Планирование работы по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
проект (подготовительная группа)

Анна Игоревна Колесникова 96

Актуальность работы имеет прямое отношение к организации трудового воспитания дошкольников в дошкольных общеобразовательных учреждениях и является одной из главных задач по воспитательно-оздоровительной и трудовой организации детей посредством реализации ФГОС в дошкольных общеобразовательных учреждениях.

Ведь трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_podg_gr.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Москва» управление делами президента РФ

Планирование работы

по самообразованию

на 2024 – 2025 учебный год

на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Подготовила: воспитатель

Колесникова А.И.

Ессентуки, 2025г.

Актуальность выбранной темы:

Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге. Трудовая деятельность дошкольника отличается от производственного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.

Самообслуживание -направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд-дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда происходит:

накопление практического опыта;

формирование навыков и умений;

формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);

формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);

участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда, проявление внимания к партнерам по труду.

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

Цель: Формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности.

Задачи:

  • развитие трудовых навыков;
  • включение детей в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд);
  • воспитание положительного отношения к труду;
  • Знакомство с профессиями, ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда;
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда;
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками.


Ожидаемай результат:

• Сформировать элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;

• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

• Развито ответственное отношение порученному делу;

• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;

• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Формы организации: занятия по чтению художественной литературы, просмотр мультфильмов и презентаций, индивидуальная работа, дидактические игры на развитие трудовых умений, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы ознакомления с трудом: чтение произведений о труде и рассказывание воспитателя, обыгрывание различных ситуаций, наглядное ознакомление с трудом взрослых.

Источники самообразования: интернет-ресурсы, методическая литература.

Форма самообразования: Индивидуальная

Срок реализации программы самообразования: 2024 - 2025 гг.

Представление материала: видеоролик

План работы по самообразованию

№п. п

Мероприятие

Месяц

1.

2.

3.

Изучение материала по теме.

Диагностика сформированных трудовых навыков и умений дошкольников.

Воспитание навыков самообслуживания.

Сентябрь

Сентябрь-Май

4.

5.

6.

7.

Картотека трудовой деятельности.

Создание алгоритмов выполнения действий

Уборка листьев.

Поделки из природного материала.

Октябрь

8.

9.

10.

Создание уголка дежурных по столовой, по занятиям, в уголке природы.

Информация для родителей «Трудовое воспитание ребенка в семье»

Выставка (ручной труд) «Поделки осени»

Ноябрь

11.

12.

Картотека пословиц, поговорок, загадок о труде Организация посильного труда на участке по строительству снежного городка или снежных фигур совместно с воспитателями и родителями.

Декабрь

13.

14.

Публикация на сайте детского сада.

«Как я помогаю родителям», оформление фотоальбома.

Январь

15.

16.

Проведение акции по хозяйственно-бытовому труду «Будет в группе чистота, будет в группе красота»

Выставка поделок(ручной труд) «Зимушка-зима»

Февраль

17.

18.

19.

Уход за цветами в группе. Пересадка цветов.

Посадка семян различных культурных растений в огороде на окне. Наблюдение за всходами и развитием растений.

Презентация «Знакомство с профессиями» Д.и. «Назови профессию», «Кому что нужно для работы» и др.

Март

20.

21.

Создание видеоролика о проделанной работе за год.

Выступление на педсовете.

Апрель

22.

23.

24.

Игра-викторина «Как труд разрушает нашу планету и как он ее спасает»

Оформление клумбы на участке

Выставка работ(ручной труд) «Весна в группе»

Май

Изучение научно-методической литературы:

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой: М.Мозаика-Синтез.2011г.336с.

2. «Знакомим дошкольников с художественной литературой». О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. М.ТЦ Сфера.2009г. 176с

3. «Трудовое воспитание в детском саду» Л.В.Куцакова:М.Мозаика-Синтез. 2017г.

4. «Поиграем в профессии» Е.А.Алябьева:М.ТЦ Сфера 2016г. 128с.

5. «Оригами. Игрушки из бумаги». С.Соколова:СПб «Валери СПД» 2017г. 112с.

6. «Тропинка в природу» В.В.Смирнова, Н.И.Балуева,:СПб. «Союз». 2003г. 208с.

7. «Бумажная пластика», Л.А.Парамонова: Издательство дом «Карапуз».

6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".        Ливерко М...

План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...

Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Цель:  Создание условий для совместной деятельности родителей, детей и педагогов по формированию основ трудового воспитания дошкольников.Задачи: Проанализировать теоретические аспекты проблемы тр...

Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально ...

Программа саморазвития на 2024-2025 учебный год «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Цель работы: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей среднего возраста посредством чтения художественных произведений.Задачи:проанализировать методическую литературу, другие и...