"Квест-технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников"
план-конспект занятия по окружающему миру
Введение.
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Одна из годовых задач, решаемых в нашем детском саду, в этом учебном году: «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников средствами игровой деятельности». Именно игра – основная деятельность ребенка – дошкольника, которая мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно в игровой деятельности развивается любознательность ребенка.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая широко начинает использоваться педагогами.
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.
В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: « Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»
Актуальность
Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
- Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
- Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
- Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
- Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Цель моей работы:
Изучить и применить квест-технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить историю возникновения « Квестов» как педагогической технологии.
- Изучить разнообразные виды квестов в работе с дошкольниками
- Составить алгоритм организации и проведения квест-игры
- Выстроить систему работы для детей дошкольного возраста с применением квест-технологии, как средство формирования любознательности и познавательного интереса.
Немного истории…
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:
• детские квесты
• квесты для взрослых,
• квесты, для совместных игр взрослых и детей.
Проанализировав различные литературные источники по данной теме, я отметила, что, как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы. Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Квест – игра имеет ряд особенностей:
- Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
- Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
- Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
По типу квесты делятся на:
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников
При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- безопасность для участников,
- задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
- оригинальность,
- логичность,
- целостность,
- подчинённость определённому сюжету
- создание атмосферы игрового пространства.
Квест - игра требует хорошо продуманной РППС (развивающая предметно-пространственная среда), поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
Алгоритм организации и проведения квест-игры:
- Провести мониторинг потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей. Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?
- Описать целевую группу программы
- Кто, какой, какие они - дети моей группы?
- Сформулировать проблему
- Чего сейчас не хватает данной группе, что они не умеют, не знают?
- Определить цель игры.
- Ради чего проводится игра? Какого результата мы хотим достичь?
- Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели
- Как и за счет чего цель будет достигнута?
- Создать тематический план
- Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько потребуется времени на проработку каждой темы
- Разработать сценарий, выбрать место проведения игры
- В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?
- Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы, реквизиты для игры.
- Назначить дату, заинтересовать участников игры.
- Проведение игры.
- Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.)
- Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы).
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест –игры. На сегодняшний день я разработала и реализовала 3 игр: «Ищем Колобка», «В поисках цветка здоровья», «В поисках телеграммы от Деда Мороза»
Первая квест – игра «В поисках цветка здоровья», у нас состоялась в музыкальном зале, в которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. На память о нашей первой игре мы с ребятами создали красочный фотоальбом, с самыми яркими событиями прошедшей игры.
Далее появился еще один квест, который получил название: «Ищем Колобка» Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.
Затем появился у нас еще один интересный квест «В поисках телеграммы от Деда Мороза», в котором нужно было выполнить задания, чтобы заработать льдинки, которые в конце квеста помогают открыть сундук, куда была спрятана телеграмма от Деда Мороза. Квест проходил на улице, тем самым расширили территорию прохождения квеста: это дает детям возможность более активно проявлять смекалку, находчивость и сообразительность.
С применением квест-игр у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-игр в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.
Практическая часть.
Сейчас я вам предлагаю вместе со мной пройти квест. Послушайте стихотворение и вы догадаетесь, о чем сегодня мы будем говорить.
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ (М.Карим)
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока
О чем стихотворение?(ответы) Правильно, сегодня речь пойдет о родном крае. (слайд 1) Сейчас и здесь вы можете проявить смекалку, продемонстрировать свои знания и получить море положительных впечатлений.
Посмотрите на экран.(слайд 2) Это карта Башкортостана. На ней отмечены все станции. Каждая станция имеет свое название. На каждой станции нас ждут вопросы и задания. За правильные ответы, мы получим монетки «сулпылар». В конце нашего пути мы окажемся в гостях. Итак. Мы отправляемся в путь! Все готовы? (Да!) Вперед!
1 станция в нашем путешествии –«Реки»(слайд 3)
По территории нашей республики протекает очень много рек. Какие реки вы знаете, перечислите? (Белая, Дема, Нугуш, Ик, Уршак) А какая самая большая река в Башкортостане? (Белая) (слайд4)
Молодцы! Мы заработали монетку! Идем дальше.
2 станция в нашем путешествии – «Леса»(слайд 5)
Наша республика богата лесами. Какие леса вы знаете? (лиственные, хвойные и смешанные). Какие деревья растут в Башкортостане?( береза, дуб, сосна, ель и др.) Башкортостан славится еще липовыми лесами. С ними связана слава башкирского меда. Его аромат, вкус и целебные свойства известны всему миру.(слайд6)
Молодцы, количество монеток увеличилось, отправляем их в шкатулочку и двигаемся дальше.
Вы, наверное, немного устали. Поэтому предлагаю вам остановится на привал, отдохнуть.
Психогимнастика «Растущее дерево» (слайд 7) (Воспитатели встают на ковер и изображают растущее дерево, под мелодичную музыку)
Представьте, что вы сморщенное семечко (воспитатели садятся на корточки(или на колени) и сжимаются в комочек, голова опущена, закрыта руками) Солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (начинают медленно подниматься, руки опущены). Растет стебелек, появляются веточки, на веточках появляются листочки. ( выпрямляют тело, руки поднимают- на голове кулачки) Наступает праздничный момент- бутоны лопаются и раскрываются цветы. (руки в стороны, резко разжимают кулачки и тянутся вверх). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем (любуются собой, улыбаясь цветам – соседям). Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой (машут руками, наклоняют голову, туловище) Ветер срывает листья(руки опускаются), цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны.
Отдохнули? Отправляемся дальше.
3 станция - « Горы и полезные ископаемые » (слайд 8)
На территории республики очень много гор Янгантау, Ямантау, Иремель, Торатау. А какие горы протянулись по всей территории нашей республики? (Уральские горы) (слайд9) Республика наша щедра на полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добываются на территории нашей республики? (уголь, нефть, железная руда, медь, золото, газ)
Молодцы, много знаете о полезных ископаемых, собираем монетки в шкатулку и отправляемся дальше.
4 станция – «Города» (слайд 10)
В республике Башкортостан 21 город. Назовите столицу нашей республики (Уфа) (слайд11) Самые крупные города республики – Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. А еще какие города вы знаете? (ответы)
Молодцы. Все справились с заданием. Идем дальше.
5 станция – «Символика» (слайд 12)
Посмотрите на экран. У каждой страны и республики есть свой флаг, герб и гимн. Флаг республики Башкортостан состоит из трех цветов. Что означают эти цвета? (Синий – означает ясность, добродетельность и чистоту помыслов народов республики; белый – их открытость миру, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни). На середине флага изображен цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков расположенных в центре белой полосы символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
А это герб Башкортостана. На нем изображен всадник на коне – это башкирский богатырь, зовут его Салават Юлаев. Он боролся за свободу своего народа, был очень силен, в 16 лет ходил один на медведя, писал стихи и песни.
Молодцы! На этой станции тоже заработали монетку, идем дальше.
6 станция – «Башкирский национальный костюм»(слайд 13)
Посмотрите на экран. Это башкирский национальный костюм. Платье называется «кульдак» оно обшито тесьмой, а на груди монетки (сулпылар). Сверху на платье надевается жакет – «елян» он вышит узорами. Мужской головной убор тюбетейка. Носили тюбетейку всегда, и зимой и летом, зимой ее одевали под шапку, а летом в ней не было жарко. На ногах они носят сапоги «итек». Все костюмы раньше шились вручную. Бабушки вечерами пели песни и шили их. Давайте мы с вами тоже потанцуем. (танцуют под башкирскую музыку)
Но вот, наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, нас встречает башкирская красавица Айсылу. (слайд 14)
Айсылу: Здравствуйте, гости дорогие! hаумыhыгыз! Расскажите, по какой республике вы сегодня путешествовали? Назовите главный город Башкортостана? Что мальчики носят на голове? Что носят на ногах? Вам понравилось путешествие?
За ваши знания, старания и монетки, я для вас приготовила башкирское национальное угощение «баурсак».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.docx | 32.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
«Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности» Макаренко А. С.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. А любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для формирования познавательной активности, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.
Одна из годовых задач, решаемых в нашем детском саду, в этом учебном году: «Развитие любознательности и познавательной активности дошкольников средствами игровой деятельности». Именно игра – основная деятельность ребенка – дошкольника, которая мобилизует его умственные возможности, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий, и именно в игровой деятельности развивается любознательность ребенка.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая широко начинает использоваться педагогами.
Все мы знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов – это, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей. Педагогу порой сложно подобрать такие методы и технологии работы, которые бы соответствовали принципам и задачам Стандарта и в то же время были интересны детям.
В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Один из принципов стандарта нам гласит: реализация программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательно-исследовательской деятельности в форме творческой активности, обеспечивающей художественно эстетическое развитие.
Как и у большинства моих коллег, у меня не раз возникал вопрос: « Как сделать так, чтобы ребенок, играя, развивался?»
Актуальность
Изучая методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в виде игры – квест.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
- Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся много лет назад компьютерные игры жанра quest. Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
- Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
- Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
- Квест - технология направлена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Цель моей работы:
Изучить и применить квест-технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Изучить историю возникновения « Квестов» как педагогической технологии.
- Изучить разнообразные виды квестов в работе с дошкольниками
- Составить алгоритм организации и проведения квест-игры
- Выстроить систему работы для детей дошкольного возраста с применением квест-технологии, как средство формирования любознательности и познавательного интереса.
Немного истории…
Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Квесты чаще всего называют «бродилками», поскольку для достижения цели нужно ходить и что-то искать, решать какую-то головоломку в определенной ситуации для перехода на следующий этап. Квесты рассчитаны на широкую аудиторию всех возрастов:
• детские квесты
• квесты для взрослых,
• квесты, для совместных игр взрослых и детей.
Проанализировав различные литературные источники по данной теме, я отметила, что, как и любая педагогическая технология, квест имеет свою классификацию и принципы. Причем принципы данной технологии соответствуют принципам ФГОС ДО, что, подчеркивает значимость и актуальность данной технологии для применения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. При подготовке и организации квест – игры необходимо четко соблюдать структуру построения квеста. Алгоритм организации и проведения квест – игры это своего рода сценарий, который должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.
Квест – игра имеет ряд особенностей:
- Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
- Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребёнка;
- Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так и коллективным;
- Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
По типу квесты делятся на:
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников
При организации квест-игры для дошкольников необходимо соблюдать следующие условия:
- безопасность для участников,
- задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
- оригинальность,
- логичность,
- целостность,
- подчинённость определённому сюжету
- создание атмосферы игрового пространства.
Квест - игра требует хорошо продуманной РППС (развивающая предметно-пространственная среда), поскольку необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность экспериментировать, фантазировать, творить. Создание среды - первый шаг к достижению поставленной цели.
Алгоритм организации и проведения квест-игры:
- Провести мониторинг потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей. Что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?
- Описать целевую группу программы
- Кто, какой, какие они - дети моей группы?
- Сформулировать проблему
- Чего сейчас не хватает данной группе, что они не умеют, не знают?
- Определить цель игры.
- Ради чего проводится игра? Какого результата мы хотим достичь?
- Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели
- Как и за счет чего цель будет достигнута?
- Создать тематический план
- Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько потребуется времени на проработку каждой темы
- Разработать сценарий, выбрать место проведения игры
- В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?
- Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы, реквизиты для игры.
- Назначить дату, заинтересовать участников игры.
- Проведение игры.
- Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и пр.)
- Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы).
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест –игры. На сегодняшний день я разработала и реализовала 3 игр: «Ищем Колобка», «В поисках цветка здоровья», «В поисках телеграммы от Деда Мороза»
Первая квест – игра «В поисках цветка здоровья», у нас состоялась в музыкальном зале, в которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. На память о нашей первой игре мы с ребятами создали красочный фотоальбом, с самыми яркими событиями прошедшей игры.
Далее появился еще один квест, который получил название: «Ищем Колобка» Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.
Затем появился у нас еще один интересный квест «В поисках телеграммы от Деда Мороза», в котором нужно было выполнить задания, чтобы заработать льдинки, которые в конце квеста помогают открыть сундук, куда была спрятана телеграмма от Деда Мороза. Квест проходил на улице, тем самым расширили территорию прохождения квеста: это дает детям возможность более активно проявлять смекалку, находчивость и сообразительность.
С применением квест-игр у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Главное преимущество квест-игр в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.
Практическая часть.
Сейчас я вам предлагаю вместе со мной пройти квест. Послушайте стихотворение и вы догадаетесь, о чем сегодня мы будем говорить.
О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ (М.Карим)
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - великая Россия -
Так зелена, так высока
О чем стихотворение?(ответы) Правильно, сегодня речь пойдет о родном крае. (слайд 1) Сейчас и здесь вы можете проявить смекалку, продемонстрировать свои знания и получить море положительных впечатлений.
Посмотрите на экран.(слайд 2) Это карта Башкортостана. На ней отмечены все станции. Каждая станция имеет свое название. На каждой станции нас ждут вопросы и задания. За правильные ответы, мы получим монетки «сулпылар». В конце нашего пути мы окажемся в гостях. Итак. Мы отправляемся в путь! Все готовы? (Да!) Вперед!
1 станция в нашем путешествии –«Реки»(слайд 3)
По территории нашей республики протекает очень много рек. Какие реки вы знаете, перечислите? (Белая, Дема, Нугуш, Ик, Уршак) А какая самая большая река в Башкортостане? (Белая) (слайд4)
Молодцы! Мы заработали монетку! Идем дальше.
2 станция в нашем путешествии – «Леса»(слайд 5)
Наша республика богата лесами. Какие леса вы знаете? (лиственные, хвойные и смешанные). Какие деревья растут в Башкортостане?( береза, дуб, сосна, ель и др.) Башкортостан славится еще липовыми лесами. С ними связана слава башкирского меда. Его аромат, вкус и целебные свойства известны всему миру.(слайд6)
Молодцы, количество монеток увеличилось, отправляем их в шкатулочку и двигаемся дальше.
Вы, наверное, немного устали. Поэтому предлагаю вам остановится на привал, отдохнуть.
Психогимнастика «Растущее дерево» (слайд 7) (Воспитатели встают на ковер и изображают растущее дерево, под мелодичную музыку)
Представьте, что вы сморщенное семечко (воспитатели садятся на корточки(или на колени) и сжимаются в комочек, голова опущена, закрыта руками) Солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (начинают медленно подниматься, руки опущены). Растет стебелек, появляются веточки, на веточках появляются листочки. ( выпрямляют тело, руки поднимают- на голове кулачки) Наступает праздничный момент- бутоны лопаются и раскрываются цветы. (руки в стороны, резко разжимают кулачки и тянутся вверх). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем (любуются собой, улыбаясь цветам – соседям). Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой (машут руками, наклоняют голову, туловище) Ветер срывает листья(руки опускаются), цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны.
Отдохнули? Отправляемся дальше.
3 станция - « Горы и полезные ископаемые » (слайд 8)
На территории республики очень много гор Янгантау, Ямантау, Иремель, Торатау. А какие горы протянулись по всей территории нашей республики? (Уральские горы) (слайд9) Республика наша щедра на полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добываются на территории нашей республики? (уголь, нефть, железная руда, медь, золото, газ)
Молодцы, много знаете о полезных ископаемых, собираем монетки в шкатулку и отправляемся дальше.
4 станция – «Города» (слайд 10)
В республике Башкортостан 21 город. Назовите столицу нашей республики (Уфа) (слайд11) Самые крупные города республики – Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. А еще какие города вы знаете? (ответы)
Молодцы. Все справились с заданием. Идем дальше.
5 станция – «Символика» (слайд 12)
Посмотрите на экран. У каждой страны и республики есть свой флаг, герб и гимн. Флаг республики Башкортостан состоит из трех цветов. Что означают эти цвета? (Синий – означает ясность, добродетельность и чистоту помыслов народов республики; белый – их открытость миру, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни). На середине флага изображен цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков расположенных в центре белой полосы символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
А это герб Башкортостана. На нем изображен всадник на коне – это башкирский богатырь, зовут его Салават Юлаев. Он боролся за свободу своего народа, был очень силен, в 16 лет ходил один на медведя, писал стихи и песни.
Молодцы! На этой станции тоже заработали монетку, идем дальше.
6 станция – «Башкирский национальный костюм»(слайд 13)
Посмотрите на экран. Это башкирский национальный костюм. Платье называется «кульдак» оно обшито тесьмой, а на груди монетки (сулпылар). Сверху на платье надевается жакет – «елян» он вышит узорами. Мужской головной убор тюбетейка. Носили тюбетейку всегда, и зимой и летом, зимой ее одевали под шапку, а летом в ней не было жарко. На ногах они носят сапоги «итек». Все костюмы раньше шились вручную. Бабушки вечерами пели песни и шили их. Давайте мы с вами тоже потанцуем. (танцуют под башкирскую музыку)
Но вот, наше путешествие подходит к концу. Посмотрите, нас встречает башкирская красавица Айсылу. (слайд 14)
Айсылу: Здравствуйте, гости дорогие! hаумыhыгыз! Расскажите, по какой республике вы сегодня путешествовали? Назовите главный город Башкортостана? Что мальчики носят на голове? Что носят на ногах? Вам понравилось путешествие?
За ваши знания, старания и монетки, я для вас приготовила башкирское национальное угощение «баурсак».
Содержание.
Введение
1.Что такое квест? Виды квестов
2.Организация квест-игр для дошкольников.
Практическая часть.
Интернет ресурсы.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №18 «Здоровье» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Сообщение из опыта работы на тему:
«Квест – технология,
как средство формирования любознательности
и познавательного интереса дошкольников»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Кашапова Ильнара Равилевна,
г. Октябрьский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любознательность и познавательные интересы дошкольника
Консультация для родителей...
«Проектно-исследовательская деятельность как средство стимулирования любознательности и познавательного интереса дошкольников».
В работе с детьми дошкольного возраста актуально использовать технологию проектирования. Данная технология даёт детям новые знания, учит устанавливать причинно-следст...
Проектная деятельность как средство формирования учебно=познавательной активности дошкольников
Метод проектов в ДОУ...
Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...
Консультация «Квест – технология,как средство формирования любознательности и познавательного интереса дошкольников»
консультация для воспитателей...
"Квест-технология как средство развития любознательности и познавательного интереса дошкольников"
Квест – это приключенческая игра, которая подразумевает активность каждого ее участника. Эта инновационная интерактивная форма организации образовательной деятельности, позволила вов...
Описание опыта работы "Квест-технология как средство формирования познавательного интереса дошкольников"
Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является практическое проблемное задание с элементами ролевой игры. Данная технология дает на...