Проект на тему «Ложки разными бывают...» в старшей группе детского сада
проект по окружающему миру (старшая группа)
С посредством познавательно – исследовательской деятельности дети узнают истории возникновения ложки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lozhki_raznymi_byvayut.docx | 162.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей
№ 61» НМР РТ
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«ЛОЖКИ РАЗНЫМИ БЫВАЮТ…»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Подготовила: воспитатель
высшей квалификационной категории
МАДОУ № 61 НМР РТ
Алексеева Фанзиля Шамиловна
Нижнекамск
2023
Тема: «Ложки разными бывают»
Возраст детей: 5- 6 лет
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Проблема: как появилась ложка и для чего она нужна.
Цель: познакомить детей с историей изобретений, расширить кругозор посредством познавательно – исследовательской деятельности детей на примере истории возникновения ложки.
Задачи:
Обучающие: Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с историей возникновения ложки. Расширять и уточнять представления о ложке, систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах, материалах и назначении различных ложек, способах ее изготовления и использования. Знакомить детей с трудом творческих профессий: музыкантов, играющих на ложках, мастеров народного декоративно-прикладного искусства (ложкарей). учить использовать ложку в качестве измерительного прибора (измерение объема сыпучих тел). Расширять представления о труде взрослых, формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
Развивающие: Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы (ложки), учить сравнивать ложки по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их (ложки чайные, столовые, кухонные и др.). Развивать исследовательский интерес, формировать умение обследовать предметы, расширять представления о фактуре и свойствах ложек, включая проведение опытов (гладкая, шероховатая, легкая, холодная на ощупь, тонет – не тонет, быстро нагревается и др.). Расширять и активизировать словарный запас детей за счет слов, обозначающих качество и свойство ложек (шероховатая, гладкая, березовая, липовая и др.), познакомить со значением слов: черпак, ручка, ложкарь, резьба, роспись и т.д.. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах, связанных с деревянной ложкой.
Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей.
Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневному, знакомому им предмету обихода-ложке – и показать историю ее появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у младших школьников проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.
Ресурсное обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Материал: набор иллюстраций о ложках, альбомные листы, силуэты ложек, акварельные и гуашевые краски, восковые карандаши, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин, глина, простая деревянная ложка, расписанные деревянные ложки, пластмассовые (разовые), пластиковые ложки, ложки из нержавеющего материала: чайная, десертная, кофейная, суповая, фарфоровая, тазик с водой, зажигалка, магнит.
Предполагаемый результат:
Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:
- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.
Актуальность проекта: В условиях быстроменяющейся жизни, от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка – дошкольника. В процессе экспериментирования, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы.
Каждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь», «У богатого ложка ковшом, у убогого ложка веселком», «Был бы обед, а ложка сыщется». Но так ли проста функция и история ложки? И мы с детьми решили побольше узнать о ложке.
Форма проведения: наблюдения, ООД, игры, выставки рисунок и поделок, консультации, беседа с детьми и родителями, инсценировка, игры-драматизации, организация мини-музея ложек.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
- Выбор темы проекта;
- Определение цели и задач проекта;
- Составление плана работы;
- Изучение методической литературы;
- Подготовка оборудования, материалов;
- Предварительная работа с родителями.
II этап – основной
План реализации проекта.
Совместная деятельность:
Организованная образовательная деятельность:
1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Путешествие в прошлое ложки»
2. Художественное творчество (лепка по замыслу) «Чудо-ложка».
3. Художественное творчество (конструирование из бумаги) «Наши ложки не простые».
4. Художественное творчество (рисование) «Ложечка точеная, ручка золоченая» (по мотивам хохломской росписи).
5. Художественное творчество (аппликация-мозаика (из рваной бумаги) «Радужная ложка».
6. Речевое развитие (чтение художественной литературы) Кристиан Пино «История деревянной ложки» в сокращении, сказка «Жихарка».
7. Художественное творчество (лепка) «Ложка для Антошки».
8. Художественное творчество (рисование) «Красивая ложечка».
9. Художественное творчество (музыкальное) «Русская ложка».
10. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Ложка деревянная, ложка оловянная»
11. Художественно-эстетическое развитие (аппликация) «Красивая ложечка».
12. Речевое развитие (равитие речи) «Составление рассказов по картинкам из серии «Столовые приборы» (ложки) с использованием мнемотаблиц»
Организованная деятельность:
1. Показ презентации «Роспись деревянной ложки»
2. Показ фильма «Изготовление деревянной ложки за 10 мин»
3. Экспериментальная деятельность с ложками
4. Загадывание загадок; чтение пословиц, поговорок
5. Рассматривание фотографий и иллюстраций о ложках
6. Просмотр музыкального видеоклипа «Деревенские ложки»
7. Подвижные игры: «Кто быстрее возьмет ложку», «Ложку по кругу, передавай друг другу» , «Ты беги быстрее ложка», «Перенеси в ложке …» (эстафета)
8. Разучивание логоритмических упражнений «Ложкари».
9. Создание картины из ложек.
10. Беседы: «Путешествие в прошлое ложки», «Откуда взялась ложка?» «Зачем человеку ложка?», «Что было бы, если…?», «Безопасное обращение со столовыми приборами».
11. Пальчиковые игры: «Это ложка, это чашка»,
12. «Посуда», «Все, что надо ложечкой…»
Самостоятельная деятельность:
1. Дидактические игры на классификацию: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению).
2. Сюжетно-ролевая игры «Семья», «Магазин», «Поликлиника
3. Дидактические упражнения: «Держу ложку правильно», «Сервировка стола».
4. Музыкально-дидактические игры :«Ложкари» (закрепление приемов игры на ложках); «Повтори ритм», «Простучи ритм по схеме», «Подбери ритм к картинке», «Простучи свое имя», «Музыкальная гусеница», «Разноцветные зонтики», «Веселые матрешки» и др.
5. Игры-эксперименты: «Тонет-не тонет», «Теплопроводимость», «Магнитные свойства ложки», «Какая ложка самая тяжелая», «Узнай на ощупь», «Разложи ложки» (по материалу)
Взаимодействие с родителями:
1. Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми.
2. Подбор экспонатов для мини-музея «Ложка», оформление экспозиции.
3. Создание театра из ложек.
4. Презентация проекта на родительском собрании.
III – этап - заключительный
1. Подведение итогов проекта
Продукт проектной деятельности: представление экспонатов в мини-музее; музыкально-познавательный досуг «Путешествие в мир ложки»; творческая мастерская «Удивительное превращение ложки»; показ театра ложек «Колобок» с музыкальным сопровождением (детский оркестр народных инструментов); украшение группы и музыкального зала работами детей.
Выход на другой проект:
Продолжение работы над проектом в подготовительной к школе группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада
Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....
Экологический проект для старшей группы детского сада "Зеленый мир детского сада"
Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой, раскрывает ценность деревьев ...
Экологический проект для старшей группы детского сада Проект "Зеленый мир детского сада"
Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться...
Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшей группе детского сада
Паспорт проекта "Виды войск и военная техника" в старшем дошкольном возрасте...
Проект по здоровьесбережению "Мы выбираем здоровье" в старшей группе детского сада
Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который должны взрослые. Целенаправленная работа в этой области должна вестись постоянно....
«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...
Тематическое занятие в старшей группе детского сада "Птицы бывают разные"
Ребята группы "Барбарики" погрузились в изучение птиц! Птицы домашние, птицы дикие - они такие разные!...