Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада тема: « История русского костюма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_kostyum_strashaya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Наталь Владимировна Мамасуева,
воспитатель 1 квалификационной категории.
Конспект интегрированного занятия
по познавательному развитию в старшей группе детского сада
Тема: « История русского костюма»
Цель: Закрепление знаний детей о женском русском костюме. Формирование представлений о мужском костюме, через познавательно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
1.Обобщить и расширить знания детей о русском костюме
2.Учить реализовывать задуманное, вносить собственные изменения и дополнения
Развивающие:
1.Развивать у детей внимание, память
2.Развивать и поддерживать активность, самостоятельность у детей
3.Развивать мелкую моторику пальцев рук
4.Развивать художественный вкус и творческие способности у детей
Воспитательные:
1.Воспитывать уважение к истории своей Родины
2.Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей
3 Воспитывать аккуратность при выполнении работы
Словарная работа:
Активизация словаря: сарафанный костюм, северорусский ,южнорусский костюм, панева, передник
Обогащение словаря: косоворотка, рубаха, кушак, порты
Предварительная работа:
*Посещение музейно-выставочного комплекса (занятие «Русская изба»)
*Рассматривание иллюстраций к книгам по истории Древней Руси
*Чтение русских народных сказок
*Введение копилки поговорок и старинных слов
Оборудование:
*экран
*слайд –программа
*доска
*проектор
*клей карандаш, эскизы, поедки, шаблоны из ткани русских костюмов (сарафан, рубаха)
Ход занятия
1 часть
Дети заходят в группу . встают полукругом.
- Ребята мы продолжаем путешествие в прекрасное. И сегодня я приглашаю в зал народного костюма, экскурсоводом сможет быть каждый из вас.
-Заходите гости дорогие,
Все в горницу приглашаются.
Всех зову я ребятишек и девчонок и мальчишек
Будем беседовать старину вспоминать.
Входит глашатый :Низкий поклон вам люди добрые.
Воспитатель: Кто ты и откуда к нам прибыл?
Глашатый: Шел я к вам через горы и леса, через степи и поля и принес от князя великого грамоту .
«Людям всякого звания готовить наряды праздничные» (зачитывает)
-Но прежде чем выполнить указ давайте вспомним, какую женскую одежду носили на Руси. Я приглашаю в зал женского костюма. Проходите присаживайтесь.
Слайд №1 ( будничная и праздничная женская одежда)
Вопросы:
*Как называлась одежда по ее назначению?
(Одежда называлась будничная и праздничная)
*Из какого материала шили праздничную одежду?
(Праздничную одежду шили из шелка и парчи)
*Чем украшали праздничные костюмы?
(Праздничные женские костюмы украшали элементами вышивки, блесками, мехом, пухом птицы)
*Какие цвете чаще всего присутствовали в женских костюмах?
(В праздничных костюмах чаще всего присутствовали желтый, красный, голубой, коричневый цвет)
*Каждый цвет имел свое обозначение, давайте вспомним какое .( на доске цветовая палитра)
Обратите внимание цветовую палитру. (ответы детей)
*Красный цвет обозначал – веселье, хорошее настроение, праздник
*Голубой цвет –небо, молодость
*Желтый цвет – солнце, золото
*Коричневый цвет – землю кормилицу
Мини итог: Молодцы! Вы хорошо запомнили особенности украшений и цвета в женских русских костюмах
-Широка наша матушка Русь и в разных областях России носили разные костюмы.
Слайд №2 (Северорусский костюм)
- Как называется этот костюм?
(Такой костюм называется северорусский костюм)
-Кто хочет рассказать о нем?
(Рассказ ребенка: Это женский сарафанный костюм. Такой костюм носили на севере России. Главной частью этого костюма являлся сарафан. Его носили и в праздники , и в будни. Сарафан украшали вышивкой, бахромой, лентами. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении делали женщину похожей на лебедя.)
Слайд №3 (Южнорусский костюм)
- Где носили такой костюм?
(Такой костюм носили на юге России)
-Кто расскажет нам об этом костюме?
(Рассказ ребенка: Этот костюм называется паневным т.к. в нем самой главной деталью была панева. Панева –это прабабушка современной юбки. Панева надевалась поверх расшитой рубахи. Сверху надевался передник. Этот костюм считается древним по сравнению с сарафанным костюмом.)
Слайд № 4 (северорусский и южнорусский костюм)
-Назовите главное отличие и сходство этих костюмов?
(Сходство этих костюмов в том, что у них есть рубаха. Отличие в том, что у северорусского костюма главной частью является сарафан, а у южнорусского - панева)
Мини итог: Молодцы! Вы хорошо знаете женский костюм поэтому без труда назвали сходство и отличие.
Физ минутка:
2 часть
-Мы с вами хорошо отдохнули и я приглашаю вас в зал мужского костюма.
Слайд№5
-Посмотрите на слайд, что было главными частями в мужском костюме?
(Ответы детей: Главными частями мужской одежды является рубаха и штаны)
-Правильно. Только в старые времена штаны имели другое название порты.
-Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки.
- Какие поговорки об одежде вы знаете?
(Ответы детей: «Бабьи рубашки –те же мешки ,рукава завяжи да что хочешь положи», «Лиха беда кафтан нажить, а рубаху и дома можно сшить», «Когда у Ивашки белая рубашка, тогда у Ивашки и праздник» )
- Ребята, есть такая поговорка «Работать спустя рукава».
-Как вы думаете, что она обозначает? (рассуждение детей)
( Вы очень близко подошли к пониманию поговорки. Может ли человек хорошо работать, если у него длинные рукава? Не закатав такие рукава работать, было невозможно. Действительно это поговорка обозначает работать кое –как)
Слайд №6 ( рубаха, косоворотка)
-Обратите внимание, какой необычный ворот у этой рубахи. У нее косой ворот.
-Как можно назвать такую рубаху с косым воротом? Ребята, давайте попробуем образовать из двух слов: косой, ворот - одно, которое обозначает название этой рубахи.
(Такая рубаха называется косоворотка)
Праздничную одежду расшивали нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Нагрудные узоры вдоль разреза по центру груди защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а подпольные не давали пробраться злым силам снизу.
-Обратите внимание на эту часть костюма, что вы можете о ней сказать?
( Мужская рубаха подвязывалась поясом)
-Как вы думаете, для чего нужно было подвязывать рубаху?
(Рубаха была очень длинная и носилась на выпуск, поэтому подвязывалась поясом, который назывался кушаком)
Мини итог: Мы с вами знаем основные части женского костюма и рассмотрели из каких частей состоит мужской костюм. Кто обратил внимание, что составляло основу любого русского костюма? (Основу любого русского костюма составляла рубаха.) Ее надевали дети, женщины и мужчины.
-У нас с вами на экскурсии звучали новые слова и поговорка.
-Я открываю нашу копилку поговорок и старинных слов.
-Какую поговорку мы положим в нашу копилку? (« Работать спустя рукава»)
-Какие новые слова мы положим в копилку?
(В копилку мы положим слова: косоворотка, кушак, порты)
Вывод: Вы были внимательны, сумели запомнить новые слова, поговорку.
3 часть
-Ребята какой указ зачитал глашатый вначале нашей экскурсии?
(Готовить праздничные наряды)
-Ну что ребята пора нам браться за работу. В долгие зимние вечера собирались мастера в свельнике, чтобы ткать, шить вышивать . Ни одну неделю мастерицы склонялись над работой готовя праздничные наряды при свете лучины. Я предлагаю вам стать мастерами и украсить праздничные костюмы используя паедки и ваши эскизы.
-Но сначала давайте разомнем свои пальчики. (пальчиковая гимнастика)
-Приступайте к работе (звучит русская народная музыка)
-Ребята, у вас будет возможность продолжить свою работу. А готовые экспонаты мы разместим в музее русского костюма и проведем экскурсию для ребят подготовительной группы и ваших родителей.
Большое спасибо всем за участие в нашей экскурсии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Осень".
Конспект НОД в старшей группе по теме «Осень»Конспект НОД в старшей группе по теме «ОСЕНЬ»(образовательная область «познание»)Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.Задачи:• уточн...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: "Весна. Первые весенние цветы"
Задачи:- образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются насекомые, возвращаются птицы)....
Конспект интегрированного занятия ООД «Познавательное развитие» для старших дошкольников Тема: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ»
quot;Литературная викторина по сказкам"...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Лесная гостья»
интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-творческое развитие"...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме "Разноцветные краски осени".
Конспект занятия...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Космос»
Цель:-закреплять знания детей о космосе : планетах Солнечной системы, современных летательных аппаратах, -расширить знания о тренировочных испытаниях космонавтов,-продолжать воспит...
Конспект открытого интегрированного занятия ОО «Познавательное развитие» в старшей разновозрастной группе Тема: «Знакомство с воздухом»
Цель: Развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с некоторыми свойствами воз...