Чем более развита сюжетно-ролевая
игра, тем выше ориентация на партнера и, соответственно, устойчивее
тенденция выполнять нравственную норму.
В качестве приемов организации игровых отношений выступили:
– последовательная смена ролевых позиций ребенка в игре (смена
ролей);
– создание игрового сотрудничества между партнерами (переход от
игры «рядом» к игре «вместе» с акцентированием игрового
взаимодействия персонажей);
– ориентация детей на чувства и переживания игровых персонажей;
– создание средствами игры повышенной напряженности ролевых
отношений с целью усиления эмоционального компонента восприятия
детьми проигрываемых ситуаций (экспериментатор активно
участвовал в игре, внося в развертывание сюжет события,
усиливающие общий драматизм и требующие оказания помощи
персонажам, попадающим в затруднительные положения).
Как выяснилось, специальная организация сюжетно-ролевой игры
детей оказала положительное влияние на процесс присвоения ими нормы
взаимопомощи. Дети продемонстрировали прирост «помогающего» поведения в отношении как привлекательных, так и непривлекательных сверстников. У них возросла потребность в общении совместной деятельности со сверстниками, коммуникативная компетентность (умение устанавливать контакт, договариваться о взаимодействии, конструктивно разрешать конфликты и пр.) и в целом изменилось отношение к сверстнику (усилились доброжелательность, симпатия и сочувствие)..
Эффективность воспитания этики межэтнического общения детей
старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры
обеспечивается:
– целевым конструированием национально - ориентированного
содержания сюжетно - ролевых игр, которое способствует развитию
межнациональных и духовных связях разных народов, соблюдении
определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей
различных национальностей друг к другу, их общении и
недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным
обычаям и традициям других народов.
– педагогическим обеспечением межнационального общения
дошкольников, стимулирующим мотивацию к позитивному
взаимодействию с окружающими;
– созданием среды, способствующей активизации полученного опыта
старших дошкольников.
Для более успешного воспитания этики межэтнического общения
в процессе сюжетно – ролевой игре, необходимо сориентировать детей не
только на собственные игровые действия, но и на отношения с ролями и
сюжетами игры. Таким образом, развитие коллективных способов межэтнического общения благоприятно влияет на эмоциональный климат в коллективе. Формируются приемлемые формы поведения усвоения моральных норм, коллективное взаимодействие, навыки самоорганизации, инициативы, творчества, совершенствуется национальная компетентность, проявляется новое психологической образование – мышление, значительно меняется социальная ситуация развития ребенка, формируется позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, знания о различных национальностях, культуры их быта, традиций и т. д.
«Особой задачей перед педагогом является не только ознакомить
детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе,
сформировать у детей доброжелательного, уважительного отношения к
представителям других этнических коллективов, приобщение к культурным
ценностям разных народов»
Педагог, в процессе своей деятельности, должен соблюдать основные
принципы при воспитании этики межэтнического общения.
1. Принцип «этнической индифферентности», то есть абстрагирование
от национального фактора в межличностном общении.
2. Такт в общении с людьми другой национальности.
3. Уважительное отношение к ритуалам, обрядам, обычаям, традициям
своего этноса, и такое отношение должно быть призвано естественным и
единственно нормальным.
4. Вступая в обсуждение национально-этнических проблем,
необходимо четко осознавать тот объем знаний, которым располагаешь по
данному вопросу.
5. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической
группы, в среде которой проживает человек.
6. «Один из важнейших аспектов этики межэтнического общения –
языковой. Знание языка основного этноса, в окружении которого живет
человек - это важнейший элемент культуры межнационального общения» Необходимо отметить, что «закрепление и уточнение представлений
детей дошкольного возраста о культурных ценностях полиэтнической среды
должно происходить в их собственной деятельности: игровой,
изобразительной, театрально-инсценировочной, а также в процессе общей
социализации, когда ребенок приобретает все новые знания о межэтническом
сходстве и различиях». При воспитании этики межэтнического
общения у старших дошкольников, педагог должен включать и другие
средства воспитания: традиции; общение; художественная
литература; сказки; пословицы и поговорки; национальные
куклы; подвижные игры с использование национальных
атрибутов; произведения искусства и другие».
Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Элькoнина, который
считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных
национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают
игру сферой «реальных социальных отношений».
В целях ознакомления детей с культурой разных народов, населяющих
нашу страну, педагоги дошкольных учреждений в процессе организации
сюжетно–ролевой игры в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах.
Еще в дошкольном образовательном учреждении должен быть
продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего
сгруппировать их следующим образом:
1. Куклы, передающие характерные черты национальности.
2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных
героев.
3. «Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов
напоминают о труде, характере той или иной национальности»
Рассматривая перечень сюжетно – ролевых игр, воздействующих на
воспитание у детей старшего дошкольного возраста межэтнического
общения, можно предложить следующую тематику: «Магазин», «У врача», «Доктор», «Моряки», «Кругосветное путешествие», «Мы жители планеты
Земля», «Школа», «Детский сад», «Семья».
Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что игра - это основной вид
деятельности ребенка старшего дошкольного возраста, которой присущи
основополагающие черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность,
самостоятельность, инициативность, творчество. Игра обнаруживается
одним из первостепенных средств воспитания межэтнического общения у
старших дошкольников. Также результативными средствами воспитания
межэтнического общения у старших дошкольников являются: традиции,
общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки,
национальные куклы.
Игра обнаруживает существенное воздействие на воспитание культуры
межэтнического общения у старших дошкольников. В игре дошкольник
начинает осмысливать и разбираться в обстоятельствах тех или иных
поступков людей. Постигая систему человеческих отношений в игровой
деятельности, он начинает осмысливать собственное место в ней. В
совместной игре дошкольники обучаются культуре общения,
взаимопониманию, взаимопомощи, обучаются подчинять собственные
действия действию других игроков. Воспитывая культуру межэтнического
общения у дошкольников в игре, воспитатель вырабатывает такие
нравственные качества, как вежливость, деликатность, предупредительность,
скромность, общительность и также навыки коллективизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка «Говорушки» по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомить детей с основными целями общения....
«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».
Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.
Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...
Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"
Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности....
Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду
В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...
Консультация для родителей «Игра как средство воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Игра как средство воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста»...
Кружок "Раз словечко, два словечко..." по воспитанию культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план кружковой деятельности....