«Квест - технология как средство повышения интереса к образовательной деятельности»
консультация

Татьяна Александровна Шайхатарова

Цель: Изучить и применить квест-технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи: 

  • Изучить историю возникновения «Квестов» как педагогической технологии. 
  • Изучить разнообразные виды квестов в работе с дошкольниками.
  • Составить алгоритм организации и проведения квест-игры.
  • Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста с применением квест-технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из опыта работы « Квест - технология как средство повышения интереса к образовательной деятельности» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 23 «Светлячок» г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Подготовила: воспитатель Шайхатарова Т.А.

Слайд 2

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.

Слайд 3

Квест – в переводе с английского Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений» . Квест ( квестор ) : от лат. « quaero » – ищу, разыскиваю, веду следствие.

Слайд 4

Квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся

Слайд 5

развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей

Слайд 6

воспитательные - формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие

Слайд 7

коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Слайд 8

В процессе прохождения квеста ребенок всесторонне участвует в работе, в данном процессе задействуются все виды деятельности.

Слайд 10

Квест , как и любая другая технология, имеет свой алгоритм: 1. Определить цели и задачи. 2. Выбрать место для игры. 3. Сделать паспорт этапов или карту маршрута. 4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников). 5. Написать сценарий (конспект). 6. Подготовить задания, атрибутику к игре. 7. Разработать маршрут передвижений.

Слайд 11

Типология квест - игр

Слайд 14

Помните, что любая победа, пусть даже в игре – это способ выработать у ребёнка привычку к успеху.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок» г. Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

Из опыта работы

«Квест - технология как средство повышения интереса к образовательной деятельности»

Picture background

Подготовила: воспитатель Шайхатарова Т.А.

г. Белебей, 2024 г.

 «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности»

Макаренко А. С.

В последние годы изменился подход к образовательной деятельности дошкольников, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка.

В дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Все более популярными становятся приключенческие игровые квесты. Сама по себе методика квестов не новая, подобные занятия были известны еще в прошлом столетии, когда дети во дворах играли в «Казаков-разбойников»«Зарницу» и прочие приключения. Новое слово в этой концепции предложил американский ученый Джордж Берни, благодаря которому на сегодняшний день мы имеем сочетание игры и обучения в одном мероприятии.

Квест – в переводе с английского Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений»Квест (квестор) : от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие.

Квест  –  это  командная  игра.  Идея  игры  проста  –  команда  или  команды, выполняя  различные  задания  (интеллектуального,  спортивного  характера), перемещаются  из  одного  места  в  другое,  а  на  этапе  завершения  игры  получают ответ на основную загадку. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит  в  том,  что,  выполнив  одно  задание,  дети  получают  подсказку  к выполнению  следующего,  что  является  эффективным  средством  повышения двигательной  активности  и  мотивационной  готовности  к  познанию  и исследованию.    Такую  игру  можно  проводить  как  в  помещении (в группе,  в  музыкальном  или  спортивном  зале), так же на улице.  

Преимущества квест-игр:

Квест - игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФОП ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Важно наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей, научиться мобилизоваться и очень быстро решать возникающие по ходу игры неожиданные задачи;

проведение квест-игры способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений;

в ходе реализации квест-игры осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми;

квесты требуют определённой ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в неё обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей;

ребенок осваивает информационные технологии для решения задач (для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, буклетов, газет и многого другого);

возможность интерактивной работы с родителями, активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО;

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

воспитательные - формируют навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие;

коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

В процессе прохождения квеста ребенок всесторонне участвует в работе, в данном процессе задействуются все виды деятельности:

- игровая (дидактическая, подвижная, спортивная);

- социально-коммуникативная (развитие речи, основы здоровья и безопасной жизнедеятельности);

- художественно-изобразительная (рисование, конструирование, лепка и др.);

- познавательно-исследовательская (игры по ОБЖ, окружающий мир, техника и др.);

- театрально-музыкальная (элементы танцев, рассказ стихов, цитирование и др.);

- ознакомление с литературой и фольклором.

Несмотря на развлекательный характер квест- игр, в них заложен огромный массив вспомогательных приемов, которые позволяют не только веселить детей, но и учить, и развивать.

Квест, как и любая другая технология, имеет свой алгоритм:

1. Определить цели и задачи.

2. Выбрать место для игры.

3. Сделать паспорт этапов или карту маршрута.

4. Сформировать состав участников (педагоги, дети, родители, рассчитать количество организаторов и помощников).

5. Написать сценарий (конспект).

6. Подготовить задания, атрибутику к игре.

7. Разработать маршрут передвижений.

Квест - игра может иметь разный сюжет, может быть быстрой, а может и продолжительной. В зависимости от возраста детей и изучаемого материала воспитатель может выбирать разные виды квестов.

Различают такую типологию игр:

- линейные – воспитатель продумывает этапы игры, которые связаны друг с другом и в итоге формируют единую структуру;

- штурмовые – воспитатель создает несколько путей, по которым могут пойти дети в процессе прохождения игры, получая задания и подсказки к ним, они могут сами выбрать путь и следовать ему;

- кольцевые – напоминают линейные, но у каждой команды есть своя точка старта и свои задания, которые они выполняют по ходу своего маршрута, приходя в общую финишную точку.

Больше всего дети дошкольного возраста любят бродилки и головоломки. Воспитатель продумывает задания для команд и создает островки, на которых дети находят задание и подсказки, которые указывают, куда идти дальше. Такой вид деятельности позволяет активизировать желание познать окружающий мир, изучить его и исследовать.

Чтобы удалось организовать игровую деятельность как следует, стоит строить ее по такому принципу:

- определить базу знаний и умений детей, выявить хорошо закрепленный материал и определить новый материал;

- определиться с задачей и целью конкретной игры;

- подобрать виды деятельности для реализации поставленных целей, определиться со временем проведения мероприятия;

- создать сценарий игры со всеми сюжетными моментами, поворотами, интригами;

- педагог должен определиться с названием игры, продумать вступительное слово и ход развития сюжета.

- придумать первое задание, которое выполняется без особых усилий, но вовлечет детей в историю, сюжет самой игры;

- продумать остальные задания, которые будут вызывать интерес и стремление к достижению итоговой цели, а не утомление и скуку (задания должны быть понятными и посильными, педагог использует все известные виды деятельности, создавая интересную и динамичную игру)

- разработать план маршрута так, чтобы станции с заданиями не пересекались;

- чтобы не переутомлять детей, важно продумать и создать условия для отдыха, физминутки, задания на релаксацию;

- продумывая станции с заданиями, важно выстраивать их так, чтобы дети видели логическую связь и двигались к достижению главной цели, которая достигается постепенно, путем прохождения каждого этапа;

- продумать и подготовить реквизит для проведения каждого задания.

Конечно, сложные квест-игры требуют от воспитателя тщательной подготовки, но также есть простой вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Эта несложная игровая схема неизменно пользуется успехом.

 

Для составления маршрута я использую разные варианты:

- Маршрутный лист (в нем могут быть просто написаны станции и их положение, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответом на которое является то место, куда вы должны следовать);

- «Волшебный клубок» - записочки с названием места, куда нужно отправиться, прикрепляются к клубку ниток по одной. Дети постепенно раскручивают клубок, переходя от станции к станции;

- «Карта» - схематическое изображение маршрута;

- «Волшебный экран» - ноутбук, на котором расположены последовательно фотографии мест, по которым должны пройти участники.

Таким образом, образовательный квест – это форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры! Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

 

Помните, что любая победа, пусть даже в игре – это способ выработать у ребёнка привычку к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в ...

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Фрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»

КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕФрагмент квест-игры «Веселый день с Еленой Мироновой»Цель: способствовать формированию устойчивого...

Квест-технологии как средство повышения интереса детей подготовительной группы к обучению

В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями государством поставлена достаточно важная задача: подготовить молодое поколение, владеющее универсальными компетентностями.Необходимо...

"Квест-технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Введение.«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С. Дошкольный возрас...

"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вов...

Игровые технологии как средство повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Дидактические игры необходимы для развития познавательных процессов, расширения запаса обзих сведений, развития коммуникативных навыков....