Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
учебно-методический материал (старшая группа)
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В данной статье хотелось бы представить материал для изучения на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей Отечества, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Файл izuchenie_istorii_i_kultury_rossii_v_detskom_sadu.docx (30.6 КБ) | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Айсина Эльмира Фаритовна
Изучение истории и культуры России в детском саду
на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций .
(старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Хотя, следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.
В данной статье хотелось бы представить материал для изучения на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей Отечества, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.
Для изучения данной темы можно выделить 5 разделов с основными задачами обучения и воспитания.
Раздел | Задачи |
Путешествие в историю | Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось Русское государство. Воспитывать уважение к своему народу. |
Россия – огромная страна. | Дать представления о размерах нашей Родины и ее природных богатствах: реках, морях, горах, лесах, флоре и фауне. Вызвать интерес к жизни родного края, подводить к выводу , что человек часть природы . |
Быт и традиции | Знакомить детей с жилищем русского человека6с избой, печью. Дать представления о предметах быта: мебели, посуде, предметах обихода. Дать сведения об одежде, продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, ярмаркам. Дать представление о народных праздниках: Масленица, Новый год. |
В мире русского языка | Познакомить с видами устного народного творчества: перевертыши, считалочки, скороговорки. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Дать представление о писателях, поэтах. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их, поучая при этом удовольствие. |
Творения рук человеческих | Продолжать знакомить с историей возникновения народной игрушки: деревянной – матрешками, богородской, глиняной – каргопольской, филимоновской, дымковской. Дать представление о кукле-самоделке. Различать народную роспись 6 городецкую, дымковскую, хохломскую. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам русского прикладного искусства. Дать понятия: художник, писать, художник – иллюстратор, художник-живописец. Познакомить с художниками – иллюстраторами В.Конашевич и Е. Чарушин; с художниками –живописцами И.Репиным, И. Шишкиным. Познакомить с материалами, которыми пользуются художники; гуашь, акварель, сангина, уголь. Поддерживать интерес к самостоятельной изобразительной деятельности, зарисовкам иллюстраций к придуманным произведениям. |
В следующей таблице содержатся примерные темы изучаемого материла, которые можно распределить в течении всего учебного года.
Месяцы | Разделы | ||||
Путешествие в историю | Россия – огромная страна. | Быт и традиции | В мире русского языка | Творения рук человеческих | |
Сентябрь | На реке Пахре | В гости к тетушке Алене | Сундучок тетушки Алены | ||
Октябрь | Москва – столица России | Устное народное творчество – перевертышы. | На книжной полке. Художник-иллюстратор В. Конашевич – «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
Ноябрь | Осень (итоговое) | Из чего ели и пили наши предки. Керамика сегодня | |||
Декабрь | Россия на карте мира | В русской горнице | Знакомство с богородской игрушкой | ||
Январь | Как начиналось русское государство | Земля – мать, сумей за нее постоять! | Без труда – не вынешь и рыбку из пруда. | В чудесной стране Городец | |
Февраль | Матушка - зима | Устное народное творчество - считалочка | Знакомство с писателем, художником – иллюстратором Е. Чарушином | ||
Март | Жизнь на Руси в старину | Комнатные растения в русской горнице и в наше время | Устное народное творчество – скороговорки | В гостях у яркой хохломы | |
Апрель | Пришла весна – земля проснулась. Мой город Родной. | Эй, народ, собирайся, - на ярмарку скорее отправляйся! | Художники-пейзажисты. И.Шишкин «Утро в сосновом бору» | ||
Май | Москва – город древний. | Художники – живописцы. И.Репин «Стрекоза» |
Изучение художественных произведений по разделу «В мире русского языка» можно разделить на кварталы ( осень, зима, весна). В таблице ниже представлена примерная тематика.
Квартал | Устное народное творчество | Писатели и поэты |
Осень | Русские народные сказки «Золотые серпы», «Василиса», «Сивка-бурка»(обр. М.Булатова) Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя. | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки». «сказка о попе и работнике его бплде». К ушинский «Слепая лошадь», Л.Толстой «Лебеди». С.Аксаков «Полевая клубника». Б.Шергин «Пословицы в рассказах», А.Фет «Осенняя роза», А.Блок «Зайчик». |
Зима | Русские народные сказки «два Мороза», «Царевна-лягушка»(обр. М.былатова), «Дурак и береза»( обр.Афанасьева). Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя. | Л.Толстой «Косточка», «Корова», Ф.Достоевский «Мороз иванович», А.Толстой «Два брата», А.Пушкин «опрятней модного паркета…»( отрывок из романа «Евгений Онегин» ). А Майков «Колыбельная песня А Фет «Кто поет глаза прищуря….» |
Весна | Русские народные сказки «По щучьему велению», «Два мужика», «Рифмы». Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя. | А. Толстой «Иван да марья». Л.Толстой «Акула». Е чарушие «Воробей», Б.Шергин «Миша ласкин», Н.Некрасов «дед Мазай и зайцы». Ф.Тютчев «Весенние воды» |
В следующей таблице представлена примерная тематика продуктивной деятельности детей в процессе изучения раздела «Творение рук человеческих» и распределение материала на учебный год.
Месяц | Лепка | Аппликация | Рисование | Конструирование | Ручной труд |
Сентябрь | -Богатство русского леса( грибы, ягоды, орехи) -Что вырастила тетушка Алена в саду? -Курица – по мотивам филимоновской игрушки | -Грибы. -Что вырастила тетушка Алена. -Цветы на лугу. | -Фрукты нашего сада. -Овощи нашего огорода. -Цветы на лугу. -Составление узора по мотивам дымковской игрушки. | -Из строительного материала: мост через реку; дворец для Василисы (по замыслу) | -Поделки из природного материала – по выбору воспитателя. |
Октябрь | -Медведь с угощением( по мотивам филимоновской игрушки. -Что вырастила тетушка Алена в огороде. | -Платок для Василисы( узор на квадрате из цветов с использованием природного материала). -Осенние цветы. -Медвежонок. | -Составление узора по мотивам дымковской игрушки (по замыслу). -Осенний цветок с натуры . -Осеннее дерево. -Медвежонок( игрушка). -Платок для Василисы ( составление узора в квадрате из цветов и листьев). | -Строительный материал «Мост через Москву-реку». | -Поделки из природного материала – по выбору воспитателя. |
Ноябрь | -Глиняный горшок (с натуры). -Глиняный кувшин. -Что крестьянин привез на ярмарку( овощи, фрукты, грибы, ягоды, посуда, игрушки) | -Посуда: миска, горшок. -Во поле береза стояла….( обрывная аппликаця). -Шарф для Василисы ( составление узора на полосе из ягод и листьев). | -Горшок с натуры. -Береза . -Осенние картинки.(гуашь, метод «тычка»). -Дождливая осень( акварель). -Шарф для Василисы( узор из ягод и листьев на полосе). -Роспись глиняной игрушки. Самоделки (филимон). | -Строительный материал (по сказке «Маша и медведь»). Медвежья изба. | -Оригами «Животные нашего леса». |
Декабрь | -Девочка в шубе. -Клоун. | -Елка на поляне. -Снегурочка у новогодней елки. -Веселый клоун. -Рукавицы Мороза Ивановича( составление узора из геометрических фигур по мотивам русского народного искусства) | -Заснеженная ель. -Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. -По стихотворению А.Блока «Ветхая избушка». -Украшение рукавицы Мороза Ивановича ( узор по мотивам русского народного искусства). -Веселый клоун. -Пригласительный билет на елку. | - Телега для перевозки сена (из строительного и добавочного материала). | -Изготовление игрушек к народному празднику - Новый год. |
Январь | -Хитрая лиса с лисенком. -Декоративная пластина ( подарок к празднику). -Кошка с котенком. | -У новогодней елки. -Лиса с лисенком. -Скатерть-самобранка (узор на квадрате по мотивам русской народной вышивки). | -У нас на елке. -Ковер –самолет. -Узор на прямоугольнике по мотивам русского народного искусства. -По стихотворению -А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…». -Щенок (игрушка с натуры) -Составление узора по мотивам городецкой росписи. | -Сани для перевозки людей (из строительного и добавочного материала ). | -Изготовление украшений для рождественской елки. |
Февраль | -Мальчик на коньках. -Мальчик и девочка лепят снежный ком. | -Мальчик в зимней одежде. -По стихотворению П.Сурикова -«Детство». -Салфетка. (составление уора по мотивам городецкой росписи). | -Конькобежец. -По отрывку из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…». -Составление узора по мотивам городецкой росписи по замыслу. | -Карета для Царевны –лягушки ( строительный и добавочный материал). | -Подарки мамам и бабушкам |
Март | -По сказке «Репка». -Птицы клюют. -Горшок с цветком ( с натуры). | -Лоскутное одеяло ( из геометрических фигур). -Воробьи на ветке. -Фикус в горшке ( с натуры). | -По мотивам хохломской росписи( прорисовка элементов «Завиток», «Ягоды», «Лист»). -Фикус в горшке (с натуры). -Узор для украшения прялки по мотивам хохломской росписи (образец). -Пасмурный весенний день( акварель). | -Собачья будка( из бумаги) | -Макет «Русская горница» ( их коробков и бумаги), столы, лавки. |
Апрель | -Зайчиха с зайчонком. -Встреча зверей с Колобком. -Декоративная пластина по мотивам дымковской игрушки. | -Быстроногий заяц. -Встреча зверей с Колобком. -Ваза с вербой. | -По мотивам поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы». -Составление узора по мотивам хохломской росписи на ложке( варианты образцов). -Ваза с вербой (с натуры) -Состалвнеие узора по мотивам хохломской росписи по замыслу( форма по выбору детей). -Весна идет, весне дорогу! | -Кузовок для грибов и ягод (из бумаги) | -Продолжение работы над макетом «Русская горница»: сундуки. Печки. |
Май | -Декоративная ваза ( по мотивам кисловодского фарфора). -В весеннем лесу. -Сказочная птица ( по мотивам дымковской игрушки). | -Ваза с цветами. -Весенние сюжеты | -Мой любимый сказочный герой. -Роспись глиняных поделок по мотивам дымковской росписи. -Во поле береза стояла… -Весенние зарисовки -В художественной мастерской по мотивам народных промыслов ( по выбору детей). | - Деревенский домик (из бумаги) | Оформление макета «Горница»( с использованием работ, выполненных в течении года на занятиях по лепке, аппликации и рисованию). |
Из вышеуказанных можно сказать, что для реализации методики изучения истории и культуры России предлагается интегрированный подход , то есть включение сведений об истории и культуры России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную и игровую. Материал систематизирован и представлен в виде таблиц с перечнем изучаемых художественных произведений и тематикой продуктивной деятельности детей.
Список использованной литературы:
- Кончаловская Н. Наша древняя столица.-М.:Воениздат,1996
- Мельников М.Н. русский детский фольклор.- М.:Просвещение,1987
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об Истории и культуре России.,-М.:АРКТИ, 2003. – 184с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с русским народным фольклором через родную природу во второй младшей группе детского сада
Работа направлена на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями через родную природ...
Народные игры,приобщение детей к русскому народному творчеству,выступление на совете педагогов
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравс...
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста
Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана Анатольевна Попова, воспитатель МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....
Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Данный материал по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...
Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...
Консультация для воспитателей " Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками"
Данный материал будет интересен педагогам младших и средних групп детского сада. В этой консультации обобщен практический опыт по развитию эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству ...
Совместная исследовательская работа педагога и семьи в процессе изучения русского народного творчества "История лаптей"
Для одного из наших праздников, нам было необходимо одеться в русский народный костюм и обуться в «странную обувь». Мы, вместе с родителями подумали, что это будут лапти. Удивительн...