Профилактика деструктивного поведения в ДОУ
методическая разработка
Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают всё более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений. Поскольку наши воспитанники – будущие подростки, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на профилактику данных явлений в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика деструктивного поведения в ДОУ
Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают всё более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений. Поскольку наши воспитанники – будущие подростки, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на профилактику данных явлений в дошкольном детстве.
Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте:
— привлечение внимания;
— борьба за власть;
— месть;
— демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи.
В подростковом возрасте появляются еще три цели:
— потребность в принадлежности к группе;
— потребность в достижении превосходства над окружающими;
— потребность в достижении психофизиологического возбуждения.
В дошкольном возрасте можно выделить следующие виды деструктивного поведения:
- антисоциальное (направленное против социума) - агрессивное, жестокое;
- аддиктивное (являющееся следствием зависимости) - наркомания, курение, алкоголизм, токсикомания;
- суицидное (направленное против самого себя);
- фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо) - игровая зависимость, гаджет – зависимость, блоггеры;
- нарциссическое (ребенок не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других);
- аутическое - изоляция от общества, социальная дезадаптация;
- конформистское – гиперзависимость от другого, отсутствие своего мнения, ведомость, деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.
Главное правило, которое необходимо усвоить: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.
Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях, поэтому важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение.
В нашем ДОУ проблемы профилактики деструктивного поведения успешно решаются посредством реализации инклюзивного проекта «Вместе весело шагать», который реализуется в рамках модели инклюзивного образования ДОУ, с целью создания условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности. Данный проект будет реализовываться третий год, главной целью проекта на этот учебный год выступает преодоление школьной дезадаптации наших будущих выпускников, создание условий для успешной адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению.
Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» направлена на решение проблем не только обучающихся с особенностями в развитии, а также учитывает адаптацию нормотипичных сверстников в инклюзивной среде.
Мероприятия практики основываются на принципе Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» выявления, поддержки и развития способностей детей всех категорий.
В рамках практики выделены следующие направления деятельности:
- игровая деятельность (предполагает разучивание детьми игр и передачу игрового опыта);
- волонтерство (оказание детьми различной добровольной помощи на благо всего детского сада);
- творческое (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и другие творческие мероприятия);
- спортивное (проведение утренней или корригирующей зарядки, соревнования, спортивные игры);
- театрализация (совместное разучивание спектаклей и театральных постановок, других видов театра);
- экспериментирование (проведение опытов, исследовательская деятельность);
- интерактивные (презентация игр, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).
На эффективность практики указывают следующие результаты:
дети с нормой развития и дети с ООП:
- усовершенствовали качество взаимодействия с другими людьми, что свидетельствует о возможности их успешной социальной адаптации;
- стремятся помогать другим детям в быту, игре, творческой деятельности;
- не испытывают трудности при вступлении в коммуникацию со сверстниками, свободно используют речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли, отстаивают свои интересы;
- не стесняются в общении со сверстниками и другими людьми, способны выступить перед группой сверстников, отстоять свои интересы;
- получили опыт публичных выступлений, что значительно облегчает вхождение в социум на следующей ступени получения образования
дети с ООП:
- используют практический опыт сверстников с нормой развития и переносят его на различные виды своей деятельности;
- успешность воспитанников в определённой области, к которой у них есть склонность и способность, способствует формированию адекватной самооценки, что позволяет повышать уровень индивидуальных достижений
дети с нормой развития:
- относятся толерантно к сверстникам с особенностями в развитии, что формирует их нравственные качества, принятые в современном обществе
родители:
- мотивированы к созданию благоприятных условий для раскрытия ресурсных возможностей детей в успешных для них видах деятельности.
- полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей
- обладают инклюзивной культурой и толерантным отношением к воспитанникам ООП
- удовлетворённость родителей воспитанников получением образовательных услуг составляет не менее 89% от общего количества родителей.
педагоги:
- обладают опытом инновационных форм эффективного взаимодействия с родителями
- сформирована команда единомышленников: специалистов и педагогов, готовых к созданию комфортной образовательной среды, гибкости и вариативности реализации инклюзивного образования, обеспечивающего равенство образовательных прав всех детей;
-обобщили и распространили профессиональный опыт на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.
Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» широко представлена на разных уровнях и получила высокую оценку в педагогическом сообществе:
- Сертификаты участников V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» 2022г.
- Благодарственное письмо спикерам вебинара «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» в рамках цикла мероприятий ЦНППМПР 2022г.
- Сертификат ТОП-20 лучших образовательных практик дошкольного образования городского фестиваля «SMART-практика 2022г.»
- Сертификат докладчика стажировочной площадки «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» 2022г.
- Сертификат за выступление на ГМО педагогов-психологов г.Лесосибирска 2022г.
- Диплом участников международного конкурса «Формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития в современном детском саду» 2022г.
- Сертификат участников IX Всероссийской научно-практической конференции «Социализация личности в условиях образовательного процесса» 2021г.
- Публикация в электронном сборнике V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» по теме: «Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022г.
- Публикация в электронном сборнике СФУ XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» по теме: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивного проекта «Вместе весело шагать» 2022г.
- Публикация в журналах «Дошкольная педагогика» №3, №4. ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2023г.
- Включение практики в РАОП Красноярского края в 2023 году с присвоением продвинутого уровня.
Профилактика деструктивного поведения в ДОУ так же осуществляется в рамках реализации программы Муниципальной стажировочной платформы «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ», которая реализуется в рамках федерального проекта «Учитель будущего» и направлена на повышение методической компетентности педагогов ДОУ. Деятельность стажировочной платформы предполагает организацию деятельности в форме социального партнерства, что способствует повышению открытости образования, профессиональному участию в формировании и реализации образовательной политики города и региона, развития инновационного потенциала для формирования у педагогов компетенций, способствующих обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
С целью оказания семьям, воспитывающим детей раннего возраста, нормотипичных детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи в ДОУ функционируют городские гостиные «Растим малыша», «Развиваемся вместе», которые реализует задачи федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» и действуют на базе консультационного пункта ДОУ. Профилактика деструктивного поведения детей дошкольного возраста является одной из ведущих тем деятельности данных гостиных, поскольку создание превентивных мер является наиболее эффективным средством в профилактике деструктивного поведения детей.
Призываем помнить главное правило: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.
Один из педагогов дошкольного образования в разговоре сказал мне: я воспринимаю ребенка, который демонстрирует социально не желательное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отверженности, обиды, тревоги, незащищенности… У него часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому что если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию. Таких детей я стараюсь держать ближе к себе – в объятиях или держа за руку.
Другой способ уделить внимание детям за хорошее поведение, но не отвлекать их, пока они ведут себя, - это нежно и с любовью прикасаться к ним; например, просто прикоснуться к их плечу или спине. Рекомендуется каждый день дарить детям от 50 до 100 коротких любовных прикосновений.
У известного американского психотерапевта Вирджинии Сатир есть отличная фраза об объятиях: «Обниматься четыре раза в день нам требуется для выживания, восемь – для поддержания себя в нормальной форме и двенадцать – для роста!». Создадим условия для роста и развития наших воспитанников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика деструктивного поведения воспитанников
Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект) Когда ребенок рождается, он все свое время проводит в семье. Но проходит время, и малыш приходит в детский сад, где помимо общени...

Профилактика деструктивного поведения в ДОУ
Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неук...

Консультации и рекомендации для родителей «Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика»
Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из центральных социально - психологических проблем современной науки.Деструктивное поведение – это устойчивое поведение пси...

Консультация для педагогов. Деструктивное поведение ребёнка. Коррекция и профилактика.
Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

"Профилактика деструктивного поведения дошкольников"
Методический комплекс «Социомониторинг Сервис» позволяет не только математически точно рассчитать показатели социальной адаптации, социальной...

Игры для профилактики и коррекции деструктивного поведения у детей дошкольного возраста.
Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Профилактика деструктивного поведения у детей дошкольного возраста
Неумение дошкольников выражать эмоциональное состояние адекватным способом приводит к конфликтам в детских группах, появлению личностных проблем. Позднее это проявляется в агрессии и деструктивном пов...