Консультация для педагогов. Деструктивное поведение ребёнка. Коррекция и профилактика.
консультация

Соколова Татьяна Александровна

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с деструктивным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл destruktivnoe_povedenie_detey.docx57.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Деструктивное поведение ребёнка. Коррекция и профилактика.

Деструктивное поведение у детей дошкольного возраста

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с деструктивным поведением.

Что такое деструктивное поведение?  

Деструктивное поведение - это практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

Деструктивное поведение возникает  в следствии того, что ребенок не может контролировать свое поведение, свои желания или эмоции, когда ребенок не осознает проблему; не может выразить свои чувства и переживания словами.

Пример такого поведения – это вспышки гнева, прерывание других, импульсивность, не считающуюся с безопасностью или последствиями, агрессивность или другие социально неприемлемые действия.

Причины деструктивного  поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении детей, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой деструктивного  поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

- врожденные;

- наследственные;

- приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Социальные причины

В первую очередь к социальным причинам деструктивного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения деструктивного поведения ребенка, делятся на следующие типы.

Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.

Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности ребёнка. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы деструктивного поведения.

В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.

В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.

Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у  ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:                  

- скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);

- потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);

- чрезмерная строгость и требовательность к малышу;

- эмоциональное отвержение;

- гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления деструктивного поведения ребёнка дошкольного возраста.

Педагогические причины

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной деструктивного  поведения.

Типичные виды деструктивного  поведения дошкольников

  • импульсивное,
  • демонстративное,
  • протестное,
  • агрессивное,
  • недисциплинированное.

Проявление импульсивного поведения

  • У ребенка невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость невнимательность.
  • Он постоянно совершает беспокойные движения ;
  • Сидя на стуле, корчится, извивается;
  • Легко отвлекается; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий; на вопросы часто отвечает не задумываясь;
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
  • Не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей и т.д.

Причины импульсивного поведения

Психологические и физиологические причины -слабость тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности системы речи. А речь - мощное средство осознания своего поведения.

Проявления демонстративного поведения

Ребенок стремится к демонстрации своей индивидуальности - кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом.

Ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге ребенок как бы «говорит»: «Я делаю то, что вам не нравится. Я -  плохой».

Еще вариант демонстративного поведения детей — это капризы, часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми.

Капризы обычно сопровождаются проявлением:

  • недовольства и раздражительности:
  • плачем,
  • двигательным возбуждением,
  • катанием по полу,
  • разбрасыванием игрушек и вещей.

Причины демонстративного поведения

Это единственно возможный способ привлечь к себе внимание взрослых в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения  любовь, ласку, тепло), а также если общаются в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребенок использует  единственную ему доступную форму — демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Общение» состоялось.

Проявления протестного поведения

Это негативизм, упрямство, строптивость. В кризис трехлетнего возраста, подобные  изменения в поведении ребенка - это нормальное формирование личности, стремление  к самостоятельности. Если подобные проявления у ребенка носят  негативный характер, это -  недостаток поведения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.

  • беспричинные слезы,
  • грубость, дерзость
  • замкнутость, отчужденность,
  • обидчивость.

Дети становятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно.

Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал...

Строптивость безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Дети с протестным поведением чаще других сверстников провоцируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они разрешают конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.

Причины протестного поведения

  • У ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, не дающим им  самостоятельности. Это результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.
  • Длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.
  • Общая перевозбудимость, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

Проявления агрессивного поведения

Это целенаправленное разрушительное поведение. Ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, психическая напряженность, подавленность, страх и др.).

Дети, прибегающие к агрессивному поведению,  импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются:

  • тревожность,
  • эмоциональная неустойчивость,
  • слабая способность к самоконтролю,
  • конфликтность,
  • враждебность.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми. Она вызывает негативную реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает  порочный круг.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Причины агрессивного поведения

  • Влияние неблагоприятных внешних условий - авторитарный стиль воспитания, изменения системы ценностей в семейных отношениях. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей. Чтобы его разрядить, некоторые из них прибегают к агрессивному поведению.
  • Дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания, применяемые взрослыми

Проявления недисциплинированного поведения

Это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки.

Детям с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязность, ленность, неряшливость, эгоизм.

Причины недисциплинированного поведения

  • Следствие неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.
  • Неадекватная самооценка ребенка. В этом случае поведение противоречит правилам не потому что ребенок «не знал как...», а просто он «думал, что...». То есть, самоконтроль поведения есть, но основания его — ложные. Это результат недооценки или переоценки детьми своих личностных качеств и возможностей.

Коррекция и профилактика деструктивного поведения у дошкольников

Основные проблемы детей с деструктивным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты крохи с ровесниками, определены следующие пути решения:

  • Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  • Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  • Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  • Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  • Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку 

В работе с дошкольниками, направленной на профилактику и коррекцию деструктивного поведения, предпочтительны не наказания, запреты, нравоучения, а прежде всего — игра.

Так как игра – это ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста

Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни перед  педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство  дошкольного образовательного учреждения.

Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики. Для развития коммуникативной и эмоциональной сферы, как правило, используются:

- коммуникативные и подвижные игры,

-игры-соревнования, игры с правилами

- Сюжетно-ролевые игры;

- Игры-драматизации;

- Режиссерские игры;

- Коллективные дидактические игры;

-Раскрепощающие игры.

Коммуникативные и подвижные игры

Использование коммуникативных и подвижных игр во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста способствует обучению детей приемам саморегуляции, снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных навыков, умения сотрудничать, повышению самооценки и уверенности в себе, что позитивно повлияет на снижение проявлений деструктивного поведения дошкольников и, как следствие, успешную социализацию.

 Игры-соревнования.  

Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру . Игры-соревнования отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно выполнением правил . В этих играх от детей потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра является для дошкольников школой формирования навыков общения, развития реальных взаимоотношений, коммуникативных способностей, межличностных взаимодействий.

Игры-драматизации, театрализованные игры 

Игры драматизации— это театрализованные игры, в которых дошкольники разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни  и др.) В игре – драматизации эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Давно замечено, что способность человека играть чужую роль помогает ему лучше приспособиться к окружающему миру. Театрализованные игры и игры-драматизации стали используются  в качестве расширения практического опыта детей  в процессе освоения ими социально-коммуникативных навыков, развития психических функций (таких, как внимание, память, речь), произвольность психических процессов, снятия психо-эмоциональных напряжений. 

Деструктивное поведение среди детей  связано с недостатком в нравственном воспитании, духовной обеднённости среды, в которой воспитывается ребёнок. Именно поэтому очень важно начинать профилактику деструктивного  поведения с  дошкольного возраста, направляя воспитательную работу на формирование нравственных и этических ценностей у детей. Формирования положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

С этой целью были проведены развлечения и тематические занятия, направленные на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

 День народного единства.

 Акция «Голубь мира».

 Рождественские святки.

 День снятия блокады Ленинграда

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность.

Хороший эмоциональный контакт родителей с  ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.

Именно с целью профилактики проявлений деструктивного поведения мы предложили родителям вместе с детьми принять участие в социальных акциях.

 Акция «Покормим птиц зимой!»

 Акция «Беру пример с мамы»

Акция «Пристегнитесь – это модно!»

Что нужно помнить при работе с дошкольниками с проявлениями деструктивного поведения

  • Будьте последовательны и логичны в своих действиях.
  • Учитывайте интересы детей. В воспитании обязательна поддержка и участие.
  • К воспитательным воздействиям подходите с учетом возрастных и индивидуальных характеристик.
  • Устанавливая правила, сами не забывайте об их выполнении.
  • Уважайте детей, цените их «Я».
  • Признайте уникальность детей, разрешите им быть самими собой.
  • Демонстрируйте свою любовь. Дети должны знать, чувствовать, ощущать свою нужность.
  • Давайте детям высказать свои суждения, мысли. Создайте атмосферу доверия, где можно задать любой вопрос и получить ответ.
  • Разговаривайте с детьми. Дайте понять суть ограничений и запретов.
  • Спрашивайте о детских переживаниях. Рассказывайте о своих.

Десять «не» в воспитательном процессе:

  1. Не унижайте.
  2. Не вымещайте злость и обиды на детях.
  3. Не спешите наказывать. Используйте все возможные другие методы. Убедитесь, что задание подходит возрасту и развитию.
  4. Не ставьте ультиматумы. Договаривайтесь, объясняйте свою позицию.
  5. Не сравнивайте с другими.
  6. Не критикуйте на людях.
  7. Не бойтесь строгости, но будьте справедливы.
  8. Не занимайтесь воспитательными воздействиями в плохом настроении.
  9. Не забывайте хвалить.
  10. Не стесняйтесь признавать неправоту своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция с элементами практической работы для родителей воспитанников средних групп «Деструктивное поведение ребёнка: способы коррекции в семье».

Цель: Психологическое просвещение, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.План лекции:Вводая часть1.     Проявление и причины деструктивизма в младшем и...

Консультация для педагогов "Деструктивное поведение ребенка.Как с ним бороться"

Помщь воспитателям в работе с детьми с нарушением поведения...

Консультация для педагогов "Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей"

Консультация для педагогов "Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей"...

Консультации и рекомендации для родителей «Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика»

Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из центральных социально - психологических проблем современной науки.Деструктивное поведение – это устойчивое поведение пси...

Консультация для родителей «Деструктивное поведение у детей»

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в проц...

Консультация для родителей «Деструктивное поведение у детей»

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в проц...