"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"
статья (средняя группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в  увлекательный мир приключений и разнообразных событий.   В   ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала  развитию активной, деятельностный позиции ребенка, развитию  у него любознательности и познавательного интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx113.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема заседания ГМО № 4: «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО».


Тема представленного опыта: «Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»

                                                   Ахмерова Лариса Семеновна

Высшая квалификационная категория

                                                                    Воспитатель

                                                    МБДОУ «ДС «Северная сказка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

2023 г.

Тема заседания № 4: Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО».

«Тема представленного опыта: «Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»

Слайд № 1

Цель: знакомство педагогов с квест-технологией, как средством развития любознательности и познавательной активности;

.

Задачи
1. познакомить педагогов с квест технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. представить опыт реализации квест-технологии в образовательном процессе;

Дидактический материал: презентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Слайд № 2

Введение

«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.

Слайд 3

Дошкольный возраст – возраст почемучек.   А любознательность  - это  естественное стремление ребёнка к приобретению  новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных,  нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Слайд 4

 Игра – основная деятельность ребенка – дошкольника,  которая  мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно  в игровой деятельности развивается   любознательность   ребенка.

Слайд № 5

Квест – это  приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника.  Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в  увлекательный мир приключений и разнообразных событий.   В   ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала  развитию активной, деятельностный позиции ребенка, развитию  у него любознательности и познавательного интереса.

Слайд 6

Как были организованы и протекали Квесты?  Погружение  в темы, происходило в рамках реализации еженедельных тематических задач. В ходе Квест - технологии  реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:

  • образовательная -  вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
  • развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и  познавательной активности,  творческих способностей каждого ребенка;
  • воспитательная – воспитание личной ответственности   за  выполнение

         работы.

Слайд № 7

Для того чтобы поставленные задачи решались наиболее успешно, при разработке квестов, мы в группе объединяем свои усилия и разрабатываем их таким образом, чтобы по ходу следования,  с детьми вовлекаем специалистов (музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога, педагога по изобразительной деятельности, инструктора по физ. воспитанию). Решая свои образовательные задачи, педагоги каждый раз перевоплощаются в разных персонажей, в соответствии с темой игры. Интересные, содержательные  Квесты, получаются когда проходят в виде  приключенческой игры,  с одной сюжетной линией, на каждом этапе решаются  задачи с установкой   дальнейшего продвижения по сюжету. Дети действуют  в условиях обогащенной образовательной среды, используются  возможности интерактивных технологий. Вся деятельность  осуществлялась в соответствии со  следующими принципами:

  • доступность, задания создавались в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • системность – все  задания логически связаны друг с другом;
  • эмоциональная окрашенность заданий;
  • разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий

рассчитываем таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;

  • интеграция областей и всех  видов детской деятельности протекала естественным образом.

Слайд 8

При подготовке и проведении квестов  учитывались три основных условия:

  • игры и задания  должны быть безопасными;
  • вопросы и задания соответствуют возрасту;
  • споры и конфликты решаются только мирным путем.

Слайд № 9

Развивающая предметно-пространственная среда -  «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании развивающей  предметно-пространственной среды по  содержанию квеста мы в группе учитываем, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать.  Можно сказать, что предметно – развивающая среда  становится первым шагом к достижению поставленной цели - для  проведения всех Квестов используем групповые помещения,   музыкальный и спортивный  залы.

В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась  интеграция образовательных областей, комбинировались  разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.

Слайд № 10

Ориентирами, определяющими направление действий, были карты. Общая цель объединяла детей, являлась  главным «внутренним мотиватором  Квеста». Совмещались элементы отдыха и  обучения, которое  происходило совсем незаметно.

В группе озвучивалась  игровая «легенда», мотивация к действию, определялась общая игровая цель.

Задания  были самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание -  ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбирались таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе  имеющихся у детей, знаний,  и  умений -   не требующих специальной подготовки. 

При решении поставленных игровых задач дети  узнавали  много нового, реализуя   ранее приобретенные знания. Повышению познавательной  мотивации способствовали  условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям и конечно, участие и поддержка родителей.

Слайд № 11

Итог: каждая Квест – игра заканчивается творческой деятельностью. В конце путешествия, после «выполненной миссии» дети возвращаются в группу и  дети, переполненные разнообразными эмоциями, создают  коллажи и  макеты: 

 Как показывают результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе  игры проявляется индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность.  Квест – игра, это  деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым,  открывал или приобретал новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что   именно игра,   для ребенка,  является средством познания окружающего мира.

Слайд № 12

Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство  ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в  качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес  и познавательная мотивация   возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и  мы еще раз убедились, что развитие познавательной  активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность, т.е. игру.

Слайд № 13

 «Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них,  как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень  (французский писатель,  философ).

             

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, ...

Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников.

Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направл...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство стимулирования любознательности и познавательного интереса дошкольников».

       В работе с детьми дошкольного возраста актуально использовать технологию проектирования. Данная технология даёт детям новые знания, учит устанавливать причинно-следст...

"Квест-технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников"

Введение.«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С. Дошкольный возрас...