"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"
статья (средняя группа)
Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в увлекательный мир приключений и разнообразных событий. В ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала развитию активной, деятельностный позиции ребенка, развитию у него любознательности и познавательного интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 113.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема заседания ГМО № 4: «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО».
Тема представленного опыта: «Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»
Ахмерова Лариса Семеновна
Высшая квалификационная категория
Воспитатель
МБДОУ «ДС «Северная сказка»
г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.
2023 г.
Тема заседания № 4: Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО».
«Тема представленного опыта: «Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса»
Слайд № 1
Цель: знакомство педагогов с квест-технологией, как средством развития любознательности и познавательной активности;
.
Задачи:
1. познакомить педагогов с квест технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
2. представить опыт реализации квест-технологии в образовательном процессе;
Дидактический материал: презентация по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация.
Слайд № 2
Введение
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.
Слайд 3
Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Слайд 4
Игра – основная деятельность ребенка – дошкольника, которая мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно в игровой деятельности развивается любознательность ребенка.
Слайд № 5
Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вовлечь детей и их родителей в увлекательный мир приключений и разнообразных событий. В ходе решения игровых поисковых задач, она способствовала развитию активной, деятельностный позиции ребенка, развитию у него любознательности и познавательного интереса.
Слайд 6
Как были организованы и протекали Квесты? Погружение в темы, происходило в рамках реализации еженедельных тематических задач. В ходе Квест - технологии реализовывались образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
- развивающая – развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;
- воспитательная – воспитание личной ответственности за выполнение
работы.
Слайд № 7
Для того чтобы поставленные задачи решались наиболее успешно, при разработке квестов, мы в группе объединяем свои усилия и разрабатываем их таким образом, чтобы по ходу следования, с детьми вовлекаем специалистов (музыкального руководителя, логопеда, педагога-психолога, педагога по изобразительной деятельности, инструктора по физ. воспитанию). Решая свои образовательные задачи, педагоги каждый раз перевоплощаются в разных персонажей, в соответствии с темой игры. Интересные, содержательные Квесты, получаются когда проходят в виде приключенческой игры, с одной сюжетной линией, на каждом этапе решаются задачи с установкой дальнейшего продвижения по сюжету. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды, используются возможности интерактивных технологий. Вся деятельность осуществлялась в соответствии со следующими принципами:
- доступность, задания создавались в соответствии с возрастными особенностями детей;
- системность – все задания логически связаны друг с другом;
- эмоциональная окрашенность заданий;
- разумность по времени, т.е. время на выполнение заданий
рассчитываем таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес;
- интеграция областей и всех видов детской деятельности протекала естественным образом.
Слайд 8
При подготовке и проведении квестов учитывались три основных условия:
- игры и задания должны быть безопасными;
- вопросы и задания соответствуют возрасту;
- споры и конфликты решаются только мирным путем.
Слайд № 9
Развивающая предметно-пространственная среда - «пусковой механизм» для познавательной мотивации и творческой активности ребенка. Поэтому, при формировании развивающей предметно-пространственной среды по содержанию квеста мы в группе учитываем, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, преодолевать. Можно сказать, что предметно – развивающая среда становится первым шагом к достижению поставленной цели - для проведения всех Квестов используем групповые помещения, музыкальный и спортивный залы.
В ходе реализации квест-игры естественным образом осуществлялась интеграция образовательных областей, комбинировались разные виды детской деятельности и формы работы с детьми.
Слайд № 10
Ориентирами, определяющими направление действий, были карты. Общая цель объединяла детей, являлась главным «внутренним мотиватором Квеста». Совмещались элементы отдыха и обучения, которое происходило совсем незаметно.
В группе озвучивалась игровая «легенда», мотивация к действию, определялась общая игровая цель.
Задания были самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Каждое задание - ключ к преодолению или выполнению следующей задачи. Они подбирались таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации, на основе имеющихся у детей, знаний, и умений - не требующих специальной подготовки.
При решении поставленных игровых задач дети узнавали много нового, реализуя ранее приобретенные знания. Повышению познавательной мотивации способствовали условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям и конечно, участие и поддержка родителей.
Слайд № 11
Итог: каждая Квест – игра заканчивается творческой деятельностью. В конце путешествия, после «выполненной миссии» дети возвращаются в группу и дети, переполненные разнообразными эмоциями, создают коллажи и макеты:
Как показывают результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе игры проявляется индивидуальность каждого ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность. Квест – игра, это деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым, открывал или приобретал новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что именно игра, для ребенка, является средством познания окружающего мира.
Слайд № 12
Как показали наблюдения, самым первичным проявлением познавательного интереса являлось любопытство ребенка, как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке, а в качестве более высокой формы познавательного интереса выступила любознательность. Познавательный интерес и познавательная мотивация возникали на основе присущей ребенку потребности в знании, которая является природным его свойством, и мы еще раз убедились, что развитие познавательной активности детей качественно осуществляется через личностно - значимую деятельность, т.е. игру.
Слайд № 13
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень (французский писатель, философ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, ...
Любознательность и познавательные интересы дошкольника
Консультация для родителей...
Условия развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направл...
Родительское собрание: «Занимательные опыты и эксперименты как средство развития любознательности и познавательной активности дошкольников»
родительское собрание...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство стимулирования любознательности и познавательного интереса дошкольников».
В работе с детьми дошкольного возраста актуально использовать технологию проектирования. Данная технология даёт детям новые знания, учит устанавливать причинно-следст...
Консультация «Квест – технология,как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников»
консультация для воспитателей...
"Квест-технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников"
Введение.«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С. Дошкольный возрас...