ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ПРЯНИКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект для детей 5-6 лет на тему "История русского пряника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 391.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей
№ 61» НМР РТ
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«ИСТОРИЯ РУССКОГО ПРЯНИКА»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ № 61 НМР РТ
Алексеева Фанзиля Шамиловна
Нижнекамск
2025
Тема: «История русского пряника»
Возраст детей: 5- 6 лет
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный.
Проблема: где и когда начали готовить пряники.
Цель: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям русского народа; формирование представлений об истории возникновения русского пряника, способов его изготовления, развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси. Расширять знания о разнообразии пряничных изделий и способов их приготовления. Познакомить с характерными особенностями приготовления пряничного теста. Учить детей переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в разных ситуациях. Формировать исследовательские навыки в поиске информации в различных источниках.
Развивающие: Развивать творческую активность детей, инициативу и самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.
Воспитательные: Побуждать детей создавать выразительные образы, самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому.
Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода-ложке – и показать историю ее появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у младших школьников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.
Ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Материал: иллюстративный материал с изображением видов пряников, продуктов для пряничного теста; оборудование для работы(скалки, формочки, стеки, фартучки, кондитерские мешочки с глазурью, косынки и т.д.); схемы узоров украшения пряников; соленое тесто; гуашевые краски; кисти; «История пряника» мультимедийная презентация; ноутбук; дидактические игры: «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», дидактическое упражнение «Повтори узор» и др.
Предполагаемый результат:
Знают историю появления пряника на Руси. Могут рассказать о видах пряника. Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки. Сформирован устойчивый интерес к истории, традициям русского народа. Формируются обобщающие представления о способах работы с тестом. Развита сенсорно-аналитическая деятельность при восприятии цвета, формы, величины образца и его изготовление. Развито творческое воображение, самостоятельность, усидчивость, аккуратность в работе. Расширен запас знаний об окружающем, познавательная активность в процессе экспериментальной деятельности.
Актуальность проекта: Недостаточный уровень развития знаний у дошкольников о традициях, культурном наследии русского народа; низкий уровень сотрудничества детей и взрослых в процессе их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; интерес к исследовательской деятельности носит нестойкий, хаотичный характер, начатые исследования не доводятся до конца.
Форма проведения: наблюдения, ООД, игры, выставки рисунок и поделок, консультации, беседа с детьми и родителями, изготовление пряников дома с родителями; лепка пряников из соленого теста.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
II этап – основной
План реализации проекта.
Совместная деятельность:
Организованная образовательная деятельность:
1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Путешествие в прошлое пряников»
2. Художественное творчество (лепка) «Пряники».
3. Художественное творчество (рисование) «Расписываем пряников».
5. Речевое развитие «История русских пряников»
7. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Виды пряников»
8. Чтение художественной литературы: Г. Цыферов «Пряничный город», сказка «Пряничный человечек, русская народная сказка «Пряничный домик».
Организованная деятельность:
1. Показ презентации «История пряника»
2. Загадывание загадок; чтение пословиц, поговорок
3. Рассматривание фотографий и иллюстраций о пряниках
4. Дидактические игры: «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», дидактическое упражнение «Повтори узор»
5. Беседы: «Путешествие в прошлое пряника», «Откуда и где появился пряник?»
6. Фольклорный праздник «Святочный праздник - подари нам пряник»
7. Рассматривание альбома «Русский пряник»
8. Лепка «Пряники из соленого теста»
9. Рисование «Расписываем пряников»
Самостоятельная деятельность:
1. Дидактические игры: «Найди вторую половинку имбирного пряника» (лото), «Герои сказок и изделия, сделанные из теста», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Кто назовет больше блюд?» (из муки)
2. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
3. Опыт «Что будет с пряником, если его не убрать в полиэтиленовый пакет»
Взаимодействие с родителями:
1. Изготовление и расписывание пряников родителями в сотворчестве с детьми.
2. Подбор экспонатов для мини-музея «Пряники», оформление экспозиции.
3. Презентация проекта на родительском собрании.
III – этап - заключительный
1. Подведение итогов проекта
Продукт проектной деятельности:
1. Представление экспонатов в мини-музее
2. Лепка пряников из соленого теста.
3. Рисование «Расписывание пряника» (из соленого теста)
4. Мастер-класс совместно с мамами «Изготовление пряников своими руками»
5. Выставка детских работ «Испеку я прянички»
6. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»
7. Выставка пряников, организованная совместно с родителями.
Выход на другой проект:
Продолжение работы над проектом в подготовительной к школе группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
Конспект интегрированного занятия по по...

Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада
Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...
Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшей группе детского сада
Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшем дошкольном возрасте...
Проект по здоровьесбережению "Мы выбираем здоровье" в старшей группе детского сада
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который должны взрослые. Целенаправленная работа в этой области должна вестись постоянно....

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

Проект на тему «Ложки разными бывают...» в старшей группе детского сада
С посредством познавательно – исследовательской деятельности дети узнают истории возникновения ложки....