Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально – коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида "Родничок"

Самообразование по теме:

Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности

(старший возраст)

2024 – 2025 учебный год

Воспитатель:

Лесняк О.Н.

2024г.

Пояснительная записка

Актуальность

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально – коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

Задачи:

- развивать трудовые навыки у детей;

- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

- способствовать всестороннему развитию детей в труде.

Предполагаемый результат:

- будут        расширены        представления        детей        о        хозяйственно – бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

- будет развито ответственное отношение детей порученному делу;

- у        детей        будет        сформировано        уважительное        отношение        к личному труду, труду взрослых и сверстников;

- будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделим следующие виды трудовой деятельности старших дошкольников:

- самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно – гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе планируется использовать разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др.

- хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого учебного года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении учебного года со старшими дошкольниками планируется организовать с ребятами сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега; ежедневное наведение порядка в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами будем мыть игрушки, обтирать строительный материал.

- труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети будут принимать участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирать по мере необходимости листочки. Ежедневно с наступления холодов подкармливать птиц на участке. Весной организуем огород на подоконнике: высадим лук и семена на рассаду, уход и наблюдение за их ростом. Осенью будет собирать семена календулы, бархоток и космеи.

- ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).

- ознакомление с трудом взрослых. Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

Формы и методы работы:

Формы – индивидуальные, подгрупповые, групповые.

Методы – практические, словесные, наглядные. Обучение, показ, объяснение, совместный труд, поручения, игровой метод, продуктивная деятельность, экскурсии, творческие задание, дежурство, личный пример, беседа, наблюдение за трудом взрослых.

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи. Поэтому планируем формы работы с родителями:

- консультации;

- папки – передвижки;

- выставки детских и совместных поделок;

- фотоотчёты, фотовыставки;

- участие в конкурсах.

С родителями планируется провести консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Какой труд доступен детям», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей», оформлена папка – передвижка «Трудовое воспитание в семье».

Считаю, что в процессе участия детей в трудовой деятельности позволит детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.

Сроки и этапы реализации плана по самообразованию: учебный год 2024 – 2025.

Этапы

Подготовительный этап:

- изучение учебно – методической литературы;

- разработка плана работы;

- разработка консультаций и наглядного материала для родителей;

- обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

Основной этап.

- реализация идеи, цели, задач, плана;

Заключительный        этап:

- анализ        результатов        проделанной        работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.

2. Перспективное планирование по самообразованию

Этапы работы:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

  1. Изучение учебно – методической литературы.
  2. Диагностика старших дошкольников
  3. Разработка плана работы.
  4. Разработка        консультаций        и        наглядного материала для родителей.
  5. Работа        по        обогащению        развивающей предметно – пространственной среды

Сентябрь

Основной

  1. Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.
  2. Знакомство с профессиями работников детского сада, работниками

сельскохозяйственной сферы. Д/и «Кому что нужно для работы?». Занятие: рисование на тему «Сбор урожая».

  1. Дежурство по столовой (расставление

салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.

Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление

последовательности одевания и раздевания.

  1. Изготовление картотек пословиц, поговорок и загадок о труде. Чтение произведения

Е.Пермяка «Торопливый ножик», беседа.

Октябрь

1.        Знакомство        с        профессией        почтальона (экскурсия на почту).

Ноябрь

  1. Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
  2. С/р игра «Почта».
  3. Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

  1. Знакомство с профессией швеи.
  2. Изготовление поделок из лоскутков ткани.
  3. Дежурство по столовой (расставление

салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок).

  1. Изготовление елочных игрушек.

Декабрь

  1. Знакомство с профессией врача и ветеринара.
  2. С/р игра «Кукла заболела».
  3. Беседы об опрятности, аккуратности, порядке.
  4. Поддержание порядка в группе. Введение индивидуальных и совместных поручений для подготовки к занятиям.

Январь

  1. Ознакомление детей с трудом взрослых.
  2. Наблюдение за трудом дворника. Помощь ему в уборке снега на участке группы.
  3. Беседа с детьми о профессиях родителей.
  4. С/р игра «Ветеринарная клиника».

Февраль

  1. Наблюдение        ухода        за        растениями        в помещении и на улице.
  2. Посадка семян на рассаду.

Март

  1. Игра поручение: «Собери семена в коробочку».
  2. Дежурство по столовой. Д/и «Покажи Маше, как ухаживать за цветами».

  1. Дежурство по столовой.
  2. Заучивание стихотворений о профессиях.
  3. Привлечение детей к помощи при мытье игрушек.
  4. Загадки, пословицы и поговорки о труде.

  Апрель

Заключительный

  1. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.
  2. Диагностика старших дошкольников.
  3. Отчет по самообразованию.

  Май

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-6 лет. - М.: Сфера, 2016. - 573 c.
  2. Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие. – М.: Академия, 2014. - 208 c.
  3. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
  4. Домашние обязанности детей. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций. – М.: СИНТЕГ, 2016. - 250 c.
  5. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Владос, 2012. - 719 c.
  6. Комплект плакатов "Уголок дежурства дошкольников": 4 плаката "Дежурный по игрушкам", "Дежурный по занятиям", "Дежурный по уголку природы", "Дежурный по столовой". – М.: Гостехиздат, 2016. - 171 c.
  7. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 128 c.
  8. Лабутина Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 236 c.
  9. Маханева М.Д. Учим детей трудиться. - М.: Сфера, 2012. - 272 c.
  10. Нищева Н.В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 108 c.

Приложение 1

Требования к трудовым операциям и условиям хозяйственного быта в

старшей группе

Трудовые операции и действия

Условия для хозяйственно – бытового

труда

  1. Протирать игрушки и учебные пособия.
  2. Мыть игрушки, строительный материал.
  3. Уметь наводить порядок на участке: подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега.
  4. Поливать песок в песочнице.
  5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола.
  6. Убирать посуду после еды.
  7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий.
  8. Убирать после занятий, мыть кисточки, розетки для красок, палитру.
  9. Протирать столы.
  1. Детские метлы, совки.
  2. Деревянные лопатки для снега.
  3. Ведра, лейки для полива песка в песочнице.
  4. Тазики, тряпки (губки).
  5. Уголок дежурных по столовой (по занятиям).
  6. Фартуки дежурных.
  7. Щетки – сметки, совок.
  8. Губки (тряпки) для протирания столов.
  9. Постоянное место для хранения каждой игрушки, игрового и строительного материала.
  10. Бумага, ножницы, клеевые кисти, картон (для подклеивания книг, коробок).

Приложение 2

Критерии обследования трудовых навыков

у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Трудовая деятельность по уходу за растениями

Умение принять цель и выделить предмет труда.

Умение предвидеть результат труда, спланировать трудовой процесс.

Умение отобрать необходимое оборудование .Освоение трудовых навыков и умений.

Хозяйственно – бытовой труд

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково).

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное).

Ручной труд

Ручная умелость.

Способность реализовать замысел.

Дежурство

  • по столовой;
  • в игровом уголке.

Ознакомление с трудом взрослых

Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"

Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...

План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...

План самообразования «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.Задачи:&bull...

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".        Ливерко М...

План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".

Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...