План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
методическая разработка на тему

Куулар Раджана Джоновна

План

самообразования воспитателя

Старшей группы №2

«Цветик-семицветик»

на 2017-2018 год

на тему:

«Воспитание дошкольников

посредством трудовой деятельности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №26 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

План

самообразования воспитателя

Старшей группы №2

«Цветик-семицветик»

на 2017-2018 год

на тему:

«Воспитание дошкольников

посредством трудовой деятельности»

Воспитатель:

Грижибовская П.В.

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

«Труд - это могучий воспитатель, а также средство

всестороннего развития человека» 

А. С. Макаренко.

Труд - это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

А.С. Макаренко писал о том, трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это забота людей друг о друге.

Трудовая деятельность дошкольника отличается от производственного и бытового труда взрослых. Она не приводит  к получению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психического развития самого ребёнка. Специфика труда дошкольника состоит в том, что труд тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у игровой и трудовой  деятельности общий источник – потребность принимать активное участие в жизни взрослых, а также стремление к самостоятельности. В труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре ребёнок  действует в воображаемом плане, но не имеет конкретного результата. В труде действия  реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

Трудовое воспитание в условиях ДОУ – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают три основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд и ручной труд.

Самообслуживание  направлено на уход за собой. Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни группы детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей и  полезные практические навыки, формирует интерес к работе,  умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда происходит:

-накопление практического опыта;

-формирование навыков и умений;

-формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата);

-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий);

-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, ощущение радости от результата труда, проявление внимания к партнерам по труду.

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Цель: формирование основ трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества;

Предполагаемый результат:

  • Расширены представления детей  о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
  • Сформированы  элементарные навыки самоконтроля и самопроверки в ходе выполнения поставленной задачи;
  • Развито ответственное отношение порученному делу;
  • Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
  • Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

План работы по теме

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Составление плана работы с детьми, подбор и изучение литературы

Сентябрь-май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ и изучение литературы

Работа с детьми

Сентябрь

Составление графика дежурств. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками сельскохозяйственной сферы. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?». Занятие НОД: рисование на тему «Сбор урожая»

Выставка рисунков «Сбор урожая».

Октябрь

Дежурство по столовой (расставление салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания. Дидактические игры «У нас порядок», «Оденем Катю на прогулку». Игра поручение: «Помоги отнести сухие листья».

Выставка работ-аппликаций на тему «Сезонная одежда». Поддерживание чистоты в группе.

Ноябрь

Дежурство по столовой. Занятия по ручному труду: изготовление поделок на тему «Животные жарких стран».  Беседы о ценности хозяйственно-бытового труда. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к НОД.

Выставка поделок «Животные жарких стран»

Декабрь

Дежурство по столовой. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Г. Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой». Знакомство с профессией врача и ветеринара. Дидактическая игра «Кукла заболела». Изготовление елочных игрушек.

Серия занятий по ручному труду на тему: «Игрушки на елку».

Январь

Дежурство по столовой. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. Занятие НОД: рисование работников различных профессий.

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Февраль

Ручной труд: изготовление поделок из лоскутков ткани. Дежурство по столовой. Дидактические игры: «Кто где работает?», «Разведка полезных дел». Воспитание заботливого отношения к растениям, животным, птицам, рыбам посредством бесед и рассматривания иллюстраций. 

Серия занятий по ручному труду, обучающих изготавливать простейшие поделки из лоскутков ткани.

Март

Наблюдение ухода за растениями в помещении и на улице. Посадка семян на рассаду. Игра поручение: «Собери семена в коробочку». Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».

Трудовой десант «Мы-огородники».

Апрель

Дежурство по столовой. Заучивание стихотворений о профессиях. Дидактические игры: «С какого дерева листок?», «Что откуда?», «Деревья и кустарники», «Цветок-лепесток». 

Конкурс стихотворений «Все профессии важны».

Май

Дежурство по столовой. Дидактическая игра: «Выбираем работу». Запись рассказов детей о том, кем они хотят стать, когда вырастут. Оформление сборника рассказов. 

Составление сборника детских рассказов «Кем я хочу стать, когда вырасту».

Работа с семьей

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Трудовое воспитание дошкольников в семье».

Октябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Формирование трудовых навыков детей».

Декабрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду».

Январь

Подготовка информации для повышения педагогической компетенции родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Выставка «Мы любим трудиться!»

Самореализация

Ноябрь-март

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы)

Составление картотеки игр по трудовому воспитанию.

В теч. года

Посещение кластеров, открытых встреч педагогов, семинаров, тренингов.

Май

Отчет по теме самообразования.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе .Тема "Цветик - семицветик"

Конспек непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема "Цветик-семицветик"...

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности".

Презентация на тему " Воспитание детей посредством трудовой деятельности"...

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".        Ливерко М...

План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...

Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально ...