Профилактика деструктивного поведения в ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Зверева Ирина Валерьевна

Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают всё более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений. Поскольку наши воспитанники – будущие подростки, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на профилактику данных явлений в дошкольном детстве.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика деструктивного поведения в ДОУ

Актуальность профилактики деструктивных форм поведения обусловлена тем, что с каждым годом возрастает численность несовершеннолетних с особыми образовательными потребностями, в социуме происходит неуклонный рост подростковой девиации, возникают всё более разнообразные и усложняющиеся формы её проявлений. Поскольку наши воспитанники – будущие подростки, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на профилактику данных явлений в дошкольном детстве.

Исследователями в чистом виде выделено четыре ведущие цели деструктивного поведения, проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте:

— привлечение внимания;

— борьба за власть;

— месть;

— демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи.

    В подростковом возрасте появляются еще три цели:

— потребность в принадлежности к группе;

— потребность в достижении превосходства над окружающими;

— потребность в достижении психофизиологического возбуждения.

    В дошкольном возрасте можно выделить следующие виды деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума) - агрессивное, жестокое;
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости) - наркомания, курение, алкоголизм, токсикомания;
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо) - игровая зависимость, гаджет – зависимость, блоггеры;
  • нарциссическое (ребенок не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других);
  • аутическое - изоляция от общества, социальная дезадаптация;
  • конформистское – гиперзависимость от другого, отсутствие своего мнения, ведомость, деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.

Главное правило, которое необходимо усвоить: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.

Профилактика деструктивного поведения заключается в формировании определенных качеств, в социализации личности. Она начинается в семье и продолжается в учебных заведениях.

Профилактика деструктивного поведения в нашем ДОУ направлена на всех участников образовательного процесса,  в рамках реализации программы Муниципальной стажировочной платформы «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ», которая реализуется в рамках федерального проекта «Учитель будущего» и направлена на повышение методической компетентности педагогов ДОУ в том числе, в вопросах профилактики нежелательного поведения детей.

С целью оказания семьям, воспитывающим  детей раннего возраста, нормотипичных детей дошкольного возраста, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи в ДОУ функционируют городские гостиные «Растим малыша», «Развиваемся вместе», которые реализует задачи федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» и действуют на базе консультационного пункта ДОУ. Профилактика деструктивного поведения детей дошкольного возраста является одной из ведущих тем деятельности данных гостиных, поскольку создание превентивных мер является наиболее эффективным средством в профилактике деструктивного поведения детей.

В нашем ДОУ проблемы профилактики деструктивного поведения успешно решаются так же посредством реализации инклюзивного проекта «Вместе весело шагать», который реализуется в рамках модели инклюзивного образования ДОУ, с целью создания условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности. Данный проект будет реализовываться третий год, главной целью проекта на этот учебный год выступает преодоление школьной дезадаптации наших будущих выпускников, создание условий для успешной адаптации выпускников ДОУ к школьному обучению.

Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» направлена на решение проблем не только обучающихся с особенностями в развитии, а также учитывает адаптацию нормотипичных сверстников в инклюзивной среде.

Мероприятия практики основываются на принципе Федерального проекта «Успех каждого ребёнка» выявления, поддержки и развития способностей детей всех категорий.

В рамках практики выделены следующие направления деятельности:

- игровая деятельность (предполагает разучивание детьми игр и передачу игрового опыта);

- волонтерство (оказание детьми различной добровольной помощи на благо всего детского сада);

- творческое (детские мастер-классы, концерты, проведение выставок и другие творческие мероприятия);

- спортивное (проведение утренней или корригирующей зарядки, соревнования, спортивные игры);

- театрализация (совместное разучивание спектаклей и театральных постановок, других видов театра);

- экспериментирование (проведение опытов, исследовательская деятельность);

- интерактивные (презентация игр, показ видеофрагментов театральных постановок, мастер-классов).

На эффективность практики указывают следующие результаты:

дети с нормой развития и дети с ООП:

- усовершенствовали качество взаимодействия с другими людьми, что свидетельствует о возможности их успешной социальной адаптации;

- стремятся помогать другим детям в быту, игре, творческой деятельности;

- не испытывают трудности при вступлении в коммуникацию со сверстниками, свободно используют речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли, отстаивают свои интересы;

 - не стесняются в общении со сверстниками и другими людьми, способны выступить перед группой сверстников, отстоять свои интересы;

- получили опыт публичных выступлений, что значительно облегчает вхождение в социум на следующей ступени получения образования

дети с ООП:

- используют практический опыт сверстников с нормой развития и переносят его на различные виды своей деятельности;

- успешность воспитанников в определённой области, к которой у них есть склонность и способность, способствует формированию адекватной самооценки, что позволяет повышать уровень индивидуальных достижений

дети с нормой развития:

- относятся толерантно к сверстникам с особенностями в развитии, что формирует их нравственные качества, принятые в современном обществе

родители:

- мотивированы к созданию благоприятных условий для раскрытия ресурсных возможностей детей в успешных для них видах деятельности.

- полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей

- обладают инклюзивной культурой и толерантным отношением к воспитанникам ООП

- удовлетворённость родителей воспитанников  получением образовательных услуг составляет не менее 89% от  общего количества родителей.

педагоги:

- обладают опытом инновационных форм эффективного взаимодействия с родителями

- сформирована команда единомышленников: специалистов и педагогов, готовых к созданию комфортной образовательной среды, гибкости и вариативности реализации инклюзивного образования, обеспечивающего равенство образовательных прав всех детей;

-обобщили и распространили профессиональный опыт на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» широко представлена на разных уровнях и получила высокую оценку в педагогическом сообществе:

- Сертификаты участников V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» 2022г.
- Благодарственное письмо спикерам вебинара «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» в рамках цикла мероприятий ЦНППМПР 2022г.
- Сертификат ТОП-20 лучших образовательных практик дошкольного образования городского фестиваля «SMART-практика 2022г.»
- Сертификат докладчика стажировочной площадки «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» 2022г.
- Сертификат за выступление на ГМО педагогов-психологов г.Лесосибирска 2022г.
- Диплом участников международного конкурса «Формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития в современном детском саду» 2022г.

- Сертификат участников IX Всероссийской научно-практической конференции «Социализация личности в условиях образовательного процесса» 2021г.

- Публикация в электронном сборнике V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» по теме: «Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022г.

- Публикация в электронном сборнике СФУ XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» по теме: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивного проекта «Вместе весело шагать» 2022г.

- Публикация в  журналах «Дошкольная педагогика» №3, №4. ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2023г.  

- Включение практики  в РАОП Красноярского края в 2023 году с присвоением продвинутого уровня.

- Лауреат 2 степени в региональном этапе конкурса «Лучший инклюзивный детский сад» 2023г.

Призываем помнить главное правило: чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, нужно позаботиться о его профилактике.

        У известного американского психотерапевта Вирджинии Сатир есть отличная фраза об объятиях: «Обниматься четыре раза в день нам требуется для выживания, восемь – для поддержания себя в нормальной форме и двенадцать – для роста!». Создадим условия для роста и развития наших воспитанников!        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика деструктивного поведения в ДОУ

Слайд 2

Деструктивное поведение – это поведение, которое часто не одобряется окружающими, нарушает нормы общества, а иногда и закона.

Слайд 3

Деструктивное поведение - разрушительное поведение, направленное как на себя, так и на окружающих Профилактика деструктивного поведения основана на социализации несовершеннолетних, формировании у них нравственных качеств субъектов социальных отношений . Институт а м и социализации детей являются семья и образовательные организации.

Слайд 4

Цели деструктивного поведения , проявляющиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте: — привлечение внимания; — борьба за власть; — месть; — демонстрация несостоятельности, или избегание неудачи. В подростковом возрасте появляются еще три цели: — потребность в принадлежности к группе; — потребность в достижении превосходства над окружающими; — потребность в достижении психофизиологического возбуждения.

Слайд 5

с у ицид а л ь н ы й фанатичный аддиктивный антисоциальный Типы деструктивного поведения аутический конформистский

Слайд 6

Проявления деструктивного поведения По отношению к окружающим и внешней среде нарушение с о ци а л ьн ы х отношений причинение ф и з и ч е с к о г о ущерба сквернословие моральное унижение других людей жестокость к ж и в о т н ы м э к о ци д вандализм

Слайд 7

По отношению к себе с у ици д а л ь н о е поведение, суицид действия с риском для жизни интернет- з а в исим о сть чрезмерное в и д о и з менение собственного тела у п о т р е б ление алкоголя, наркотиков, ПАВ Проявления деструктивного поведения

Слайд 8

Муниципальная стажировочная платформа «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ » реализуется в рамках федерального проекта «Учитель будущего» Деятельность стажировочной платформы предполагает организацию деятельности в форме социального партнерства, что способствует повышению открытости образования, профессиональному участию в формировании и реализации образовательной политики города и региона, развития инновационного потенциала для формирования у педагогов компетенций, способствующих обеспечению равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей . Задачи платформы реализуются по модулям: Модуль № 1 «Концептуальные основы инклюзивного образования в условиях дошкольной организации ». Модуль №2 «Основные шаги организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения ». Модуль №3 «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ с учётом нозологии ». Модуль №4 «Инновационные образовательные технологии в инклюзивной практике ДОУ ».

Слайд 9

Городская гостиная «Растим малыша» для родителей, воспитывающих детей раннего возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения функционирует на базе консультационного пункта ДОУ. Реализация превентивных мер и создание условий для формирования педагогической культуры родителей Цель: обеспечение доступности образования и удовлетворения запроса родителей детей раннего возраста, не посещающих ДОУ, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья на образовательные услуги. Городская гостиная «Развиваемся вместе» для родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии реализует задачи федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей». Цель: оказание семьям, имеющим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, информационной, психологической, педагогической и консультативной помощи.

Слайд 10

Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» реализует задачи в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» Команда педагогов, реализующих практику Ц ель: создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ, формирования толерантного отношения детей с нормой развития к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности и раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ. Участники практики

Слайд 11

Период реализации 2022-2023 уч.год Этапы реализации инклюзивной практики Период реализации 2021-2022 уч.год 1 этап: мониторинг детей группы компенсирующей направленности для выявления индивидуальных способностей и интересов. Проведение анкетирования родителей с целью определения склонностей детей в различных видах деятельности, по мнению родителей. Определено содержание мероприятий и сроки их проведения. 2 этап: мероприятия практики реализовывались по различным направлениям, ориентируясь на склонности и интересы каждого ребенка. Мероприятия организованы по индивидуальным направлениям для каждого ребёнка, с целью демонстрации способностей конкретного воспитанника. 3 этап : повторный мониторинг воспитанников, задействованных в мероприятиях практик и . Подведен ие итоги с учетом ожидаемых результатов. 1 этап: наблюдение в инклюзивных и общео развивающих группах , направленное на выявлени е детей с недостаточной социальной адаптацией и низким уровнем принятия сверстников с нарушениями развития. По результатам наблюдения принято решение о целевой групп е практики . Определено содержание мероприятий практики по направлениям и сроки их проведения. 2 этап : реализ ация мероприятий практики по различным направлениям, ориентируясь на календарные события, годовой план работы детского сада, учитывая интересы детей. В каждом последующем месяце происходи т смена ведущего направления деятельности для удовлетворения интересов всех детей. 3 этап : повторное наблюдение за воспитанниками, задействованными в данной практике. Подведение итоги с учетом ожидаемых результатов.

Слайд 12

Период реализации 2023-2024 уч.год Цель периода: создание условий для успешной адаптации будущих выпускников ДОУ к условиям школьного обучения и профилактика их школьной дезадаптации .

Слайд 13

- игровое (разучивание и проведение подвижных, сюжетно-ролевых игр); - творческое (детские мастер-классы, творческие номера, проведение выставок и экскурсий); - спортивное (проведение утренней и корригирующей гимнастики, спортивных игр, соревнований); - экспериментирование (проведение опытов, исследований); - театрализация (инсценировка и драматизация); - волонтерское (оказание помощи в различных видах деятельности, проведение акций). Мероприятия практики организованы по разным направлениям:

Слайд 14

дети с нормой развития и ООП : - усовершенствовали качество взаимодействия с другими людьми, что свидетельствует о возможности их успешной социальной адаптации; - стремятся помогать другим детям в быту, игре, творческой деятельности; - не испытывают трудности при вступлении в коммуникацию со сверстниками, свободно используют речевые формулы, выражают свои просьбы, рассказывают о событиях, озвучивают роли, отстаивают свои интересы; - не стесняются в общении со сверстниками и другими людьми, способны выступить перед группой сверстников, отстоять свои интересы; - получили опыт публичных выступлений, что значительно облегчает вхождение в социум на следующей ступени получения образования. дети ООП : - используют практический опыт сверстников с нормой развития и переносят его на различные виды своей деятельности; - успешность воспитанников в определённой области, к которой у них есть склонность и способность, способствует формированию адекватной самооценки, что позволяет повышать уровень индивидуальных достижений. дети с нормой развития: - относятся толерантно к сверстникам с особенностями в развитии, что формирует их нравственные качества, принятые в современном обществе. Результаты инклюзивной практики

Слайд 15

родители: - мотивированы к созданию благоприятных условий для раскрытия ресурсных возможностей детей в успешных для них видах деятельности; - полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; - обладают инклюзивной культурой и толерантным отношением к воспитанникам ООП; - удовлетворённость родителей воспитанников получением образовательных услуг составляет не менее 89% от общего количества родителей. педагоги: - обладают опытом инновационных форм эффективного взаимодействия с родителями; - сформирована команда единомышленников: специалистов и педагогов, готовых к созданию комфортной образовательной среды, гибкости и вариативности реализации инклюзивного образования, обеспечивающего равенство образовательных прав всех детей; -обобщили и распространили профессиональный опыт на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

Слайд 16

- Сертификаты участников V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» 2022г. - Благодарственное письмо спикерам вебинара «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» в рамках цикла мероприятий ЦНППМПР 2022г. - Сертификат ТОП-20 лучших образовательных практик дошкольного образования городского фестиваля «SMART-практика 2022г.» - Сертификат докладчика стажировочной площадки «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» 2022г. - Сертификат за выступление на ГМО педагогов-психологов г.Лесосибирска 2022г. - Диплом участников международного конкурса «Формы оказания коррекционной помощи детям с нарушениями развития в современном детском саду» 2022г. - Сертификат участников IX Всероссийской научно-практической конференции «Социализация личности в условиях образовательного процесса» 2021г. - 2022г. Публикация в электронном сборнике V Краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одарённости: вызовы, идеи, практики» по теме : « Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ». - 2022г. Публикация в электронном сборнике СФУ XIII Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы» по теме: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивного проекта «Вместе весело шагать». - 2022 г. Вебинар «Технологии эффективного инклюзивного образования в ДОУ» в рамках цикла мероприятий ЦНППМПР, направленных на повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников. - 2023г. Журналы «Дошкольная педагогика» №3, №4. ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - Включение практики в РАОП Красноярского края в 2023 году с присвоением продвинутого уровня. - Лауреат 2 степени в региональном этапе конкурса «Лучший инклюзивный детский сад» 2023г. Инклюзивная практика «Вместе весело шагать» широко представлена на разных уровнях и получила высокую оценку в педагогическом сообществе

Слайд 17

Продолжение реализации 1 и 2 периодов, разработка и реализация 3 периода «Вместе весело шагать по дороге в школу», с целью постепенной адаптации к переходу на следующую ступень образования (преемственность ДОУ и ОУ, через сетевое взаимодействие). Перспективы практики

Слайд 18

Для того, чтобы избежать развития деструктивного поведения личности, необходимо позаботиться о его профилактике!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по профилактике деструктивных проявлений у детей старшего дошкольного возраста» (обмен опытом)

ЦЕЛЬ РАБОТЫ - снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения. Переориентация взаимодействия взрослого и ребенка.         В ...

Профилактика деструктивного поведения воспитанников

Профилактика деструктивного поведения детей (долгосрочный проект) Когда ребенок рождается, он все свое время проводит в семье. Но проходит время, и малыш приходит в детский сад, где помимо общени...

Консультации и рекомендации для родителей «Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика»

Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из центральных социально - психологических проблем современной науки.Деструктивное поведение – это устойчивое поведение пси...

Консультация для педагогов. Деструктивное поведение ребёнка. Коррекция и профилактика.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

"Профилактика деструктивного поведения дошкольников"

Методический комплекс «Социомониторинг Сервис»  позволяет  не  только математически  точно рассчитать  показатели  социальной  адаптации, социальной...

Игры для профилактики и коррекции деструктивного поведения у детей дошкольного возраста.

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

Профилактика деструктивного поведения у детей дошкольного возраста

Неумение дошкольников выражать эмоциональное состояние адекватным способом приводит к конфликтам в детских группах, появлению личностных проблем. Позднее это проявляется в агрессии и деструктивном пов...