ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИСТОРИЯ РУССКОГО ПРЯНИКА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
проект (старшая группа)

Алексеева Фанзиля Шамиловна

Краткосрочный проект для детей 5-6 лет на тему "История русского пряника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoriya_russkogo_pryanika.docx391.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей

№ 61» НМР РТ

http://24medok.ru/wp-content/uploads/2011/12/3_78_37859_1323773372.jpg

ПРОЕКТ НА ТЕМУ

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ПРЯНИКА»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА  

                                                                                                      

                                               Подготовила: воспитатель

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    МАДОУ № 61 НМР РТ

                                                                    Алексеева Фанзиля Шамиловна

Нижнекамск

2025

Тема: «История русского пряника»
Возраст детей:
5- 6  лет
Тип проекта:  
познавательно-исследовательский.
Продолжительность:
краткосрочный.

Проблема:  где и когда начали готовить пряники.

Цель: Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям русского народа; формирование представлений об истории возникновения русского пряника, способов его изготовления, развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения пряничного дела на Руси.  Расширять знания о разнообразии пряничных изделий и способов их приготовления. Познакомить с характерными особенностями приготовления пряничного теста.  Учить детей переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в разных ситуациях. Формировать исследовательские навыки в поиске информации в различных источниках.  

Развивающие: Развивать творческую активность детей, инициативу и самостоятельность, целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, умение делиться с окружающими людьми приобретенным опытом.  Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Воспитательные: Побуждать детей создавать выразительные образы, самостоятельно выбирать инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому.

Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода-ложке – и показать историю ее появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у младших школьников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

Ресурсное  обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.                                                                                                                                                                      

Материал:    иллюстративный материал с изображением видов пряников, продуктов  для пряничного теста; оборудование для работы(скалки, формочки, стеки, фартучки, кондитерские мешочки с глазурью, косынки и    т.д.); схемы узоров украшения пряников; соленое тесто; гуашевые краски; кисти; «История пряника» мультимедийная презентация; ноутбук; дидактические игры: «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», дидактическое упражнение «Повтори узор» и др.

Предполагаемый результат:

Знают историю появления пряника на Руси. Могут рассказать о видах пряника.  Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки. Сформирован устойчивый интерес к истории, традициям русского народа. Формируются обобщающие представления о способах работы с тестом. Развита сенсорно-аналитическая деятельность при восприятии цвета, формы, величины образца и его изготовление. Развито творческое воображение, самостоятельность, усидчивость, аккуратность в работе. Расширен запас знаний об окружающем, познавательная активность в процессе экспериментальной деятельности.

Актуальность проекта: Недостаточный уровень развития знаний у дошкольников о традициях, культурном наследии русского народа; низкий уровень сотрудничества детей и взрослых  в процессе их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; интерес к исследовательской деятельности носит  нестойкий, хаотичный характер, начатые исследования не доводятся до конца.

Форма проведения: наблюдения, ООД, игры, выставки рисунок и поделок,  консультации, беседа с детьми и родителями, изготовление пряников дома с родителями; лепка пряников из соленого теста.    

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

- Выбор темы проекта;

- Определение цели и задач проекта;

- Составление плана работы;

- Изучение методической литературы;

- Подготовка оборудования, материалов;

- Предварительная работа с родителями.

II этап – основной

План реализации проекта.

Совместная деятельность:

Организованная  образовательная деятельность:

1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Путешествие в прошлое пряников»

2. Художественное творчество (лепка) «Пряники».

3. Художественное творчество (рисование) «Расписываем пряников».

5. Речевое развитие «История русских пряников»

7. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Виды пряников»

8. Чтение художественной литературы: Г. Цыферов «Пряничный город», сказка «Пряничный человечек, русская народная сказка «Пряничный домик».

Организованная деятельность:  

1. Показ презентации «История пряника»

2. Загадывание загадок; чтение пословиц, поговорок

3. Рассматривание фотографий и иллюстраций о пряниках

4. Дидактические игры: «Подбери продукты для пряничного теста», «Сложи пряник», дидактическое упражнение «Повтори узор»

5. Беседы: «Путешествие в прошлое пряника», «Откуда и где появился пряник?»

6. Фольклорный праздник «Святочный праздник - подари нам пряник»

7. Рассматривание альбома «Русский пряник»

8. Лепка «Пряники из соленого теста»

9. Рисование «Расписываем пряников»

Самостоятельная деятельность:

1. Дидактические игры: «Найди вторую половинку имбирного пряника» (лото), «Герои сказок и изделия, сделанные из теста», «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Кто назовет больше блюд?» (из муки)

2. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

3. Опыт «Что будет с пряником, если его не убрать в полиэтиленовый пакет»

Взаимодействие с родителями:

1. Изготовление и расписывание пряников родителями в сотворчестве с детьми.

2. Подбор экспонатов для мини-музея «Пряники», оформление экспозиции.

3. Презентация проекта на родительском собрании.

III – этап - заключительный

1. Подведение итогов проекта

Продукт проектной деятельности:

1. Представление экспонатов в мини-музее

2. Лепка пряников из соленого теста.

3. Рисование «Расписывание пряника» (из соленого теста)

4. Мастер-класс совместно с мамами «Изготовление пряников своими руками»

5. Выставка детских работ «Испеку я прянички»

6. Альбом «Какие пекут пряники на Руси»

7. Выставка пряников, организованная совместно с родителями.

Выход на другой проект:

Продолжение работы над проектом в подготовительной к школе группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада

Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...

Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшей группе детского сада

Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшем дошкольном возрасте...

Проект по здоровьесбережению "Мы выбираем здоровье" в старшей группе детского сада

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который должны взрослые. Целенаправленная работа в этой области должна вестись постоянно....

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

Проект на тему «Ложки разными бывают...» в старшей группе детского сада

С  посредством познавательно – исследовательской деятельности дети узнают истории возникновения ложки....