Целевой образовательный проект «Математика – это интересно!» «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста к деятельности, направленной на формирование элементарных математических предст
проект по математике на тему

Шепенева Анжелла Николаевна

Образовательный проект включает в себя план  обновления содержания математического образования в конкретном ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и "Концепцией развития математического образования в Российской Федерации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx126.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад  № 1

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Целевой образовательный проект

«Математика – это интересно!» 

«Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений»

Автор – составитель:  

Шепенева А.Н. старший воспитатель.

СОДЕРЖАНИЕ.

стр.

  1. Тема.

3

  1. 1.1.
  1. Обоснование разработки проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

3

1.2.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта.

4

1.3.

Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.

4

Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи. 

6

Теоретические и методологические основания (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

6

Обоснование идеи инновации и механизм реализации инновационного проекта. 

7

Обоснование новизны инновационной деятельности.

8

Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирование продуктов и результатов и т.д.

10

Критерии и показатели (индикаторы)  эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики, позволяющие оценить эффективность проекта.

14

 Проектируемые результаты и инновационные продукты.

17

Практическая значимость проекта  и перспективы развития проекта.

17

Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

18

Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

24

  1. Тема: «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений»

1.1. Обоснование разработки проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

Проблема развития математических представлений  в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Уже сейчас, в Краснодарском крае  и в стране в целом, отмечается дефицит  высококвалифицированных инженерных кадров, способных генерировать и внедрять инновации, что было отмечено на «Первой стратегической сессии доктрины развития Краснодарского края» (1СС, Краснодар, 23-26.01.2017г.).

Один из основных принципов дошкольного образования, выделенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155),  - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Реализация данного принципа, как нельзя лучше происходит путём формирования у детей элементарных математических представлений. Математика для детей дошкольного возраста имеет важное значение в плане развития памяти, внимания, речи, мышления  и дальнейшего восприятия математической информации. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Данный проект позволяет детям знакомиться с математическими понятиями в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой  активности, что является основным принципом ФГОС ДО.

В ходе реализации данного проекта будут созданы условия для повышения уровня мотивации, как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом,  в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений, будет насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, носить личностно-ориентированный, деятельностный, игровой  характер, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р), а именно - проблемы содержательного характера.

Таким образом, внедрение данного образовательного проекта позволит совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей, улучшить учебно-методическую и содержательную часть дошкольного образования с целью исполнения Закона об образовании в Краснодарском крае, Стратегии развития образования Краснодарского края, Концепции развития математического образования в Российской Федерации что эффективного скажется на внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Краснодарском крае, а следовательно будет способствовать повышению качества образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.

1.2. Нормативно-правовое обеспечение инновационного продукта.

Проект разработан на основе нормативных документов, регламентирующих на сегодняшнем этапе дошкольное  и математическое образование:

  1. Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06. 1990 г № 1559-1;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012г., №273-ФЗ;
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155;
  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). 
  2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
  3. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14  октября 2013 года № 1180 «Об утверждении «Государственной программы Краснодарского края «Развитие образования»;
  4. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ  «Об образовании в Краснодарском крае»;
  5. Устав МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская:
  6. Локальные акты ДОУ.

1.3. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.

«Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью... способные к сотрудничеству... обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание».

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте. По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т.п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения (Л. Артёмова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербакова и другие). Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Как нельзя лучше для этого подходит использование современных образовательных технологий, которые по сути своей направлены на переход от подачи готовых знаний к обучению детей «учиться». Поэтому проблема практического использования педагогами современных образовательных технологий именно в работе, направленной на формирование элементарных математических представлений,  в настоящее время актуальна. Деятельность педагога ДОУ сегодня предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.

Педагог должен освоить современную технику и технологии, выбрать или разработать УМК, соответствующий требованиям ФГОС ДО, использовать возможности материально-технической базы, осуществлять индивидуальный подход, уметь разрабатывать индивидуальные образовательные программы.

Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?» Чтобы быть готовым к этому, педагогу следует владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

Таким образом, переход России, от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, предполагает новые цели образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Необходимость оптимизации образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.

Стратегическая задача развития дошкольного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения детей дошкольного возраста.

  1. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи. 

Цель проекта: повысить качество образовательного процесса посредством применения современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных  технологий. 

Объект (что рассматривается?): интерес к занятиям математикой.

Предмет (как рассматривается, в каких взаимосвязях?):  зависимость развития интереса к занятиям математикой  от применения современных образовательных технологий.

Гипотеза: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешней, если педагоги при взаимодействии с детьми будут активно использовать современные образовательные технологии.

Задачи проекта.

  • повысить у дошкольников мотивацию и интерес к занятиям математикой;
  • интегрировать математические знания в повседневную деятельность дошкольников;
  • создать условия для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования;
  • повысить  качество работы педагогов;
  • внедрить современные образовательные технологии в образовательный процесс ДОУ;
  • способствовать интеллектуальному, личностному и профессиональному росту педагогов;
  • пополнить и обновить  развивающую предметно-пространственную среду в возрастных группах;
  • популяризация математических знаний и математического образования;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

  1. Теоретические и методологические основания (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

В проекте на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагогов на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

Проект  основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

В основу образовательного проекта положены теоретические исследования Э.Г. Юдина, А.Г. Асмолова, Л.Г Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, М.Я. Басова, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Рубцова и др.

Указанные выше авторы утверждают, что обучение должно быть организованно так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие и подчеркивают, что реализация личностно-ориентированных принципов в практическом обучении обеспечивается системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, формированию основных предпосылок УУД .

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование у дошкольников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности человека).

Принцип минимакса - заключается в следующем: дошкольная образовательная организация должна предложить воспитаннику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально - безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в ДОУ и в ходе организованной образовательной деятельности (ООД) доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование у воспитанников способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Таким образом, развитие в рамках образовательного проекта выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

  1. Обоснование идеи инновации и механизм реализации инновационного проекта. 

Основная идея инновации состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса при организации  математического образования детей дошкольного возраста.

Целевые ориентиры образования, отвечающие современным задачам развития страны,  заключаются в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования умения учиться в целом. Поэтому использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  становится одним из наиболее актуальных.

Внедрение в систему работы педагогов информационно-коммуникативных технологий позволит не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - научить самостоятельно приобретать новые знания. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

Использование технологий развивающих игр (Блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, игр Никитина и Воскобовича) помогают овладеть мыслительными операциями и действиями важными для полноценного развития дошкольников: выявление свойств, их абстрагирование, логические операции, выделение лишнего, обобщение, знакомство с элементарной алгоритмической культурой мышления. Таким образом, развивающие игры становятся незаменимыми помощниками в интеллектуальном развитии современных детей.

Использование технологии проектной деятельности при обучении математике поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в математическую деятельность. Проект позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Воспитанники приобретают знания и умения, опыт реальной математической деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис метода проектов, который позволяет  найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Вышеперечисленные инновационные технологии направлены на развитие активности самого ребёнка, то есть, усвоение содержания математического образования,  и развитие воспитанника происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности, что делает возможным достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

  1. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Новизной инновационного образовательного проекта «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений» МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская является:

  • комбинаторное использование в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
  • интенсификация обучения, основанная на интеграции математических знаний в повседневную и поисково-исследовательскую деятельность дошкольников.
  • построение партнерских взаимоотношений всех участников образовательных отношений.

Сущностью  образовательного проекта «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений»  является создание модели условий в ДОУ. которые обеспечат у дошкольников повышение мотивации и интереса к занятиям математикой; будут способствовать обновлению содержания математических знаний и повышению математической компетенции воспитывающих взрослых.

Новизна для информационной и практической деятельности дошкольного отдела регионального и муниципального управления образованием.

  • Комплект методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей по созданию психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Разработанный и апробированный цикл мероприятий математической и естественно-научной направленности для педагогов ДОО с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
  • Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Пополнение базы математических проектов с детьми дошкольного возраста.

Новизна для информационной и практической деятельности МБДОУ детский сад № 1 станица Старощербиновская.

  • Комплект методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей по созданию психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Разработанный и апробированный цикл мероприятий математической и естественно-научной направленности для педагогов ДОО с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
  • Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Пополнение базы математических проектов с детьми дошкольного возраста.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды групп и материально-технического обеспечения.

  1. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной, управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирование продуктов и результатов и т.д.

Задачи.

Мероприятия.

Сроки исполнения.

Ответственный.

Результат.

1 этап. Подготовительно-информационный (2017 г.).

Создать Координационный совет по работе учреждения в инновационном режиме, регламентировать его деятельность по подготовке эксперимента.

Разработка и утверждение соответствующих приказов, положений.

2017 г

Заведующий

Сформированная нормативно-правовая база проекта

Составление плана работы Координационного совета

2017 г.

Старший воспитатель

Регулярная работа Координационного совета

Изучение литературы по проблеме

2017-2020 г.г.

Участники Координационного совета

Повышение компетентности участников инноваций.

Выявить уровень компетентности педагогов по проблеме.

Анкетирование.

2017 г.

Педагог-психолог

Выявлен уровень компетентности педагогов на начальном этапе, разработаны индивидуальные  программы для педагогов.

Беседы с педагогами ДОУ.

2017 г.

Старший воспитатель

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

Изучение литературы

2017-2020

Координационный совет

Повышение компетентности участников инновационной деятельности

Составление картотеки литературы по теме

2017-2020

Координационный совет

Картотека по теме

2 этап. Основной этап (2017-2021 г.г.)

Пополнить и обновить РППС в группах

Пополнение  в группах центров «Математическая смекалка»  - оборудованием и материалами для математического развития, в то числе Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича, Никитина.

2017-2021г.г.

Заведующий

В группах имеются материалы для занятий с подгруппой детей. разработаны методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

Разработать и апробировать методические материалы

Издание соответствующих приказов

2017 г

Заведующая

Сформированная нормативно-правовая база эксперимента

Создание перспективных планов по:

  • Использованию современных образовательных технологий в ходе формирования математических представлений детей среднего дошкольного возраста

2017-2018

Воспитатели группы среднего возраста

Разработаны методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.

Перспективные планы по развитию элементарных математических представлений с использованием современных образовательных технологий.

Повышение интереса детей к занятиям математикой.

  • Использованию современных образовательных технологий в ходе формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста

2018-2019

Воспитатели группы старшего дошкольного возраста

Перспективные планы по развитию элементарных математических представлений с использованием современных образовательных технологий.

Повышение интереса детей к занятиям математикой.

  • Использованию современных образовательных технологий в ходе формирования математических представлений детей подготовительной к школе группы

2019-2020

Воспитатели подготовительной к школе группы

Перспективные планы по развитию элементарных математических представлений с использованием современных образовательных технологий.

Повышение интереса детей к занятиям математикой.

Разработать и провести разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам развития элементарных математических представлений

2017-2021

Воспитатели

Конспекты и сценарии совместных мероприятий с родителями воспитанников по развитию элементарных математических представлений.

Буклеты, листовки, папки-передвижки по теме использования игр Никитина, блоков Дьенеша, палочек Кюизенера в домашних условиях.

Повышение компетентности родителей по вопросам развития элементарных математических представлений у воспитанников.

Обеспечить преемственность с СОШ № 1

Разработать и провести совместные мероприятия по вопросам развития элементарных математических представлений с педагогами СОШ № 1

2017-2021

Заведующий, старший воспитатель, педагоги.

Договор о сотрудничестве, конспекты и сценарии совместных мероприятий с педагогами.

Популяризация опыта работы

Анализ работы по проекту.

2017-2021

Координационный совет

Комплексный анализ работы ДОУ по инновационной деятельности

Подготовка и выступление педагогов на муниципальном и краевом уровне.

2017-2021

Участники инновационной деятельности

Выступления на РМО, конференциях, защита ППО.

Публикация опыта работы педагогов в СМИ

2017-2021

Участники инновационной деятельности

Публикации в сети интернет, периодической печати, СМИ.

Анализ инновационной деятельности

Диагностика интегративных качеств

  • «Овладевший необходимыми умениями и навыками» (раздел ФЭМП), 
  • «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

2 раза в год в течении всего периода

Воспитатели

Анкетирование родителей.

2 раза в год в течении всего периода

Воспитатели

3 этап. Заключительный (2021 г.)

Анализ работы по инновации.

2021

Координационный совет

Комплексный анализ работы ДОУ по инновационной деятельности

Популяризация опыта работы

Подготовка и выступление педагогов на муниципальном и краевом уровне.

2021

Участники инновационной деятельности

Выступления на РМО, конференциях, защита ППО.

Публикация опыта работы педагогов в СМИ

2021

Участники инновационной деятельности

Публикации в сети интернет, периодической печати, СМИ.

  1. Критерии и показатели (индикаторы)  эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики, позволяющие оценить эффективность проекта.

Критерий № 1.

Достижения воспитанников, уровень развития интегративных качеств, уровень развития познавательного интереса.

Показатель

Стартовый показатель (май 2016)

Индикатор, показатель эффективности

Май 2017

Май 2018

Май 2019

Май 2020

Май 2021

1.1.

Доля воспитанников с высоким и выше среднего уровнем развития интегративного качества «Любознательный, активный»

23%

25%

30%

50%

70%

70%

1.2.

Доля воспитанников с высоким и выше среднего уровнем развития познавательного интереса

20%

25%

30%

40%

50%

70%

Критерий № 2.

Кадровый состав.

Показатель

Стартовый показатель (январь 2017)

Индикатор, показатель эффективности

Январь 2018

Январь 2019

Январь 2020

Январь 2021

1.1.

Общая  укомплектованность

штатов

100%

100%

100%

100%

100%

1.2.

Доля педагогов, имеющих высшее образование

40%

40%

40%

60%

60%

1.3.

Обучающихся в ВУЗе

не менее 20% от общего кол-ва педагогов.

не менее 20% от общего кол-ва педагогов.

не менее 20% от общего кол-ва педагогов.

не менее 20% от общего кол-ва педагогов.

не менее 20% от общего кол-ва педагогов.

1.4.

Соотношение численности педагогов 1-й и высшей категории к общему числу педагогов.

70%

70%

70%

80%

80%

1.5.

Доля педагогов,

имеющих

публикации в СМИ, печатных изданиях.

0

10%

20%

30%

40%

1.6.

Доля педагогов, применяющих современные образовательные технологии при

организации взаимодействия с участниками образовательных отношений.

10%

20%

40%

50%

80%

1.7.

Доля педагогов, прошедших переподготовку по направлению данного проекта.

0%

10%

50%

70%

100%

Критерий № 4.

Качество условий реализации программы.

Показатель

Стартовый показатель (январь 2017)

Индикатор, показатель эффективности

Январь 2018

Январь 2019

Январь 2020

Январь 2021

1.1.

Комплекты «Блоков Дьенеша»  

6

11

16

20

20

1.2.

Комплекты «Палочек Кюизенера»

5

10

15

20

20

1.3.

Комплекты «Сложи узор (Никитиных)»

0

0

5 шт.

10 шт.

10 шт.

1.4.

Комплекта игр Воскобовича –

0

0

0

5 шт.

10 шт.

1.5.

Количество компьютеров

2 шт.

0

0

1 шт.

3 шт.

1.6.

Наличие мультимедийной установки

2

2 шт.

2 шт.

2 шт.

2 шт.

1.7.

Наличие медиатеки материалов

нет

Имеется

имеется

имеется

имеется

Критерий № 5.

Применение педагогами инновационных форм, методов  взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Показатель

Стартовый показатель (январь 2017)

Индикатор, показатель эффективности

Январь  2018

Январь  2019

Январь  2020

Январь  2021

1.1.

Разработка системы мероприятий в воспитательно-образовательной работе с воспитанниками, направленных на развитие познавательного интереса, познавательной активности детей

нет

имеется

имеется

имеется

имеется

1.2.

Организация семинаров-практикумов, круглых столов  для родителей по вопросам развития познавательной активности, познавательного интереса дошкольников

Проведено не менее 1 мероприятия с родителями по вопросам познавательной активности, познавательного интереса в каждой возрастной группе

Проведено не менее 1 мероприятия с родителями по вопросам познавательной активности, познавательного интереса в каждой возрастной группе

Проведено не менее 1 мероприятия с родителями по вопросам познавательной активности, познавательного интереса в каждой возрастной группе

Оценка результатов реализации проекта будет осуществляться с помощью различных методов:

  • экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами); социологические опросы родителей (законных представителей) воспитанников  и педагогов;
  • методы психодиагностики  (диагностика развития интегративных качеств «Любознательный, активный», диагностика «Изучение  познавательных  интересов детей» на  основе  анкеты «Изучение познавательных интересов» В.С.Юркевича);
  • анализ пополнения и развития РППС в группах;
  • анализ  применения педагогами инновационных форм и методов взаимодействия с воспитанниками и родителями;
  • анализ активности педагогических работников ДОУ при трансляции инновационного опыта.

  1. Проектируемые результаты и инновационные продукты.

В процессе реализации проекта будет разработана целостная модель, описывающая систему работы дошкольного образовательного учреждения по использованию современных образовательных технологий, для повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений.

Предполагается разработка и апробация следующих методических и практических материалов:

  • Комплект методических рекомендаций для педагогов образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей по созданию психолого-педагогических условий и развивающей предметно-пространственной среды, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Разработанный и апробированный цикл мероприятий математической и естественно-научной направленности для педагогов ДОО с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий.
  • Конспекты и сценарии мероприятий с детьми (образовательная и досуговая деятельность), с использованием современных психолого-педагогических и информационно-коммуникативных технологий,  направленных на развитие математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Конспекты мероприятий, проведенных совместно с родителями, способствующих раннему развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста.
  • Пополнение базы математических проектов с детьми дошкольного возраста.

  1. Практическая значимость проекта  и перспективы развития проекта.

Дальнейшая судьба инновации состоит в разработке методических рекомендаций, дидактических пособий, по использованию инновационных форм и методов взаимодействия с участниками образовательных отношений при организации работы по развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста. Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений.

Направление развития инновации

Субъект деятельности

Объект деятельности

Сроки.

1.

Использование разработанной модели взаимодействия по развитию математической грамотности и культуры детей дошкольного возраста 

Педагоги  дошкольных учреждений Щербиновского района, Краснодарского края.

Материалы образовательных проектов, сценарии мероприятий, конспекты занятий.

2018-2021

2.

Разработка методических рекомендаций по внедрению материалов проекта.

Педагоги ДОУ

Методические материалы.

2018-2021

4.

Совершенствование критериев оценки эффективности и результатов внедрения проекта

Педагоги ДОУ

Критерии оценки эффективности и результатов внедрения проекта

2018-2021

  1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

Условия реализации инновационного образовательного проекта  «Использование современных образовательных технологий, как условие повышения интереса детей дошкольного возраста  к деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений», сформулированы по принципу создания условий для реализации программ в соответствии с ФГОС ДО и должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах физического и экологического на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Опираясь на цель и задачи инновационной образовательного проекта  можно обозначить условия, способствующие его реализации:

  • психолого- педагогические условия;
  • развивающая предметно пространственная среда;
  • материально-технические условия;
  • кадровые условия;
  • финансовые условия.


Психолого-педагогические условия.

Психолого-педагогические условия включают в себя:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и  индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов  активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

В целях эффективной реализации образовательного проекта должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических и  руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации проекта, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время в учреждении созданы вышеперечисленные психолого-педагогические условия.

Развивающая предметно-пространственная среда.  

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В настоящее время в учреждении создана определённая развивающая предметно-пространственная среда, которая частично отвечает предъявляемым требованиям. В ходе реализации образовательного проекта предполагается насыщение и пополнение РППС.

Кадровые условия.

Реализация проекта  обеспечивается руководящими, педагогическими,        учебно-вспомогательными работниками учреждения.

Необходимым условием качественной реализации проекта является его систематическое сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени реализации. Руководящие и административно-хозяйственные работники ДОО создают благоприятные условия для реализации инновационной образовательной программы. Заведующая ДОО несет полную ответственность за работу ДОО, за жизнь и здоровье воспитанников. Контролирует и координирует весь педагогический процесс. Взаимодействует с родителями воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательного проекта вместе со старшим воспитателем, узкими специалистами и другими педагогическими работниками.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников, участвующих в реализации проекта, должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования». Данное соответствие важно для построения качественного образовательного процесса и проявление творческой инициативы в реализации и апробировании мероприятий  в условиях группы. Компетентность воспитателей в вопросах математического образования дошкольников, построения социального партнерства с родителями, соблюдение основных принципов воспитания - актуальные кадровые условия реализации программы.

В настоящее время кадровые условия соответствуют предъявляемым требованиям. Штат учреждения укомплектован.  Квалификация 100% руководящего состава, педагогов и учебно-вспомогательного персонала  соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике. 70% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории, педагоги обладают необходимыми компетенциями.

Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Требования к материально-техническим условиям реализации проекта включают:

1)  требования,  определяемые  в  соответствии  с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

В настоящее время требования к материально-техническим условиям реализованы частично, в ходе внедрения проекта предполагается улучшение материально-технических условий в ДОУ.

Финансовые условия.

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного  образования, определяемых органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности МБДОУ детский сад № 1 разработана смета расходов на внедрение данного проекта.

Проект сметы расходов на реализацию проекта в 2017 году

Обоснование расходов

Наименование расходов

Источник и размер финансирования, в руб.

Бюджет муниципальный

Бюджет краевой

Внебюджет

Износ более 60 % (акт обследования)

Замена мебели в  групповых комнатах для создания центров «Математическая смекалка»

30 000,00

Создание условий для проведения инновационной деятельности

Совершенствование системы материального стимулирования педагогов (воспитателей и специалистов) за участие в инновационной (экспериментальной) деятельности, снижение показателей по заболеваемости, повышения показателей посещаемости,  ведения дополнительных услуг.

300 000,00

Пополнение методической базы.

10 000,00

Пополнение  РППС в группах оборудованием и материалами для математического развития ( Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера)  

10 000,00

Пополнение РППС в группах оборудованием для поисково-исследовательской деятельности

25 000,00

Выполнение Закона об образовании РФ статья 47 п.5

Планомерное повышение квалификации (воспитатели, специалисты) на курсах КПК

31 500,00

Повышение уровня образования воспитателей ДОУ (учёба в ВУЗе)

80 000,00

Итого

80 000,00

365 000,00

31 500,00

Проект сметы расходов на реализацию проекта в   2018 году

Обоснование расходов

Наименование расходов

Источник и размер финансирования, в руб.

Бюджет муниципальный

Бюджет краевой

Внебюджет

Износ более 60 % (акт обследования)

Замена мебели в групповых комнатах для создания центров «Математическая смекалка».

25 000,00

Создание условий для проведения инновационной деятельности

Совершенствование системы материального стимулирования педагогов (воспитателей и специалистов) за участие в инновационной (экспериментальной) деятельности, снижение показателей по заболеваемости, повышения показателей посещаемости,  ведения дополнительных услуг.

300 000,00

Пополнение методической базы.

10 000,00

Пополнение  РППС в группах оборудованием и материалами для математического развития (игры Воскобовича, Никитина.)  

5 000,00

Дополнительное приобретение компьютеров.

25 000,00

Пополнение РППС в группах оборудованием для поисково-исследовательской деятельности

5 000,00

Выполнение Закона об образовании РФ статья 47 п.5

Повышение уровня образования воспитателей ДОУ (учёба в ВУЗе)

80 000,00

Планомерное повышение квалификации (воспитатели, специалисты) на курсах КПК

4 500,00

Итого

80 000

370 000

4 500

Проект сметы расходов на реализацию проекта в 2019 году

Обоснование расходов

Наименование расходов

Источник и размер финансирования, в руб.

Бюджет муниципальный

Бюджет краевой

Внебюджет

Износ более 60 % (акт обследования)

Замена мебели в групповых комнатах для создания центров «Математическая смекалка».

20 000,00

Создание условий для проведения инновационной деятельности

Пополнение методической базы.

10 000,00

Совершенствование системы материального стимулирования педагогов (воспитателей и специалистов) за участие в инновационной (экспериментальной) деятельности, снижение показателей по заболеваемости, повышения показателей посещаемости,  ведения дополнительных услуг.

300 000,00

Пополнение  РППС в группах оборудованием и материалами для математического развития (игры Воскобовича, Никитина.)  

5 000,00

Пополнение РППС в группах оборудованием для поисково-исследовательской деятельности

5 000,00

Выполнение Закона об образовании РФ статья 47 п.5

Планомерное повышение квалификации (воспитатели, специалисты) на курсах КПК

18 000

Повышение уровня образования воспитателей ДОУ (учёба в ВУЗе)

80 000,00

Итого

80 000

340 000

18 000

  1. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

В рамках внедрения данного проекта частично разработаны диагностические материалы для взаимодействия с педагогами, родителями, воспитанниками. Разработаны консультации для воспитателей, мероприятия для родителей по вопросам развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; образовательные ситуации с использованием современных образовательных технологий, которые педагоги учреждения демонстрировали в ходе проведения районных методических объединений, педагогических площадок. Разработаны математические проекты для детей старшего и среднего дошкольного возраста, которые стали победителями муниципального этапа краевого конкурса «Познаём, исследуем,  творим». Материалы вышеперечисленных мероприятий размещены на сайтах в сети интернет, участвуют в дистанционных конкурсах, занимают призовые места:

Выступления педагогов на уровне муниципалитета.

2015 г.

Азаренко Е.Г., воспитатель

Математический проект «Путешествие в Мир математики»

Победитель муниципального этапа краевого конкурса математических проектов «Познаём, исследуем, творим»

2015 г., ноябрь

Шепенева А.Н., старший воспитатель

Организатор работы педагогической площадки «Реализация Концепции развития математического образования в условиях дошкольного учреждения»

V  форум педагогов дошкольного образования Щербиновского района «Стратегические аспекты развития муниципальной системы дошкольного образования»

2015 г., ноябрь

Азаренко Е.Г., воспитатель

Презентация проекта «Путешествие в Мир математики»

V  форум педагогов дошкольного образования Щербиновского района «Стратегические аспекты развития муниципальной системы дошкольного образования»

2016 г., август

Терехова Ю.М., воспитатель

Мастер-класс «Использование оборудования, направленного на развитие математических представлений у дошкольников»

Муниципальная площадка по обмену опытом «Активизация познавательное деятельности дошкольников путем создания современной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

2016 г.

Демченко О.А., воспитатель

Математический проект «Весёлый счёт»

Победитель муниципального этапа краевого конкурса математических проектов «Познаём, исследуем, творим»

2016 г.

Симакова Н.Ю., воспитатель

Математический проект «Путешествие в страну геометрических фигур»

Призёр муниципального этапа краевого конкурса математических проектов «Познаём, исследуем, творим»

2016 г.

Терехова Ю.М.

Конспект НОД «Кладоискатели»

Призёр муниципального этапа краевого конкурса педагогов ДОО «Работаем по новым образовательным стандартам» в номинации «Познавательное развитие»

2017 г.

Терехова Ю.М., воспитатель

Открытый просмотр с детьми старшего дошкольного возраста для педагогов ДОУ «Применение палочек Кьюизенера в условиях дошкольного учреждения»

Районное методическое объединение «Развитие элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и «Концепцией математического образования в Российской Федерации»

2017 г.

Шепенева А.Н., старший воспитатель

Организатор работы районного методического объединений воспитателей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и «Концепцией математического образования в Российской Федерации»

Приложения.

Анкета  «Изучение  познавательных  интересов детей» переработана на  основе  анкеты «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).

Вопросы

Возможные ответы

Балы

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?        

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?        

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо

 Полученные данные отражены в таблице:

   Методика  "Маленький любознайка" предполагает выбор картинок, со схематичным изображением Центра  занимательной  математики с разными материалами и играми,  и других схематичных изображений различных центров  развивающей среды (Центр  творчества, Игровой центр, Литературный центр). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: "К тебе пришел  Любознайка.  Где  бы ты посоветовал ему позаниматься?" Ответы фиксируются в протоколе.

Анкета для родителей «Анализ условий и содержания математического развития детей в домашних условиях».

Уважаемые  родители!

Просим  Вас  подумать  над  некоторыми  вопросами

математического   развития  детей   и  ответить  на  них

  1. Часто ли  Ваш  ребенок  задает вопросы: почему? зачем? как?  __________________

  1. Проявляет  ли  ребенок   интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)? (подчеркните) Часто, иногда,  очень редко.

  1. Знакомы ли Вы  с  развивающими  играми:  блоки  Дьенеша,  палочки  Кюизенера,  игры  Никитиных, Танграм,  домино, лото, шашки, шахматы?  (подчеркните с какими).

  1. Какие  развивающие  игры  есть  у  вас  дома? (подчеркните):  блоки  Дьенеша,  палочки  Кюизенера,  игры  Никитиных, Танграм,  домино, лото, шашки, шахматы, другие  __________________________________________________________________  

  1. Как  часто  ребенок  подолгу  занимается   познавательными  играми? (подчеркните) Часто,  иногда,  очень редко

  1. Как Вы считаете, какова основная цель математического развития детей в детском саду:

     а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

     б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

     в) подготовить детей к обучению школе;

     г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

  1. В Вашей группе имеется наглядная информация для родителей по  математическому   развитию  детей? Насколько она полезна для Вас? (отметьте):

     а) информация отсутствует;

     б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

     в) информация есть, но крайне скудная;

     г) я не обращаю на нее внимания;

     д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

     е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

     ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме  математического  развития Вашего ребенка? (если да,  то  какая) _________________________________________ _____________________________________________________________________

Спасибо  за  участие  в опросе.

Карта  самооценки  профессионального  мастерства  воспитателя

______________________________

  1. К  развивающим  технологиям  относятся  (подчеркните):  компьютерные  игры,  наглядный  материал,  блоки  Дьенеша,  дидактический  материал  М. Монтессори,  рабочие  тетради, игры Никитиных, литература.
  2. Дидактический  материал  блоков  Дьенеша  направлен  на  развитие:
  • Связной  речи
  • Умение  кодировать и декодировать информацию
  • Обучение количественному  составу  числа из единиц
  • Тренирует  внимание, память, восприятие.

  1. Соотнесите  дидактические  пособия  с  автором

Цветные  палочки

Золтан Дьенеш

Логические  блоки

Вячеслав Вадимович Воскобович

«Сложи  узор»

Джордж Кюизенер

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др.

Мария  Монтессори

Игровизор

Борис  Павлович  Никитин

  1. В  подготовительной  группе  при  организации  НОД  используется  мотивация:
  • Проблемные  ситуации
  • Вхождение  в воображаемую игровую  ситуацию
  • Образное  оживление игрушки
  • Интерес детей к миру взрослых
  • Игра-путешествие по станциям с заданиями
  • Познавательные и соревновательные мотивы.
  • Нравственные мотивы

  1. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников  является:
  • Владение приемами  измерения, сравнения, классификации, записи арифметических  действий.
  • Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе  решения задач, задает  вопросы, желание  довести  до  конца.
  • Грамматически  правильная  речь,  умение  оценивать  деятельность  и  результат.

  1. Определите  особенности  организации  познавательной   непосредственно  образовательной деятельности  детей   в  соответствии  с  ФГОС ДО (обведите  в кружок):

Цель  НОД:  

  • накопление  детьми необходимого  личностного  опыта
  • использование  детьми  приобретенного  опыта, самостоятельное  добывание  знания

Позиция  взрослого:

  • «партнер», рядом с детьми  (вместе), в круге,  может  пересесть  если видит, что  кто-то из детей особенно в нем нуждается
  • «учитель», отдален  от детей (сидит за столом, стоит  у доски)

Позиция  ребенка:

  • «учитель-ученик», взрослый – главный,  он  руководит  и управляет  ребенком
  • «партнер – партнер» - оба  субъекты  взаимодействия, они  равны  по значимости

Основная  модель  организации  образовательного процесса:

  • учебная
  • совместная  деятельность взрослого и ребенка

Основная  форма  работы  с детьми:

  • рассматривание, наблюдение, чтение, реализация  проектов, мастерская и т.п.
  • занятие

Конспект  мастер-класса для педагогов ДОУ

«Использование игрового оборудования для развития элементарных математических представлений дошкольников».

Терехова Ю.М., воспитатель

Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами взаимодействия с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений;
  • Совершенствовать навыки использования игрового оборудования;
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Оборудование: игровые пособия, направленные на развитие элементарных математических представлений. На каждого педагога: зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ».

Ход.

  1. Организационный момент.

Уважаемые педагоги, здравствуйте. Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки взаимодействии с элементами развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие элементарных математических представлений.

Перед вами на столах – стикеры, которые помогут нам с вами общаться. Зелёный стикер с надписью «ДА», жёлтый – с надписью «НЕ ЗНАЮ», «МОЖЕТ БЫТЬ», «ИНОГДА», красный стикер – с надписью «НЕТ». Подумайте и ответьте с помощью стикеров на вопросы (после поднятия стикеров, ведущий комментирует полученные данные):

  • Знакомы ли вы с игровым оборудованием, направленным на развитие элементарных математических представлений?
  • Знаете ли вы задачи, которые можно решить с помощью «Блоков Дьенеша»?
  • Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
  • Знаете ли вы задачи, которые можно решить с помощью «Палочек Кьюизенера»?
  • Есть ли в развивающей среде вашей группы данное оборудование?
  • Желаете ли вы повысить свои теоретические знания использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?
  • Желаете ли вы получить навыки использования пособий, направленных на развитие элементарных математических представлений?

Спасибо, уважаемые педагоги, я очень рада, что на последний вопрос были подняты все стикеры зелёного цвета.

  1. Теоретическая часть.

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию оборудование, направленное на развитие ЭМП у дошкольников.

Все представленные материалы позволяют в игровой форме в совместной деятельности со взрослыми и в самостоятельной деятельности дошкольников, развивать навыки счета, сравнения, ориентировку в пространстве, дают детям представления об эталонах величины, веса, цвета, размера.

С помощью Блоков Дьенеша, конструктора  на солнечных батареях и пособия «Тигрёнок» дети учатся читать и использовать графические схемы и знаковые символы.

Взаимодействие с математическими весами и балансиром подводят детей к понятию вес, с помощью этих пособий, дети получают навыки измерения, сравнения и изменения веса. Большие и удобные чаши весов позволяют взвешивать сыпучие, жидкие и твёрдые материалы. Балансир- дает детям понятие о составе числа из двух меньших в необычной форме.

Палочки Кюизенера

С помощью палочек Кюизенера вы решите множество задач:

- Вызовете интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- разовьете элементарные математические представления – о числе на основе счета и измерения.

- поможете освоить ключевые средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и способы познания, такие как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).

- поможете освоить пространственно-количественные характеристики.

- научите детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.

- сформируете навык самоконтроля и самооценки.

Прозрачные Кубики

Данный игровой набор предназначен для конструирования различных узоров и построек, как в двумерном, так и в трехмерном пространстве. Устройство данных кубиков очень необычно, т. к. открывает нашему взгляду то, что обычно спрятано внутри. Прозрачные грани кубика дают нам возможность увидеть цветную пластинку внутри, которая делит фигуру по диагонали. Вот эти пластинки-диагонали и создают причудливые узоры и конструкции, соединяясь между собой разными способами. К игровому комплекту прилагаются специальные карточки с заданиями, которые пронумерованы и имеют постепенное усложнение: сначала в предлагаемых конструкциях используются 2-3 кубика с диагональю одного цвета, затем добавляются кубики с диагональю еще одного цвета; далее постепенно предлагаются более сложные конструкции, в которых участвуют кубики с диагоналями 4-х цветов. Самые сложные - это трехмерные постройки, которые состоят из кубиков с разными диагоналями. Последние 4 задания предполагают не просто создание предложенной конструкции по образцу, а являются задачами на выявление закономерности. Играющий должен дополнить конструкцию определенным кубиком исходя из выявленной закономерности. Благодаря тому, что диагональ внутри кубика с двух сторон имеет разные цвета, полученная постройка при рассмотрении с разных ракурсов будет менять цветовое решение, а также свою структуру. Там где была видимость выпуклости, с другой стороны будет впадина. Ребенку можно задавать вопросы на его предположение о возможных изменениях в орнаменте конструкции, если на нее взглянуть с другой стороны. Полученные постройки завораживают своей строгостью и правильностью узора, заставляя и дальше экспериментировать в поисках новых совершенных конструкций. Для того чтобы ребенку было интереснее играть, можно придумать разные игровые ситуации. Например, попросить малыша создать красивый домик, башенку, поезд или самолет, причудливый коврик или салфетку. Можно пофантазировать и изобразить различных животных: птиц, бабочек, змей и др. Варианты игровых занятий: конструирование по карточкам-образцам; Придумай свой узор или постройку, конструирование по собственному замыслу; конструирование по памяти: ребенку предъявляется карточка-образец на ограниченное время для запоминания, а далее предлагается воспроизвести узор по памяти; " "Продолжи узор": ребенок должен установить закономерность в узоре, предложенным взрослым или другим игроком, и закончить его согласно выявленному правилу; " придумывание названий постройкам, обыгрывание конструкций в сюжетных играх.

  1. Практическая часть.

Педагоги взаимодействуют с игровым оборудованием под непосредственным руководством ведущего мастер-класса.

4. Рефлексия.

Ведущий. Спасибо! Вы все получили возможность взаимодействия с игровым оборудованием. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

  • Какое впечатление произвело на вас взаимодействие с игровым оборудованием.?
  • Что было легко?
  • Что было выполнить проще  и почему?

С помощью стикеров ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Был ли  полезен для Вас  мастер-класс?
  • Узнали ли Вы что-то новое?
  • Приобрели ли новые навыки?
  • Вам было комфортно в ходе проведения встречи?

Всем спасибо за работу.  

Познавательно-исследовательский проект «Весёлый счёт» для детей среднего дошкольного возраста

Демченко О.А., воспитатель

Название: "Веселый счет".

Номинация дошкольный возраст.

Пояснительная записка.

Актуальность:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) основным принципом дошкольного образования является - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Формирование в дошкольном возрасте элементарных математических представлений развивает умственные и интеллектуальные способности у детей. В детском саду у детей появляется первоначальное понимание о счете и цифрах. Математика является сложным направлением, но, и в то же время обладает развивающим эффектом. Дидактические упражнения и игры математического содержания помогают знакомству детей со счетом, учат дошкольников думать, логически мыслить, развивают воображение, память, речь, формируют настойчивость, терпение. Важным моментом является то, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы математических знаний, необходимых для успешного обучения в школе.

В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание проектной деятельности насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.

Проблема, которая стала стимулом для создания данного проекта, заключается в том, что некоторые дети не проявляют интерес к познанию мира цифр, автоматически считают, не осознанно, не задумываясь о количестве предметов.

Проблема для детей: найти ответ на вопрос «Хорошо ли уметь считать?». Всё ли можно посчитать?

Роль взрослого - в игровой форме направить внимание детей, подсказать, используя эксперименты, чтобы малыши сами искали ответы на вопросы. Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное, активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики.

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года в течении двух месяцев.

Участники проекта - воспитанники средней группы и их родители (законные представители). Списочный состав группы включает 22 ребёнка, из них – 9 мальчиков, 13 девочек. Мониторинг развития интегративных качеств, проведённый в мае 2016 года, показал хорошие результаты. 39% детей имеют высокий и выше среднего уровень развития интегративных качеств. Активны в своих познавательных действиях - 39% малышей. Воспитанники группы стабильно здоровы, только у 2-х воспитанников группа здоровья Д-2, у остальных Д-1. Посещаемость детей в среднем составляет 69-70 %. По социальному составу семей, группа достаточно благополучная. Из 22 семей: 2 - неполные, 3 - многодетные семьи и 1 ребёнок находится под опекой. Семей, находящихся в тяжёлой жизненной ситуации, неблагополучных семей – нет. Родители и опекуны в основном заинтересованы в успехах детей, идут навстречу в деле воспитания детей, но обладают минимальными педагогическими компетенциями.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для развития познавательного интереса у дошкольников к математическим представлениям.

Задачи:

1. Для воспитанников:

1. Воспитывать интерес к занятию математикой.

2. Формировать умение узнавать цифры подряд и вразбивку, выстраивать их в цифровой ряд.

3. Активизировать в речи детей количественные и порядковые числительные.

4. Закреплять умение с помощью счета определять количество предметов с числом и различать процесс счета и его итог.

5. Развивать у детей память, внимание, логику мышления.

6. Формировать познавательные действия воспитанников.

7. Упражнять в счете на ощупь.

8. Активизировать мыслительную деятельность (умение считать) .

9. Упражнять в счете звуков на слух.

2. Для родителей (законных представителей):

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создание совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах математического образования детей.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).

Разработка и реализация проекта проходила в летний период 2016 года. На начальном этапе внедрения проекта было организовано анкетирование родителей (законных представителей воспитанников) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам беседы и анкетирования была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.

Мотивацией для введения воспитанников в проблему проекта стал просмотр мультфильма "Козленок, который считал до 10". С помощью главного героя мультфильма - козленка, детям была поставлена проблема«Хорошо ли уметь считать?». Ещё одним важным событием, повлиявшим на заинтересованность детей, стал праздник – день рождения воспитанницы Кати О. Она принесла угощение для детей - конфеты. Все с радостью поздравили девочку, и я задала вопрос: "Ребята, а как вы думаете, сможет ли Катя угостить конфетами всех детей в группе?" Как узнать, хватит ли угощения для всех? Ребята сразу предложили посчитать конфеты, но количество детей в группе намного больше, чем дети научились считать в течении учебного года. Как же поступить? Воспитанники задумались, стали рассуждать. Потом посыпались детские предложения: надо попросить, чтобы посчитали взрослые, давайте каждый возьмёт, а можно поделить – разрезать ножом и т. д. Пришли к выводу, что имениннице нужно каждому дать по конфете. В итоге - конфет хватило на всех и еще осталось. Эта ситуация ещё более акцентировала внимание детей на проблеме проекта. Следующим шагом в проектной деятельности стало проведение беседы с детьми с использованием ИКТ на тему: "Хорошо ли уметь считать. " На слайдах дети увидели сюжетные картинки, где уметь считать очень важно. Например, ситуация "Мы ждем гостей" - нужно знать, сколько столовых приборов приготовить, сколько стульев поставить? Или например, посчитать жителей зоопарка - обезьянок, не потерялись ли они в течении дня.

После прошедших выходных дети делились впечатлениями, кто куда ездил отдыхать. Группа детей из 5-6 человек захотели нарисовать море. Определили, что для рисунка необходимы синий, голубой, фиолетовый цвет карандашей (фломастера). Я спросила у юных художников: "Как узнать, сколько карандашей нужного цвета стоит в стаканчике?" (Нужно посчитать) Хватит ли всем карандашей нарисовать картинку про море? Сначала решили посчитать художников (5, затем отсчитали карандаши. (всего понадобится 5 карандашей). Такие ситуации помогают детям думать, мыслить, развивать навыки счета, соотносить количество предметов с цифрой. Так познание и обучение счету проходило ежедневно, тем самым развивала у детей познавательную мотивацию. Затем дети поняли, что посчитать можно все, что видно вокруг: цветы, совочки, ведерки для полива.

Через несколько дней я заметила, что мальчики на прогулке пытаются сосчитать, сколько проезжает машин по дороге мимо детского сада? (или сколько проходит прохожих мимо). Мы все вместе стали считать и остановились на пятой по счету машине. Я предложила цветными мелками рисовали палочки, отмечая проезжающие машины. Позже я спросила у ребят: "Как вы думаете, можно ли посчитать то, что не видишь, а только слышишь?" - например, давайте послушаем и посчитаем, сколько раз кукушка прокричала? (сколько раз хлопнула в ладоши). Чтобы нам не ошибиться, мы будем выкладывать листочки, веточки. В результате кукушка прокричала 5 раз, и веточек получилось 5. Считали с детьми звуки проезжающих машин, звон колокола, лай собаки и другие звуки окружающего мира. После таких упражнений дети легко сделали вывод, что считать можно и на слух. А можно ли считать предметы на ощупь. А вы хотите научиться считать пальчиками на ощупь? На протяжении всего проекта я предоставляла право в выборе игр "Кармашки с секретом" или "Чудесный мешочек", внутри которого прятались мячики, камешки, орехи, шишки (Фото 1). Оказалось, большой интерес вызвало у детей то, что считать можно и на ощупь и на слух.

Однажды, наблюдая за стрекозами в клумбе, ребятам стало интересно сколько их? Мы стали считать, но под рукой ничего не оказалось: ни веточек, ни камешков - ребята боялись отойти и спугнуть насекомых. Саша показал прием счета на пальцах. Ребята с увлечением выполнили упражнение и посчитали - всего стрекоз оказалось 4, в результате сделали вывод, что нужно 4 пальчика загнуть.

На прогулочном участке летом детям раскрывается большая возможность для познавательно - исследовательской деятельности. Ребята с удовольствием и интересом рассматривали в бинокль с увеличительными стеклами насекомых и считали, сколько ножек у стрекозы, паучка, богомола (Фото 2). Делали вывод, что у стрекозы и богомола 6 ножек, а у паучка - 8. Работа по подсчету велась в парах, что позволяло детям налаживать субъект-субъектные отношения между сверстниками. Так, путём экспериментирования дети искали ответ на вопрос – сколько шагов понадобиться, чтобы измерить расстояние от домика к дереву, от лавочки до ракеты. В результате у Вани получилось 10 шагов, у Вари -8, а у Даши -6 (Фото 3). В ходе проектной деятельности воспитанники самостоятельно выбирали место, время и материал для измерения, а так же партнёра для экспериментирования.

Приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме поможет быстрее и легче усвоить числа и цифры, закрепить счет. В гости приходили игровые персонажи - цифры. Каждая цифра несколько дней гостила у ребят в группе, присутствовала на прогулке. Персонажи рассказывали о себе в стихах, предлагали детям поиграть в новые дидактические игры, вместе разучивали пальчиковые игры, познакомили детей с математическими считалками. В дальнейшей работе вниманию детей была представлена презентация "Загадочные цифры", подготовленная мамой Виолетты. Взрослый читал загадку детям, а на слайде появлялась отгадка - цифра. В работе с дошкольниками так важно применение математических праздников и развлечений, поэтому каждую неделю проходили развлечения по теме недели, где ребята отгадывали загадки про цифры, выполняли познавательные упражнения, логические задания. Встреча с каждой цифрой была запоминающейся для детей. Они подбирали цифрам свой наряд из геометрических фигур, рисовали узоры, лепили их, раскрашивали книжки- раскраски с цифрами (Фото 4, 5). В дальнейшей работе по проекту дети с удовольствием занимались шнуровкой, использовали игру "Математический планшет". Искали в окружающем мире предметы, похожие на цифры, играли в игру "Чего может быть по два", «На что похожи».

В утренний прием детей очень эффективно отрабатывать навыки порядкового счета: первая пришла в детский сад сегодня Варя, второй – Ваня, третий – Саша и т. д.

Читая знакомые и любимые русские народные сказки«Три медведя»«Волк и семеро козлят»«Теремок»«Колобок»«Репка», в которых встречаются числительные, я предлагала ребятам отложить столько же счетных палочек, магнитов на доске, сколько в сказке было героев. Дома родители с детьми совместно изготовили книжки- малышки по этим сказкам для закрепления соотношения количество с цифрой.

Элементы кукольного театра вносят разнообразие и повышают интерес к формированию элементарных математических представлений. С помощью героев сказок "Репка", "Теремок" детей смогли найти свои места, закрепили порядковый счет и активизировали в речи порядковые числительные.

На уличной площадке, где дети проводят в летнее время больше времени, создали математический уголок. Там разместили различные игровые пособия, дидактические игры по теме проекта.

Незаменимые помощники воспитателей – родители. С начала работы родители активно принимали участие в проекте. Родители обсуждали информацию по теме проекта, размещённую в информационном уголке или изготовленную в форме листовок "Математические считалки - учите вместе с нами", буклетов "Учимся считать", «Весёлый счёт». Дома в семье родители выполняли различные творческие, познавательные задания и упражнения для с ребенком, предложенные в индивидуальных беседах. Непосредственно рукам родителей были изготовлены новые атрибуты развивающей пространственной среды - книжки - малышки "Веселый счет" (Фото 6,7, "Загадки про цифры" (Фото 8, 9, "Математические сказки", коврик "А ну - ка, сосчитай-ка"(Фото 10, 11).

Заключительный этап любого проекта – рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. По окончанию проекта был проведен итоговый праздник «Путешествие в страну веселых цифр» - важным моментом является то, что в ходе праздника дети продемонстрировали полученные знания и умения, а воспитанник Саша с мамой Еленой Николаевной показали увлекательную презентацию "Веселый счет". Проведение этого мероприятия показало, что дети-участники проекта закрепили навыки счёта, у них повысилась мотивация к познавательным действиям, так как ребята узнали для чего считать и как применить полученные знания на практике, а так же дети смогли выступить в роли оратора, презентуя полученные знания.

Ожидаемые и полученные результаты.

По наблюдениям педагогов и родителей воспитанников, по окончанию проектной деятельности, у воспитанников группы повысился познавательный интерес к занятиям математического содержания. В результате реализации проекта 70% детей запомнили цифры и осознанно применяют навыки счете до 5 и дальше. 80% детей узнают цифры, правильно выстраивают их в числовой ряд. Большинство детей активно используют счет на слух и на ощупь. У 10% детей еще не получается правильно называть количественные и порядковые числительные, но остальные (90%) дошкольники показали хорошие знания. Дети демонстрируют умение с помощью счета определять количество предметов, соотносить его с цифрой и подводить итог счёта.

По наблюдениям педагогов, в течение всей работы по проекту дети демонстрировали заинтересованность в подсчете предметов в игре, в разговоре, на прогулке, в сюжетно-ролевых играх, во время дежурства по столовой, при раскладывании материала для продуктивной деятельности, при проговаривании считалок, при выборе водящего в играх, при проигрывании сказок, в итоговых развлечениях

Родители с интересом и увлечением принимали участие в образовательном проекте. Как показало итоговое анкетирование, у родителей повысились знания в вопросах математического образования детей. Родители согласны с мнением, что нужно не просто научить ребенка автоматически считать, а важно осознанно правильно пересчитывать предметы и соотносить число с количеством.

В качестве методического сопровождения была разработана систему мероприятий, которая включает в себя разнообразные игры и познавательно

-исследовательские упражнения, направленные на развитие математических представлений дошкольников, обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы и прогулочного участка наглядными пособиями, дидактическими играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы)

В представленном  опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор д...

Роль дидактических игр и игровых упражнений в развивающем обучении детей дошкольного возраста в ООД по формированию элементарных математических представлений

1. Влияние игр на воспитание и развитие ребенка2. Дидактические игры на занятиях по математикеа) Игры с цифрамиб) Путешествие во временив) Игры на ориентацию в пространствег) Игры с использованием гео...

Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)

Данная тема является на сегодняшний день очень актуальной, так как реализация ФГОС ДО предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех направлениях разв...

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представ лений у детей дошкольного возраста»

laquo;Учиться можно только весело»  Французский романист Анатоль Франс.           Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарн...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...