Самообразование по теме: Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности (старший возраст) 2024 – 2025 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально – коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe.docx | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида "Родничок"
Самообразование по теме:
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности
(старший возраст)
2024 – 2025 учебный год
Воспитатель:
Лесняк О.Н.
2024г.
Пояснительная записка
Актуальность
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально – коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В.А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:
«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Цель работы по теме самообразования: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
- развивать трудовые навыки у детей;
- воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
- способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Предполагаемый результат:
- будут расширены представления детей о хозяйственно – бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
- будет развито ответственное отношение детей порученному делу;
- у детей будет сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
- будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделим следующие виды трудовой деятельности старших дошкольников:
- самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно – гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе планируется использовать разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др.
- хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого учебного года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении учебного года со старшими дошкольниками планируется организовать с ребятами сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега; ежедневное наведение порядка в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами будем мыть игрушки, обтирать строительный материал.
- труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети будут принимать участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирать по мере необходимости листочки. Ежедневно с наступления холодов подкармливать птиц на участке. Весной организуем огород на подоконнике: высадим лук и семена на рассаду, уход и наблюдение за их ростом. Осенью будет собирать семена календулы, бархоток и космеи.
- ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее).
- ознакомление с трудом взрослых. Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Формы и методы работы:
Формы – индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Методы – практические, словесные, наглядные. Обучение, показ, объяснение, совместный труд, поручения, игровой метод, продуктивная деятельность, экскурсии, творческие задание, дежурство, личный пример, беседа, наблюдение за трудом взрослых.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно при условии совместной работы детского сада и семьи. Поэтому планируем формы работы с родителями:
- консультации;
- папки – передвижки;
- выставки детских и совместных поделок;
- фотоотчёты, фотовыставки;
- участие в конкурсах.
С родителями планируется провести консультации на темы: «Приучаем ребёнка к порядку», «Какой труд доступен детям», «Как воспитать помощника», «Домашние обязанности для детей», оформлена папка – передвижка «Трудовое воспитание в семье».
Считаю, что в процессе участия детей в трудовой деятельности позволит детям демонстрировать свои умения, ощущать радость от результата труда, проявлять внимание к партнерам по труду.
Сроки и этапы реализации плана по самообразованию: учебный год 2024 – 2025.
Этапы
Подготовительный этап:
- изучение учебно – методической литературы;
- разработка плана работы;
- разработка консультаций и наглядного материала для родителей;
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
Основной этап.
- реализация идеи, цели, задач, плана;
Заключительный этап:
- анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.
2. Перспективное планирование по самообразованию
Этапы работы:
Этапы | Содержание работы | Сроки |
Подготовительный |
| Сентябрь |
Основной |
сельскохозяйственной сферы. Д/и «Кому что нужно для работы?». Занятие: рисование на тему «Сбор урожая».
салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок). Беседы об опрятности, аккуратности, порядке. Закрепление элементарных навыков самообслуживания. Закрепление последовательности одевания и раздевания.
Е.Пермяка «Торопливый ножик», беседа. | Октябрь |
1. Знакомство с профессией почтальона (экскурсия на почту). | Ноябрь |
| ||
салфетниц, корзинок, стаканов и тарелок).
| Декабрь | |
| Январь | |
| Февраль | |
| Март |
| ||
| Апрель | |
Заключительный |
| Май |
Список литературы
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5-6 лет. - М.: Сфера, 2016. - 573 c.
- Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие. – М.: Академия, 2014. - 208 c.
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
- Домашние обязанности детей. Ширмы с информацией для родителей и педагогов из 6 секций. – М.: СИНТЕГ, 2016. - 250 c.
- Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Владос, 2012. - 719 c.
- Комплект плакатов "Уголок дежурства дошкольников": 4 плаката "Дежурный по игрушкам", "Дежурный по занятиям", "Дежурный по уголку природы", "Дежурный по столовой". – М.: Гостехиздат, 2016. - 171 c.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 128 c.
- Лабутина Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 236 c.
- Маханева М.Д. Учим детей трудиться. - М.: Сфера, 2012. - 272 c.
- Нищева Н.В. Кем быть? Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями педагогу дошкольного образовательного учреждения. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 108 c.
Приложение 1
Требования к трудовым операциям и условиям хозяйственного быта в
старшей группе
Трудовые операции и действия | Условия для хозяйственно – бытового труда |
|
|
Приложение 2
Критерии обследования трудовых навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Трудовая деятельность по уходу за растениями | Умение принять цель и выделить предмет труда. Умение предвидеть результат труда, спланировать трудовой процесс. Умение отобрать необходимое оборудование .Освоение трудовых навыков и умений. |
Хозяйственно – бытовой труд | Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково). Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное). |
Ручной труд | Ручная умелость. Способность реализовать замысел. |
Дежурство |
|
Ознакомление с трудом взрослых | Ребенок имеет четкие представления о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, летчик, сталевар, артист, художник, врач). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя в старшей группе на тему "воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Тема: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»Актуальность темы: Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном го...
План самообразования воспитателя Старшей группы №2 «Цветик-семицветик» на 2017-2018 год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Плансамообразования воспитателяСтаршей группы №2«Цветик-семицветик»на 2017-2018 годна тему:«Воспитание дошкольниковпосредством трудовой деятельности»...
План самообразования «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
План по самообразованию «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.Задачи:&bull...
План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
План самообразования воспитателя старшей группы на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности". Ливерко М...
План самообразования воспитателя средней группы Лобановой М.А. на тему: "Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности".
Актуальность темыТрудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направл...
Презентация по теме самообразования " Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности"
Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности...