Программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
материал

Шебукова Марина Владимировна

Цель:  Создание условий для совместной деятельности родителей, детей и педагогов по формированию основ трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические аспекты проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Развивать трудовые навыки у детей.
  • Воспитывать интерес и положительное отношение к труду.
  • Способствовать всестороннему развитию детей в труде.
  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samorazvitiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

             

Программа

профессионального  саморазвития педагога

Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Разработала:

воспитатель

Шебукова Марина Владимировна

г. Нижний Новгород

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель программы
  4. Задачи программы
  5. Ожидаемые результаты программы
  6. Этапы реализации программы
  7. План работы по самообразованию
  8. Литература

Пояснительная записка

В   системе   образования в  последние годы  происходят  серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования и саморазвития, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Актуальность:

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель:  Создание условий для совместной деятельности родителей, детей и педагогов по формированию основ трудового воспитания дошкольников.

Задачи:

  • Проанализировать теоретические аспекты проблемы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Развивать трудовые навыки у детей.
  • Воспитывать интерес и положительное отношение к труду.
  • Способствовать всестороннему развитию детей в труде.
  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Сроки реализации программы - 3 года.

Предполагаемый результат:

1. Развитие у детей интереса к трудовой деятельности;  

2. Формирование активного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми;

3. Способность дошкольников к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в проявлении своих чувств.

Этапы реализации программы:  

I этап – аналитический (первый год работы над темой)

Цель: Провести анализ ситуации по теме «Нравственное воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности».  Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.  Разработать план мероприятий с детьми по развитию нравственных качеств средствами трудовой деятельности.  

II этап – диагностический (первый год работы над темой)

Цель: изучить уровень развития нравственного воспитания детей посредством трудовой деятельности, наметить пути коррекционной поддержки.  

III этап - практический (второй год работы над темой)

Цель: Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. Внедрение в образовательный процесс средства с целью воспитания нравственных качеств средствами трудовой деятельности.

IV этап – обобщающий (третий год работы над темой)

Цель: Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

V этап – внедренческий (третий год работы над темой)

Цель: Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение.

План работы по самообразованию (первый год)

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Изучение методической литературы и нормативно – правовых документов.  

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете 

Сентябрь- Май

  • 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  • 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
  • 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
  • 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
  • 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
  • 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980:

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Участие в системе методической работы.

Разработка перспективного плана работы по теме «Трудовое воспитание».

Ноябрь

Работа с детьми.

  • Приобретение материала для организованной образовательной деятельности.
  • Диагностика уровня развития нравственных качеств средствами трудовой деятельности

В течение года

Октябрь, май

Работа с семьей, социумом.

  • Анкетирование: « «Воспитание трудолюбия в семье»
  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Подготовка  бесед для родителей по темам:

  • 1.«Трудовое воспитание в семье»;

2.« Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду »

Совместное с родителями сооружение зим них построек.

 Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории,  посадка цветов и деревьев).

Сентябрь

В течение года

В течение года

Январь

Апрель –май

Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

  • лото «Кем быть?». Игра для детей 4-7 лет;
  • - иллюстрации о труде взрослых;
  • - дидактическая игра «Ком,у что нужно для работы?»
  • - кукольная одежда;
  • - семена, ящики с землей.

В течение года

 План работы по самообразованию (второй год)

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Участие в системе методической работы.

Разработка конспектов ООД по трудовому воспитанию на тему «Профессии».

Разработка конспектов ООД по трудовому воспитанию на тему «Уход за комнатными растениями».

Показ открытой ООД  на тему «Профессии».

Выступление на Педагогическом совете на тему: «Нравственной воспитание детей средствами трудовой деятельности»

Показ открытой ООД  на тему «Уход за комнатными растениями».

Консультации для педагогов: Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Работа с детьми.

Приобретение материала для организованной образовательной деятельности

Диагностика. Подведение итогов

В течение года

Май

Работа с семьей, социумом.

Родительское собрание: «Система работы ДОУ по нравственно- трудовому воспитанию дошкольников»

Консультация: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду» (групповые)

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Совместное с родителями сооружение зимних построек.

Консультация: «Трудовое воспитание в семье» (групповые)

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание».

Совместная работа с родителями и детьми на участке (озеленение территории,  посадка цветов и деревьев).

Сентябрь

Октябрь

В течение года

Декабрь-февраль

Ноябрь

Декабрь

Апрель – май

  1. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

  • Приобретение иллюстрационных материалов и дидактической литературы по теме.

В течение года

        

План работы по самообразованию (третий год)

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Участие в системе методической работы.

Оформление опыта работы по данной теме

Обобщение опыта работы на Педагогическом Совете МБДОУ

Сентябрь-декабрь

Февраль

Работа с детьми.

Приобретение материала для организованной образовательной деятельности:

В течение года

Работа с семьей, социумом.

Консультации по данной теме (индивидуальные)

Презентация опыта «Нравственное воспитание дошкольников средствами трудовой деятельности» на итоговом родительском собрании.

В течение года

Май

 

Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

Приобретение иллюстрационных материалов и дидактической литературы по теме.

В течение года

 

Литература:

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

4. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. М.: Просвещение, 1987. - 96с.

5. Изучение статей в журналах:

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".        Ливерко М...

План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...

Проект на тему: "Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности старших дошкольников"

Приобщение ребёнка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребёнка, его гуманистической напр...

Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально ...